Файл: Учебнопрактическое пособие по ознакомлению с окружающим миром разработано для детей дошкольного возраста. В пособии имеются подробные конспекты по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы доу. (56 лет).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 158

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В 2001 году Самарканд был включён ЮНЕСКО в список Всемирного наследия, как Город — Перекресток Культур.

Физкультминутка.

Овощи

Как-то вечером на грядке репка, свёкла, редька, лук поиграть решили в прятки, но сначала встали в круг. (Дети идут по кругу, взявшись за руки, в центре на корточках сидит водящий с завязанными глазами.)

Рассчитались чётко тут же: раз, два, три, четыре, пять. Прячься лучше, прячься глубже, ну а ты иди искать. (Останавливаются, крутят водящего. Разбегаются, приседают, а водящий их ищет.)

Вопросы для закрепления пройденного материала:

  1. О каком городе мы сегодня говорили?

  2. Назовите одно из самых известных мест Самарканда.

  3. О каких исторических памятниках Самарканда мы сегодня говорили?

После занятия воспитатель хвалит детей.

3-ЗАНЯТИЕ


Тема: Беседа на тему «Обладатели мужественных профессий».

Цели:

  • Формировать интерес к различным профессиям;

  • Знакомить с профессией спасателя;

  • Закрепить знание правил безопасного поведения;

  • Учить аргументировать свой выбор.

Словарная работа: Существительные (спасатель, пожарный, сирена, огнетушитель, шланг рукав); прилагательные (мужественные, сильные, бесстрашные, траенированные, крепкие); глаголы (спасать, спешить, тушить, помогать).

Подготовительная работа: Чтение стихотворений С. Михалкова «Дядя Стёпа» и С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое».

Оборудование: Иллюстрационный материал, аудиозапись звука сирены.

Воспитатель: Послушайте стихотворение «Мы - пожарные».

На машине ярко-красной

Мчимся мы вперёд.

Труд тяжёлый и опасный

Нас, пожарных, ждёт.

Вой пронзительный сирены

Может оглушить.

Будем и водой и пеной

Мы пожар тушить.

И в беду попавшим людям

Сможем мы помочь,

С пламенем бороться будем

Мы и день и ночь!

О людях, какой профессии говорится в этом стихотворении?

Дети отвечают.

Правильно, о пожарных. Почему этих людей называют спасателями?

Дети: Потому что они тушат пожары и спасают людей из огня.

Воспитатель: Кто знает, на чём передвигаются пожарные по городу?

Дети: На специальных машинах ярко-красного цвета со складной лестницей на крыше, иногда на помощь приходят пожарные вертолёты.

Воспитатель: Подумайте, почему пожарные машины покрашены такой яркой краской?

Дети: Чтобы эти машины выделялись на дороге, чтобы пожарных пропускали вперёд.

Воспитатель: А какие ещё способы оповещения участников дорожного движения используют пожарные, когда торопятся на пожар?

Дети: Включают пожарную сирену.

Воспитатель: Послушайте, как она звучит. (Включает аудиозапись сирены). Этот звук сразу услышат и обратят на него внимание.

Чем пожарные тушат огонь?

Дети: Водой, поступающей по специальным шлангам – рукавам из пожарной машины, и пеной из огнетушителей.

Воспитатель: Пожарные – мужественные, сильные, бесстрашные и крепкие люди. Они постоянно тренируются, чтобы на пожаре проявить ловкость и сноровку.

Но спасатели могут быть не только пожарными! В каких ситуациях может потребоваться помощь спасателей?



Дети: Захлопнулась входная дверь; ребёнок залез на дерево, а слезть не может.

Воспитатель: Спасатели помогают не только людям, но и животным, попавшим в беду. И, конечно, основная работа спасателей – помощь людям во время аварий, стихийных бедствий: наводнений и землетрясений. (Показывает иллюстрации).

Как следует поступать, чтобы не пришлось просить помощи у спасателей?

Дети: Остерегаться опасных ситуаций, соблюдать правила безопасного поведения, думать о последствиях своего поступка.

Воспитатель: Запомните: общий телефон пожарных и спасателей – 01!

4-ЗАНЯТИЕ

Тема: Знакомство с портретом Мирзо Улугбека.

Программное содержание: Дать детям некоторые сведения о жизни и деятельности Улугбека. Познакомить с макетом земли - глобусом. Систематизировать простейшие сведения детей о звёздах. Воспитывать уважение к великим людям Востока и гордость за свой народ.

Словарная работа: учёный, обсерватория, астрономия, глобус.

Материалы и оборудование: Портрет Улугбека, фотография обсерватории, глобус, флажок, настольная лампа.

Ход:

Воспитатель:Ребята, мы с вами живём в прекрасной стране Узбекистан. В каждой стране были и есть люди, именами которых гордится страна. Назовите имена Великих людей, которые вам знакомы (дети называют). Чтобы люди не забывали их имена, помнили о том, какой вклад они внесли для развития страны, их именами называют города, улицы, музеи, проспекты, школы. Посмотрите на портрет, на нём изображен великий учёный - астроном Мирзо Улугбек. «Улугбек» означает «великий князь» Хотите узнать о нём побольше? Воспитатель подзывает к себе детей и показывает иллюстрацию звёздного неба.

Воспитатель: Красиво? Что это, как вы думаете? Похоже ли это на начало волшебной сказки? (воспитатель выслушивает ответы детей, не поправляя и не исправляя ответы). Вспомните, как обычно начинаются сказки? (Жили-были, «В некотором царстве, в некотором государстве», «Давным-давно», «Как-то раз..»)

