Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 16
Скачиваний: 0
-
- Выводы
Подводя итог по теории «системного подхода в менеджменте» можно добавить пару важной и интересной информации к некоторым, уже изученным, терминам.
На следующем рисунке представлена упрощенная модель организации как открытой системы. Сначала организация получает от окружающей среды информацию, капитал, человеческие ресурсы и материалы. Все это называют вводимыми ресурсами. На стадии преобразования она их обрабатывает и преобразует в товары или услуги – выход, который организация экспортирует в окружающую среду. Если менеджмент эффективен, создается добавочная стоимость входов, и в результате возникают различные дополнительные выходы: прибыль, увеличение доли рынка и объема продаж (в бизнесе), достижения в сфере социальной ответственности, повышение уровня удовлетворения работников, рост организации и т. п.
В последнем параграфе представлено, то что уже было пройдено несколько страниц назад, но более подробно и понятно – как типично выглядит схема + модель организации открытой системы.
В целом, системный подход, уже существующий несколько десятилетий, но поскольку он является одним из самых новых подходов в менеджменте, оценить его точное истинное влияние на развитие менеджмента пока невозможно. Однако, у этого подхода много сторонников и так как сам подход пользуется большой популярностью, то скорее всего он так и будет расти и расти. По словам профессоров Ф. Розенцвейга и Дж. Каста, теория систем обеспечила менеджмент как дисциплину основой для интеграции концепций, разработанных ранними школами. Многие из этих более ранних идей нельзя считать безусловно правильными, но они и сейчас имеют большую ценность. Вполне вероятно, что системная структура позволит также синтезировать новые знания и теории будущего. Но сама по себе теория систем не говорит руководителям, какие элементы организации как системы наиболее важны. Она лишь указывает, что организация состоит из множества взаимозависимых подсистем и является открытой системой, взаимодействующей с внешней средой. Эта теория конкретно не выявляет, какие переменные среды и как влияют на эффективность менеджмента и на результаты деятельности организации. Но, конечно, менеджеры должны знать переменные своей организации как системы и использовать теорию систем в процессе управления. Возможность выявления этих переменных и их влияния – главная заслуга ситуативного подхода, который является логическим расширением теории систем.
Первым примером из всемирно известных организациях, имеющей системный подход в своем менеджменте, я хочу привести наш любимый «Макдональдс»! Несмотря на то, что многие считают еду из этого заведения неполезной, в «Макдональдсе» всегда можно купить/заказать еду хорошего качества за очень приемлемую цену + быстрым способом (максимум 5-7 минут, вне зависимости от размера заказа). Фирма «Макдональдс» (одна из лучших в истории) стала популярно супер быстро по всему миру и главные причины её успеха – постоянство и надежность, если взять цели системного подхода. А сколько они все таки зарабатывают прибыли даже за всего один час это просто немыслимо – 10000 рублей как минимум! Конечно конкуренты нашего заведения-примера тоже не мало известны и богаты своей кухней как «Бургер Кинг» и «KFC», однако в России самым популярным fast food заведением является «Макдональдс».
Самое простое использование «системного подхода» также применяется в сети ресторанов фастфудов. В этих организациях все поставлено на поток и она работает как четко отлаженная система.
Еще одним ключевым фактором успеха «Макдональдс» можно назвать системный подход управления компанией, где четко прослеживается, что компания — это единая система, в основе которой заложен конвейерный метод производства (ресурсы на «входе» и продукт «на выходе»).
Центральное ядро «Макдональдс» — конвейерная система производства продукции. В ней существуют инструкции, в которых все расписано в деталях. В них обозначено точное время и температура готовки для каждого продукта, дана полная раскладка компонентов каждого блюда, расписана неповторимая технология производства, которая делает «Макдональдс» похожим на сборочный конвейер. Также в ней расписаны действия и обязанности сотрудников. Данная процедура способствует производству качественной продукции и высокой производительности труда. Руководство компании так систематизировало процесс производства, что его может выполнить любой сотрудник не имеющий должного образования.
