Файл: Учебнопрактическое пособие по ознакомлению с окружающим миром разработано для детей дошкольного возраста. В пособии имеются подробные конспекты по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы доу. (56 лет).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 153

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Воспитатель: Дети, о чем говорится в этих строчках? (о хлопке)

Далее детям предлагается рассмотреть картину художника Е.Н.Салиро.

Вопросы к детям:

- Какое это время года? Месяц?

- Что созрело на полях?

- Какой хлопок (на что похож?)

- Какая работа началась на полях? Что мы видим на поле?

- Что это за машины? Что они делают? Кто управляет ими?

- Какое время дня изобразил художник? (обед обеденный перерыв)

- А кто это? К кому пришли дети? Зачем? Что они принесли в корзине?

- Что делает девочка? Что рассматривает один из мальчиков?

- Нравится ему хлопкоуборочная машина? Как вы думаете, кем хочет

стать мальчик, когда вырастет?

- Как назван хлопок в загадке стихотворении, которое я вам прочитала?

Выслушав ответы детей, воспитатель рассказывает о том, что художник нарисовал на картине:

« Наступила осень. Октябрь. Еще жарко. На полях созрел хлопок. Будто комочки снега зацепились и повисли на ветках. Началась уборка хлопка. По полю плывут голубые корабли. Это хлопкоуборочные машины. Машиной управляет водитель. Вот наступило время обеда. Дети пришли к своему отцу. Они принесли ему полную корзину фруктов и овощей. Девочка угощает папу. Один из мальчиков рассматривает хлопкоуборочную машину. Она ему очень нравится. Когда он вырастет большим, тоже будет работать водителем.

Хлопок - наше богатство. Его называют «белым золотом».

Далее воспитатель объясняет детям понятие «белое золото», спрашивает у детей что делают из хлопка, дополняет , уточняет их хлопчатобумажный, хлопчатобумажная (ткань), хлопчатобумажный (костюм), хлопчатобумажное (полотенце).

Дети рисуют на доске кластер к слову ХЛОПОК (используя слова, то что можно приготовить из хлопка: растительное хлопковое масло, вата бинт, мыла, нитки, ткань, одежда, кинопленка, подушки , матрацы, постельное белье, полотенца и т.д.).

4-ЗАНЯТИЕ

Тема: Беседа на тему «Труд – это основное занятие людей».

Цель: Дать понятие о том, что «Труд – это основное занятие людей», закрепить умение правильно называть предметы рукотворного мира; учить детей группировать предметы по способу использования (правильно определять функцию предмета) и понимать назначение предметов, необходимых для жизни человека.

Ход занятия:

- Ребята, Незнайка прислал нам письмо: «Дорогие ребята! Приехать к вам не могу. Напишите мне в письме, что такое «рукотворный мир».


Обратный адрес: Цветочный город, ул. Ромашковая, д. 5, Незнайке.

- Да, трудное задание задал нам Незнайка. Трудное потому, что очень

длинное письмо надо писать. Разве можно на одном листе бумаги написать,

что такое «рукотворный мир»? Это нужен лист длиною в 1 километр.

- Ребята, мы не будем писать такое длинное письмо. Предлагаю вам

поехать к Незнайке в Цветочный город и рассказать ему о рукотворном мире.

Кто готов отправиться в дорогу? (Дети соглашаются.) Для этого нужно нам

собраться в далекое путешествие...

Детская игра «Собери рюкзак в дорогу».

На столе лежат карточки с изображением различных предметов. Дети выбирают и рассказывают,

зачем нужны эти предметы.

- Что мы возьмем с собой в дорогу? (Теплую одежду.)

- Для чего нужна теплая одежда? (Чтобы не замерзнуть, спрятаться от дождя, от холода, не заболеть.)

- Что еще возьмем с собой в дорогу? (Легкую одежду.)

- Для чего нужна легкая одежда? (Вдруг в дороге будет жарко, душно, можно переодеться, чтобы было прохладно.)

- Из чего сделана одежда? (Из различных видов ткани.) (Дети раскладывают карточки: брюки, свитер, рубашка, носки, футболка, шорты, платье, плащ и подбирают к ним карточки с изображением различных материалов: шерсть, шелк, хлопок, синтетика.)

- Что еще понадобится нам в дороге? (Посуда: кастрюля, миска, чашка, тарелка, ложка и т.д.)

- Для чего нужна посуда? (Есть, пить, варить обед.)

