Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 76
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретико-методологические аспекты по теме исследования
1.1 Понятие и сущность организационной структуры управления
2 Анализ основных тенденций трансформации организационных структур управления в будущем
2.1 Сравнительная характеристика современной и будущей модели управления
2.2 Трансформация организационных структур управления в будущем
- любое лицо или группа лиц могут свободно иметь доступ к любой необходимой им информации в любом месте и в любое время через автоматизированные системы связи;
- любой человек или группа лиц могут использовать современные информационные технологии для решения стоящих перед ними проблем;
- любое лицо, группа лиц или общество в целом имеют необходимые технические средства, инфраструктуру и социальную базу для производства и воспроизведения необходимой информации.
Сетевые системы отражают связи между элементами внутренней и внешней среды компаний[3].
Термин «сеть» означает метод формирования сети с ее узлами и соединениями для достижения целей в соответствии с потребностями и ожиданиями партнеров и бизнес-среды[8].
Сетевая модель предназначена просто для изменения мира, она в равной степени применима как модель внутриорганизационного сотрудничества между потенциальными ресурсами, а также между компаниями и группами компаний.
При создании компании-сети предприятие нарушается для более гибкого выполнения производственных программ по независимым в экономических, а иногда и в правовых отношениях центрам (экономическим единицам, отраслям, производственным сегментам, центрам прибыли). Централизованные структуры заменяются федеральными структурами
Сети компаний могут быть представлены двумя организационными моделями[16]:
- Сеть, формирующаяся вокруг большой компании. В этом случае крупная компания, которая является ядром сети, собирает вокруг себя небольшие фирмы, поручая им выполнять определенные действия. Крупная компания занимает доминирующее положение в деловых операциях, будучи основным клиентом, и сеть становится иерархической. Небольшие компании быстро становятся зависимыми от более влиятельного партнера.
- Сеть компаний закрывается в масштабе. Большинство компаний, подключенных к сети, юридически независимы, но в экономическом плане они поддерживают стабильность друг друга, что очень важно для всех.
Определенные виды деятельности в сети могут быть переданы другим компаниям, специализирующимся, например, на маркетинговых исследованиях, предоставлении сырья, подготовке бухгалтерских отчетов, подборе и обучении, послепродажном обслуживании продукции одной отрасли или группы компаний[21].
В целом, компания может освободиться от многих видов деятельности и сосредоточить все ресурсы на приоритетных областях специализации, на собственных уникальных процессах.
Уникальными для компании являются те области, которые могут включать в себя конкурентные преимущества компании, и в первую очередь это научно-технические разработки и производственный процесс.
Поэтому стратегия сетевого взаимодействия сопоставима с методами сужения собственной производственной деятельности, когда компания перестает заниматься некоторыми направлениями и передает их сторонним исполнителям[20].
Иногда само производство делегируется внешним исполнителям, в данном случае мы имеем дело с так называемыми подставными компаниями.
Компания-оболочка - это компания, которая передает часть своих бизнес-функций, в первую очередь, фактическое производство продукции на договорной основе сторонним подрядчикам, и сама фокусируется на транзакционной составляющей бизнеса, то есть определяет, что и сколько производить, как и кому продавать.
Все большее число российских компаний, в основном работающих на продовольственных рынках, склонны обстреливать форму бизнеса.
Говоря о подставных компаниях, нельзя не упомянуть о недостатках этого подхода[15]:
- конкуренция со стороны собственных контрагентов;
- невозможность отслеживать качество продукции;
- торговая марка - это не что иное, как название, если компания владеет только названием вещи, а не самой собой, то устойчивость такого бизнеса всегда находится под угрозой.
В результате размывания границ между компаниями исчезают традиционные различия между внутренними и внешними членами организации, собственными и иностранными ресурсами, крупными и мелкими фирмами[14].
В сетевой модели вся цепочка создания товаров становится набором услуг. Договорные отношения передаются владельцам долей капитала, оборудования и отдельных работников. Такое «раскрытие» ресурсов выражается, прежде всего, в заключении различных видов договоров (разделение собственности и пользования) и замене традиционных отношений в сфере управления персоналом[21].
Новый организационный принцип уже давно опробован в широкомасштабном эксперименте, выходящем за рамки отрасли или функциональной сферы. Результаты этого эксперимента позволяют нам говорить о преимуществах сетевых принципов построения компаний, о трудностях, с которыми приходится сталкиваться, и об выявленных слабых сторонах сетевых компаний и структурах управления сетью
Преимущества довольно значительны. Перечислите их[15]:
- адаптируемость компаний к меняющимся условиям, быстрое реагирование на меняющиеся рыночные условия;
- концентрация деятельности компании на приоритетных направлениях специализации, на уникальных процессах;
- значительное снижение затрат, их рациональная структура и увеличение доходов;
- низкий уровень занятости, устранение дублирования квалифицированной рабочей силы;
- привлечение лучших партнеров к совместной деятельности в сети, исключая использование второсортных исполнителей.
Привлекательность сетевых структур объясняется очень высокими экономическими показателями, что в свою очередь обусловлено двумя факторами - компетентностью и эффективностью организационной сети[16].
Сетевые структуры являются идеальной школой для повышения квалификации сотрудников компании. Ведь лучшие исполнители участвуют в решении определенных задач. Такой элитарный принцип сотрудничества, присущий сетевой компании, исключает использование второсортных исполнителей, хотя последние работают в одной компании.
Эффективность рассматриваемых компаний гарантируется низким уровнем и рациональной структурой затрат. Сети исключают дублирование трудозатрат и использование ресурсов на разных объектах. Таким образом, можно избежать высоких общих затрат на производство конечной продукции[20].