Да, получается тимбилдинг и командная работа в «Макдональдсе» развиты на высоком уровне. Сам ресторан это как система, состоящая из многих подсистем, включая сетей этого ресторана в абсолютно Всех Странах Мира. У каждого человека/персонала работающем в нем есть определенные задачи и функции для помощи продвижения и фиксации компании своего места (топ – самый верх) на мировом рынке. Однако, общей целью всех из этой сферы является работать в гармонии для «Макдональдса». И, объединяясь всеми подсистемами ради общих и даже всемирных целей «Макдональдс» становится успешным и популярным, в некоторых странах все больше и больше с каждым годом для абсолютно любого возраста (0+).
Системный подход в управлении «Макдональдс» позволяет удерживать рынок и получать выручку, даже в условиях кризиса и меняющихся экономических условиях. С этим просто невозможно не согласиться, так как даже когда я сейчас пишу курсовую работу, в это время до сих пор существуют остатки глобального кризиса – коронавирус. Однако, «Макдональдс» является одной из редчайших организаций на которую этот кризис совсем негативно не повлиял, а можно даже сказать наоборот – у ресторана увеличилась прибыль, так как у них есть большое преимущество работы на доставку – очень быстро и расширенно по всем городам России и даже в регионах этих городов. В последнее время многие люди оттуда и берут свою готовую еду и возможно «Макдональдс» зарабатывает на этом больше чем в условиях обычной движущийся жизни, поскольку конкуренция в ресторанной сфере в эти дни и правда минимальная.
Существуют также 5 волшебных неотъемлемых частей успешной организации, благодаря которым все подсистемы «Макдональдса» непрерывно взаимосвязаны и помогают ресторану стабильно и качественно производить свою продукцию: планирование, организация, мотивация, контроль и координация. Каждый из этих управленческих принципов представляет собой процесс, потому что включает в себя серию непрерывных взаимосвязанных действий, направленных на работу по достижению поставленной цели.
Начальная функция управления это планирование, что представляет собой постановку целей и задач, выработку плана достижения желаемого результата и распределения имеющихся ресурсов, а также лучше планировать на долгосрочный период с различными целями организации. На данном этапе важно объяснить/ввести в курс сотрудников о цели к которой стремится фирма и какой результат она может получить завтра, через месяц, год и в конечном итоге. Таким образом формируется четкое понимание у сотрудников/персонала смысла осуществляемой ими деятельности и образует хороший правильный климат компании с взаимопониманием друг друга.
Организация — это создание эффективно функционирующей рабочей структуры предприятия. С помощью данной функций сотрудники получают информацию о деятельности фирмы — основные правила и устав организации, оргструктуру предприятия, количество работников и на данном этапе происходит распределение обязанностей между сотрудниками организации. В принципе как и в планировании, только уже более подробно о сотрудниках и их обязанностях.
Мотивация стимулирует сотрудников на достижение поставленных целей и задач. Если сотрудники не будут мотивированы на результат и своевременно выполнять свои полномочия, то составленные планы организации не будут воплощены в жизнь. Задача данной функции заключается в том, чтобы сотрудники стремились к получению наилучшего результата в выполнении делегированных им обязанностей. Мотивация может быть разной и самый простой ее пример это хорошая или хотя бы гарантированная зарплата за работу сотрудника. В «Макдональдсе» же есть еще одна мотивация – это работник недели, месяца или даже года, повышающая квалификацию (уровень) работника, а самое главное человек будет с удовольствием трудиться для достижения и индивидуальных высот. К тому же подрабатывающем на жизнь студентам в таких заведениях как «Макдональдс» любят давать бонусную мотивацию.
Контроль способствует оценке выполнения поставленных целей и задач и корректировки поведения организации при наличие отклонений от планируемых показателей. Обычно это производится менеджерам заведения раз в некоторое время – а лучше, если каждый день хотя бы один раз, так как работа в «Макдональдсе» очень насыщенная.
Функция координации заключается в согласованности и единстве действий всех управленческих подразделений и сотрудников в целях эффективного воздействия на производство.
Все данные 5 управленческих функций существуют и даже очень хорошо выполняют свою должность в нашем примере «Макдональдс». Не всегда просто эти функции воплотить в реальность, особенно всех вместе, однако так как сами функции достаточно простые, но эффективные, «Макдональдс» будет справляться с ними еще многие годы.
В гостиницах любого уровня одно из самых главных целей и задач это сделать все что можно, чтобы посетителям/туристам было уютно и комфортно там жить. Поэтому и начну я с сферы обслуживания.