- Из какого материала изготовлена посуда? (Из стекла, металла, пластмассы и т. д.)

- Почему кастрюли делают из металла? (Прочные, удобные.)

- Почему тарелки, чашки делают из стекла? (Из этого материала они получаются красивыми и легкими.)

Дети раскладывают карточки с изображением посуды.

- Ребята, а если в дороге нас застанет дождь, что нам нужно взять в

дорогу? (Резиновые сапоги, плащ, зонт.)

- Из чего сделаны эти предметы? (Из искусственных тканей, которые получаются химическим путем: резина, полиэтилен и др.)

- Ребята, дорога длинная, трудно в путешествии, когда устают ноги. Что мы должны взять с собой, чтобы удобно было ногам? (Обувь: ботинки, кроссовки, кеды, тапочки и т.д.)

- Из какого материала шьют удобную обувь? (Из кожи.)

Дети раскладывают карточки с изображением обуви.

- Ребята, как вы думаете, стоит ли брать в дорогу стулья, кровати, кресло, стол?

Дети выбирают карточки с изображением мебели. (Нет, в дороге не нужна мебель.)

- А, может, без мебели вообще можно обойтись? (Нет, мебель придумали для удобства: сидеть, спать, складывать вещи в шкаф.)



- Из какого материала изготавливают мебель? (Из дерева, из пластмассы, из металла и др.)

- Ребята, как вы думаете, а нужны ли нам в дороге такие предметы, как магнитофон, видеокамера, альбом, краски? (Конечно же, нужны. Магнитофон необходим: будем записывать песни, звуки, а потом слушать. Видеокамера - чтобы записать на пленку, как мы собирались, как ехали и все интересное по пути. Альбом и краски - чтобы нарисовать все увиденное и услышанное в окружающем мире.)

Дети раскладывают карточки с изображением видео- и аудиотехники, предметов изо творчества.

- Рюкзак мы собрали, а теперь надо решить, на каком виде транспорта нам удобнее отправиться в дорогу. (Предложения детей)

- Молодцы, вы вспомнили много видов транспорта. Но какой же удобнее? Давайте подумаем! Если мы полетим на самолете, то мы с высоты не увидим много интересного. Если поедем на велосипеде, у нас много вещей и ехать будем медленно. Если поплывем на корабле, то будем любоваться только морем. Самый подходящий транспорт - это поезд. Давайте придумаем модель нашего поезда и сами построим его.

Дети становятся изобретателями, рисуют модель, строят поезд.

- Наш поезд готов, можно ехать.

Дети исполняют песню «Мы едем, едем, едем...»

- А вот и Цветочный город. Вот улица Ромашковая, дом 5.

- Здравствуй, Незнайка! Мы долго собирались в дорогу, ехали к тебе и все события записали на видеопленку. Вот что у нас получилось.

Воспитатель с детьми раскладывают карточки, рассказывают о предметах, об их назначении, показывают зарисовки пейзажей. И вдруг Незнайка радуется и говорит:

- Теперь я понял: все, что вы мне показали, это и есть рукотворный мир. Это мир, созданный руками
человека. Сколько вокруг сделано

человеком интересного и полезного! Я все понял: человек творит руками всё то,

что облегчает и улучшает его жизнь. Предметы нужны, чтобы питаться, одеваться, спать, ухаживать за собой, чтобы работать, отдыхать, учиться. Спасибо, ребята! Теперь я знаю, что такое «рукотворный мир»!

5-ЗАНЯТИЕ


Тема: Дидактическая игра «Изучаем части тела».

Задачи: активизация и обогащение словаря; практическое упот­ребление притяжательных прилагательных и местоимений «мой», «моя», «моё» в составе простого предложения; развитие слухового внимания, мелкой моторики руки.

Оборудование: кукла; картинки с изображением мальчика, пока­зывающего различные части тела; предметные картинки с изобра­жением отдельных частей тела; листы бумаги, карандаши.

I. Оргмомент

Проводится игра на развитие слухового внимания.

Педагог. Я буду называть и показывать разные части тела. Слу­шайте внимательно. Я могу назвать часть тела, а показать другую. Вы должны показать только ту часть тела, которую я назову. Это нос.

Педагог дотрагивается до уха, дети должны дотронуться до носа и т.п.

II. Называние частей тела

Детям показывается кукла.

Педагог. К нам на занятие пришла кукла Катя. Покажите и назовите, какие части тела есть у Кати? Покажи у Кати руку, Саша. Чья это рука?

