Файл: Общая характеристика физических качеств и способностей.pdf
Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 10
Скачиваний: 0
Путём сравнения данных по трём группам команда выявила, что силовые упражнения стимулируют клетки делать больше копий РНК (Рибонуклеиновая кислота) генов, кодирующих белки митохондрий, а также белки, ответственные за рост мышц. При этом старшая группа продемонстрировала большее увеличение митохондриального потенциала, чем молодые добровольцы: 69 процентов против 49. Интервальные тренировки высокой интенсивности на велотренажёре способствуют защите митохондрий от возрастного снижения их функций, а также улучшают чувствительность к инсулину, препятствуя тем самым риску развития диабета. Сочетание же силового и аэробного тренинга оказывает разнообразное воздействие: защита митохондрий укрепляется и стимулируется производство в них белка, в результате чего функциональность митохондрий становится лучше.
Способность физических упражнений поддерживать производство белка и улучшать жизнедеятельность клеток имеет важное значение. Например, активность клеток мозга или сердца в процессе старения снижается и так как спорт препятствует или замедляет деградацию рибосом и митохондрий в них, то этот процесс в прямом смысле омолаживает организм [2].
Сложно утверждать однозначно о вреде или пользе физической нагрузки. Речь не идёт о большом спорте с выдающимися достижениями, вопрос касается здорового образа жизни. Это направление включает посильную физическую нагрузку и правильное питание. Во время физических упражнений в организме человека происходит ряд положительных процессов. Это влияет на самочувствие и здоровье, которое является залогом счастливой и длинной жизни. Негативное влияние нездорового образа жизни Исследователи утверждают, что XXI век отличается от предыдущих столетий малоподвижным образом жизни.
В зависимости от воздействия на организм и структуры движения все виды физической культуры делятся на упражнения циклического и ациклического характера. Циклические занятия — это двигательные акты, повторяющиеся длительное время, имеют незаконченный цикл. К ним относятся: ходьба, бег, езда на велосипеде, гребля, плавание, занятие на лыжах. Ациклические упражнения изменяют структуру движения в процессе выполнения, к тому же не имеют стереотипного цикла. К этому виду физической культуры относятся: прыжки, метание, силовые упражнения, аэробная нагрузка. Занятия оказывают положительное воздействие на работу опорно-двигательного аппарата. Улучшается структура мышц, гибкость, подвижность в суставах.
Гимнастика — это система определённых физических упражнений. Она относится к ациклической группе и делится на несколько видов: гигиеническая, ритмическая и производственная. Утренняя зарядка или гигиеническая помогает привести организм к быстрому пробуждению. Это помогает поддержать работоспособность на высоком уровне на протяжении всего дня. Комплекс состоит из лёгких упражнений, чтобы не доводить организм до утомления.
Они должны решить следующие задачи:
− Устранить вялость, сонливость после пробуждения.
− Увеличить работоспособность основных систем организма человека.
− Усилить тонус нервного системы и душевного равновесия.
Производственная гимнастика помогает снять утомление и увеличить работоспособность. Комплекс может включать различные виды упражнений:
− силовые;
− стрейч;
− расслабления.
Ритмическая гимнастика или аэробика — это комплекс упражнений, выполняющих под музыку. Во время занятий вырабатывается большое количество энергии. Основными продуктами распада являются вода и углекислый газ, которые удаляются при помощи дыхания и выделяемого пота. Музыка позволяет задавать темп и ритм движения. Как влияет циклические занятия на долголетие В любом возрасте двигательной активностью можно повысить уровень выносливости организма, являющийся показателям биологического возраста человека. Регулярное занятие физкультурой помогает затормозить процесс изменения физиологических функций. Популярными циклическими занятиями являются: бег, плавание, ходьба, езда на велосипеде.
Ходьба оказывает положительное влияние на долголетие. Американские исследователи установили зависимость между скоростью движения и сроком человеческой жизни. В эксперименте принимали участие 35 000 человек среднего и преклонного возраста. Любители интенсивной ходьбы дожили до 85 лет, а размеренной ходьбы — до 75 лет. Ежедневно рекомендуется проходить не менее 10 000 шагов. А также можно заниматься спортивной или скандинавской ходьбой. Последнее время можно встретить на прогулке людей разного возраста со специальными палками, похожими на лыжные. Скандинавская ходьба быстро набрала популярность у любителей здорового образа жизни. Бег доступен всем, потому что не требуются дополнительных спортивных сооружений.
