Файл: 1 Изучение объекта практики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


С 1 января 2007 г. в ОАО «РЖД» проводятся мероприятия по централизации бухгалтерского учета путем создания Общего Центра обслуживания (ОЦО), который будет вести бухгалтерский учет всех структурных подразделений компании. Вместо бухгалтерий в структурных подразделениях останутся отделы, основной функцией которых будет ввод первичной информации в автоматизированную систему обработки и обобщения данных. Для решения задачи по снижению затрат на ведение учета, повышению достоверности и прозрачности финансовой отчетности Общий центр обслуживания (ОЦО) по мере накопления опыта получит права филиала.

Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом, его организацией, внедрением технических средств обработки учетных данных на отделении дороги осуществляет главный бухгалтер отделения. Должностные инструкции главного бухгалтера представлены в Приложении.

На железной дороге в целом ведение бухгалтерского учета осуществляется под руководством службы бухгалтерского и налогового учета. В ее функции входит, кроме того, ведение учета общедорожных операций, составление сводной отчетности по видам деятельности железной дороги и представление ее в Департамент бухгалтерского учета ОАО «РЖД», внедрение автоматизированных систем учета в структурных подразделениях дороги и др.

Железнодорожный транспорт организационно представляет собой сложную многозвенную структуру, которая в бухгалтерском учете должна проводить единую политику, обеспечивающую сводимость отчетных данных разных уровней управления. Эту задачу решают два департамента ОАО «РЖД»: Департамент бухгалтерского и Департамент налогового учета. Департамент бухгалтерского и Департамент налогового учета разрабатывают Рабочий план счетов бухгалтерского учета и инструкцию по его применению, Номенклатуру доходов и расходов железнодорожного транспорта, учетную политику для целей бухгалтерского учета и отдельно для целей налогового учета, методические рекомендации по учету имущества и обязательств, формы документов и отчетных таблиц, принимают отчеты и балансы филиалов и составляют сводную отчетность в целом по ОАО «РЖД». Они проводят мероприятия по совершенствованию организации и методологии бухгалтерского учета, его автоматизации, ведут учет расчетов с бюджетом по налогам, с филиалами и т.д. Для выполнения этих функций Департаменты бухгалтерского и налогового учета имеют соответствующую структуру аппарата.


По количеству и составу синтетических счетов рабочий план счетов ОАО «РЖД» не отличается от плана счетов Минфина РФ, а особенности железнодорожного транспорта в части технологии производства, структуры управления, условий и порядка реализации продукции (перевозок) получили отражение через систему субсчетов.

Субсчета представляют собой средство промежуточной группировки объектов учета по экономическим признакам. С точки зрения детализации учетной информации они являются счетами второго порядка, т.е. следуют непосредственно после соответствующего синтетического счета.

В рабочем плане счетов ОАО «РЖД», исходя из требований интегрированной системы обработки информации R-3, имеются субсчета трех уровней, из которых субсчета первого уровня кодируются двумя, а второго и третьего уровней тремя цифровыми знаками. Таким образом, общая длина кода любого счета имеет 10 знаков. Так, к синтетическому счету 10 «Материалы» предусмотрен субсчет первого уровня 02 «Материалы верхнего строения пути», который, в свою очередь, подразделяется на субсчета второго уровня:

100 «Новые материалы верхнего строения пути»;

200 «Старогодные материалы верхнего строения пути»;

300 «Покилометровый запас рельсов»;

400 «Инвентарные рельсы».

К счету 10 ведется также субсчет первого уровня 05 «Запасные части» с дальнейшей его детализацией посредством субсчетов второго уровня на годные (100) и требующие ремонта (200). Данные субсчетов второго уровня группируют по видам основных средств, для ремонта которых предназначены запасные части. Для этого используют субсчета третьего уровня:

100 «Для ремонта локомотивов»

200 «Для ремонта грузовых вагонов»

300 «Для ремонта пассажирских вагонов»

400 «Для ремонта прочих основных средств»

Субсчета всех уровней указывают в бухгалтерских проводках и, следовательно, они участвуют в формировании экономической информации.

План счетов бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности ОАО «РЖД», утвержденный в 2003 г., состоит из 8 разделов, содержащих 62 синтетических счета и 352 субсчета первого уровня. Субсчета имеют 51 синтетический счет, т.е. примерно 80 процентов общего их количества. Наряду с балансовыми счетами в плане счетов предусмотрено 18 забалансовых счетов.

Структура плана счетов изменяется под влиянием новых методов экономического управления и осуществляемых мероприятий по совершенствованию бухгалтерского учета (табл. 1).

Таблица 1 - Структура плана счетов бухгалтерского учета на железнодорожном транспорте



Год

Количество разделов

Количество счетов

синтетических

субсчетов

забалансовых

Всего

1950

20

113

107

8

228

1960

11

64

127

8

199

1986

9

66

212

5

283

1995

9

78

270

12

360

2003

8

62

352

18

440

До 1960 г. в стране действовали отраслевые планы счетов: одни для промышленных предприятий, другие для предприятий сельского хозяйства, третьи были предназначены для торговых организаций и т.д. С января 1960 г. был введен Единый план счетов для использования хозяйствующими субъектами всех отраслей народного хозяйства. Свои планы счетов сохранили и имеют до настоящего времени только бюджетные учреждения и банки. Министерство путей сообщения с разрешения Минфина и на основе утвержденных им планов счетов разрабатывало планы счетов бухгалтерского учета основной деятельности железных дорог, в которых отражались отраслевые особенности. В таблице 1 приведена динамика структуры этих планов счетов.