Дети. Это Катина рука.

Педагог. Покажи свою руку, Саша. Дети, чья это рука?

Дети. Это Сашина рука.

Педагог. Саша, чья это рука? Саша. Это моя рука.

Аналогично отрабатываются названия всех частей тела в сочетании с местоимениями «мой», «моя», «моё» и притяжательными прилагатель­ными, образованными от имен детей.

III. Рассматривание картинок.

На наборное полотно выставляется картинка с изображением маль­чика, показывающего какую-либо часть тела, например нос.

Педагог. Посмотрите, кто нарисован на картинке?

Дети. Мальчик.

Педагог. Дайте имя мальчику.

Дети. Мальчика зовут Вова.

Педагог. Что показывает Вова?

Дети. Нос.

Педагог. Как вы думаете, что говорит Вова?

Дети. Это мой нос.

Затем каждому ребенку предлагается аналогичная картинка. Дети са­мостоятельно составляют предложение типа: «Это моё ухо», «Это моя нога».

IV. Игра «Мой, моя, моё»

На наборное полотно выставляются предметные картинки с изобра­жением отдельных частей тела.

Сначала дети называют картинки, затем педагог предлагает поиграть в игру «Мой, моя, моё».

Педагог. Посмотрите на картинки и назовите
, о чем можно сказать «мой»? (Нос, глаз, рот, лоб, палец.)

Дети отвечают.

Посмотрите на картинки и назовите, о чем можно сказать «моя»? (Рука, нога, щека, ладонь.)

Дети отвечают.

Посмотрите на картинки и назовите, о чем можно сказать «моё»? (Ухо, колено.)

Дети отвечают.

Дети, все, что мы видим на этих картинках, называется «части тела». Дети хором повторяют обобщающее понятие.

V. Итог

Детям предлагается на листе бумаги карандашом обвести свою ладонь, а вечером раскрасить ее изображение.

6-ЗАНЯТИЕ

Тема: Беседа на тему «Кто я такой?».

Задачи: способствовать самораскрытию, развивать уверенность в себе, позитивное принятие себя и других.

Материал к занятию: мяч, ромашка из картона со съемными лепест­ками, игрушка Гномик.

Вводная часть. Воспитатель говорит детям о том, что сегодня у них начинаются необычные занятия, на которых они будут много разговари­вать, рисовать, общаться, играть, а самое главное, они много нового узна­ют о себе.

Упражнение "Волшебная ромашка".

 На доске приколота ромашка, на каждом лепестке есть надпись. Воспитатель предлагает прочесть первую.

"ЗДОРОВЬЯ ПОЖЕЛАЕШЬ - СЧАСТЬЕ ПОВСТРЕЧАЕШЬ".

Что значит эта народная мудрость? Как вы ее понимаете? Дети говорят друг другу приветствия в разных формах. Воспитатель заключает: "Как ты встретишь и поприветствуешь человека, так и он к тебе отнесется". Вместе заполняют остальные лепестки и оставляют ромашку в группе.

Основная часть. Игра "Познакомимся получше". Дети стоят в кругу вместе с воспитателем. У воспитателя в руках мяч. Воспитатель дает мяч одному из детей и говорит, что мяч нужно передавать по кругу пока звучит музыка. Мяч нужно передавать друг другу в руки и улыбаться тому, кому даешь мяч. Когда прекратится звучание музыки, тот ребенок, у кого в ру­ках окажется мяч говорит всем: "Здравствуйте, я девочка Настя. Я люблю, когда меня называют Настенька" и т.д. После каждого приветствия воспи­татель говорит ребенку: "Спасибо", "Молодец", "Здорово", кивает ему го­ловой, поддерживает ребенка не вербально.

Воспитатель говорит детям, что они продолжат игру. Но теперь тот, у кого в руках окажется мяч, расскажет, что он больше всего любит. Воспи­татель говорит первый: "Я - Галина Ивановна, я люблю купаться в реке, читать сказки, играть и заниматься с вами". Затем дети говорят о себе. Ес­ли ребенок затрудняется, воспитатель помогает: "Можно ли сказать, что ты, Саша, любишь рисовать?", "Можно ли сказать, Юля, что ты любишь танцевать и конфеты?" и т.д. Если ребенок молчит, воспитатель поддержи­вает его: "Наверное, ты подумал это про себя. Скажешь в следующий раз". Важно получить неречевое подтверждение, что ребенок вас понимает и по-своему участвует.