Файл: Проектирование информационной системы по управлению персоналом.pdf
Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Практика оптимизации HR процессов в современных компаниях
1.2 Особенности использования Digital-инструментов в HR-практике современных компаний
Глава 2. Проектирование информационной системы по управлению персоналом в компании ООО «ГРАС»
2.1 Краткая характеристика предприятия ООО «ГРАС»
2.2. Анализ управления персоналом в компании «ГРАС»
2.3. Специфика кадрового документооборота до внедрения автоматизированной системы
2.4 Внедрение информационной системы по управлению персоналом
По результатам экспертного интервью была составлена матрица рисков, а также подготовлены рекомендации по улучшению процесса (табл.6).
Таблица 6
Матрица рисков
Риски |
Рекомендации по митигации рисков |
Работник не знает, что отпуск можно оформить через систему тикетов |
Информирование сотрудников о возможностях новой системы |
Работник не умеет пользоваться системой тикетов |
Разработать наглядную инструкцию по оформлению заявки в системе тикетов |
Технические неполадки, отсутствие интернета |
Регулярные мероприятия по проверке исправности оборудования и систем. Сохранена возможность подать заявление на бумажном носителе |
Работник не помнит период и продолжительность запланированного отпуска |
Внести в ОПОРУ информацию о плановых отпусках работников |
При переносе отпуска через автоматизированное уведомление существует риск, что работник не согласует перенос с руководителем |
Маршрутизировать письма о переносе отпуска на непосредственных руководителей, с последующей отправкой согласования в HR |
Невозможность изменить отпуск менее, чем за 2 недели до его наступления |
Это автоматизированный контроль. Для работников сохраняется возможность подачи заявления на бумажном носителе. |
Риски |
Рекомендации по митигации рисков |
Отчет о проведении отпуска в системе направляется в HR. Двойной контроль. |
Отказ от двойных контролей. Маршрутизировать заявки, исключив HR-службу из цепочки взаимодействия. После выполнения заявки сервисом, ответ о ее исполнении должен направляться инициатору, то есть самому работнику. |
Было выявлено, что некоторые работники не знают о возможности самостоятельно оформить отпуск либо не умеют пользоваться системой тикетов. Поэтому предприятию рекомендовано организовать информационную рассылку на всех работников, в которой следует подробно описать возможности программы, а также разместить инструкцию по самостоятельному оформлению отпуска через систему тикетов. Инструкцию рекомендовано сделать в формате «One page»: инструкция должна размещаться на одной страничке, быть наглядной, содержать минимум текстовых блоков и открываться на любых устройствах. Также компании рекомендовано проводить регулярные электронные опросы по удобству работы в системе. Данные опросы позволят не только пропагандировать использование системы тикетов, но и отслеживать, с какими трудностями сталкиваются пользователи для дополнения инструкции либо доработки системы.
В результате анализа процесса выявлен двойной контроль выполнения заявки сервисом: отработанная заявка сначала направляется в HR-службу, затем пересылается работнику. В рамках мероприятий по отказу от двойных контролей предприятию рекомендовано изменить маршрутизацию заявки, исключив HR-службу из цепочки взаимодействия. Отчет о проведении отпуска должен напрямую направляться работником.
Заключение
Деятельность любого предприятия можно представить в виде бизнес-процессов. Обеспечение эффективности бизнес-процессов и постоянное их усовершенствование – одна из главных задач современного менеджмента компаний.
В рамках исследования был описан и реализован проект по оптимизации кадрового делопроизводства в ООО «ГРАС». Оптимизация была достигнута посредством использования различных инструментов, таких как внедрение автоматизированной системы, КПСЦ, автоматизация процессов в учетной системе, автоматизации графика отпусков посредством использования функций Excel. В ходе оптимизации процесса предоставления ежегодного отпуска каждый подпроцесс подлежал описанию «как есть» и «как должно быть», совместно с юридической поддержкой прорабатывался вопрос отказа от документов на бумажных носителях, обозначались возможные риски, производились замеры трудозатрат каждого участника процесса.
В результате процесс предоставления ежегодных отпусков был переформирован и автоматизирован. Компании удалось практически полностью отказаться от бумажных заявлений на отпуск и полностью отказаться от приказов. Удалось существенно сократить трудозатраты каждого участника процесса. Также был достигнут положительный экономический эффект от проведенных мероприятий. Изменение условий ведения бизнеса, вынужденная самоизоляция позволили доказать эффективность автоматизированной системы и ее способность к видоизменению под влиянием внешних факторов.
Таким образом считаем, что полученные результаты свидетельствуют об эффективности оптимизации кадрового документооборота в компании «ГРАС». Результаты проведенного анализа и методика оптимизации работы службы управления персоналом могут транслироваться на другие предприятия Холдинга.
