Файл: Учебнопрактическое пособие по ознакомлению с окружающим миром разработано для детей дошкольного возраста. В пособии имеются подробные конспекты по ознакомлению с окружающим миром для средней группы доу. (45 лет).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 118
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Люди сами занимаются сбором трав на лугу, в лесу, в поле. Может быть, и ваши дедушки, бабушки, мамы, папы собирали лекарственные травы. Знания о лекарственных травах пригодятся каждому человеку, и вам ребята в том числе.
- Кто знает какие-нибудь лекарственные растения?
- Кто видел в аптеке лекарственные растения?
- Кто собирал со взрослыми лекарственные растения?
- А кто пил чай с лекарственными растениями?(Рассказы детей).
- Про какое лекарственное растение эта загадка.
Не пустили в огород – Оттого она и жжет. (крапива)
- Правильно, крапива. Послушайте рассказ «Подружись с крапивой».
Подружись с крапивой
- Сегодня па обед будут крапивные щи, - объявила бабушка. Мы с братом переглянулись.
- Крапивные?
-Да, да, - подтвердила бабушка. - А вы пойдите сейчас и нарвите крапивы. Выбирайте молоденькую, нежную. И возьмите-ка рукавицы...
Щи получились отличные. И это было для меня открытием. Я понял, что никакую траву нельзя безоглядно называть сорной, ненужной.
- Да, людям есть за что благодарить крапиву. Из нее не только можно приготовить щи и салат. Но все-таки важнее другое:
«Берем сырую крапиву, толчем и прикладываем к свежим ранам - она раны вычистит и заживит». Так писали много лет назад врачи. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробов. Крапива хорошо останавливает кровь и укрепляет волосы.
- А кто угадает это растение?
Тонкий стебель у дорожки.
На конце его - сережки.
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
Нам он - как хороший друг
Лечит раны ног и рук.
(подорожник)
- Найдите это растение в нашей коллекции.
- Кто догадался, почему это растение так называется?
- Кто из вас пользовался подорожником?(Ответы детей).
- Подорожник люди использовали с давних пор для заживления ран, при заболеваниях желудка, при простудах.
- Это растение называется тысячелистник. Кто догадался, почему оно так называется? (Ответы детей).
- Это растение всем знакомо. Отгадайте:
Выпускает он листы
Широченной широты.
Держатся на стеблях крепких
Сто плодов шершавых, цепких.
Пели их не оберешь,
На себе их все найдешь.
(лопух)
- Корни лопуха могут заменить морковь, картофель. Он лечит почки и печень.
- А это что за растение?
Носит этот мальчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет - нарядится
В беленькое платьице.
Легкое, воздушное.
Ветерку послушное.
(одуванчик)
- Угадали? И одуванчик также лекарственное растение, служит для улучшения аппетита.
- Много лекарственных растений можно найти в лесу, в поле, на лугу. Это ромашка, душица, чабрец, зверобой, мать-и-мачеха. Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы. Только изучай, люби, знай!
- Ребята, давайте поиграем в игру.
Выбирается доктор Айболит, пациенты приходят к нему, называют различные болезни; доктор рекомендует для лечения лекарственные травы.
Плохой аппетит - корень одуванчика.
Заболел желудок - тысячелистник.
Простуда - душица.
Рана на руке - подорожник.
Ангина - мать-и-мачеха.
Ожог ноги - зверобой.
Пятна на коже - чистотел.
- На каждую болезнь есть своя лекарственная трава. Мы живем в мире лекарств. Самая лучшая аптека - это Природа.
Но необходимо знать, что лекарственные растения заготавливают только взрослые, дети могут только помогать.
Правила сбора лекарственных растений.
1. Хорошо знать лекарственные растения и отличать их от ядовитых (вороний глаз и др.).
2. Сбор растений производится в сухую погоду, лучше утром, когда высохнет роса.
3. Нельзя собирать растения в городе, вблизи дорог. Почему?
4. При сборе растений укладывать их в широкие корзины, не мять их, а то выделится сок.
5. Сушить растения не на солнце, а в тени.
6. Не топтать растения при сборе, не рвать с корнем, не собирать до последнего.
7. Не рвать растения, которые занесены в Красную книгу. Почему?
- Все свои сокровища природа отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее!
