ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 190
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Неявка прокурора, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела.
Момент дачи заключения: после исследования всех материалов дела перед началом судебных прений в устной форме (можно на бумаге написать, но обязательно выступить) – ст. 189 ГПК РФ. Ранее после прений до удаления в совещательную комнату.
В судебных прениях при надзорной форме прокурор не участвует. Не дает объяснений суду, не поддерживает исковые требования.
Характер заключения: заключение не обязательно для суда, оценивается наряду с другими доказательствами по делу.
Как лицо, уч. в деле прокурор участвует в заслушивании сторон, других участников процесса, участвует в исследовании всех доказательств, задает по мере необходимости вопросы. Прокурор вступает в начало стадии, иначе теряется весь смысл.
Участие прокурора в проверочных инстанциях
Возможно только в инициативной форме путем принесения представления прокурора, т.к. ч. 3 ст. 45 ГПК РФ ограничивает участие в надзорной форме производством в суде первой инстанции (Однако некоторые ученые высказываются за реанимацию надзорной формы, когда прокурор по собственной инициативе вступает в проверочную стадию для дачи заключения по обоснованности кассационной жалобы – Г.Л. Осокина)
ГПК РФ значительно сузил рамки участия прокурора, поэтому возникновение у прокурора права на принесение апелляционного, кассационного, надзорного представлений и по вновь открывшимся обстоятельствам обусловлено от его участием в суде первой инстанции (ч. 2 ст. 320, 336, ч. 3 . 376, 394 ГПК РФ).
ТЕМА: ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ
-
1. Понятие и значение подведомственности. -
2. Критерии подведомственности. -
3. Виды подведомственности.
- 1 –
Ю.К. Осипов, В.М. Жуйков, В.В. Ярков, И.В. Решетникова
В российском законодательстве на рассмотрение гражданско-правовых споров уполномочены различные по своей природе, принципам организации и деятельности органы:
1 – Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ (Конституция РФ, ФКЗ «О конституционном суде РФ»);
2 – система судов общей юрисдикции: федеральные и региональные (мировые суды) ФКЗ «О судебной системе», Закон «О судоустройстве»;
3 – система Арбитражных судов РФ ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ»
Вышеуказанные три системы образуют систему государственных судов РФ. Помимо этого:
4 - третейские суды, являющиеся органами негосударственной, альтернативной юрисдикции (создаваемые по соглашению сторон: временные – для рассмотрения единичного, разового спора (ad hog) между гражданами и постоянно действующие для разрешения типовых категорий юридических споров – торговые палаты, биржы, объединения предпринимателей, юрид. лица – МКАС, при Торгово-промышленной палате Алт. края). ФЗ «О третейских судах в РФ».
5 – органами по рассмотрения индивидуальных трудовых споров является КТС; коллективные – примирительная комиссия, посредник и трудовой арбитраж (гл. 61 ТК РФ).
6 – органы исполнительной власти (органы ЗАГСа (расторжение брака), федеральная инспекция труда (расследование страховых случаев на производстве); Роспатент – фед. Орган исп. власти - споры об признании объектов интеллектуальной собственности; ФСБ – право рассматривать и разрешать заявления и жалобы граждан).
7 – межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (Комитет по правам человека, ЕСПЧ).
Значение П. – позволяет определить какой орган вправе и обязан рассмотреть спор. Иначе говоря, куда следует обратиться. Каждый орган вправе рассматривать и разрешать только те дела, которые ему подведомственны. Нормы о П. направлены на упорядочение деятельности различных органов по разрешению юр. дел, на разграничение их компетенции. Значение данного правового явления состоит в том, что:
1) П. – это межотраслевой институт в системе процессуального права. Нормы сосредоточены ст. 22, ч. 3 ст. 3 ГПК и иных, ст. 27 – 33 АПК РФ;
2) П. – юридический факт в системе юридических фактов, определяющем возникновение гр. п/о, устанавливается судьей при возбуждении гр. дела. Это предпосылка права на предъявление иска, ее отсутствие влечет отказ в принятии искового заявления (ст. 134 ГПК РФ). П. может быть не только правообразующим, но и правопрепятствующим фактом (ст. 220 ГПК РФ – прекращение производства по делу).
Отдельные вопросы разъясняются в ППВС от 20.01. 2003 г. «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие ГПК РФ» п. 3 – 6; ППВАС от 09.12.2002 г. «О некоторых вопросах, связанных в введением в действие АПК РФ» п. 2 – 9, 20.
Институт П. - относительно молодой. Возник в принятием Основ гр. судопроизводства СССР 1961 г. До этого для обозначения полномочий использовался термин «подсудность», т.е происходило смешение разных понятий. Однако ни ранее, так и до сих пор отсутствует легальное определение понятия «П.», что обусловливает научные дискуссии и споры.
В науке сложилось несколько точек зрения относительно понятия подведомственности: 1) разграничение компетенции различных органов (Авдеенко, Кабакова) – это значение П.; 2) круг дел отнесенных к ведения того или иного юрисдикционного органа (М.С. Шакарян) – это компетенция; 3) свойство дела, в силу которого оно подлежит разрешению определенным органом (П.Ф. Елисейскин, М.А. Викут, В.В. Ярков) – свойство не меняется, имманентно, а подведомственность изменилась; 4) компетенция (полномочия того или иного органа по рассмотрению и разрешению дел (Г.Л. Осокина, М.К. Треушников) – компетенция более широкое понятие, включающее не только полномочия, но и предметы ведения; 4) относимость гражданских дел в силу закона к ведению соответствующего органа (Ю.К Осипов, В.А. Мусин) – НАИБОЛЕЕ ВЕРНОЕ !
