Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 62
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты анализа кредитной деятельности банка
1.1. Кредитная политика банка: сущность и виды
1.2. Направления и значение кредитной деятельности коммерческого банка
Глава 2. Оценка кредитной деятельности ПАО Сбербанк
2.1. Виды кредитных операций и организация кредитной деятельности ПАО Сбербанк
Глава 3. Пути совершенствования кредитной деятельности ПАО Сбербанк
3.1. Проблемы эффективного развития кредитной деятельности банка
Проведем оценку структуры кредитного портфеля Сбербанка.
Доля розничных кредитов в кредитном портфеле превысила 30% в течение 2018 года.
Рис. 7. Структура кредитов по срокам погашения
В структуре кредитов больше всего кредитов, которые выданы на период более 3 лет, кредитов до 6 месяцев всего 13,6%.
В 2018 году расходы на создание резерва под кредитные убытки по портфелю кредитов по амортизированной стоимости снизились на 39,2% с 263,7 млрд рублей за 2017 год до 160,2 млрд рублей за 2018 год. Согласно МСФО 9 часть кредитного портфеля подлежит отражению в отчетности по справедливой стоимости через прибыль или убыток. В 2018 году по таким кредитам была отражена отрицательная переоценка вследствие изменения их кредитного качества на сумму 62,9 млрд рублей. С учетом данной переоценки общее снижение расходов под кредитные убытки по всему кредитному портфелю составило бы 15,4% за 2018 год. Снижение связано, главным образом, с улучшением качества кредитного портфеля Группы.
2.2. Анализ эффективности управления кредитным портфелем ПАО Сбербанк
Значение стоимости кредитного риска по кредитному портфелю по амортизированной стоимости сократилось на 67 б.п. в течение 2018 года со 153 б.п. в 2017 году до 86 б.п. в 2018 году.
С учетом отрицательной переоценки кредитов по справедливой стоимости значение совокупной стоимости кредитного риска составило 115 б.п. в 2018 году
Уровень покрытия резервами кредитного портфеля до вычета резерва под кредитные убытки по состоянию на конец 2018 года составил 7,3%, снизившись на 0,5 п.п по сравнению с 1 января 2018 года. Улучшение качества кредитного портфеля нашло отражение в снижении доли неработающих кредитов на 0,7 п.п. Так, за 2018 год доля NPL90+ (неработающих кредитов с просроченными платежами по процентам и/или основному долгу более чем на 90 дней) в совокупном кредитном портфеле Группы снизилась с 4,5% до 3,8%. При этом покрытие резервами неработающих кредитов составило 1,9 раза на конец 2018 года (1,7 раза на конец 2017 года по IAS 39, DenizBank включен). Доля кредитов Стадии 3 и POCI (приобретенные или выданные обесцененные активы) в кредитном портфеле по амортизированной стоимости составила 8,1% на конец 2018 года (на конец первого квартала 2018 года данная доля составляла 8,9%). При этом доля совокупных резервов, созданных под кредитные убытки, к кредитам Стадии 3 и POCI составила 90,4% на конец 2018 года (87,9% на конец 1 квартала 2018 года).
При рассмотрении просроченной задолженности, в ПАО Сбербанк существует её разделение на разные сроки просрочки по количеству дней: до 30 дней, от 31 до 90 дней, от 91 до 180 дней и свыше180 дней. Такая классификация помогает более четко регулировать задолженность и подбирать методы работы с каждой проблемной ссудой. Разделение просроченных ссуд представлено в таблице 4.
Таблица 4
Просроченные ссуды в зависимости от количества дней просрочки за период 2016-2018 гг.