Многие работающие в этой сфере наверняка знают чем является гостиничный цикл. Он существует с того момента, когда потенциальный клиент хочет забронировать себе комнату в отеле, связываясь с гостиницой по телефону и заканчивается, когда клиент (уже посетитель) оплачивает счет за проживание в гостинице. Традиционный гостиничный цикл (прибытие - размещение - проживание - выезд) можно разделить на 4 этапа:
- До заключения контракта на размещение (бронь, иногда предварительная оплата, прибытие гостя);
- заключение контракта на размещение (выбор номера, занятие номера, выставление счета за номер, почтовые расходы, телефон и другие дополнительные услуги);
- обслуживание во время пребывания в гостинице (уборка номера, предоставление разнообразных дополнительных услуг);
- после заключения контракта на размещение (предъявление счета, полный расчет, выезд гостя).
Конечно же, услуги во многих отелях одинаковые, просто разный персонал. Однако, если речь идёт о дополнительных услугах, то каждый отель абсолютно уникальный в этой сфере. Как популярные примеры (в основном из 4+ звёздочных отелей) можно привести футбольное поле на территории отеля, тренажерный фитнес зал для тренировок, бассейн на открытом/закрытом пространстве, стол для настольного тенниса (пинг-понга) и многое другое. Поэтому, обычно чем больше активностей отель предоставляет, тем дороже и сам отель чтобы в нём пожить или иногда можно просто заплатить отдельно взятые деньги за разные услуги. Естественно, на многое в гостиничном бизнесе влияет и качество отелей + персоналов, работающих в нем.
2.2.1. ГОСТИНИЦА КАК СИСТЕМА
Однако, это самый простой способ запомнить систему, из чего и каких категорий себя представляет гостиница. И да, даже в небольших гостиницах (хостелах) могут встречаться множество интересных и активных категорий.
Схема представленная выше больше подходит для оценивания гостиницы с точки зрения посетителей, так как многие из них мало что будут знать о точке зрения рабочих и их можно сказать «Мир» в отелях.
Гетерогенная система:
Экономическая база
(материально-техническая)
· техническое оснащение (лифт)
· водоснабжение, электричество, канализация
· слаботочные установки
· мебель
· сантехника
· лежаки и зонтики на пляже
Персонал
· Административная служба (менеджеры подразделения)
· Служба уборки номеров
· Обслуживание в баре и ресторане
Территория гостиницы и парковка
· Специально отведенное место для парковки
· Собственный пляж является территорией отеля
Социальная инфраструктура
· SРА салон
· тренажерный зал
· бильярд
Гомогенная система
Таблица 2. - Гомогенная система
бармен |
техник |
менеджер |
Горничная прачечной |
официант |
+ |
||
электрик |
+ |
||
администратор |
+ |
||
уборщица |
+ |
Конечно, может показаться что работать в отеле не столько интересно как отдыхать в нём, однако в некоторых отелях есть свои плюсы, гарантии и лайфхаки в Staff (персонал) сфере. Часто бывают шансы повыситься до генерального менеджера исходя из «чем больше опыт и срок работы в одном/разных заведениях, тем выше позиция должности в гостиничном бизнесе».
2.3 THE MARMARA HOTEL ANTALYA (5 STAR).
Если привести отдельный пример из сферы гостиничного бизнеса, то я выберу хорошо мне знакомый The Marmara Hotel из моего родного города Анталья (Турция), так как он располагается в центре города и является одним из самых популярных/часто использованных для различных мероприятий отелей на Средиземноморском регионе Турции, если не во всей стране.
Системный подход применяется практически во всех туристических/бизнес отелях, начиная с 3 звёзд. О выбранном мною отеле можно еще многое рассказать, что, например, The Marmara является всемирно известной цепью/сетью отелей, названная в честь Мраморного моря (Marmara Sea – на английском). Большинство филиалов этих отелей (около 9 в итоге) находятся в Турции, и также 3 из них в далеких США (Нью-Йорк, Манхэттен). Первоначальный отель из цепи The Marmara был основан в Стамбуле на районе Taksim – это очень известное и популярное место. Поэтому до сих пор центр организации всей цепи The Marmara находится именно там (самый главный менеджмент).