Грамотное занятие является профилактикой многих заболеваний и укрепления организма. Бег развивает выносливость и способность противостоять утомляемости. Регулярные пробежки совершенствуют работу терморегуляции организма. Повышенное потоотделение помогает выводить токсины: органических кислот, мочевину, аммиак. Этот процесс улучшает работу почек. Занятие на свежем воздухе хорошо помогает в закаливание организма. Плавание улучшает работу дыхательной и сердечно-сосудистой системы. Занятие совершенствует терморегуляцию организма. Людям, страдающим простудными заболеваниями, рекомендуется заниматься плаванием для закаливания. Это хорошая альтернатива для людей, у которых «сидячая» работа, снять нагрузку с опорно-двигательной системы, дать отдых позвоночнику.
Исследования показывают: нахождение в воде — 24 градуса С, продолжительностью 5 минут, увеличивает обмен веществ на 55–72 процента. Езда на велосипеде позволяет легко сбросить лишние килограммы. А также улучшить работу дыхательной, сердечно-сосудистой, опорно-двигательной системы.
Занятия физической культурой повышают аэробные возможности организма, выносливость и работоспособность. Регулярные нагрузки обеспечивают снижение темпа возрастных изменений человека. Двигательная активность увеличивает минерализацию костной ткани, препятствующую образованию и развитию остеопороза. А также повышает приток лимфы к межпозвонковым дискам и суставным хрящам. Физическая активность помогает человеку стать долгожителем.
В заключении учёные сделали вывод, что в качестве общеукрепляющих тренировок хорошо подходит интенсивная интервальная аэробика, но более полезным является сочетание аэробных и силовых упражнений.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р, указано, что в развитии общества, его духовного и физического здоровья значительную роль играют физическая культура и спорт [2].
Стратегическими целями государственной политики в сфере массового спорта являются создание условий, ориентирующих граждан на здоровый образ жизни, обеспечение для них возможностей беспрепятственно заниматься физической культурой и спортом. В мае 2017 г. в Краснодаре прошло заседание Совета по развитию физической культуры и спорта на котором В.В. Путин отметил, что главное – воспитание здорового подрастающего поколения, которое должно разделять ценности активного образа жизни и физической культуры [4].
Спортивные занятия для детей должны быть достойно организованы не только в государственных и муниципальных, но и коммерческих учреждениях. Особо актуальным является развитие детского и подросткового фитнеса на базе фитнес - клубов, занятие фитнесом всей семьей на базе одного спортивного комплекса. Несомненным достоинством фитнес - направления для детей заключается в том, что нет жёстких тематических рамок. Ребёнок не привязан к какой-то одной секции, а может выбирать себе занятия по интересам, пробовать разные направления. В детском фитнесе на базе фитнес-клуба нет соревновательных ставок на победителя, в отличии от спортивных школ и секций. Тренер в первую очередь обращает внимание на индивидуальные потребности ребенка.
Фитнес – тренировки безопасны для здоровья ребенка, т.к. направлены на его укрепление. Такое направление, как детский фитнес появилось сравнительно недавно, но его популярность стремительно растёт и представляет интерес для специалистов по физической культуре [3].
Актуальным является обеспечение полноценного проживания ребёнком периода детства, познания окружающей действительности через двигательную деятельность, через физкультурные занятия. В детском и семейном фитнесе прослеживается четкая взаимосвязанная цепь: родители – дети – фитнес клуб. Она заключается в том, что родители, отдавая ребёнка заниматься в детские группы, зачастую осознают необходимость физической активности и сами начинают тренироваться. Так же можно рассмотреть другую ситуацию, когда детей интересует, что делают родители в фитнес – клубе и дети, приходя на занятия, подражают своим родителям уже занимающимся, и при этом у них формируются знания основ здорового образа жизни [5].
