Файл: Учебнопрактическое пособие по ознакомлению с окружающим миром разработано для детей дошкольного возраста. В пособии имеются подробные конспекты по ознакомлению с окружающим миром для средней группы доу. (45 лет).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 118

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Люди сами занимаются сбором трав на лугу, в лесу, в поле. Может быть, и ваши дедушки, бабушки, мамы, папы собирали лекарственные тра­вы. Знания о лекарственных травах пригодятся каждому человеку, и вам ре­бята в том числе.

- Кто знает какие-нибудь лекарственные растения?

- Кто видел в аптеке лекарственные растения?

- Кто собирал со взрослыми лекарственные растения?

- А кто пил чай с лекарственными растениями?(Рассказы детей).

- Про какое лекарственное растение эта загадка.

Не пустили в огород – Оттого она и жжет. (крапива)

- Правильно, крапива. Послушайте рассказ «Подружись с крапивой».

Подружись с крапивой

- Сегодня па обед будут крапивные щи, - объявила бабушка. Мы с братом переглянулись.

- Крапивные?

-Да, да, - подтвердила бабушка. - А вы пойдите сейчас и нарвите крапивы. Выбирайте молоденькую, нежную. И возьмите-ка рукавицы...

Щи получились отличные. И это было для меня открытием. Я понял, что никакую траву нельзя безоглядно называть сорной, ненужной.

- Да, людям есть за что благодарить крапиву. Из нее не только можно приготовить щи и салат. Но все-таки важнее другое:

«Берем сырую крапиву, толчем и прикладываем к свежим ранам - она раны вычистит и заживит». Так писали много лет назад врачи. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробов. Крапива хорошо останавлива­ет кровь и укрепляет волосы.

- А кто угадает это растение?

Тонкий стебель у дорожки.

На конце его - сережки.

На земле лежат листки –

Маленькие лопушки.

Нам он - как хороший друг

Лечит раны ног и рук.

                              (подорожник)

- Найдите это растение в нашей коллекции.

- Кто догадался, почему это растение так называется?

- Кто из вас пользовался подорожником?(Ответы детей).

- Подорожник люди использовали с давних пор для заживления ран, при заболеваниях желудка, при простудах.

- Это растение называется тысячелистник. Кто догадался, почему оно так называется? (Ответы детей).

- Это растение всем знакомо. Отгадайте:

Выпускает он листы

Широченной широты.

Держатся на стеблях крепких

Сто плодов шершавых, цепких.

Пели их не оберешь,

На себе их все найдешь.

                              (лопух)

- Корни лопуха могут заменить морковь, картофель. Он лечит почки и печень.

- А это что за растение?

Носит этот мальчик

Желтый сарафанчик.

Подрастет - нарядится

В беленькое платьице.


Легкое, воздушное.

Ветерку послушное.

                              (одуванчик)

- Угадали? И одуванчик также лекарственное растение, служит для улучшения аппетита.

- Много лекарственных растений можно найти в лесу, в поле, на лугу. Это ромашка, душица, чабрец, зверобой, мать-и-мачеха. Повсюду живот­ные, птицы, люди могут найти помощь у природы. Только изучай, люби, знай!

- Ребята, давайте поиграем в игру.

Выбирается доктор Айболит, пациенты приходят к нему, называют раз­личные болезни; доктор рекомендует для лечения лекарственные травы.

Плохой аппетит - корень одуванчика.

Заболел желудок - тысячелистник.

Простуда - душица.

Рана на руке - подорожник.

Ангина - мать-и-мачеха.

Ожог ноги - зверобой.

Пятна на коже - чистотел.

- На каждую болезнь есть своя лекарственная трава. Мы живем в мире лекарств. Самая лучшая аптека - это Природа.

Но необходимо знать, что лекарственные растения заготавливают толь­ко взрослые, дети могут только помогать.

Правила сбора лекарственных растений.

1. Хорошо знать лекарственные растения и отличать их от ядовитых (вороний глаз и др.).

2. Сбор растений производится в сухую погоду, лучше утром, когда высохнет роса.

3. Нельзя собирать растения в городе, вблизи дорог. Почему?

4. При сборе растений укладывать их в широкие корзины, не мять их, а то выделится сок.

5. Сушить растения не на солнце, а в тени.

6. Не топтать растения при сборе, не рвать с корнем, не собирать до последнего.

