Файл: Федеральное казначейство РФ и его роль в управлении движением государственных финансов (Анализ деятельности Федерального казначейства).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 94
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты государственных финансов
1.1 Понятие, особенности и функции финансовых ресурсов государства
1.3 Финансовый контроль за государственными финансами
Глава 2. Анализ деятельности Федерального казначейства
2.1 Структура и характеристика органов Федерального казначейства
2.2 Полномочия Федерального казначейства в сфере финансового (бюджетного) контроля
2.3 Осуществление и совершенствование функций по контролю в финансово-бюджетной сфере
Глава 3. Актуальные проблемы финансово-правового статуса Федерального казначейства
Содержание:
Введение
Актуальность данной темы курсовой работы объясняется тем, что в последние годы Федеральное казначейство занимает все более значительное место в финансовой деятельности Российского государства. Так, в числе приоритетных направлений политики государства в сфере финансов — осуществление государственного финансового контроля, и основным «рычагом» государства по контролю за исполнением федерального бюджета являются органы Федерального казначейства.
Целью данной работы является анализ Федерального казначейства РФ и его роль в управлении движением государственных финансов.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие, особенности и функции финансовых ресурсов государства;
- изучить государственный бюджет как способ распределения финансовых ресурсов страны;
- рассмотреть финансовый контроль за государственными финансами;
- проанализировать деятельность Федерального казначейства;
- рассмотреть проблемы деятельности Федерального казначейства.
Объектом данной работы является Федеральное казначейство.
Предмет исследования – роль Федерального казначейства в сфере финансового (бюджетного) контроля.
Методы изучения – анализ, синтез и исследование информации.
Методологической основой исследования стали нормативно-правовые акты и работы известных отечественных исследователей и экономистов, таких как Бородич В. В., Родионова В. М, Чернов М. В и другие.
В первой главе мы рассматриваем теоретические основы государственных финансов, а именно сущность, процесс формирования, также финансовые контроль за использованием государственных средств. Во второй главе пытаемся проанализировать работу органов публичной власти, осуществляющие государственный финансовый контроль, а именно – Федеральное казначейство.
Данная работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты государственных финансов
1.1 Понятие, особенности и функции финансовых ресурсов государства
Финансовые ресурсы - денежные сбережения и доходы, которые генерируются в процессе распределения, перераспределения и использования ВВП и национального богатства, сосредоточенные в соответствующих фондах или в форме, не связанной с фондами, для обеспечения непрерывного производства, удовлетворения социальных потребностей и осуществления финансовые обязательства[1].
Финансовые ресурсы имеют следующие особенности[2]:
- выражают имущественные отношения;
- находятся в постоянном движении - часто пополняются и используются;
- имеют конкретный состав формирования, распределения и использования.
Роль финансовых ресурсов реализуется в двух функциях: распределение и контроль.
Финансовые ресурсы – это инструмент распределения и перераспределения ВВП. Механизм функции распределения связан с этапами распределения ВВП:
- первичное распределение — это распределение добавленной стоимости и первичное формирование выручки элементов распределения: для работников - зарплата, для компаний - прибыль, для государства - налоги, доходы от государственных услуг, прибыль государственного сектора;
- перераспределение – это создание централизованных и децентрализованных фондов: на государственном уровне - бюджетных и внебюджетных фондов; на уровне департаментов - фонды министерств, комитетов и департаментов; на региональном уровне - местные бюджеты и внебюджетные фонды местных органов власти; на уровне предприятий - корпоративные фонды;
- вторичное распределение охватывает процессы, связанные с перераспределением доходов через бюджет между материальными и нематериальными областями производства, секторами, территориями и домашними хозяйствами. На этом этапе формируются первичные доходы - заработная плата людей, занятых в государственном секторе, и вторичные доходы в виде различных пособий и бесплатных услуг из централизованных фондов для физических и юридических лиц.
Финансовые ресурсы численно показывают движение денежных потоков и обеспечивают контроль за соблюдением пропорций в распределении ВВП, правильностью формирования, распределения и использования государственных финансовых ресурсов и управления ими.
Функция контроля позволяет решить ряд важных задач[3]:
- поиск увеличения доходов и резервов прибыли;
- выполнение финансовых обязательств; мобилизация финансовых ресурсов в объеме, достаточном для финансирования социально-экономического развития;
- эффективное распределение и использование финансовых ресурсов.
Финансовые функции реализуются одновременно: каждая финансовая операция предполагает распределение социального продукта, национального дохода и, конечно же, контроль за их распределением.
Таким образом, финансовые ресурсы играют важную роль в обществе и общественном производстве, включая следующее:
- обеспечивает распределение ВВП и финансовых потребностей отдельных лиц и государства;
- обеспечивает перераспределение доходов между секторами, регионами и социальными группами;
- влияет на интересы дистрибьюторских отношений и определяет их финансовые возможности;
- играет ведущую роль в экономических методах управления экономикой;
- формирует систему финансовых показателей, которые выступают в качестве индикаторов социально-экономического развития общества;
- обеспечивает всесторонний контроль субъектов распределения ВВП относительно формирования и использования денежных средств.