Очевидно постоянное увеличение общего количества счетов за счет введения главным образом новых субсчетов, что отражает рост потребности предприятий в учетной информации. С переходом к рынку особенно актуальной становится информация о новых объектах учета – нематериальных активах, финансовых вложениях, векселях, акциях и т.п. К началу 1995 г. это привело к резкому увеличению числа как синтетических счетов, так и субсчетов. По сравнению с 1986 г. при сохранении количества разделов (9) синтетических счетов стало больше на 18%, а субсчетов на 27,4%. План счетов 2003 г. в отличие от предыдущих планов счетов, представленных в таблице 1.1, предназначен для учета хозяйственных операций не только железных дорог, но и других так называемых функциональных филиалов
, которые до образования ОАО «РЖД» являлись юридическими лицами и вели бухгалтерский учет на основе типовых планов счетов Минфина. В результате реализации Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте и создания акционерного общества в плане счетов отрасли в сравнении с 1995 годом при некотором сокращении количества синтетических счетов увеличилось на 30% количество субсчетов первого уровня.

Содержащиеся в плане счета различаются не только по экономическому содержанию, но и по назначению и структуре, что необходимо учитывать при их практическом использовании в целях формирования стоимостных показателей (таблица 2).

Примечание: счет 81 «Собственные акции» можно считать сопоставляющим, когда выкупленное у акционеров акции на­правляются на уменьшение уставного капитала. Но этот счет бу­дет имущественным, если выкупленные собственные акции предназначены для продажи на фондовом рынке. Сопоставляю­щим является и счет 28 «Брак в производстве», поскольку глав­ное его предназначение в том, чтобы определять потери от брака, учитываемые в себестоимости продукции.

Таблица 2 - Группировка синтетических счетов ОАО «РЖД» по назначению и структуре

Виды счетов по назначению и структуре

Коды счетов

2003 год

1995 год

Коли­чество счетов

В % к итогу

Коли­чество счетов

В % к итогу

А. Счета учета имущества и капитала:

основные

01.03,04,07,09,10, 11,19, 21.41.43.45, 50,51,52,55,,57,58, 28,60,62,66,67,68, 69,70,71,73,75,76, 77,79,80,82,83,86,94

36

58,1

50

64,1

регулирующие

02,05,14,16,42,44, 59,63

8

12,9

8

10,3

Б. Счета учета хозяйственных процессов:

собирательно-распре­делительные

бюджетно-распредели­тельные

калькуляционные

сопоставляющие


25,26

96,97,98

08,15,20,23,29,46

28,40,81,84,90,91,99

2

3

6

7

3,2

4,8

9,7

11,3

4

3

7

6

5,1

3,8

9,0

7,7

Итого



18

29,0

20

25,6

Всего



62

100,0

78

100,0


В действующем плане счетов ОАО «РЖД» более 70% сче­тов предназначены для учета имущества, обязательств и капи­тала. Они включают в себя все основные и регулирующие счета. Доля остальных счетов, посредством которых ведется учет рас­пределяемых затрат, калькулируется себестоимость и определя­ются финансовые результаты составляет менее 30%. Относи­тельно это больше, чем в предыдущем плане счетов (1995 г.), но количество таких счетов сократилось.

Посредством предусмотренной планом системы счетов структурные подразделения железнодорожного транспорта ведут учет хозяйственных операций по всем видам деятельности – пе­ревозкам и производству промышленной продукции, строитель­ству и торговле, снабжению и капитальным вложениям и т.д., а также по работам и услугам для собственных нужд и по заказам сторонних организаций и физических лиц.

Учетная политика представляет собой совокупность приемов и спосо­бов ведения бухгалтерского учета, которые предприятие выби­рает и реализует в течение предстоящего отчетного периода. Вы­бор способов учета предприятие осуществляет из нескольких ва­риантов, предлагаемых ему нормативными документами. Под способами в данном случае понимаются известные из теории бухгалтерского учета элементы, такие как первичное наблюдение и стоимостное измерение, формы организации и формы ведения бухгалтерского учета, текущая группировка и итоговое обобще­ние фактов хозяйственной деятельности. Посредством этих спо­собов предприятие реализует свою политику в части организации бухгалтерского учета и формирования необходимых ему стоимо­стных экономических показателей.

Способы ведения бухгалтерского учета подразделяют на организационные и методологические.

Организационными способами называются приемы и ме­тоды, применение которых не влияет на величину экономических показателей, например на издержки производства, себестоимость, финансовые результаты. К ним относится документооборот, ин­вентаризация, система учетных регистров и т.п. В самом деле, издержки производства, сумма прибыли или убытка предприятия не зависят от того, ведется учет вручную или на ЭВМ, оприходу­ются материалы приходным ордером, накладной или другим до­кументом, созданным на предприятии, используется журнально-ордерная форма учета или автоматизированная система R-3 и т.д. На этом основании организационные способы ведения бухгал­терского учета называют несущественными, несмотря на то, что их применение, как правило, регламентируется Мини­стерством финансов России.