Файл: Федеральное казначейство РФ и его роль в управлении движением государственных финансов (Анализ деятельности Федерального казначейства).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 93
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты государственных финансов
1.1 Понятие, особенности и функции финансовых ресурсов государства
1.3 Финансовый контроль за государственными финансами
Глава 2. Анализ деятельности Федерального казначейства
2.1 Структура и характеристика органов Федерального казначейства
2.2 Полномочия Федерального казначейства в сфере финансового (бюджетного) контроля
2.3 Осуществление и совершенствование функций по контролю в финансово-бюджетной сфере
Глава 3. Актуальные проблемы финансово-правового статуса Федерального казначейства
Если предполагаемый объем поступлений не соответствует требованиям минимальным расходам в бюджете, то соответствующие исполнительные органы делают необходимые расчеты для обоснования размеров вычетов, субсидий, субвенций, которые должны быть переведены из более высоких бюджетных систем.
Основными макроэкономическими показателями для формирования бюджетных параметров являются ВВП и темпы его роста в следующем финансовом году, предполагаемый уровень инфляции и т.д. Подготовка проектов бюджетов всех уровней основана на бюджетном послании Президента РФ, который включает в себя бюджетную и налоговую политики страны и соответствующих областей на следующий финансовый год.
Основными задачами бюджетного процесса являются:
- идентификация материальных и финансовых резервов государства;
- расчет доходов бюджетов;
- расчет расходов бюджетов;
- максимизация баланса бюджетов;
- координация бюджетов с внедренной экономической программой.
1.3 Финансовый контроль за государственными финансами
Финансовый контроль — это комплексное исследование законности, эффективности и надежности осуществления хозяйственной деятельности на основе использования форм обязательной отчетности и другой информации в сочетании с изучением фактического состояния объекта[8].
Государственный финансовый контроль – это система мер, направленных на обеспечение экономической целесообразности использования финансовых ресурсов в государстве, предотвращение и выявление финансовых нарушений[9].
Особое место в системе государственного финансового контроля занимает бюджетный контроль.
Бюджетный контроль - неотъемлемая часть финансово-экономического контроля. Он рассматривается как комплекс мер, осуществляемых государственными органами для проверки законности целесообразности и эффективности действий в области образования, распределения и использования средств Российской Федерации, их субъектов и органов местного самоуправления для выявления резервов для увеличения поступлений доходов в бюджет и для улучшения бюджетной и фискальной политик.
Областью реализации финансового контроля является[10]:
- финансовые отношения, складывающиеся при образовании, распределении и использовании денежных фондов государства и органов местного самоуправления;
- деятельность государственных или иных органов, наделенных законом соответствующими контрольными полномочиями;
- обеспечение законности, охраны собственности, правильного, эффективного и экономного использования бюджетных средств, обнаружение нарушений финансовой дисциплины, выявления резервов ее повышения, увеличения доходных поступлений в бюджет.
Основной целью государственного финансового контроля является[11]:
-
- выявление подконтрольных объектов нарушений принципов законности, эффективности, целесообразности и экономичности при формировании и использовании государственных финансовых и материальных ресурсов, отклонений от принятых норм, стандартов на максимально ранней стадии;
- предупреждение финансовых правонарушений;
- привлечь виновных к ответственности, обеспечить компенсацию убытков;
- принятие мер по предотвращению подобных нарушений в будущем.
Задача государственного финансового контроля заключается в обеспечении законности, эффективности, финансовой дисциплины и рациональности при формировании, распределении, владении, использовании и отчуждении активов, принадлежащих государству.
Государственный финансовый контроль осуществляется регулярно специализированными органами. В России нет положения о едином органе со всеми полномочиями.
Важнейшим направлением контроля является реализация основных целей фискальной политики. Эта функция возложена на президентские органы, которые организуют соблюдение норм, установленных бюджетным и налоговым законодательством.
Государственный финансовый контроль основывается на конституционных правах и обязанностях граждан. Управление государственной администрации разрабатывает комплекс различных мероприятий, которые ведут к достижению основных стратегических целей. Соответствие всем нормам и стандартам отражается в параметрах затрат.
Система государственного финансового контроля, все составляющие которой находятся в тесной связи и взаимодействии. Если в нашей стране все органы на местах подотчетны созданным комитетам или федеральным службам, например, во Франции, каждый орган зависит от министров, каждый из которых в конечном итоге заботится о целевом расходовании бюджетных средств и, конечно же, полном бюджете. на разных уровнях.
Современное регулирование в Российской Федерации осуществляется посредством работы различных ведомств, функционирующих в рамках отдельных субъектов федерации или по стране в целом. Всего таких органов около 66. Однако субъекты федерации успешно используют право на создание дополнительных органов, которые осуществляют контроль на местах. Единственным недостатком такой организации государственного регулирования является их чрезмерная самостоятельность, поскольку деятельность подчиненных служб не регулируется и не координируется.
Вывод по главе 1
Сущность и значение государственных финансовых ресурсов раскрывается через функции финансирования. Они реализуются через финансовый механизм, который включает в себя организационные формы финансовых отношений в сфере национальной экономики, порядок использования и формирования денежных централизованных и децентрализованных фондов, методы планирования финансовых ресурсов и т.д.
Глава 2. Анализ деятельности Федерального казначейства
2.1 Структура и характеристика органов Федерального казначейства
Структура органов Федерального казначейства представлена центральным аппаратом Федерального казначейства (ЦАФК),
в составе которого 23 управления по основным направлениям деятельности, и 85 территориальными органами: Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства (МОУ ФК) и 84 управления Федерального казначейства (УФК) по субъектам Российской Федерации (рис. 2).
