Файл: Особенности развития физических качеств и способностей на уроках физической культуры в младших, средних и старших классах.pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 78
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Анализ изменений организма человека в онтогенезе
1.1. Физические изменения в организме ребенка
1.2. Психологические изменения в процессе занятий физической культурой
Глава 2. Организация и результаты исследования
2.1. Методы и организация исследования
Практика показывает, что на одном уроке целесообразно решать не более 2-3 задач, связанных с усвоением или совершенствованием учебного материала.
Следует учитывать и своеобразие программы по физической культуре. Она заключается в том, что ее нельзя проходить последовательно, так как она изложена по отдельным видам движений.
На каждом уроке используются построения, перестроения и общеразвивающие упражнения, которые постепенно от урока к уроку усложняются.
Каждый урок в школе имеет комплексную направленность.
Отдельной серией уроков проводится лыжная, конькобежная подготовка, а также плавание, но и в эти уроки включаются игры или соревновательные элементы.
Возможна взаимозаменяемость программных упражнений.
Планировать отдельные виды физических упражнений надо так, чтобы по возможности, не было больших перерывов между уроками, на которых проводится обучение этим движениям.
На каждом уроке обязательно проводится одна - две игры.
При обучении учащихся основным видам движений надо большое внимание обращать на правильность и точность выполнения упражнений (школа движений), а также совместить процесс обучения с воспитанием двигательных качеств.
Необходимо иметь в виду следующие обязательные методические условия проведения урока и других занятий физическими упражнениями с учащимися среднего школьного возраста:
Обязательный фон положительных эмоций, с этой целью используются игровой метод, игры, музыкальное сопровождение, стимулирования соревнованием на лучшую дисциплину, на высокое качество выполнения упражнений.
Большинство уроков следует проводить на открытом воздухе.
Неукоснительное соблюдение гигиенических требований, при выполнении упражнений сидя, лежа и при переползании.
Большое внимание обращается к точности выполнения заданных движений.
Всестороннее воспитание физических качеств, преимущественно координационных и скоростных.
На каждом уроке ведется работа по формированию правильной осанки и предупреждению плоскостопия.
При проведении физической культурой необходимо осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к детям.
Контингент детей в школе разнообразен по состоянию здоровья, физическому развитию, физической подготовленности (не говоря о возраст и пол). Именно по этим признакам весь контингент учащихся подразделяется на 3 медицинские группы: основную, подготовительную и специальную.
Дети основной группы, как правило, наиболее здоровые, физически лучше развиты и подготовлены. Во время обучения на уроках физической культуры им необходимо постоянно повышать физическую нагрузку, поручать оказания помощи своим менее подготовленным товарищам.
Дети подготовительной группы имеют низкий или реже среднего физическое развитие и подготовленность, с нарушениями осанки, плоскостопием, лишним весом или недостаточным весом. Таким детям нужно особое внимание, так как нередко им противопоказан ряд упражнений или ограничения в их применении. В упражнениях на координацию, точность, быстрота реакции, гибкость, в перестроениях и т.п. можно не ограничивать, разницы с основной группой. При разучивании техники движений для учащихся подготовительной группы подбирается больше, подводящих упражнений, снижается дозировка в упражнениях на выносливость, силу. Однако, выставление оценок этой категории учащихся осуществляется с учетом индивидуальных возможностей и противопоказаний врача. Впоследствии эти ученики могут быть переведены в основную группу, если сдвиги в их физическом состоянии будут достаточно основательные для такого перевода.
Ученики специальной медицинской группы не могут заниматься на уроках физической культуры. Они посещают специально организованные для них занятия в школе или лечебных учреждениях и занимаются по индивидуальной программе. Индивидуальный подход важен как в учебе, так и в учете и оценке результатов обучения. Объективность и равенство требований не противоречит индивидуализации учета и оценки, если они направлены на главное - на повышение качества обучения. В физическом воспитании особенно важно знать индивидуальные особенности ученика и в соответствии с этим строить обучение и проверку результатов обучения. Осуществляя текущий учет, необходимо максимально использовать знания индивидуальных особенностей учащихся.
