Файл: Учебнопрактическое пособие по ознакомлению с окружающим миром разработано для детей дошкольного возраста. В пособии имеются подробные конспекты по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы доу. (56 лет).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 158
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В 2001 году Самарканд был включён ЮНЕСКО в список Всемирного наследия, как Город — Перекресток Культур.
Физкультминутка.
Овощи
Как-то вечером на грядке репка, свёкла, редька, лук поиграть решили в прятки, но сначала встали в круг. (Дети идут по кругу, взявшись за руки, в центре на корточках сидит водящий с завязанными глазами.)
Рассчитались чётко тут же: раз, два, три, четыре, пять. Прячься лучше, прячься глубже, ну а ты иди искать. (Останавливаются, крутят водящего. Разбегаются, приседают, а водящий их ищет.)
Вопросы для закрепления пройденного материала:
-
О каком городе мы сегодня говорили? -
Назовите одно из самых известных мест Самарканда. -
О каких исторических памятниках Самарканда мы сегодня говорили?
После занятия воспитатель хвалит детей.
3-ЗАНЯТИЕ
Тема: Беседа на тему «Обладатели мужественных профессий».
Цели:
-
Формировать интерес к различным профессиям; -
Знакомить с профессией спасателя; -
Закрепить знание правил безопасного поведения; -
Учить аргументировать свой выбор.
Словарная работа: Существительные (спасатель, пожарный, сирена, огнетушитель, шланг рукав); прилагательные (мужественные, сильные, бесстрашные, траенированные, крепкие); глаголы (спасать, спешить, тушить, помогать).
Подготовительная работа: Чтение стихотворений С. Михалкова «Дядя Стёпа» и С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое».
Оборудование: Иллюстрационный материал, аудиозапись звука сирены.
Воспитатель: Послушайте стихотворение «Мы - пожарные».
На машине ярко-красной
Мчимся мы вперёд.
Труд тяжёлый и опасный
Нас, пожарных, ждёт.
Вой пронзительный сирены
Может оглушить.
Будем и водой и пеной
Мы пожар тушить.
И в беду попавшим людям
Сможем мы помочь,
С пламенем бороться будем
Мы и день и ночь!
О людях, какой профессии говорится в этом стихотворении?
Дети отвечают.
Правильно, о пожарных. Почему этих людей называют спасателями?
Дети: Потому что они тушат пожары и спасают людей из огня.
Воспитатель: Кто знает, на чём передвигаются пожарные по городу?
Дети: На специальных машинах ярко-красного цвета со складной лестницей на крыше, иногда на помощь приходят пожарные вертолёты.
Воспитатель: Подумайте, почему пожарные машины покрашены такой яркой краской?
Дети: Чтобы эти машины выделялись на дороге, чтобы пожарных пропускали вперёд.
Воспитатель: А какие ещё способы оповещения участников дорожного движения используют пожарные, когда торопятся на пожар?
Дети: Включают пожарную сирену.
Воспитатель: Послушайте, как она звучит. (Включает аудиозапись сирены). Этот звук сразу услышат и обратят на него внимание.
Чем пожарные тушат огонь?
Дети: Водой, поступающей по специальным шлангам – рукавам из пожарной машины, и пеной из огнетушителей.
Воспитатель: Пожарные – мужественные, сильные, бесстрашные и крепкие люди. Они постоянно тренируются, чтобы на пожаре проявить ловкость и сноровку.
Но спасатели могут быть не только пожарными! В каких ситуациях может потребоваться помощь спасателей?
Дети: Захлопнулась входная дверь; ребёнок залез на дерево, а слезть не может.
Воспитатель: Спасатели помогают не только людям, но и животным, попавшим в беду. И, конечно, основная работа спасателей – помощь людям во время аварий, стихийных бедствий: наводнений и землетрясений. (Показывает иллюстрации).
Как следует поступать, чтобы не пришлось просить помощи у спасателей?
Дети: Остерегаться опасных ситуаций, соблюдать правила безопасного поведения, думать о последствиях своего поступка.
Воспитатель: Запомните: общий телефон пожарных и спасателей – 01!
4-ЗАНЯТИЕ
Тема: Знакомство с портретом Мирзо Улугбека.
Программное содержание: Дать детям некоторые сведения о жизни и деятельности Улугбека. Познакомить с макетом земли - глобусом. Систематизировать простейшие сведения детей о звёздах. Воспитывать уважение к великим людям Востока и гордость за свой народ.
Словарная работа: учёный, обсерватория, астрономия, глобус.
Материалы и оборудование: Портрет Улугбека, фотография обсерватории, глобус, флажок, настольная лампа.
Ход:
Воспитатель:Ребята, мы с вами живём в прекрасной стране Узбекистан. В каждой стране были и есть люди, именами которых гордится страна. Назовите имена Великих людей, которые вам знакомы (дети называют). Чтобы люди не забывали их имена, помнили о том, какой вклад они внесли для развития страны, их именами называют города, улицы, музеи, проспекты, школы. Посмотрите на портрет, на нём изображен великий учёный - астроном Мирзо Улугбек. «Улугбек» означает «великий князь» Хотите узнать о нём побольше? Воспитатель подзывает к себе детей и показывает иллюстрацию звёздного неба.
Воспитатель: Красиво? Что это, как вы думаете? Похоже ли это на начало волшебной сказки? (воспитатель выслушивает ответы детей, не поправляя и не исправляя ответы). Вспомните, как обычно начинаются сказки? (Жили-были, «В некотором царстве, в некотором государстве», «Давным-давно», «Как-то раз..»)
