Файл: Особенности развития физических качеств и способностей на уроках физической культуры в младших, средних и старших классах.pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 85
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Анализ изменений организма человека в онтогенезе
1.1. Физические изменения в организме ребенка
1.2. Психологические изменения в процессе занятий физической культурой
Глава 2. Организация и результаты исследования
2.1. Методы и организация исследования
В 14-15 лет у школьников заканчивается формирование познавательной сферы. Наибольшие изменения происходят в мыслительной деятельности. У детей старшего школьного возраста повышается способность понимать структуру движений, точно воспроизводить и дифференцировать отдельные (силовые, временные и пространственные) движения, осуществлять двигательные действия в целом.
Старшеклассники могут проявлять достаточно высокую волевую активность, например, настойчивость в достижении поставленной цели, способность к терпению на фоне усталости и утомления. Однако у девушек снижается смелость, что создает определенные трудности в воспитании [24].
В старшем школьном возрасте по сравнению с предыдущими возрастными группами наблюдается снижение прироста в развитии кондиционных и координационных способностей.
Однако, в этом возрастном периоде сохраняются еще немалые резервы для улучшения двигательных способностей, особенно если делать это систематически и направлено.
Между развитием двигательных качеств и формированием двигательных навыков существует тесная связь. Освоение новых движений сопровождается совершенствованием двигательных качеств. Различные движения избирательно воздействуют на двигательный аппарат человека, поэтому отдельные мышцы и мышечные группы развиваются неравномерно.
Занятия физическими упражнениями ускоряют развитие двигательных качеств, но прирост их в разные возрастные периоды неодинаков.
Систематические занятия физическими упражнениями повышают приспособительные реакции организма, причиной его правильное функционирование. Реакции на физические нагрузки не проходят бесследно: они сопровождаются специфическими сдвигами (трофические процессы), на базе которых происходит увеличение структурных, энергетических, следовательно, и функциональных ресурсов организма. Это является важным фактором повышения надежного функционирования физиологических систем организма, что, естественно, приобретает особенно большое значение в ходе развития возрастных изменений. Обеспечивается структурно-функциональное совершенствование кровообращения и усиление трофических функций нервной системы, создание достаточного запаса энергии, увеличение капилляризации скелетной и сердечной мускулатуры. Увеличивается функциональный резерв, приспособления к нагрузкам, ускоряется восстановление. Чем быстрее восстановление, тем больше у организма сил для выполнения следующей работы, следовательно, тем выше его функциональные возможности и работоспособность, то есть увеличивается время работы и сокращается время врабатывания. При занятиях физическими упражнениями положительные эмоции влияют на нервно-психический тонус, что, в свою очередь, влияет на ЧСС.
У подростков, занимающихся физическими упражнениями, наблюдается сжижения пульса в покое, так как в результате тренировок идет привыкание, адаптация организма к физическим нагрузкам, соответственно и глубина дыхания в покое будет больше, а ее частота реже, что говорит об увеличении ЖЕЛ. Развивается психомоторная функция (скорость и точность движения). Как правило, те, кто занимается спортом, опережают своих сверстников в физическом развитии.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что теория волевого развития учащихся общеобразовательной школы остается недостаточно разработанной с точки зрения потребностей новой педагогической реальности. Сейчас фактически не существует целостной концепции волевого развития личности старшего школьного возраста средствами физического воспитания.
1.2. Психологические изменения в процессе занятий физической культурой
Морально-волевые качества человека не являются врожденными, они формируются и развиваются в процессе жизнедеятельности. В теориях по формированию морально-волевых качеств личности важным фактором выступает сочетание волевых действий по общественно принятой идеологией, мировоззрением, моралью, традициями.
Анализ психолого-педагогических работ показал, что проявления морально-волевой сферы личности в различном школьном возрасте характеризуются определенными специфическими особенностями. В периодизации психического развития личности старший школьный возраст характеризуется переходом от подростковый к юношеству. Выготский, Зинченко, и др. отмечают, что в период от 15 до 18 лет необходимость жизненного и профессионального самоопределения расширяет круг взаимоотношений старших школьников за пределы семьи и школы, создавая предпосылки постепенного перехода к самостоятельной жизни [3, 7].
В основе понимания специфики формирования волевых качеств у школьников лежит понятие «воли», что изложено во многих трудах философов, психологов, педагогов. Анализ литературных источников позволило нам трактовать его сущность как способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при таких условиях внутренние и внешние препятствия. Так что "воля" рассматривается как психическая деятельность человека, которая проявляется в сознательных и целенаправленных действиях, борьбе мотивов, их выборе, предшествующих волевому действию. Определяются такие специфические признаки волевых действий: осознанность, целеустремленность, преодоление препятствий, инициация действий, наличие волевого усилия.
Именно занятия упражнениями на уроках физической культуры, преодоления трудностей физических нагрузок, другие волевые напряжения в первую очередь ассоциируются с занятиями спортом и физическим совершенствованием.
В настоящее время в психологии спорта принято считать основными волевыми качествами следующие: целеустремленность, настойчивость и упорство, решительность и смелость, инициативность и самостоятельность, выдержку и самообладание [1,13].
Однако во взглядах психологов и педагогов встречаются существенные разногласия по поводу содержания, количества, классификации и методологии формирования волевых качеств. По исследованиям Артюшенко А. А., имеющиеся в психолого-педагогической и методической литературе рекомендации специалистов по воспитанию волевых качеств касаются, в основном, спортивной деятельности и не охватывают возрастных аспектов. В связи с этим на уроках физической культуры обучения движениям, функциональную нагрузку недостаточно согласуются с решением воспитательных задач [1].