Литература
- Агиевич Т.Г., Морозова Ю.В. Оптимизация бизнес-процессов: концептуальный подход//Теория и практика общественного развития: международный научный журнал – 2013. № 4
- Акофф, Р.О. менеджменте/ Р. Акофф; пер. с англ. под ред. Л.А. Волковой. – СПб.: Питер, 2008. – 448 с.
- Андерсен, Б. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования/ Б. Андерсен; пер. с англ. С.В Ариничева; под науч. ред. Ю.П. Адлера. – 4-е изд. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2007. – 272 с.
- Гордеев М., Борисов А., Коршак Н. Оптимизация бизнес-процессов Журнал: Grebennikon, #4, 2005 г. https://proxylibrary.hse.ru:2204/article-6fd1.html
- Деминг У.Э. Выход из кризиса. Новая парадигма управления людьми, системами и процессами / У. Эдвард Деминг, Т. Гуреш; пер. с англ. – М.: Альпина Паблишер, 2011. – 420 с.
- Иванцевич Дж. М., Лобанов А. А. Человеческие ресурсы управления. – М.: Дело, 2013, с. 304.
- Лайкер Д., Майер Д. Практика Дао Tоyota. Руководство по внедрению принципов менеджмента Tоyota : пер. с англ. 2-е изд. М. : Альпина Букс, 2007
- Менеджмент. Маркетинг. Лидерство: Лучшее за 2015 год / Пер. с англ. – М.: Альпина Паблишер, 2017. – (Серия «Harvard Business Review: 10 лучших статей»)
- Менеджмент. Стратегии. HR: Лучшее за 2017 год / Пер. с англ. – М.: Альпина Паблишер, 2017. – (Серия «Harvard Business Review: 10 лучших статей»)
- Пегушина А.А. Бенчмаркинг и реинжиниринг: особенности методов в совершенствовании бизнес-процессов // Проблемы современной науки и образования. – 2017
- Ротер М. Учитесь видеть бизнес-процессы: Построение карт потоков создания ценности / Майкл Ротер, Джон Шук; Пер. с англ., 4-е изд. М.: Альпина Паблишер, 2015
- Руководство по улучшению бизнес-процессов; Harvard Business School Press; Пер. с англ. – М.: Альпина Паблишер, 2015
- Саматоев А.Т., Красностанова М.В. HR-технологии в цифровой экономике и менеджменте // Менеджмент сегодня. — 2019. — No3. — С.172–190
- Современные тенденции управления. Материалы межрегиональной научно-практической конференции (27 января 2016 г.) / Под редакцией д-ра эконом. наук А.В. Полянина. – Орёл: Изд-во ОФ РАНХиГС, 2016 – 350 с.
- Тельнов Ю.В. Реинжиниринг бизнес-процессов (Учебное пособие). / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. – М., 2003. – 99с.
- Ульрих Д. Эффективное управление персоналом: новая роль HR-менеджера в организации. – М.: Вильямс, 2012. – 304 с.
- Управление персоналом / Пер. с англ. – М.: Альпина Паблишер, 2016. – (Серия «Harvard Business Review: 10 лучших статей»)
- Управление персоналом организации: учеб. пособие под ред. М.А. Винокурова, Т.Г. Озерниковой. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2009. – 568 с.
- Хаммер М., Чампи Дж. Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в бизнесе. Пер. с англ. – СПб.:Издательство С.- Петербургского университета, 1997. 332с.
- Экономика предприятия: учебник для бакалавров / А.П. Гарнов, Е.А. Хлевная Е.А., А.В. Мыльник: под ред. А.П. Гарнова. – М.: Издательство Юрайт, 2016. 303 с.
- Сamp R.C. Benchmarking. The Search for Industry Best Practices That Lead to Superior Performance. – ASQC Industry Press, Milwaukee, Wisconsin, 1989.
- Digital@Scale: Настольная книга по цифровизации бизнеса / Владимир Кулагин, Александр Сухаревски, Юрген Мефферт. М.: Интеллектуальная Литература, 2019. – 293 с.