Спортивная работа в классах организуется в строгом соответствии с положением о допуске к спорту и спортивных соревнований.
Систематические занятия спортом влияют на растущий организм. С помощью физических нагрузок активизируется деятельность всех органов и систем, повышается способность организма детей и подростков к мобилизации функциональных возможностей и более экономичном выполнению мышечной работы. В процессе приспособления организма к мышечным нагрузкам происходит изменение функциональной активности желез внутренней секреции. При регулярных занятиях спортом меняется функциональное состояние нервной системы.
Регулярные занятия спортом заметно сказываются на состоянии здоровья, на росте и развитии организма детей. Заболеваемость школьников-спортсменов много ниже, чем у их сверстников, не занимающихся спортом. Спорт повышает сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды и является, поэтому, важнейшим средством укрепления здоровья и профилактики заболеваний.
Обнаружена значительная неоднородность показателей физического развития (V = 6.2 -51.8%) и различные темпы их прироста с 11 до 13 лет. Самые высокие темпы прироста длины, массы тела и окружности грудной клетки зафиксировано у детей в период с 11 до 12 лет.
Оценка уровня физического развития обнаружила, что 8.3% обследованных мальчиков имеют низкий уровень физического развития; 15.0% - ниже среднего; 36.8% - средний; 29.7% - выше среднего и 10.2% - высокий уровень физического развития. По результатам качественной оценки девочки практически не отличаются от мальчиков: 7.2% - низкий; 13.9% - ниже среднего; 34.7% - средний; 32.1% - выше среднего и 12.1% - высокий уровень физического развития.
Анализ показателей физической подготовленности мальчиков показал, что по основным физическим качествам у них наблюдается постепенный рост результатов в возрастном диапазоне с 11 до 13 лет. Исключение составляют результаты теста на гибкость, которые снижаются. У девочек равномерный рост показателей зафиксировано только в результатах беге на 1500 м и сгибание-разгибание рук в упоре лежа. В показателях других четырех испытаний (бег 60 м, челночный бег 4 х 9 м, наклоны туловища вперед из положения сидя, прыжок в длину с места) наблюдаются скачкообразные изменения: результаты или несколько снижаются с возрастом, или растут.
Оценка уровня физической подготовленности показала, что 23.4% обследованных мальчиков низкий; 26.1% - ниже среднего; 29.2% - средний; 17.5% - выше среднего и лишь 3.8% - высокий уровни физической подготовленности.
Рис. 1. Уровни физической подготовленности мальчиков 11-13 лет
Рис. 2. Уровни физической подготовленности девочек 11-13 лет
У девочек установлены следующие результаты: 28.3% - низкий; 25.2% - ниже среднего; 24.9% - средний; 16.2% - выше среднего и 5.4% - высокий уровни физической подготовленности (рис.2).
Итак, четвертая часть школьников 11-13 лет имеют низкий уровень физической подготовленности. Для обеспечения полноценного здоровья этим школьникам необходимо его повысить.
Основными факторами привлечения учащихся к занятиям физической культурой и спортом в свободное время, по мнению детей и их родителей, влияние друзей (38.8% детей и 34,7% родителей), членов семьи (в соответствии 36.5% и 54.9%) и учителя физической культуры (соответственно 31.7% и 23.3%).
Изучено наличие условий для занятий физическими упражнениями учеников дома. Большинство детей (71.7%) имеют только место для занятий; 19.8% - вообще не имеют условий для занятий и 8.5% - имеют специально оборудованные спортивные уголки.
У школьников ведущими мотивами к занятиям физической культурой и спортом является желание: иметь крепкое здоровье (62,8%), красивую фигуру (49.6%); улучшить настроение (48.5%); быть физически сильным (45.9%), способным постоять за себя (43.4%). Однако, среди занятий, которым дети и родители предпочитают на досуге, первое место занимает просмотр телепрограмм.
Основными причинами, препятствующими ученикам заниматься физической культурой и спором названы: отсутствие свободного времени (26.5%); отсутствие условий для занятий по месту жительства (20.2%); занятия более интересными делами (18.9%). Родители не способствуют привлечению детей к занятиям физическими упражнениями чаще всего из-за нехватки свободного времени (31.2%) и усталость после работы (18.5%).
