Файл: Федеральное казначейство РФ и его роль в управлении движением государственных финансов (Анализ деятельности Федерального казначейства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 101

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.3 Осуществление и совершенствование функций по контролю в финансово-бюджетной сфере

В 2018 году функции по контролю в финансово-бюджетной сфере осуществлялись структурными подразделениями центрального аппарата Федерального казначейства, территориальными органами Федерального казначейства в соответствии с полномочиями, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», иными законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации, и основывались на принципах законности, объективности, эффективности, независимости, профессиональной компетентности, достоверности результатов и гласности.

В 2018 году Федеральным казначейством, территориальными органами Федерального казначейства реализовывались и дополнительные задачи, такие, как достижение максимального качества осуществляемого контроля и качества оформления и реализации результатов контроля, организация обеспечения экспертного сопровождения контрольной деятельности в финансово-бюджетной сфере, организация работ
по принятию мер, направленных на своевременное выявление
и предотвращение нарушений в финансово-бюджетной сфере путем проведения систематизации и анализа ранее выявленных нарушений, формирования и доведения до участников бюджетного процесса обзоров недостатков и нарушений, выявленных Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере.

Данные об объемах нарушений, установленных по результатам контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере за 2017 год и за 2018 год, представлены на рис. 3.

Рисунок 3. Динамика и структура нарушений, выявленных в ходе осуществления полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере по видам нарушений (млрд. рублей)[18]

В системе Федерального казначейства 2017 год стал периодом активной работы по внедрению норм и правил планирования, осуществления и формирования отчетности по контролю в финансово-бюджетной сфере, заложенных в 2016 году.

Положительное влияние на результативность проводимых контрольных мероприятий в 2017 году оказали налаженные конструктивные взаимоотношения с правоохранительными органами, которые информировали о ходе и результатах рассмотрения переданных им материалов проверок, а также систематическое привлечение в 2017 году независимых экспертов и специалистов ФКУ «ЦОКР» для проведения экспертиз и исследований в рамках контрольных мероприятий при осуществлении полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере.


В 2018 году экспертным блоком ФКУ «ЦОКР» проведены исследования по 242 заявкам от органов Федерального казначейства (объем проверенных денежных средств составил 351,4 млрд руб.). Выявленные финансовые нарушения составили 30,1 млрд руб.

ФКУ «ЦОКР» совместно с УФК по Ленинградской области и УФК
по Московской области принято участие в 17 осмотрах в рамках проверок при расширенном казначейском сопровождении целевых средств. Сумма исследованных средств составила 1,7 млрд руб. Предупреждена оплата невыполненных работ на сумму 251,5 млн руб.

Принято участие в проведении эксперимента при осуществлении закупочной деятельности государственными заказчиками федерального уровня в Республике Татарстан. Исследована сметная документация
на общую сумму 1,46 млрд руб. Сумма снижения сметной стоимости по замечаниям экспертного блока ФКУ «ЦОКР» составила 7,81 млн руб.

В 2018 году имело место значительное увеличение количества проведенных камеральных проверок деятельности объектов контроля по сравнению с 2017 годом – с 621 до 998 единиц или в 1,5 раза. Осуществление деятельности по контролю посредством проведения камеральных проверок позволяет снижать «контрольную» нагрузку на объекты контроля, а также приводит к сокращению затрат на проведение контрольного мероприятия без снижения качества его проведения.

В рамках реализации мероприятий Стратегической карты Казначейства России в 2018 году в целях предупреждения и профилактики нарушений, а также с целью принятия мер по недопущению недостатков и нарушений главными распорядителями средств федерального бюджета, их территориальными органами и подведомственными учреждениями, главными распорядителями средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, их территориальными органами, а также распорядителями средств бюджета субъектов Российской Федерации, получающими межбюджетные субсидии, субвенции и иные межбюджетные трансферты, источником которых являются средства федерального бюджета, Федеральным казначейством продолжена практика обобщения результатов проведенных контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере путем формирования обзоров недостатков и нарушений, выявленных Федеральным казначейством в ходе проведения контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере, и направление их в адрес главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и финансовых органов субъектов Российской Федерации.


В 2018 году указанные обзоры подготовлены за период II полугодия 2017 года и I полугодия 2018 года. Среди наиболее типичных нарушений, выявленных в ходе проведения контрольных мероприятий у главных распорядителей средств Федерального казначейства и органов управления государственными внебюджетными фондами, отмечены следующие:

  • нарушения условий предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектам Российской Федерации;
  • нарушения требований по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд;
  • нарушения правил ведения бухгалтерского учета.

На уровне субъектов Российской Федерации наиболее характерными являются нарушения условий использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.