Сетевые компании, сетевые структуры характеризуются оптимальной структурой затрат. В то же время легко минимизировать затраты на подготовительную и заключительную работу. Сокращение затрат также достигается за счет того, что сетевые структуры менее обременены так называемыми политическими организационными единицами, которые могут включать в себя наблюдательный совет компании, производственный совет, согласительные группы и т. д. И в отличие от обычных компаний, они ориентированы в первую очередь на целенаправленная деятельность и в значительно меньшей степени решение политических вопросов[21].
Трудности, возникающие при реализации сетевых принципов, указывают на существование определенных границ для «безграничных» компаний. Они обусловлены двумя причинами[14]:
- организация сети нарушает ряд установленных принципов управления;
- процесс формирования сетевых компаний характеризуется отставанием фундаментальных научных исследований от практического опыта: принципы управления новыми компаниями и организационными структурами еще недостаточно прояснены и опробованы и поэтому не могут служить прочной основой для развития это организационная форма.
Конкретные недостатки сетевой компании и структуры управления сетью включают в себя:
- при формировании сетевых моделей предпочтение отдается специализации, концентрации на ключевых компетенциях, а современные тенденции развития компаний, напротив, указывают на необходимость сосредоточения внимания на многогранных общих навыках;
- концепция сети нарушает организационные принципы сегментации и модуляции, которые присущи автономным (экономически изолированным, закрытым, самоподдерживающимся) организационным единицам, таким как венчурные предприятия, «фабрика на фабрике», «предприятие на предприятии» и т. д. ;
- в сетевых структурах наблюдается чрезмерная зависимость от структуры персонала, риски, связанные с увеличением текучести кадров;
- практически отсутствует материальная и социальная поддержка участников сети из-за отказа от классических долгосрочных договорных форм и традиционных трудовых отношений;
- существует риск чрезмерного усложнения, возникающего, в частности, из-за неоднородности участников компании, неоднозначности в отношении членства, открытости сетей, динамики самоорганизации, неопределенности в планировании участников сети;
- принципы построения сети тормозят развертывание предпринимательства, так как предопределяют «дефицит» автаркии и мотивации предпринимателей
Каждый участник сети вносит лишь небольшой вклад в функционирование всей сетевой модели, поэтому создание организационных сетей ведет к усилению взаимозависимости.
Для сетевых структур характерна зависимость как от рынка, так и от ресурсов. Ресурсная зависимость особенно усиливается из-за того, что сетевые компании, наряду со своими собственными мощностями и персоналом, используют необходимые здания, транспортные средства, компьютерную технику и персонал других компаний на договорных условиях. Таким образом, компании становятся полностью зависимыми от внешних факторов.
В сетевых компаниях невозможно использовать традиционные отношения в сфере занятости рабочей силы. Трудовые отношения в таких компаниях устанавливаются на основе срочных трудовых договоров, частичной занятости, договоров о взаимном обеспечении персонала компаниями, договоров со специалистами свободных профессий.
Члены сетевой структуры в основном внутренне вдохновлены миссией сети. Социальная поддержка не находит своего места в мотивационной концепции этой организационной формы.
Участники сетевой компании вынуждены отказаться от мотивационной роли «имиджа врага» в конкурсе, так как сегодняшним оппонентом завтра может стать партнер в сети.
Сетевые структуры сводят на нет некоторые проверенные организационные и управленческие принципы. Чтобы не создавать организационный вакуум в результате, был разработан ряд конкретных принципов, основными из которых являются:
- принцип формирования сетевой культуры;
- принцип взаимности;
- климат доверия.
По своей сути создание собственной корпоративной культуры является дорогостоящим и долгосрочным мероприятием. Сетевые компании, как правило, не успевают развивать собственную культуру. Поэтому с точки зрения структуры сети предпочтение следует отдавать «импорту культуры». Это, однако, не подразумевает восприятие сетевой компанией одной из доминирующих корпоративных культур или культуры любой страны. Путь к сетевой культуре лежит через глобальные связи единого экономического пространства, глобальных регуляторных сообществ (таких как Международная организация стандартов, «Интернет» и т. д.) [14].
«Разделение» ресурсов внутри сетевых структур часто сравнивают с виртуализацией, а сетевая компания - с виртуальной компанией. Это сравнение действительно, когда в процессе замены старой структуры известные физические и юридические характеристики компании утрачиваются. Определение «виртуальный» должно быть зарезервировано, по-видимому, для части сетевой организации, особенно для временных, ориентированных на проект, сетевых фрагментов, работа которых обеспечивается с использованием информационных технологий (телетехника и телеоперация) в пространстве и времени[21].
Современные телекоммуникационные технологии расширяют границы сотрудничества. Для эффективного сотрудничества больше не требуется пространственная концентрация персонала: работать за соседним столом, находиться в том же офисе, здании, городе или даже стране. Современные компьютерные технологии позволяют проводить совместную групповую работу в удаленном режиме[8].
Такие группы (команды) называются виртуальными. Они становятся виртуальными не только потому, что отдельные члены этой группы работают удаленно через какое-то нематериальное электронное пространство. Статус работника в компании меняется: его больше не рассматривают с позиции его должности не как чиновника, а как потенциального ресурса, который представляет собой набор знаний и навыков, доступных каждому в компании. Формально для виртуальной компании имеет значение только содержание ресурса и его доступность.
Понятие «виртуальный» заимствовано из английского языка (виртуальный) и означает «воспринимается иначе, чем мы понимаем, или не имеющий физического воплощения».