Файл: Орфография задание 9 Правописание корней. 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 231

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, а не на словах.

4) Основной функционально-смысловой тип речи текста — повествование, так как изображаемые явления даются не в одновременности, а в их хронологической последовательности.

5) В художественном стиле, кроме типичных для него языковых средств, используются и средства разговорной речи.
2. Прочитайте текст и выполните задания 1

На чём писали до того, как научились делать бумагу из древесины? Известно, что самым употребляемым в древности материалом для письма был папирус. Так называется и водное растение, из стеблей которого он изготовлялся. <...>папирус было удобнее всего свёртывать в свитки, и читатель постепенно мог разворачивать длинные рулоны, продвигаясь вперёд по тексту. Есть сведения о том, что длина одного из свитков, на котором была записана поэма древнегреческого поэта Гомера «Илиада», достигала 150 метров. Кстати, из папирусных свитков состояло богатейшее собрание знаменитой в древности Александрийской библиотеки.


1. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Основной функционально-смысловой тип речи текста – повествование, которое помогает наглядно представить действия, движения людей и явлений во времени и пространстве.

2) Вопросно-ответное построение — основной композиционный принцип текста-рассуждения в публицистическом стиле (предложения 1-2).

3) Предложения 1-3, 5 сложные, союзные, сложноподчиненные.

4) Одним из «типичных» примеров текстовой скрепы является скрепа кстати. Сферой её функционирования являются преимущественно газетно-публицистический и художественный текст. Вводное слово кстати указывает на смысловую связь между предшествующим и последующим высказываниями.

5) Текст относится к разговорному стилю, так как основной функцией разговорной речи является общение. Для такой речи свойственны непосредственность, неподготовленность, а также чувственно-конкретизированный характер общения.
3. Прочитайте текст и выполните задания 1

История вывесок началась давным-давно — в то время, когда появились первые магазины, лавки и мастерские. Вывеска служила указателем, знаком. <...> привлечь внимание посетителей, торговцы и художники старались придумать что-нибудь оригинальное, яркое, бросающееся в глаза и порой рисовали целые сюжетные композиции. Но бывали и другие времена, когда торговля приходила в упадок, тогда живописные изображения исчезали с вывесок и на них оставались только скупые надписи. Тогда вывески теряли своё своеобразное очарование, а города становились похожими на скучные канцелярии. К счастью, обычно это длилось недолго.


1. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Сравнение служит для создания в тексте образной выразительности. В этом проявляется его стилистическая функция. Оно создает особый экспрессивный подтекст (города становились похожими на скучные канцелярии).

2) В тексте используются только глаголы в форме прошедшего времени единственного и множественного числа (началась, появились, служила, старались, рисовали, бывали и др.).

3) Основной функционально-смысловой тип речи текста – рассуждение, что помогает автору сделать мысль более ясной и четкой, а позицию — более убедительной.

4) Эпитет даёт индивидуальную окраску описываемому предмету, бросает на него определенный свет и делает предмет стилистически значимым (скупые надписи, скучные канцелярии).

5) Текст относится к научному стилю, так как его основная функция – передача логической информации и доказательство её истинности (при полном отсутствии выражения эмоций).
4. Прочитайте текст и выполните задания 1

Воробей

Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь. Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему. Вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой. <...> взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул он раза два в направлении зубастой раскрытой пасти. Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище! Но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою! Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке... Сила‚ сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился... Видно‚ и он признал эту силу. Я поспешил отозвать смущённого пса — и удалился, благоговея.

Да, не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед её порывом. Любовь‚ думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только любовью держится и движется жизнь. (По И.С.Тургеневу)



1. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Основной чертой морфологии научного стиля является расширение возможностей имени над глаголом. Это преобладание отглагольных имен существительных (дарение, задержание, казуальное толкование, квотирование), преобладание в тексте существительных над глаголами.

2) Использование эмоционально окрашенных эпитетов («молодой воробей», «едва прораставшие крылышки», «отчаянный жалкий писк», «безопасная ветка», «любовный порыв»), метафор («голосок одичал и охрип», «сила …сбросила его»), сравнений («камнем упал», «сила, сильнее») способствует эмоциональности, выразительности изложения, помогает передать авторскую оценку описываемых явлений.

3) Абстрактная лексика (например, ужас, воля, сила, любовь) в тексте преобладает над конкретной.

4) Порядок слов во всех предложениях прямой, что способствует большей конкретности повествования.

5) В художественном произведении функция убеждения и оценки являются вторичной. Главная задача писателя – изобразить действительность: идя этого стихотворения в прозе – самоотверженность в любви, которая способна победить даже смерть.
5. Прочитайте текст и выполните задания 1

Почему южный конец магнитной стрелки красный, а северный–чёрный? <...>исключено, что здесь мы следуем древнекитайской традиции: китайцы всегда окрашивали южный конец стрелки в красный цвет. А может быть, красный цвет южного конца стрелки – дань древней ассирийской традиции? В древнем ассирийском календаре времён Александра Македонского север называется чёрной страной, юг – красной, восток – зелёной и запад – белой. Городские ворота также окрашивались в соответствии с расположением в красный, чёрный, зелёный и белый цвета. Вероятно, такое обозначение стран света (красным, чёрным, зелёным и белым) было в то время общепринятым, и отголоском этого являются названия Чёрного и Красного морей, лежащих на юг и север от центрального – Средиземного.


1. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Вопросно-ответное построение — основной композиционный принцип текста-рассуждения в публицистическом стиле.

2) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами
, среди которых – однородные члены предложения (в красный, чёрный, зелёный и белый цвета), вводное слово (вероятно), неполные предложения (…север называется чёрной страной, юг – красной, восток – зелёной и запад – белой).

3) Основной функционально-смысловой тип речи текста — повествование, так как изображаемые явления даются не в одновременности, а в их хронологической последовательности.

4) Все сказуемые в тексте простые глагольные.

5) Главная установка разговорной речи – установка на непринужденное, естественное, неподготовленное общение.
Вариант 4

1. Прочитайте текст и выполните задания 1

В новогоднюю ночь старый Волк особенно остро чувствовал своё одиночество. Увязая в снегу, продираясь сквозь цепкие ёлки, он шёл по лесу и размышлял о жизни.

Да, ему никогда не везло. Самые лучшие куски у него выхватывали из-под носа другие. Волчица — и та оставила его, потому что он мало приносил зайцев. Эти зайцы, сколько из-за них неприятностей! У кого их много — перед теми все на задних лапах стоят, а у кого мало...Да, в волчьем мире зайцы решают всё.

Ёлки, ёлки... «Ёлки-палки, — думал Волк, — когда же всё это кончится? Никуда не денешься от этих ёлок, хоть из лесу беги!»

И вдруг… Волк присел на хвост, потёр глаза: неужели правда? Под ёлкой сидит самый настоящий, самый живой заяц. Он сидит, задрав голову, и смотрит куда-то вверх, и глаза его горят так, словно ему там невесть что показывают.

«Интересно, что он там увидел? — подумал Волк. — Дай-ка и я погляжу». И он поднял глаза на ёлку. Сколько ёлок видел он на своём веку, но такой ему видеть не приходилось. Она вся искрилась снежинками, переливалась лунным светом, и казалось, что её специально убрали к празднику, хотя на ней не было ни одной ёлочной игрушки.

— Ёлки-палки! — сказал Волк и замер с открытым ртом. — Бывает же на свете такое чудо! Посмотришь на него — и чувствуешь, как у тебя внутри что-то переворачивается — не в желудке, нет, а повыше. И уже ничего не хочется — только сидеть и смотреть.

Так и сидели они рядышком — Заяц и Волк под новогодней ёлкой, и смотрели на неё, и внутри у них что-то переворачивалось.

И Заяц впервые подумал, что есть на свете кое-что посильнее волков, <...> Волк подумал, что ведь не в зайцах счастье. (Ф. Кривин)


1. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.


1) В тексте широко употреблены отглагольные существительные и отглагольные прилагательные.

2) С помощью умолчания автор передаёт эмоциональное состояние Волка (И вдруг…). Обрыв фразы – это всегда следствие эмоций: герой произведения может находиться в сильном волнении, которое мешает ему договорить.

3) Все предложения в сказе Ф. Кривина сложные, союзные, сложноподчинённые.

4) Основной функционально-смысловой тип речи данного текста — повествование, так как изображаемые явления даются не в одновременности, а в их хронологической последовательности.

5) Художественный стиль характеризуется образностью и широким использованием изобразительно-выразительных средств: (эпитет остро чувствовал, метафора глаза горят, сравнение посильнее волка, разговорная лексика дай-ка, погляжу, убрали к празднику, невесть что, фразеологизмы захватывали из-под носа, никуда не денешься и др.)
2. Прочитайте текст и выполните задания 1

Мы пойдем до конца, мы будем биться во Франции.

Мы будем бороться на морях и океанах.

Мы будем сражаться с растущей уверенностью и растущей силой в воздухе.

Мы будем защищать наш Остров, какова бы ни была цена.

Мы будем драться на пляжах.

Мы будем драться на побережьях.

Мы будем драться в полях и на улицах.

Мы будем биться на холмах; мы <...> не сдадимся…

(Из речи Уинстона Черчилля после вступления Великобритании во Вторую мировую войну)


1. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) В публицистическом стиле используется анафора, задача которой - усилить эмоциональность и пафос произведения или выступления; также выделить наиболее важные мысли; объединить в целое различные компоненты; подчеркнуть категоричность высказывания.

2) В тексте использовано умолчание, то есть намеренное прерывание высказывания, предоставляющее читателю (или слушателю) возможность самому догадаться, чем предложение должно завершиться (Мы будем биться на холмах; мы никогда не сдадимся…).

3) Во всех предложениях – составные глагольные сказуемые.

4) Ряды однородных членов помогают последовательно представить явления или предметы.