Исследования Л. Л. Головина, Ю. А. Копылова свидетельствуют о низком уровне сформированности основных личностных показателей детей и подростков общеобразовательных школ, от которых зависит эффективность физического воспитания учащихся [6].
М. И. Шилова, Ю. В. Шевчук определяют средством формирования нравственных и волевых черт характера старшеклассника только спортивную деятельность, при условии воспитания морально-волевых качеств и саморегуляции, физического развития и физических достижений [16].
Следующей проблемой формирования волевых качеств средствами физической культуры является снижение в современных реалиях интереса к физической культуре и к регулярным занятиям физическими упражнениями.
Сегодня воспитанию интереса старшеклассников к физической культуре в общеобразовательных учебных заведениях уделяется недостаточное внимание. По результатам исследований А. Остапенко, только 23% обследованных учащихся желают посещать уроки физической культуры [11].
Результаты исследований К. К. Кардялис свидетельствуют о низком уровне знаний о сфере физической культуры и спорта учащихся старшего школьного возраста. При этом повышение уровня знаний о физической культуре довели их положительное влияние на познавательный компонент отношения к физической активности [17].
Процесс формирования интереса к занятиям физическими упражнениями предусматривает создание условий для появления познавательного интереса, формирование позитивного отношения к предмету и к деятельности, организацию деятельности, в условиях которой формируется познавательный интерес.
По результатам эмпирических исследований И. Дрозд, формирование эмоционально-позитивного отношения учащихся к занятиям физической культурой и спортом зависит от педагога, который должен помочь каждому ребенку поверить в собственные силы, прогнозировать свое движение вперед.
В. Игонтов, М. Новиков подчеркивают, что систематические занятия физическими упражнениями способствуют раскрытию потенциальных возможностей человека, формированию таких качеств, как уверенность в себе, решительность, смелость, желание и реальная возможность преодолеть трудности, а также развивать физические качества [6].
Наблюдение Л. Кожевниковой показали, что мотивы, интересы, цель занятий физической культурой зависят от школьных, семейных условий, организации практической и пропагандистской работы в этом направлении [9].
Л. Иванченко отмечает, что формирование доминирующих мотивов является мощным фактором, стимулирующим систематическую интегральную физическую и психическую деятельность подростков в области физической культуры и спорта [6].
По данным исследований Л. И. Прокоповой, отношение личности к физкультурно-оздоровительной деятельности незначительно влияет на оценки мотивов, а, следовательно, и на структуру мотивации в целом [12].
Таким образом, многочисленные исследования ученых доказывают управляемость процесса формирования волевых качеств школьников, в том числе и старшеклассников на уроках физкультуры.
Глава 2. Организация и результаты исследования
2.1. Методы и организация исследования
Исследование физического развития школьников осуществлялось с использованием антропометрии (определялись длина, масса тела и окружность грудной клетки).
Уровень физической подготовленности школьников определялся с помощью "Государственных тестов и нормативов оценки физической подготовленности населения" (1996).
Двигательная активность изучалась по методике О.С.Куцом (1997). Вычислялся индекс двигательной активности школьника в неделю.
Оценка физической работоспособности школьников осуществлялась с помощью степ-теста. Расчет проводился по формуле В.Л.Карпмана (1974) и рекомендациями С.Б.Тихвинского, С.В.Хрущева (1980). На основе данных степ-теста, по уравнению регрессии, рассчитывался показатель максимального потребления кислорода.
По методике М.Б.Зыкова (1988) определялись такие показатели умственной работоспособности: время анализа одного знака, скорость переработки зрительной информации, коэффициент точности, коэффициент производительности, время простой двигательной реакции, показатель краткосрочной памяти. Также анализировался средний балл успеваемости учащихся в течение учебного года.
Гемодинамики школьников 12 лет оценивалась по показателям максимального и минимального артериального давления, частоты сердечных сокращений в 1 мин., пульсового давления, систолического и минутного объема крови, среднего артериального давления, ударного и сердечного индексов.
Исследование функционального состояния сердечно-сосудистой системы осуществлялось с использованием электрокардиографии. Вегетативная регуляция сердечного ритма у детей изучалась методом математического анализа ста кардиоинтервалов по методике Р.М.Баевского (1975). Расчеты проводились по методике Г.Б.Сафроновой (1984).
Исследование предусматривало несколько этапов. На первом этапе изучалась научно-методическая литература и осуществлялась подготовительная работа к проведению педагогического эксперимента.
На втором этапе проводился констатирующий педагогический эксперимент. Определялись показатели физического развития и физической подготовленности учащихся 11-13 лет. Было обследовано 30 школьников, отнесенных по состоянию здоровья к основной медицинской группе. Далее, на основе анкетирования, изучалось отношение детей и их родителей (30 человек) к физической культуры и спорта
По результатам исследований была составлена экспериментальная программа сотрудничества (формы, средства и методы) семьи и школы в воспитании учащихся среднего школьного возраста.
На третьем этапе на базе ГОУР г.Броницы проводился основной педагогический эксперимент. В нем участвовало 40 учеников 12 лет и их родители. Из числа учащихся были сформированы четыре группы, отдельно мальчиков и девочек: две контрольные и две экспериментальные. Определялось влияние разработанной программы сотрудничества на эффективность процесса физического воспитания школьников по показателям их физической подготовленности, физической и умственной работоспособности, функционального состояния сердечно-сосудистой системы.