- https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/ru/Documents/tax/hr-edf-survey.pdf
- https://hbr-russia.ru/innovatsii/trendy/807380
- https://hbr-russia.ru/innovatsii/upravlenie-innovatsiyami/810701
- https://hr--elearning-ru.turbopages.org/h/hr-elearning.ru/avito-rabota-13-kompaniy-rabotayut-nad-hr-brendom/?utm_source=turbo_turbo
- https://hr--elearning-ru.turbopages.org/h/hr-elearning.ru/56-rossiyskikh-kompaniy-ispolzuyut-hr-analitiku/?utm_source=turbo_turbo
- https://hr--elearning-ru.turbopages.org/h/hr-elearning.ru/mobilnoe-razvitie-kompetenciy-keys-beeline/?utm_source=turbo_turbo
- http://hr-media.ru/itogi-hr-v-tsifrah-2017-dannye-eto-valyuta-uspeha-nashih-dnej/
- https://labmedia.su/portfolio/sibur/avtomatizatsiya-hr-protsessov-v-kompanii-sibur/
- https://trends.skolkovo.ru/2017/01/diskussionnyiy-klub-skolkovo-dlya-hr-direktorov-konspekt/
- https://trends.skolkovo.ru/2020/03/pyat-trendov-menyayushhih-potrebitelskie-privyichki/
- https://www.vedomosti.ru/management/blogs/2017/09/25/735119-podbor-personala-robotov
- https://www.sibur.ru/about/overview/
- https://www.interfax.ru/pressreleases/537429
- https://www.forbes.ru/rating/387403-50-luchshih-rabotodateley-rossii-2019
- https://plus.rbc.ru/news/5aa5ec397a8aa907920edb50
Приложение 1
Схема процесса предоставления ежегодного отпуска вне графика отпусков до проведения оптимизационных мероприятий
Приложение 2
Схема процесса предоставления ежегодного отпуска по графику отпусков до проведения оптимизационных мероприятий
Приложение 3
Схема маршрутизации запроса на предоставление отпуска в системе Тикетов
Приложение 4
Схема автоматизированного процесса предоставления ежегодного отпуска вне графика отпусков
Приложение 5
Схема автоматизированного процесса предоставления ежегодного отпуска по графику отпусков
Приложение 6
Сравнение этапов процесса предоставления отпуска до и после внедрения автоматизации
Этапы процесса |
Участник процесса |
Применимость этапа |
Нормирование, мин |
Способ выполнения операции |
|||
До |
После |
До |
После |
До |
После |
||
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФИКА ОТПУСКОВ |
|||||||
Поручение в ЦОБ ОКА на предоставление информации об остатках отпусков |
HR |
+ |
- |
2,5 |
0 |
вручную |
- |
Формирование отчета по остаткам отпусков |
ОЦОП |
+ |
- |
10 |
0 |
вручную |
- |
Отчет об исполнении поручения |
ОЦОП |
+ |
- |
0,8 |
0 |
вручную |
- |
Формирование обновленного графика отпусков, автоматическая нарезка Excel-файла на подразделения |
ОЦОП |
- |
+ |
0 |
110 |
- |
вручную |
Рассылка руководителям информации об остатков отпусков |
HR |
+ |
- |
30 |
0 |
вручную |
- |
Размещение файлов по подразделениям для руководителей в общем доступе |
HR |
- |
+ |
0 |
2 |
- |
вручную |
Рассылка работникам формы графика отпусков для внесения отпусков |
Руководитель |
+ |
+ |
2 |
2 |
вручную |
вручную |
Внесение плановых отпусков в график |
Работник |
+ |
+ |
4 |
4 |
вручную |
вручную |
Проверка равномерности распределения отпусков внутри подразделения с учетом пиковой нагрузки |
Руководитель |
+ |
+ |
65 |
29 |
вручную |
частично автоматизировано |
Создание приказа на формирование графика отпусков |
HR |
+ |
+ |
20 |
20 |
вручную |
вручную |
Подписание приказа |
HR |
+ |
+ |
3 |
3 |
вручную |
вручную |
Сканирование, рассылка приказа и списка работников с указанием количества дней к распределению |
HR |
+ |
- |
2 |
0 |
вручную |
- |
Этапы процесса |
Участник процесса |
Применимость этапа |
Нормирование, мин |
Способ выполнения операции |
|||
До |
После |
До |
После |
До |
После |
||
Сбор электронного графика отпусков в Excel-файле |
HR |
+ |
- |
60 |
0 |
вручную |
- |
Проверка графика на соответствие ТК и ЛНА |
HR |
+ |
+ |
400 |
150 |
вручную |
частично автоматизировано |
Внесение корректировок |
HR |
+ |
+ |
1,2 |
1,2 |
вручную |
вручную |
Получение мнения профсоюза и печать и подписание графика |
HR |
+ |
+ |
10,2 |
10 |
вручную |
вручную |
Создание поручения в ОЦОП на внесение плановых дней отпуска в учетную систему |
HR |
- |
+ |
0 |
2,5 |
- |
вручную |
Внесение плановых дней отпуска в учетную систему при помощи массовой заливки данных |
ОЦОП |
- |
+ |
0 |
10 |
- |
вручную |
Организация хранения документов |
HR |
+ |
+ |