Дата |
До 30 дней |
От 31 до 90 дней |
От 91 до 180 дней |
Свыше 180 дней |
Итого |
На 1 января 2016 г. |
79961 |
35626 |
26123 |
161676 |
303386 |
На 1 января 2017 г. |
115700 |
44600 |
33300 |
209300 |
402900 |
На 1 января 2018 г. |
123799 |
48168 |
35897 |
225416 |
433280 |
Анализируя вышеприведенную таблицу, можно сделать следующие выводы. В целом, наблюдается увеличение объемов просроченных ссуд по всем группам. Наиболее значительное повышение из этих групп было замечено в просроченной задолженности до 30 дней, в двух других группах темп роста объемов просрочки несет менее стремительный характер. Данные выводы характерны для 3 первых групп просроченных ссуд, предоставленных населению. Отдельно стоит выделить ссуды, просроченная задолженность по которым достигает выше 180 дней. В данной группе наблюдается постоянный рост на достаточно большие суммы. Это увеличение носит негативный характер для общей деятельности банка, поскольку заметна склонность к долгосрочным задержкам платежей по предоставленным кредитам, что в целом затрудняет эффективную деятельность разных подразделений банка. Более наглядно структура просроченных ссуд ПАО Сбербанк в зависимости от количества дней просрочки платежей по предоставленным кредитам изображена на рисунке 8.
Рис. 8. Структура просроченной задолженности ПАО Сбербанк, млн руб.
Итак, наибольший удельный вес в общей просроченной задолженности банка составляют ссуды с количеством дней просрочки до 30 дней и свыше 180 дней. Если рассматривать общий вес просроченной задолженности, то в течение периода с 2016 по 2018 годы произошло её увеличение примерно на 142%. Таким образом, наблюдается стремительная тенденция к постоянному повышению проблемной задолженности.
Далее рассмотрим качество кредитного портфеля по соотношению просроченной задолженности и резервов на ее погашение, представленные на рис. 9.
Таким образом, исходя из рис. 9, видно, что доли просроченной задолженности по ссудному портфелю на всем исследуемом периоде не превышают коэффициент резервирования кредитного портфеля, что является положительной тенденцией управления кредитным портфелем банка.
Рис. 9. Качество кредитного портфеля РСБУ (просроченная задолженность и резервы, %)
В результате проведенного исследования выявлены проблемы и слабые стороны кредитной деятельности в ПАО «Сбербанк России»: выявлено, что у ПАО «Сбербанк» отсутствует автокредитование для физических лиц. При этом у прямого конкурента ВТБ развито автокредитование (4 вида автокредитов). Все виды автокредитования выведены в дочерний банк «Сетелем», но на официальном сайте «Сбербанк» данных по автокредитованию нет.
Таким образом, можно отметить, что у банка умеренный уровень проблемной задолженности (доля просроченной на срок более 90 дней и вынужденно реструктурированной задолженности составила 4,25% по кредитам юр. лицам и 3,68% по кредитам физ. лицам).
Глава 3. Пути совершенствования кредитной деятельности ПАО Сбербанк
3.1. Проблемы эффективного развития кредитной деятельности банка
В результате проведенного исследования выявлены проблемы и слабые стороны деятельности в ПАО «Сбербанк России»:
- Выявлено, что у ПАО «Сбербанк» отсутствует автокредитование для физических лиц. При это у прямого конкурента ВТБ развито автокредитование (4 вида автокредитов).
- Более низкая процентная ставка по вкладу на 3 года у Сбербанка по сравнению с банком ВТБ (ВТБ – 6,15%; 5,45% - Сбербанк).
Чтобы повысить эффективность деятельности ПАО «Сбербанк», можно
предпринять следующие проектные меры:
1. Для клиентов банка, которые хотя бы однажды пользовались
услугами «Сбербанка» (в частности, брали кредит и успешно выплатили его),
устроить рассылку пластиковых карт с револьверным кредитом с лимитом в
размере 50 000 рублей. При этом клиент бесплатно получает карту
международной системы, которую можно использовать не только для
снятия наличных средств, но и для оплаты товаров и услуг как в РФ, так и по
всему миру. При этом принцип работы данной карты схож с оформлением
кредитной линии, то есть клиенту открывается кредитная линия на срок от 1
до 2 лет. Для банка это решение позволит сохранить старых клиентов и
привлечь новых.
2. Предложить крупным организациям и предприятиям города
обеспечить выплаты заработных плат и стипендий не посредством кассы
организации, а через зачисление на пластиковые карты, к карте прикрепить
счет с револьверным кредитом и допустимым минусом, который будет
рассчитан пропорционально зарплате либо стипендии. Это обеспечит
привлечение новых клиентов, приобщит их к культуре банковского
обслуживания, станет ежемесячно привлекать большую денежную массу.
3. В части внедрения новых кредитных продуктов целесообразно применять опыт других стран с учетом особенностей российского рынка кредитных услуг, предоставляемых физическим лицам.