2-ЗАНЯТИЕ
Тема: Наблюдение за цветами в цветнике.
Цели:
— продолжать наблюдение за ростом и развитием цветов;
— закреплять умение ухаживать за растениями, поливать их, пропалывать.
Ход наблюдения:
Воспитатель:
Мне не нужен огород, ягода клубника —
Лучше клумбы разобью, пусть растет гвоздика.
Посажу тюльпан, нарцисс, розу, незабудку.
Ты зайди, не поленись, в сад мой на минутку.
Первый опыт у меня не совсем удачен,
Но тюльпаны, посмотри, выросли на даче!
Быть садовником хочу, когда стану взрослым,
Буду разводить цветы, хоть это и непросто.
Воспитатель задает детям вопросы.
♦ Ребята, как называются цветы, которые мы посадили?
♦ Что надо сделать, чтобы наши семена взошли?
♦ Почему некоторые растения называют однолетними, двулетними и многолетними?
Трудовая деятельность: Посадка цветов.
Цели:
— формировать умение коллективно работать, выполнять поручения воспитателя;
— закреплять знания о росте и развитии растений.
Подвижная игра «Ловишки».
Цели:
— упражнять в беге в разных направлениях;
— тренировать быстроту, выносливость.
Индивидуальная работа
«Попади в обруч».
Цели:
— формировать умение метать в горизонтальную цель, вдаль на расстояние не менее 5—9 м;
— совершенствовать координацию движений.
3-ЗАНЯТИЕ
Тема: Беседа на тему «Праздник цветов».
Цель: Привлечение внимания детей к природе Узбекистана. Закрепление знаний о цветах родного края. Целенаправленное формирование навыков самостоятельного, выразительного чтения стихов, эмоционального исполнения музыкального репертуара.
Задачи: Создать благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей. Способствовать приобретению навыков стихотворной речи, повышению уровня речевой активности детей. Развивать певческие и двигательные навыки детей, умение ориентироваться в пространстве зала. Развивать выразительность движений детей, с предметами (цветами), и без них. Формировать способность через пластику передавать характер музыки, содержание песни. Расширять опыт восприятия музыкальных, художественных, литературных произведений, раскрывающих мир природы.
Использовать ИКТ для приобщения детей к миру информационной культуры; обогащения представлений детей об окружающем мире; расширения опыта и знаний о природе.
Оборудование: Изображения различных цветов.
Предварительная подготовка к занятию:
Беседы с детьми о природе Узбекистана, о цветах, произрастающих в Узбекистане.
Рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением полян, луговых и декоративных цветов. Подбор и разучивание с детьми стихов, песен, танцев, хоровода на цветочную тему. Консультативная работа с родителями по изготовлению костюмов, элементов костюмов различных цветов для детей. Подбор слайдов с видами родной природы, отдельных видов цветов, летних цветочных полян, для показа детям на занятии. Подбор музыкального материала для оформления занятия.
Ход занятия: Дети строятся цепочкой, взяв друг друга за руки
, перед входом в зал. Звучит фонограмма «Песни Паровозика из Ромашкина», дети двигаются лёгким бегом «змейкой» по группе. С концом музыки все рассаживаются по местам.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как называется город, в котором мы живём?(Ответы детей.) Правильно, мы живём в городе Ташкенте. А вы знаете, какой сегодня праздник? Сегодня праздник цветов. Чтобы праздничный день был светлым и жарким, давайте попросим солнышко проснуться.
Дети громко просят солнышко проснуться: Просыпайся!
Воспитатель: Уронило солнце лучик золотой.
Вырос одуванчик, первый молодой.
У него чудесный, золотистый цвет.
Он большого солнца маленький портрет.
Хорошо нам вместе собраться на полянке. Давайте посмотрим, какие цветы растут на нашей полянке? Я вижу, здесь много ромашек. Послушаем, что они скажут?
Ромашка: Я – белая ромашка, в середине жёлтый цвет.
Возьми меня с собою, украшу твой букет.
Нарядные платьица, жёлтые брошки.
Ни пятнышка нет на красивой одёжке.
Такие весёлые эти ромашки –
Вот-вот заиграют, как дети, в пятнашки.
Погляди-ка из оконца.
Там – ромашка, капля солнца.