Рисунок 2. Структура органов Федерального казначейства[12]
Рассмотрим подробно Организационно-штатная структура Центральный аппарат Федерального казначейства:
- руководство (руководитель Федерального казначейства, заместители руководителя, советники руководителя, помощник руководителя);
- Управление развития бюджетных платежей;
- Управление бюджетного учета и отчетности;
- Управление обеспечения исполнения федерального бюджета;
- Управление финансово-бюджетных операций;
- Управление совершенствования функциональной деятельности;
- Управление внутреннего контроля и аудита;
- Управление делами;
- Управление централизованной бухгалтерии;
- Юридическое управление;
- Управление информационной инфраструктурой;
- Управление режима секретности и безопасности информации;
- Управление бюджетного мониторинга;
- Управление развития информационных систем;
- Управление развития контрактной системы;
- Управление ведомственных проектов;
- Контрольно-ревизионное управление в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности, судебной системе и оборонном комплексе;
- Контрольно-ревизионное управление в социальной сфере, сфере межбюджетных отношений и социального страхования;
- Контрольно-ревизионное управление в сфере развития экономики;
- Управление по надзору за аудиторской деятельностью;
- Управление по контролю в сфере контрактных отношений;
- Контрольно-аналитическое управление в финансово-бюджетной сфере;
- Управление казначейского сопровождения;
- Контрольно-ревизионное управление в сфере институтов развития и государственных активов.
2.2 Полномочия Федерального казначейства в сфере финансового (бюджетного) контроля
Федеральное казначейство занимает особое место в государственных органах.
Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), исполняющим обязанности правоохранительных органов в соответствии с законодательством Российской Федерации для обеспечения исполнения федерального бюджета, управления денежными средствами для составных бюджетов фискальной системы Российская Федерация, предварительный и текущий контроль операций с участием средств федерального бюджета, осуществляемых главными контролерами, контролерами и получателями федерального финансирования[13].
Указом Президента РФ от 2 февраля 2016 года № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» Федеральному казначейству были делегированы полномочия Росфиннадзора по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере[14]. Теперь, Федеральное казначейство проводит также и последующий контроль за бюджетными ресурсами.
Федеральное казначейство обладает следующими бюджетными полномочиями[15]:
- доведение до сведения участников бюджетного процесса информации о бюджетных списках, лимитах обязательств, а также размере государственного финансирования;
- бухгалтерские операции, связанные с кассовым исполнением бюджета страны;
- открытие счетов в Банке России, а также в частных кредитных организациях с целью учета государственных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации, установление режимов этих счетов;
- открытие, а также ведение личных счетов для операций участников бюджетного процесса;
- ведение сводного реестра участников бюджетного процесса;
- ведение бухгалтерского учета по показателям сводного перечня государственного бюджета, по лимитам обязательств;
- предоставление Министерству финансов России оперативной информации, а также отчетности, связанной с исполнением государственного бюджета;
- получение от участников бюджетного процесса материалов, необходимых для составления отчетов об исполнении государственного бюджета;
- распределение доходов от перечисления в бюджет налогоплательщиков федеральных платежей в соответствии с нормами законодательства;
- прогнозирование, кассовое планирование распределения средств государственного бюджета;
- управление различными операциями в рамках единого счета государственного бюджета;
- кассовые услуги для исполнения различных бюджетов и т.п.
Федеральное казначейство в рамках своей деятельности осуществляет следующие контрольные функции (см. табл. 1):
Таблица 1. Предварительный и текущий контроль Казначейства России[16]
Федеральное казачество как и другие финансовые органы принимает решения о применении бюджетных мер принуждения, решения об их изменении, их отмене или решения об отказе в применении бюджетных мер принуждения в случаях и порядке, установленных Правительством Российской Федерации, а также направляют решения о применении бюджетных мер принуждения, решения об их изменении[17].
Основные параметры и показатели деятельности Федерального казначейства в 2018 году
- По состоянию на 1 января 2019 года в органах Федерального казначейства ведется обслуживание 441 241 лицевого счета, из них по уровням бюджетов:
- 40 344 лицевых счета участников бюджетного процесса федерального уровня;
- 45 048 лицевых счетов УБП субъектов Российской Федерации;
- 158 791 лицевой счет УБП муниципальных образований;
- 3 708 лицевых счетов УБП государственных внебюджетных фондов;
- 355 лицевых счетов УБП территориальных ГВФ;
- 192 995 лицевых счетов, предназначенных для отражения операций со средствами организаций, а также бюджетных (автономных) учреждений.
- По состоянию на 1 января 2019 года в органах Федерального казначейства бюджетным и автономным учреждениям всех уровней бюджетов открыто:
- 99 288 лицевых счетов, из них ФБУ и ФАУ – 10 854 лицевых счета;
- ФБУ – 10 234 лицевых счета;
- ФАУ – 620 лицевых счетов.
- В 2018 году Федеральным казначейством осуществлялось размещение средств федерального бюджета на банковских депозитах в кредитных организациях в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2011 г. № 1121 «О порядке размещения средств федерального бюджета на банковских депозитах».
С целью увеличения объемов размещения средств федерального бюджета на банковских депозитах и возможности расширения списка участников среди кредитных организаций принято постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 2018 г. № 637, вносящее изменения в Постановление № 1121 в части изменения требований к кредитным организациям при размещении средств на банковских депозитах, которое вступило в силу 12 июня 2018 года.