2 |
2 |
вручную |
вручную |
Итого |
612,7 |
345,7 |
|||||
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ОТПУСКА ПО ГРАФИКУ ОТПУСКОВ |
|||||||
Анализ графика отпусков и определение работников, которые запланировали отпуск в ближайшее время |
HR |
+ |
+ |
20 |
0 |
вручную |
автоматически |
Формирование уведомлений о плановом отпуске |
HR |
+ |
+ |
2,4 |
0 |
вручную |
автоматически |
Печать уведомлений об отпусках |
HR |
+ |
- |
2 |
0 |
вручную |
- |
Подписание и передача уведомлений работникам |
HR |
+ |
- |
2 |
0 |
вручную |
- |
Заполнение уведомления работником и передача его HR для дальнейшей обработки |
Работник |
+ |
- |
9 |
0 |
вручную |
- |
Подтверждение планового отпуска |
Работник |
- |
+ |
0 |
0,5 |
- |
вручную |
Согласование переноса планового отпуска с руководителем |
Работник |
+ |
+ |
3 |
0 |
вручную |
вручную |
Подтверждение переноса планового отпуска |
Руководитель |
+ |
+ |
3,5 |
1,5 |
вручную |
вручную |
Этапы процесса |
Участник процесса |
Применимость этапа |
Нормирование, мин |
Способ выполнения операции |
|||
До |
После |
До |
После |
До |
После |
||
Внесение изменений в график отпусков |
HR |
+ |
+ |
3 |
3 |
вручную |
вручную |
Сканирование уведомлений |
HR |
+ |
- |
2 |
0 |
вручную |
- |
Формирование поручений в ОЦОП для оформления отпуска в информационной системе |
HR |
+ |
+ |
2,5 |
1,5 |
вручную |
вручную |
Оформление отпуска в учетной системе, формирование приказа на отпуск |
ОЦОП |
+ |
+ |
3,75 |
3,75 |
вручную |
вручную |
Печать приказа и его подписание со стороны работодателя |
HR |
+ |
- |
3 |
0 |
вручную |
- |
Визит работника в HR-службу для подписания приказа |
Работник |
+ |
- |
9 |
0 |
вручную |
- |
Организация хранения документов |
HR |
+ |
- |
2 |
0 |
вручную |
- |
Итого |
67,15 |
10,25 |
|||||
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ОТПУСКА ВНЕ ГРАФИКА ОТПУСКОВ |
|||||||
Поиск шаблона заявления на портале, печать заявления |
Работник |
+ |
- |
2 |
0 |
вручную |
- |
Формирование заявки на предоставление отпуска в системе тикетов |
Работник |
- |
+ |
0 |
1,5 |
- |
вручную |
Заполнение заявления на предоставление отпуска |
Работник |
+ |
+ |
1 |
0 |
вручную |
автоматически |
Согласование предоставления отпуска вне графика с руководителем |
Работник |
+ |
+ |
3 |
0 |
вручную |
автоматически |
Подтверждение предоставления отпуска вне графика отпусков |
Руководитель |
+ |
+ |
3,5 |
1,5 |
вручную |
вручную |
Передача бланка заявления в HR |
Работник |
+ |
+ |
9 |
0 |
вручную |
автоматически |
Проверка корректности заявления |
HR |
+ |
+ |
1,15 |
0 |
вручную |
автоматически |
Сканирование заявления |
HR |
+ |
- |
2 |
0 |
вручную |
- |
Повторное заполнение заявления, согласование с руководителем в случае ошибок |
Работник |
+ |
+ |
13,5 |
0 |
вручную |
автоматически |
Этапы процесса |
Участник процесса |
Применимость этапа |
Нормирование, мин |
Способ выполнения операции |
|||
До |
После |
До |
После |
До |
После |
||
Формирование поручений в ОЦОП для оформления отпуска в информационной системе |
HR |
+ |
+ |
2,5 |
1,5 |
вручную |
вручную |
Оформление отпуска в учетной системе, формирование приказа на отпуск |
ОЦОП |
+ |
+ |
3,75 |
3,75 |
вручную |
вручную |
Печать приказа и его подписание со стороны работодателя |
HR |
+ |
- |
3 |
0 |
вручную |
- |
Визит работника в Hr-службу для подписания приказа |
Работник |
+ |
- |
9 |
0 |
вручную |
- |
Организация хранения документов |
HR |
+ |
- |
2 |
0 |
вручную |
- |
Итого |
55,4 |
8,25 |
Приложение 7
Анкета для экспертного интервью
ФИО _____________________________________________________________
Должность ________________________________________________________
Подразделение_____________________________________________________
- Как часто Вам поступают заявки на оформление ежегодного отпуска?
- Сколько времени Вы тратили на оформление данной операции до внедрения автоматизированной системы?
- Назовите сильные и слабые стороны процесса до его автоматизации.
- Как изменились Ваши действия при оформлении ежегодного отпуска после внедрения автоматизированной системы?
- Что Вам нравится в новом процессе?
- С какими трудностями сталкиваетесь? Какие ограничения в новом процессе Вы видите?
- Что бы Вы предложили улучшить или изменить?