Представленные выше факторы указывают на целесообразность развития детского фитнеса на базе фитнес – клубов, как для коммерческой организации, так и для государства. Но на сегодняшний день у детского и семейного фитнеса в целом существуют проблемы, которые негативным образом сказываются на быстроте и качестве развитие данных отраслей. Во-первых, отсутствие понятного и систематизированного определения детского и семейного фитнеса на законодательном уровне. В Федеральном законе от 04.12.2007 N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [1] не выделяется такое понятие как фитнес, а соответственно и нет дефиниции терминов детский и семейный фитнес. Детский фитнес и детский спорт рассматриваются как единое, что является неверным, учитывая структурные отличия организаций осуществляющих деятельность в данных направлениях. Во вторых, недостаток квалифицированных тренеров. Это закономерная проблема, начинающаяся от несоответствия заявленной программы обучения действительности, и заканчивая практически полным отсутствием общепринятых методов контроля над детским фитнесом. Всё это приводит к тому, что наблюдается нехватка квалифицированных и опытных специалистов в данных направлениях. 18
Таким образом, чтобы детский и семейный фитнес развивался на должном уровне необходимо создание нормативных документов, регламентирующий и определяющих понятия детского и семейного фитнеса в которых будет чётко обозначена их сущность. Это позволит более эффективно позиционировать себя на рынке спортивно–оздоровительных услуг, разработать общие критерии оценки качества услуг, а так же поможет лучше сформулировать в общественном сознании понимание данных направлений фитнеса и их общественно социально – воспитательно – оздоровительную значимость.
Одним из наиболее примечательных элементов модернизации школьного физического воспитания является введение в школьную программу третьего урока физического воспитания в неделю. К сожалению, это лишь малая часть фундаментального инновационного подхода, разработанного научной группой во главе с В. К. Бальсевичем [2-4], которая реализуется в масштабной образовательной практике. Основная идея инновационного физического воспитания - идея внедрения спортивных технологий в массовую физическую культуру еще не нашла своего пути в полной мере. Кроме того, материально-техническая база современных школ не позволяет в полной мере реализовать широкий спектр спортивных специализаций для школьников, исходя из их индивидуальных склонностей к занятиям каким-либо видом спорта.
Еще одним аспектом проблемы является непонимание возросшего числа уроков физической культуры в школьных программах. Частично согласны с мнением авторов [13], указывающих на существующие “препятствующие факторы”, такие как непонимание значения введенного дополнительного урока физического воспитания и неразвитость школьных материально-технических ресурсов, которые могли бы обеспечить полное и эффективное выполнение этих уроков [13].
Современная образовательная среда характеризуется постоянно растущей интеллектуализацией, растущими темпами и объемами информации, предоставляемой во время учебы. В то же время приоритет интеллектуального развития настолько высок, что в какой-то степени он заменяет другие важные сферы личностного развития, такие как развитие психомоторного и морального потенциалов человека. Ранее проблема наблюдалась больше в снижении двигательной активности, а не только в увеличении интеллектуальной нагрузки для школьников. По словам Ф. Р. Зотова [8], современная школа сталкивается не с проблемой интеллектуального перегрузки, а с проблемой отсутствия двигательной активности. Эта точка зрения была впервые высказана в 2004 году, и сегодня можно сказать, что образовательная среда характеризуется все большей интенсификацией образования и направлена только на целенаправленную активизацию интеллектуальной деятельности. По-видимому, последнее вызывает дисгармонию в развитии учащихся и, как следствие, влияет на динамику развития интеллектуальной сферы человека.
Здесь очень значимым является исследование е. А. Борзуновой [5], которое выявило многочисленных дисгармоничных учеников, когда интенсивное когнитивное развитие реализуется благодаря недоразвитию других сфер (психо-двигательного и эмоционального). Такие дети имеют проблемы, связанные с задержкой физического развития, нерегулярным и дисгармоничным развитием эмоциональной сферы, что в совокупности приводит к сдержанности, депрессии и психосоматическим заболеваниям. Но такие проблемы характерны не только для талантливых детей. В настоящее время, с глобальной интенсификацией образовательного процесса, существует риск дисгармонии в развитии и интенсификации интеллектуальной деятельности за счет других личностных сфер, не только влияет на них, но и не оказывает ожидаемого положительного влияния на саму интеллектуальную сферу.