В частности, в качестве наиболее перспективным с точки зрения при-
влечения новых клиентов может оказаться так называемый туристический
кредит. Получить такой кредит можно тремя способами. Банки в настоящее
время активно сотрудничают с туристическими агентствами. Поэтому, если у
турфирмы уже заключен контракт с банком, то и заявка на получение ссуды
может быть оформлена прямо в ее офисе и сразу же отправлена на рассмотрение в банк. Другой вариант - необходимые документы заполняются непосредственно в банке, куда туристическая фирма отправит клиента, предварительно снабдив выписанным счетом. Третий способ имеет отношение к тем туроператорам, у которых с банками договоров нет. В этом случае, проявив инициативу, клиент сам изберет банк-кредитор и отнесет туда счет на понравившийся тур.
Таблица 5
Проблемы и рекомендации по их устранению
Проблемы, выявленные в ходе проведенного анализа |
Рекомендации по устранению выявленных проблем |
ЛПР (лицо, принимающее решение) |
1. У банка «Сбербанк» отсутствует автокредитование для физических лиц. При это у прямого конкурента ВТБ развито автокредитование (4 вида автокредитов). |
1. Расширение ассортиментной линейки с помощью кредитных продуктов «Автокредит на новый автомобиль» и «Авто с пробегом». |
Начальники управлений кредитных продуктов территориальных банков |
2. Бюджет расходов на рекламу ниже по сравнению с конкурентом ВТБ, кроме того, произошло его снижение в 2017 году по сравнению с 2016 годом. |
2. Разработка рекламной политики для продвижения новых кредитных продуктов. |
Начальник сектора маркетинга |
3. Неудовлетворенность клиентов качеством обслуживания в банке |
3. Обучение банковских специалистов для повышения качества облуживания. |
Начальники управления обслуживания |
3.2 Рекомендации по совершенствованию кредитной деятельности
Для совершенствования кредитной деятельности ПАО «Сбербанк» рекомендуется:
1. Расширение ассортиментной линейки с помощью кредитных продуктов «Автокредит на новый автомобиль» и «Авто с пробегом».
2. Разработка рекламной политики для продвижения новых кредитных продуктов.
3. Обучение банковских специалистов для повышения качества облуживания.
Рассмотрим мероприятия более подробно.
1. Расширение ассортиментной линейки с помощью кредитных продуктов.
Для обоснования спроса на автокредитования рассмотрим показатели российской статистики.
Рост выдачи автокредитов в 2018 году по сравнению с 2017 годом составил 10,7%. По информации 4 100 кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), по итогам 2018 года количество проданных в кредит автомобилей составило 801,3 тыс. единиц, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 10,7% (в 2017 году - 723,8 тыс. единиц).
Таким образом, количество выданных в 2018 году автокредитов почти достигло показателей «докризисного» 2014 года (823,4 тыс. ед.) (рисунок 11).
Также необходимо отметить, что согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», объем рынка новых легковых автомобилей в 2018 году увеличился на 11,9% по сравнению с предыдущим годом и составил 1 634,2 единиц (в 2017 году – 1 460,0 тыс. ед.).
Одной из значимых тенденций современного рынка автокредитования в России является увеличение доли подержанных автомобилей, оформленных в кредит. Это связано с общей экономической ситуацией и состоянием рынка подержанной автомобильной техники, который в последнее время стал развиваться более активно.
Рис. 10. Динамика выдачи автокредитов в РФ в 2014-2018 гг.,
в тыс. ед.
Все это подтверждает повышение спроса на автокредиты, и дает возможность ПАО «Сбербанк России» расширить свой кредитный портфель.
Для расширения ассортимента предлагается внедрение двух кредитных продуктов:
1. Кредитный продукт «Автокредит на новый автомобиль» - кредит на покупку нового автомобиля в автосалоне.
2. Кредитный продукт «Авто с пробегом» - кредиты на приобретение подержанных автомобилей как у частных лиц, так и у дилеров.
При внедрении кредитного продукта основной задачей является расчет ставки по кредиту.
Планируемые процентные ставки по кредитным продуктам портфеля должны ограничиваться слева минимальным уровнем доходности (безубыточностью) кредитных операций, а справа – целевыми параметрами доходности продаж и кредитоспособности клиентов.