Воспитатель: Сегодня я свой рассказ начну тоже со слов «Давным-давно..», хотя это вовсе не сказка, а удивительная быль, похожая на сказку, потому что всё, о чём я буду говорить, происходило давным-давно, шесть столетий назад. Я начну вам рассказывать о маленьком мальчике Улугбеке, об удивительной науке астрономии, и о том, каким великим учёным-астрономом стал выросший Улугбек. Рассказ воспитателя:


Давным-давно, в прекрасном городе Самарканде, у правителя Темура был семилетний внук Улугбек. Темна и тепла Самаркандская ночь. Не шевелит ветерок листву ночного сада. Над тёмным садом сияет серебром небо, и тонкая струя ручья отсвечивает яркими звёздами. Спит в саду правитель Самарканда - грозный Темур, спит его жена - старая Сараи-Мульк- Ханум. Но семилетний внук Улугбек не спит. Он лежит рядом с бабушкой, на атласных одеялах, и, откинув голову, глядит в небо. А в небе вспыхивает звезда, подмигивает мальчику, то как - будто рядом, прямо на ветке дерева, то будто далеко-далеко. Мальчик смотрит в серебристую бездну небес, удивляется, как много звёзд, какие они разные. Тёмен и тих сад. Проснулся дед, удивлённо посмотрел на внука:» Почему не спишь? Спи...» Царевич повернулся к деду: - Вот звёзды... Можно их взять руками?

Звёзды-то?

Да, можно их взять руками?

Не доводилось, - грозный правитель удивлённо покачал головой.

А достать их можно? - настойчиво спрашивал Улугбек деда.

Если влезть на самое высокое дерево? На старую чинару, оттуда достанешь?

Нет, отвечал дед внуку, - они не на дереве.

А стрела до них долетит?

Ты спи, отвернись от звёзд и спи. Ночью надо спать.

Мне интересно, - отвечал мальчик, - я вырасту и достану их,- сквозь сон пробормотал он. Тёмен и тих ночной сад. Улугбек спал и видел во сне яркие, огромные звёзды, которые подмигивали ему. А его грозный дед с удивлением смотрел на внука.

Он не знал, что маленький мальчик вырастет и станет знаменитым, на весь мир астрономом Улугбеком.

Беседа по рассказу:

Как звали мальчика, о котором я вам рассказала?

В каком городе и где он жил?

Почему, в услышанном вами рассказе, Улугбек не спал?

Что он хотел узнать о звёздах?

Кем стал Улугбек, когда вырос?

Можете ли вы сказать теперь, какого учёного называют астрономом?

(на последний вопрос дети высказывают свои умозаключения, а воспитатель констатирует правильно или нет ответил ребёнок; воспитатель добивается, чтобы как можно больше детей высказалось, кто же такой учёный астроном. Только после этого воспитатель подводит итог, что это учёный, наблюдающий звезды, планеты и солнце.) Воспитатель показывает глобус.

Воспитатель:Что это такое? (ответы) Это макет нашей Земли, глобус. Земля это шар. На глобусе нарисовано то, что есть на настоящей Земле: океаны и суша. Вот здесь наше государство Узбекистан. Где-то здесь находится древний город Самарканд, в котором давным-давно жил учёный астроном Улугбек.


Вы видите, что глобус вращается вокруг своей оси. Так же вращается наша Земля. В те далёкие времена, когда жил Улугбек, не было никаких космических аппаратов, приборов для наблюдения за звёздами. Поэтому Улугбек в Самарканде воздвиг крупнейшую обсерваторию (показ иллюстрации), пригласил видных учёных того времени и возглавил исследования небесных светил. Они наблюдали за звёздами и планетами. Эта обсерватория знакома учёным всего мира, другой такой нет нигде. Улугбек знал, что Земля это шар. С помощью чисел и математики, наблюдая за звёздами и Солнцем, он высчитал, что пока Земля сделает один оборот, пройдут целые сутки - 24 часа. Воспитатель: Сейчас, мы с вами проведём опыт, который проводил в своё время Улугбек, что бы доказать всем людям, что Земля вертится.

(Воспитатель ставит возле глобуса настольную лампу, отмечает флажком место, где находится Узбекистан)

Вот в этом месте, на глобусе находится наше государство. Глобус- это Земля. Настольная лампа - Солнце. Посмотрите на глобус: место, где находится наше государство, Освещено? (да) Значит в нашем государстве и в нашем городе - день. Теперь я поворачиваю глобус, и вы видите, что наше государство оказалось на неосвещённой стороне земного шара. Как вы думаете, какое время суток в нашем

государстве и городе? (ночь) Наступила ночь! А когда снова наступит день? (Когда Земля

снова повернётся, и нас снова будет освещать Солнце) Отчего же на Земле бывает день и

ночь? (дети делают свои умозаключения) Правильно, Земля подставляет солнышку то

одну, то другую сторону. Вот и говорят: День, ночь - сутки прочь!

Улугбеку принадлежат такие умные слова: «Царства разрушаются, все превращается в

прах (пыль), лишь труды (книги, дела) остаются на вечные времена (навсегда)». Он

написал много книг, которые знакомы учёным во всём мире: «Новые астрономические

таблицы»; «История четырёх углов». Одни книги были научными, другие - историческими

и литературными.

Давайте подведём итог тому, что вы узнали:

  • Чьим внуком был Улугбек? (Амира Темура)

  • В каком городе жил и работал Улугбек? (Самарканд)

  • О чём мечтал маленький Улугбек? (О звёздах)

  • Что построил Улугбек в Самарканде? (Обсерваторию)

  • Кем стал Улугбек, когда вырос? (Учёным астрономом)


5-ЗАНЯТИЕ

Тема: Беседа на тему «Правила поведения за столом».

Цель. Занятия по данной теме направлены на ознакомление детей с основными правилами этикета, обучение их культурно вести себя за столом.