7. Не рвать растения, которые занесены в Красную книгу. Почему?

- Все свои сокровища природа отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее!


2-ЗАНЯТИЕ

Тема: Наблюдение за цветами в цветнике.

Цели:

— продолжать наблюдение за ростом и развитием цве­тов;

— закреплять умение ухаживать за растениями, поливать их, пропалывать.

Ход наблюдения:

Воспитатель:

Мне не нужен огород, ягода клубника —

Лучше клумбы разобью, пусть растет гвоздика.

Посажу тюльпан, нарцисс, розу, незабудку.

Ты зайди, не поленись, в сад мой на минутку.

Первый опыт у меня не совсем удачен,

Но тюльпаны, посмотри, выросли на даче!

Быть садовником хочу, когда стану взрослым,

Буду разводить цветы, хоть это и непросто.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Ребята, как называются цветы, которые мы посадили?

♦ Что надо сделать, чтобы наши семена взошли?

♦ Почему некоторые растения называют однолетними, дву­летними и многолетними?



Трудовая деятельность: Посадка цветов.

Цели:

— формировать умение коллективно работать, выполнять поручения воспитателя;

— закреплять знания о росте и развитии растений.

Подвижная игра «Ловишки».

Цели:

— упражнять в беге в разных направлениях;

— тренировать быстроту, выносливость.

Индивидуальная работа

«Попади в обруч».

Цели:

— формировать умение метать в горизонтальную цель, вдаль на расстояние не менее 5—9 м;

— совершенствовать координацию движений.


3-ЗАНЯТИЕ

Тема: Беседа на тему «Праздник цветов».

Цель: Привлечение  внимания детей к природе Узбекистана. Закрепление знаний о цветах родного края.  Целенаправленное формирование навыков самостоятельного, выразительного чтения стихов, эмоционального исполнения музыкального репертуара.

Задачи: Создать благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей. Способствовать  приобретению навыков стихотворной речи, повышению уровня речевой активности детей. Развивать певческие и двигательные навыки детей, умение ориентироваться в пространстве зала. Развивать выразительность движений детей, с предметами (цветами), и без них. Формировать способность через пластику передавать характер музыки, содержание песни. Расширять опыт восприятия музыкальных, художественных, литературных произведений, раскрывающих мир природы.

Использовать ИКТ для приобщения детей к миру информационной культуры; обогащения представлений детей об окружающем мире; расширения опыта и знаний о природе.

Оборудование: Изображения различных цветов.

Предварительная подготовка к занятию:

Беседы с детьми о природе Узбекистана, о цветах, произрастающих в Узбекистане.

Рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением полян, луговых и декоративных цветов. Подбор и разучивание с детьми стихов, песен, танцев, хоровода на цветочную тему. Консультативная работа с родителями по изготовлению костюмов, элементов костюмов различных цветов для детей. Подбор слайдов с видами родной природы, отдельных видов цветов, летних цветочных полян, для показа детям на занятии. Подбор музыкального материала для оформления занятия.

Ход занятия: Дети строятся цепочкой, взяв друг друга за руки
, перед входом в зал. Звучит фонограмма «Песни Паровозика из Ромашкина», дети двигаются лёгким бегом «змейкой» по группе.  С концом музыки все рассаживаются по местам.

Воспитатель:   Ребята, а вы знаете, как называется город, в котором мы живём?(Ответы детей.)    Правильно, мы живём в городе Ташкенте. А вы знаете, какой сегодня праздник? Сегодня праздник цветов. Чтобы праздничный день был светлым и жарким, давайте попросим солнышко проснуться.

Дети громко просят солнышко проснуться: Просыпайся!

Воспитатель: Уронило солнце лучик золотой.

Вырос одуванчик, первый молодой.

У него чудесный, золотистый цвет.

Он большого солнца маленький портрет.

 Хорошо нам вместе собраться на полянке. Давайте посмотрим, какие цветы растут на нашей полянке? Я вижу, здесь много ромашек.  Послушаем, что они скажут?

Ромашка:   Я – белая ромашка, в середине жёлтый цвет.

 Возьми меня с собою, украшу твой букет.

Нарядные платьица, жёлтые брошки.

Ни пятнышка нет на красивой одёжке.

Такие весёлые эти ромашки –

Вот-вот заиграют, как дети, в пятнашки.

 Погляди-ка из оконца.