Меры, применяемые родителями в воспитании детей, носят, как правило, фрагментарный характер и их недостаточно для стимуляции двигательной активности школьников. Подавляющем большинстве родителей - респондентов нужна консультативная помощь педагогического коллектива школы по вопросам физического воспитания детей.
В результате применения средств физического воспитания в режиме дня школы, внеурочных формах занятий с использованием игрового и соревновательного методов, установлено статистически достоверный прирост двигательной активности школьников экспериментальных групп. Темпы его у мальчиков на выше, чем у девочек. Увеличение двигательной активности привело к изменению в показателях физической подготовленности учащихся. Так, за время педагогического эксперимента изменения у мальчиков в результатах четырех видов испытаний: бег 60м и 1500м, прыжок в длину с места, подтягивание на перекладине; у девочек - в пяти видах: бег 60 м и 1500 м, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, челночный бег 4 х 9 м, наклоны туловища вперед из положения сидя. В контрольных группах зафиксировано изменения только у мальчиков по результатам бега на 60 м.
Итак, вышеприведенные результаты свидетельствуют о повышении уровня физической подготовленности мальчиков и девочек в результате применения разработанной программы сотрудничества семьи и школы.
Оценка умственной работоспособности обнаружила изменения количественных и качественных показателей переработки зрительной информации: увеличилось количество просмотренных и правильно зачеркнутых знаков, сократилось время анализа одиночного знака. Показатель скорости переработки зрительной информации увеличился в экспериментальной группах на 12.5% - у мальчиков и на 12.8% - у девочек. В контрольных группах рост составил 2.8% и 6.2% соответственно.
Данные "теппинг-теста" показали увеличение количества нанесенных точек и сокращения времени простой двигательной реакции у мальчиков - на 9.7%. Это указывает на улучшение в них скорости и координации движений. У девочек рост результатов было недостоверное и составляло лишь 1.5%. Показатели кратковременной памяти в экспериментальных группах ощутимых изменений в течение учебного года не претерпели: у мальчиков они повысились на 2.1%, у девочек снизились на 5.6%.
Выявлено, что у девочек экспериментальной группы в начале и в конце учебного года количество просмотренных, правильно и неправильно зачеркнутых знаков, коэффициент производительности и анализе одного знака были лучше, чем у мальчиков. Кроме того, у них, по данным теппинг-теста, был короче время простой двигательной реакции.
Анализ среднего балла успеваемости школьников свидетельствует о его повышении с первой по четвертую четверти: у мальчиков на 10.8%, у девочек - на 5.7%. В контрольных группах результаты успеваемости не выросли: у мальчиков они не изменились, а у девочек несколько снизились. В отличие от контрольных групп, в экспериментальных наблюдалось постепенное увеличение успешности с первой по четвертую четверти. Наиболее заметный прирост результатов экспериментальных групп состоялся во втором полугодии, что подтверждает эффективность внедренной экспериментальной программы.
Изучение состояния свода стопы показало, что применение специальных комплексов упражнений способствует коррекции стопы, особенно на начальной стадии плоскостопия.
Наметилась тенденция к улучшению состояния здоровья учащихся экспериментальных групп: уменьшилось количество пропусков по болезни учебных дней в год у мальчиков - на 9.2%, у девочек - на 10.2%.
По данным сейсмокардиограммы улучшилась сократительная функция сердца: увеличилась амплитуда первого и второго сейсмокардиографических комплексов.
Таким образом, анализ комплекса показателей подтвердил положительное влияние экспериментальной программы на физическое состояние школьников.
Заключение
1. Анализ научной литературы по обозначенной проблеме обнаружил: объем суточной двигательной активности и физиологически обоснованные нагрузки для обеспечения здоровья детей и подростков не обеспечиваются их образом жизни и организацией физического воспитания; возраст 7-10 лет считается лучшим периодом для развития основных физических качеств; в физическом воспитании детей младшего школьного возраста могут использоваться большие по объему нагрузки аэробного характера, однако интенсивность нагрузки требует четкого нормирования.