Последствия неподведомственности – это не устранимое препятствие для рассмотрения дела, нельзя исправить, исключается повторное обращение в тот же суд, зависят от момента ее обнаружения:
1 – в момент возбуждения дела – п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ – отказ в принятии искового заявления (ч. 3 ст. 134 ГПК – можно обжаловать, если судья ошибся); п. 1 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ – возвращение искового заявления, ч. 3 ст. 135 ГПК – можно обжаловать;
2 - в момент рассмотрения дела (абз. 2 ст. 220 ГПК РФ – прекращение производства по делу; абз. 2 и 6 ст. 222 ГПК – на основании п. 2 ч. 1 ст. 331, ст. 371 ГПК РФ – можно обжаловать, т.к. исключает возможность дальнейшего движения дела).
Отличие П. от иных категорий: отличие от защиты требований, которые носят не правовой характер (карточный долг) и прямое указание в законе на невозможность оказывать суд. защиту (развод с беременной женщиной и ребенком до 1 года) – другого органа в этом случае не существует, а при неподведомственности он есть.
Статья 22. Подведомственность гражданских дел судам
ГПК РФ путем перечисления категорий дел закрепляет, какие дела рассматривают суды общей юрисдикции.
1. Суды рассматривают и разрешают:
1) исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений; 2) дела по указанным в статье 122 настоящего Кодекса требованиям, разрешаемые в порядке приказного производства; 3) дела, возникающие из публичных правоотношений и указанные в статье 245 настоящего Кодекса; 4) дела особого производства, указанные в статье 262 настоящего Кодекса; 5) дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов; 6) дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.
2. Суды рассматривают и разрешают дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций.
3. Суды рассматривают и разрешают дела, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.
Однако это общие указания, при этом подобные категории дел рассматривает и Арб. суд., и иные органы. Для того, чтобы определить, существуют критерии, которые помогают определиться с П.
-
Характер спорного правоотношения. -
Субъектный состав спора. -
Спорность или бесспорность права. -
Наличие договора между сторонами спора. -
Характер правового акта и его уровень.
1. Характер спорного правоотношения.
В свое время данный критерий обосновал Ю.К. Осипов. Критерий характера правоотношения используется для разграничения подведомственности между судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Согласно ч. 3 ст. 22 ГПК суды не рассматривают экономические споры и иные дела, отнесенные федеральными законами к ведению арбитражных судов.
В законодательстве понятие экономического спора прямо не определено, что затрудняет его толкование. Более обоснованно, что спор возник из предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 1 ст. 2 ГК предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Экономическими являются споры как из гражданских, так и из публичных правоотношений. Характер правоотношения является оценочной категорией. Внешним признаком отраслевой принадлежности правоотношения является местоположение регулирующих их правовых норм. Однако нередко источники той или иной отрасли права содержат правовые нормы, регулирующие отношения различной отраслевой принадлежности. Например, Федеральные законы "Об акционерных обществах", "О рынке ценных бумаг" носят межотраслевой характер и содержат нормы как гражданского, так и административного, финансового, процессуального и иного права. Некоторые источники права вообще не имеют четко выраженной отраслевой принадлежности или являются комплексными. В таких случаях на помощь для определения подведомственности также приходит
критерий характера (предмета) дела - его связь с предпринимательской и иной экономической деятельностью.
2. Критерий субъектного состава участников спора позволяет дополнительно более точно разграничить подведомственность между двумя органами судебной власти: судами общей юрисдикции и арбитражными судами.
При этом следует иметь в виду, что ст. 27 АПК связывает подведомственность дел арбитражному суду по субъектному составу с правовым положением сторон спора. Арбитражные суды по общему правилу разрешают дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан - индивидуальных предпринимателей. Только в случаях, предусмотренных АПК и иными федеральными законами, арбитражные суды рассматривают дела с участием Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
В отличие от арбитражных судов суды общей юрисдикции согласно ч. 1 ст. 22 ГПК рассматривают дела с участием всех граждан и организаций, наделенных правом на судебную защиту (ст. 36 ГПК), а также иностранных лиц. + исключительная компетенция Арб. судов.
Поэтому по общему правилу, если спор с участием данных субъектов не носит экономического характера и не отнесен к исключительной компетенции арбитражных судов (ст. 33 АПК), то он будет подведомствен суду общей юрисдикции.
Следует иметь в виду и правило ч. 4 ст. 27 АПК, согласно которому вступление в арбитражный процесс граждан, не имеющих статуса индивидуальных предпринимателей, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, не изменяет подведомственности дела, которое должно быть рассмотрено арбитражным судом по существу.
3. Третий критерий - спорность либо бесспорность права - разграничивает подведомственность юридических дел между судами и органами исполнительной власти, осуществляющими регистрацию юридических фактов (например, органами загса), нотариусами. Так, дела бесспорного характера подведомственны суду общей юрисдикции только в случаях, указанных в законе, например, дела особого производства, указанные в ст. 262 ГПК, дела об установлении усыновления ребенка (ст. 125 СК). Подведомственность дел