1.2 Государственный бюджет как способ распределения финансовых ресурсов страны: понятие, сущность, особенности формирования
Бюджет - термин, который можно толковать очень широко, но чаще он используется, когда дело касается государственных дел.
В широком смысле концепция бюджета отражает любой источник, который содержит ресурс в виде наличных денег. Но, как правило, этот термин используется, как было написано выше, в качестве государственного финансирования.
Бюджетная система Российской Федерации основана на экономических отношениях и государственной системе Российской Федерации, регулируемой нормами права совокупности федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Основным документом, регулирующим бюджетную систему Российской Федерации, является Бюджетный кодекс Российской Федерации, внесенный в Федеральный закон от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ.
Бюджетный процесс в России в полной мере регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации, который устанавливает правила и процедуры для подготовки, утверждения и исполнения федерального, регионального и муниципального бюджетов. Эта всеобъемлющая правовая основа обеспечивает последовательную классификацию и обработку расходов и доходов и обеспечивает сильный центральный контроль над государственными финансами. Бюджеты на всех уровнях государственного управления, как правило, являются всеобъемлющими, за исключением только некоторых внебюджетных социальных фондов, которые собирают социальные взносы, но также получают переводы из бюджета.
Структура бюджетной системы Российской Федерации представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Структура бюджетной системы Российской Федерации [4]
Главная цель национальной политики - создать для всех народов России условия для полноценного социального и национально-культурного развития, укрепления российской общины на основе уважения прав человека. Таким образом, бюджетная система фокусирует долю национального дохода, которая идет на потребности общих ценностей: экономические и социальные программы, оборона и безопасность.
Государственные органы регулярно утверждают бюджет доходов и расходов, устанавливают определенную сумму денег, которая может быть потрачена на те или иные нужды, указывают источники денег в казну - государственный бюджет.
Бюджет России составляется правительством страны и одобряется парламентом.
Возврат к планированию сроком на 3 года стал одной из основных особенностей бюджета. Этот факт должен оказать положительное влияние на экономику, поскольку это позволит бизнесу увидеть направление бюджетной и налоговой политики в среднесрочной перспективе[5]. Важно также отметить, что правительство решило перейти к управлению проектами экономики. Теперь бюджетные ресурсы будут перераспределены из проектов с более низким приоритетом в более важные программы. При составлении бюджета правительство использовало консервативный прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, принимая во внимание возможность будущих санкций и ответов на них. Однако, несмотря на это, ожидается постепенное восстановление экономики. Например, Министерство экономического развития ожидает, что ВВП вырастет на 0,9% - в 2018 году и на 1,2% - в 2019 году.
Суть государственного бюджета как экономической категории реализуется через его функции[6]:
- распределение (через государственный бюджет перераспределяется от 20 до 60% национального дохода);
- контроль (потоки затрат отражаются в финансовом состоянии экономики, что позволяет контролировать их);
- регулятивные (изменения в доходах и расходах государственного бюджета позволяют смягчить падение производства, снизить уровень безработицы, уровень инфляции и т.д., т. е. стабилизировать экономику).
Государственный бюджет, как и любой баланс, предполагает выравнивание доходов и расходов. Однако, как правило, при составлении прогнозируемых доходов и расходов бюджета не совпадают. Превышение поступлений над расходами представляет собой профицит бюджета (или превышение), превышение расходов над доходом - дефицит бюджета (отсутствие). Как правило, дефицит бюджета выражается в процентах от ВНП (валовой национальный продукт)[7].
В России основной законодательный источник, регулирующий эту область, Бюджетный кодекс. В соответствии с этим нормативно-правовым актом структура государственной финансовой системы строится из трех основных уровней: федеральном, региональном, местном.
На первом уровне управление финансовыми потоками осуществляется, соответственно, федеральными органами власти. Они также управляют доходами и расходами в пределах своей компетенции.
О втором управлении финансовыми потоками осуществляются властями субъектов Российской Федерации - республик, территорий, регионов.
На третьем - муниципалитеты (районы, городские поселения).
Бюджетный процесс — это способ, с помощью которого исполнительная и законодательная ветви вместе формулируют согласованный набор предложений по налогообложению и расходу.
Бюджетный процесс — это составление, рассмотрение, утверждение и исполнение всех видов государственного бюджета.
Основными этапами бюджетного процесса являются создание, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета. На всех этапах проходит контроль эффективности бюджета и составляется экономический анализ.
Бюджетный процесс в Российской Федерации начинается с составления статей расходов. Эта процедура осуществляется исполнительными органами и административными органами муниципалитета. Процедура проводится на основе прогноза и в соответствии с программами социально-экономического развития соответствующей территории. Программы и прогнозы позволяют определить ожидаемый уровень дохода, а также основные направления, в соответствии с которыми средства расходуются.