Воспитатель: Сегодня я свой рассказ начну тоже со слов «Давным-давно..», хотя это вовсе не сказка, а удивительная быль, похожая на сказку, потому что всё, о чём я буду говорить, происходило давным-давно, шесть столетий назад. Я начну вам рассказывать о маленьком мальчике Улугбеке, об удивительной науке астрономии, и о том, каким великим учёным-астрономом стал выросший Улугбек. Рассказ воспитателя:
Давным-давно, в прекрасном городе Самарканде, у правителя Темура был семилетний внук Улугбек. Темна и тепла Самаркандская ночь. Не шевелит ветерок листву ночного сада. Над тёмным садом сияет серебром небо, и тонкая струя ручья отсвечивает яркими звёздами. Спит в саду правитель Самарканда - грозный Темур, спит его жена - старая Сараи-Мульк- Ханум. Но семилетний внук Улугбек не спит. Он лежит рядом с бабушкой, на атласных одеялах, и, откинув голову, глядит в небо. А в небе вспыхивает звезда, подмигивает мальчику, то как - будто рядом, прямо на ветке дерева, то будто далеко-далеко. Мальчик смотрит в серебристую бездну небес, удивляется, как много звёзд, какие они разные. Тёмен и тих сад. Проснулся дед, удивлённо посмотрел на внука:» Почему не спишь? Спи...» Царевич повернулся к деду: - Вот звёзды... Можно их взять руками?
Звёзды-то?
Да, можно их взять руками?
Не доводилось, - грозный правитель удивлённо покачал головой.
А достать их можно? - настойчиво спрашивал Улугбек деда.
Если влезть на самое высокое дерево? На старую чинару, оттуда достанешь?
Нет, отвечал дед внуку, - они не на дереве.
А стрела до них долетит?
Ты спи, отвернись от звёзд и спи. Ночью надо спать.
Мне интересно, - отвечал мальчик, - я вырасту и достану их,- сквозь сон пробормотал он. Тёмен и тих ночной сад. Улугбек спал и видел во сне яркие, огромные звёзды, которые подмигивали ему. А его грозный дед с удивлением смотрел на внука.
Он не знал, что маленький мальчик вырастет и станет знаменитым, на весь мир астрономом Улугбеком.
Беседа по рассказу:
Как звали мальчика, о котором я вам рассказала?
В каком городе и где он жил?
Почему, в услышанном вами рассказе, Улугбек не спал?
Что он хотел узнать о звёздах?
Кем стал Улугбек, когда вырос?
Можете ли вы сказать теперь, какого учёного называют астрономом?
(на последний вопрос дети высказывают свои умозаключения, а воспитатель констатирует правильно или нет ответил ребёнок; воспитатель добивается, чтобы как можно больше детей высказалось, кто же такой учёный астроном. Только после этого воспитатель подводит итог, что это учёный, наблюдающий звезды, планеты и солнце.) Воспитатель показывает глобус.
Воспитатель:Что это такое? (ответы) Это макет нашей Земли, глобус. Земля это шар. На глобусе нарисовано то, что есть на настоящей Земле: океаны и суша. Вот здесь наше государство Узбекистан. Где-то здесь находится древний город Самарканд, в котором давным-давно жил учёный астроном Улугбек.
Вы видите, что глобус вращается вокруг своей оси. Так же вращается наша Земля. В те далёкие времена, когда жил Улугбек, не было никаких космических аппаратов, приборов для наблюдения за звёздами. Поэтому Улугбек в Самарканде воздвиг крупнейшую обсерваторию (показ иллюстрации), пригласил видных учёных того времени и возглавил исследования небесных светил. Они наблюдали за звёздами и планетами. Эта обсерватория знакома учёным всего мира, другой такой нет нигде. Улугбек знал, что Земля это шар. С помощью чисел и математики, наблюдая за звёздами и Солнцем, он высчитал, что пока Земля сделает один оборот, пройдут целые сутки - 24 часа. Воспитатель: Сейчас, мы с вами проведём опыт, который проводил в своё время Улугбек, что бы доказать всем людям, что Земля вертится.
(Воспитатель ставит возле глобуса настольную лампу, отмечает флажком место, где находится Узбекистан)
Вот в этом месте, на глобусе находится наше государство. Глобус- это Земля. Настольная лампа - Солнце. Посмотрите на глобус: место, где находится наше государство, Освещено? (да) Значит в нашем государстве и в нашем городе - день. Теперь я поворачиваю глобус, и вы видите, что наше государство оказалось на неосвещённой стороне земного шара. Как вы думаете, какое время суток в нашем
государстве и городе? (ночь) Наступила ночь! А когда снова наступит день? (Когда Земля
снова повернётся, и нас снова будет освещать Солнце) Отчего же на Земле бывает день и
ночь? (дети делают свои умозаключения) Правильно, Земля подставляет солнышку то
одну, то другую сторону. Вот и говорят: День, ночь - сутки прочь!
Улугбеку принадлежат такие умные слова: «Царства разрушаются, все превращается в
прах (пыль), лишь труды (книги, дела) остаются на вечные времена (навсегда)». Он
написал много книг, которые знакомы учёным во всём мире: «Новые астрономические
таблицы»; «История четырёх углов». Одни книги были научными, другие - историческими
и литературными.
Давайте подведём итог тому, что вы узнали:
-
Чьим внуком был Улугбек? (Амира Темура) -
В каком городе жил и работал Улугбек? (Самарканд) -
О чём мечтал маленький Улугбек? (О звёздах) -
Что построил Улугбек в Самарканде? (Обсерваторию) -
Кем стал Улугбек, когда вырос? (Учёным астрономом)
5-ЗАНЯТИЕ
Тема: Беседа на тему «Правила поведения за столом».
Цель. Занятия по данной теме направлены на ознакомление детей с основными правилами этикета, обучение их культурно вести себя за столом.