Вывод по главе 2

Федеральное казначейство (Казначейство России) находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 703 «О Федеральном казначействе» является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета, контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.

Глава 3. Актуальные проблемы финансово-правового статуса Федерального казначейства

Рассматривая работу органов Федерального казначейства, большинство исследователей акцентируют свое внимание на их деятельности в области исполнения федерального бюджета и управления его доходами и расходами. Однако положительной тенденцией является то, что в последнее время появились работы, связанные с такой важной функцией, как контроль со стороны Федерального казначейства. Ведь оно, по сути, является единственным федеральным органом государственного финансового контроля в России, для которого приоритетом служит превентивный характер контрольных мероприятий.


Наряду с такими полномочиями, как: доведение до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования; ведение учета операций по кассовому исполнению бюджетов; составление и представление в Минфин России оперативной информации и отчетности об исполнении федерального бюджета — Федеральное казначейство осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями таких средств.

Казначейский контроль за исполнением бюджета имеет разнообразные внешние проявления и осуществляется в различных формах. Например, за последние годы был принят целый ряд нормативных правовых актов, возлагающих на Федеральное казначейство новые полномочия и функции. Определенным этапом совершенствования финансового контроля явилась реализация в 2012 году проекта «Модернизация казначейской системы Российской Федерации», начатая Минфином России и Федеральным казначейством в 2002 году.

Указанный проект позволил значительно усовершенствовать процедуры исполнения федерального бюджета и кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации путем создания Автоматизированной системы Федерального казначейства, которая стала центральным элементом исполнения бюджетов бюджетной системы РФ и примером эффективного, высокотехнологичного IT-решения.

Была разработана и утверждена Концепция создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет», основной целью создания и развития которой является: обеспечение прозрачности, открытости и подотчетности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также повышение качества финансового менеджмента организаций сектора государственного управления за счет формирования единого информационного пространства и применения информационных и телекоммуникационных технологий в сфере управления общественными финансами. Однако внедрение технологических регламентов стоит оценивать не только как способ оптимизации деятельности Федерального казначейства, но и как важнейший элемент контроля за целевым использованием бюджетных средств. Переход на юридически значимый электронный документооборот в сфере управления общественными финансами; доступность информации о финансовой деятельности; создание и внедрение единой системы формуляров, используемых при формировании информации в электронном виде о деятельности организаций сектора государственного управления — все это составляющие предварительного финансового контроля.


Очень точно отметила в своей работе А. В. Терехина, что «… своевременный мониторинг, своевременное предупреждение и исключение наступления возможного риска, усиление технологического контроля являются базой для успешной и эффективной работы любого органа Федерального казначейства». Тем не менее, научные исследования в области функционирования электронной системы Федерального казначейства практически отсутствуют[19]. В этой связи можно упомянуть только А. Ю. Попова и А. М. Гусельникова, которые в своей статье «Регламентация деятельности органов Федерального казначейства с использованием прикладного программного обеспечения» отражают использование информационных технологий, лишь как возможность четкой формализации деятельности организации и оптимизации выполнения ею своих функций, а также инструмент для руководства при принятии им управленческих решений, абсолютно не рассматривая при этом применение технических возможностей в качестве превентивных мер. Если ранее Федеральное казначейство, не имея возможности применения информационных технологий, в своей работе осуществляло контроль за целевым использованием бюджетных средств после их расходования, то в настоящее время уже на предварительном этапе в период формирования электронного кассового документа проверяется соответствие расходов представленным документам, т. е. утвержденным лимитам, подтверждение надлежащей реализации договоров на поставку продукции, выполнение работ и услуг, либо заключенных трудовых соглашений. Следовательно, акцент переносится на предотвращение нецелевого расходования средств бюджета.

Вывод по главе 3

Таким образом, исходя из сказанного, целесообразно поднимать и изучать проблемы правового регулирования функционирования электронного документооборота и рассматривать применение нормативно-правовых актов в этой области на практике для эффективного, ответственного и прозрачного управления публичными финансами.

Заключение

Система органов федерального казначейства - относительно молодая структура, тем не менее, как отмечают у нас в стране и за рубежом, развивается она динамично и быстро наращивает выполняемые функции и эффективность работы.

На счетах казначейства собирается вся информация о денежных потоках. Центральный банк ежедневно информирует о суммах, поступивших на счета казначейства. Министерства и ведомства, в пределах назначений, определенных Законом о бюджете, должны знать, сколько у них денег, какие суммы они могут дать, когда и кому, а также иметь возможность прогнозировать, сколько доходов они получат; знать, когда эти доходы станут доступными для расходов, так как объем расходов бюджета напрямую зависит от поступивших доходов. Основным поставщиком этой информации является Федеральное казначейство.