Лепесточки отрывай
И судьбу свою узнай.
Воспитатель: А вот другие цветочки…
(Показывает слайд с изображением колокольчиков.)
Вы их узнали? Это… (дети: «Колокольчики!»)
Колокольчик голубой,
Поиграй-ка ты со мной,
Позвони мне в свой звоночек,
Скромный луговой цветочек.
Колокольчик: Лиловый колокольчик,
Расту в тени лесной.
Я в просеке сосновой
Киваю головой.
Воспитатель: А это какой цветок?
Дети: Это мак.
Мак: Я – красный мак, как алый флаг!
Меня не взять нельзя никак!
Солнце жжёт мою макушку,
Хочет сделать погремушку.
Хочет пламенем лучей
Подсушить меня скорей.
Ну и чтож, я не тужу!
Рад, что людям послужу!
Рад насыпать я семян
И в ладошку, и в карман.
Воспитатель показывает слайд с изображением поля с васильками.
Просит детей узнать, что за цветы растут на поле среди колосьев.
Василёк:Как чиста в колхозе рожь,
Нас там больше не найдёшь.
Прибежали дружно в сад,
Чтоб порадовать ребят.
Мы красивы и легки,
Василёчки – васильки,
Голубые мотыльки.
В хоровод и нас пусти!
Воспитатель: Что же, проходите, в хоровод ребят зовите!
Собрались мы, весело
Заводим хоровод.
Поём мы хором песенку,
Поляна вся цветёт.
Дети берутся за руки и заводят
хоровод. Все садятся на места. Воспитатель показывает слайд, на котором изображены полевые гвоздики. Она рассказывает об этом цветке, о том, где он растёт.
Гвоздика: Резвится в поле тихом
Цветочный карнавал.
Я – пёстрая гвоздика,
Я к вам хочу на бал.
Погляди-ка, погляди-ка, что за красный огонёк?
Это дикая гвоздика жаркий празднует денёк.
А когда настанет вечер, лепестки свернёт цветок:
- До утра, до новой встречи! И погаснет огонёк.
Дети рассматривают на слайдах анютины глазки, лилии, кувшинки, шиповник, ландыш, отмечают их красоту.
Анютины глазки: Мы в солнечной сказке, как бабочек стая. Анютины глазки меня называют.
Лилия: Пущу в струю прохладную
Зелёный стебель свой.
Я – лилия нарядная
Красуюсь над водой.
Кувшинка: Лежит кувшинка на листке,
Как на плоту упругом.
И поплыла бы по реке
К приветливым подругам.
Да вот беда – привязан плот.
Он никуда не поплывёт.
Шиповник: Я – шиповник розовый,
Но осторожен будь!
Шипами огорожен я,
Про это не забудь.
Ландыш: Распустился ландыш в мае
В самый праздник, в первый день.
Май цветами провожая,
Распускается сирень.
На лесной полянке в мае
С колокольчиком играет
Ландыш – беленький цветочек,
Как красив ты, мой дружочек!
Воспитатель: Звать его нам нечего,
Он и так придёт,
Расцветёт доверчиво
Прямо у ворот.
Солнцем налитой
Лютик золотой.
Лютик: Чья там нежная головка
К солнцу тянется неловко?
Лютик – милое творенье,
Про тебя стихотворенье.
Воспитатель: Ну вот, мы с вами оказались на поляне. Давайте посмотрим, какие цветы здесь растут?
Фиалка: На солнечной поляне фиалка расцвела –
Лиловенькие ушки тихонько подняла.
В траве она хоронится, не любит лезть вперёд,
Но всякий её поклонится и бережно возьмёт.
Кипрей: На лугу расцвёл кипрей,
Вот семья богатырей!
Крепки, статны и румяны
Встали братья – великаны.
Славный выбрали наряд –
Куртки пламенем горят!
Воспитатель: И вновь мы попадаем в сад. Цветы так радуют ребят!
(слайды с изображением садовых цветов)
Посадили мы в саду цвет душистый – резеду,
У крыльца для тени – два куста сирени.
Вдоль аллейки – ноготки, ярко рыжие цветки.
А на главной грядке – астры в беспорядке.
А на самом на виду будут георгины…
Посадили мы в саду деревце рябины.
Зеленеет милый сад, расцветает пышно.