Там – ромашка, капля солнца.

Лепесточки отрывай

И судьбу свою узнай.

Воспитатель: А вот другие цветочки…

(Показывает слайд с изображением колокольчиков.)

Вы их узнали? Это…     (дети: «Колокольчики!»)

Колокольчик голубой,

Поиграй-ка ты со мной,

Позвони мне в свой звоночек,

Скромный луговой цветочек.

Колокольчик:   Лиловый колокольчик,

Расту в тени лесной.

Я в просеке сосновой

Киваю головой.

Воспитатель: А это какой цветок?

Дети: Это мак.

Мак:    Я – красный мак, как алый флаг!

Меня не взять нельзя никак!

Солнце жжёт мою макушку,

Хочет сделать погремушку.

Хочет пламенем лучей

Подсушить меня скорей.

Ну и чтож, я не тужу!

Рад, что людям послужу!

Рад насыпать я семян

И в ладошку, и в карман.

Воспитатель показывает слайд с изображением поля с васильками.

Просит детей узнать, что за цветы растут на поле среди колосьев.

Василёк:Как чиста в колхозе рожь,

Нас там больше не найдёшь.

Прибежали дружно в сад,

Чтоб порадовать ребят.

Мы красивы и легки,

Василёчки – васильки,

Голубые мотыльки.

В хоровод и нас пусти!

Воспитатель: Что же, проходите, в хоровод ребят зовите!

Собрались мы, весело

Заводим хоровод.

Поём мы хором песенку,

Поляна вся цветёт.

Дети берутся за руки и заводят 
хоровод. Все садятся на места. Воспитатель показывает слайд, на котором изображены полевые гвоздики. Она рассказывает об этом цветке, о том, где он растёт.

Гвоздика:   Резвится в поле тихом

Цветочный карнавал.

Я – пёстрая гвоздика,

Я к вам хочу на бал.

Погляди-ка, погляди-ка, что за красный огонёк?

Это дикая гвоздика жаркий празднует денёк.

А когда настанет вечер, лепестки свернёт цветок:

- До утра, до новой встречи! И погаснет огонёк.

Дети рассматривают на слайдах анютины глазки, лилии, кувшинки, шиповник, ландыш, отмечают их красоту.

Анютины глазки:  Мы в солнечной сказке, как бабочек стая. Анютины глазки меня называют.

Лилия: Пущу в струю прохладную

Зелёный стебель свой.

Я – лилия нарядная

Красуюсь над водой.

Кувшинка: Лежит кувшинка на листке,

Как на плоту упругом.

И поплыла бы по реке

К приветливым подругам.

Да вот беда – привязан плот.

Он никуда не поплывёт.

Шиповник: Я – шиповник розовый,

Но осторожен будь!

Шипами огорожен я,

Про это не забудь.

Ландыш:    Распустился ландыш в мае

В самый праздник, в первый день.

Май цветами провожая,

Распускается сирень.

На лесной полянке в мае

С колокольчиком играет

Ландыш – беленький цветочек,

Как красив ты, мой дружочек!

Воспитатель: Звать его нам нечего,

Он и так придёт,

Расцветёт доверчиво

Прямо у ворот.

Солнцем налитой

Лютик золотой.

Лютик: Чья там нежная головка

К солнцу тянется неловко?

Лютик – милое творенье,

Про тебя стихотворенье.

Воспитатель:  Ну вот, мы с вами оказались на поляне. Давайте посмотрим, какие цветы здесь растут?

Фиалка:  На солнечной поляне фиалка расцвела –

Лиловенькие ушки тихонько подняла.

В траве она хоронится, не любит лезть вперёд,

Но всякий её поклонится и бережно возьмёт.

Кипрей: На лугу расцвёл кипрей,

Вот семья богатырей!

Крепки, статны и румяны

Встали братья – великаны.

Славный выбрали наряд –

Куртки пламенем горят!

Воспитатель:    И вновь мы попадаем в сад. Цветы так радуют ребят!    

(слайды с изображением садовых цветов)

Посадили мы в саду цвет душистый – резеду,

У крыльца для тени – два куста сирени.

Вдоль аллейки – ноготки, ярко рыжие цветки.

А на главной грядке – астры в беспорядке.

А на самом на виду будут георгины…

Посадили мы в саду деревце рябины.

Зеленеет милый сад, расцветает пышно.