Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 78
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретико-методологические аспекты по теме исследования
1.1 Понятие и сущность организационной структуры управления
2 Анализ основных тенденций трансформации организационных структур управления в будущем
2.1 Сравнительная характеристика современной и будущей модели управления
2.2 Трансформация организационных структур управления в будущем
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. На сегодняшний день простое сокращение размера компаний, сокращение численности персонала не приводит к значительному повышению экономической эффективности его деятельности. Должно быть дальнейшее переосмысление путей развития. Специалисты ищут новые формы компаний, проводят эксперименты по использованию новых, кардинально отличающихся от существующих организационных структур управления
Разумеется, вступление человечества в новый этап его развития - в эпоху, называемую «постиндустриальным развитием» или «этапом построения информационного общества», и навязывание соответствующих проектных требований компаниям при формировании структур управления, чтобы объединить или разделение функций в нем. По словам известного ученого-управленца Питера Друкера, в следующем столетии фундаментальные основы компаний изменятся - произойдет переход от компаний, «основанных на рациональной организации», к компаниям, «основанным на знаниях и информации».
Структура и функционирование компаний и их взаимодействие друг с другом не будут основываться на узкой функциональной специализации, что оказалось недостатками (увеличение количества уровней управления, большой объем координации и т. д.) и интеграционными процессами в управлении.
Даже традиционные иерархические (бюрократические) структуры управления дополняются многочисленными горизонтальными связями на разных уровнях иерархии, образуя так называемые квазииерархические структуры. Изменится не только сами компании, превратившись в организации «без внутренних перегородок», компании-сети, но и традиционные связи и взаимоотношения между компаниями, которые приведут к появлению компаний «без границ», сетей компаний.
Следовательно, происходит переход к новой научной модели управления, в основе которой лежат интеграционные процессы в компаниях, их объединение с помощью глобальных информационных систем в стратегические альянсы и другие альянсы различных типов.
Объект исследования – организационная структура управления современной компании, предмет – трансформация объекта исследования в будущем.
Таким образом, цель курсовой работы - выявить основные тенденции трансформации современных организационных структур управления будущего.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи следующего порядка:
- изучить основные теоретико-методологические аспекты по теме исследования - понятие и сущность организационной структуры управления;
- проанализировать основные виды организационных структур управления и пути их возможной трансформации в процессе организационного развития;
-проанализировать основные тенденции трансформации организационных структур управления в будущем;
- дать сравнительную характеристику современной и будущей модели управления;
- определить тенденцию в трансформации организационных структур управления в будущем;
- сделать основные выводы и дать заключение по теме исследования.
1 Теоретико-методологические аспекты по теме исследования
1.1 Понятие и сущность организационной структуры управления
Организационная структура управления оказывает огромное влияние на все аспекты деятельности предприятия. В частности, структура определяет эффективность взаимодействия подразделений, эффективность контроля за их деятельностью, гибкость, адаптивность предприятия к изменяющимся внешним условиям[5,с.57].
Структура управления является фундаментом организации, в которой изначально заложена способность предприятия к саморазвитию. Основными характеристиками организационной структуры являются разделение на отделы (офисы, сектора и т. д.), а также подотчетность и подчиненность[11,с.32]..
Проектирование структуры основано на стратегических планах организации. Выбор общей стратегии организации является решением, связанным со стратегическим планированием.
Поскольку стратегии меняются со временем, могут потребоваться соответствующие изменения в организационных структурах [2, с. 96].
Организационная структура - это логическая взаимосвязь между уровнями управления и функциональными областями, организованная таким образом, чтобы обеспечить эффективное достижение целей организации.
Соединения могут быть линейными или функциональными. Линейные отношения отражают движение управленческих решений и информации между так называемыми менеджерами, то есть лицами, несущими полную ответственность за деятельность организации или ее структурных подразделений.
Функциональные коммуникации, часто называемые коммуникациями в штаб-квартире, осуществляются по линии потока информации между отдельными частями организации. В структуре организации существуют различные процессы (управление, производство и т. д.), среди участников которых распределены соответствующие задачи и функции[13,с.51]..
С этой точки зрения структуру организации можно рассматривать как форму распределения различных видов деятельности между ее компонентами и координации действий этих компонентов, направленных на достижение целей организации. Одна и та же структура может не одинаково подходить для всех типов организаций, но каждое предприятие (учреждение) имеет структуру, адаптированную для достижения своих конкретных целей.
Структура - это организационная характеристика системы, представляющая собой совокупность устойчивых, системообразующих отношений и отношений, обеспечивающих устойчивость и равновесие системы, взаимодействие, подчиненность и пропорциональность ее составляющих элементов [7,с.29].
Звено - это отдельный блок со строго определенными функциями. Канал управления может быть отдельным блоком, который выполняет часть функции управления, всю функцию управления или набор функций управления. Менеджеры также ссылаются на ссылку управления. На одном уровне может быть несколько звеньев управления. Отношения между уровнями управления поддерживаются через связи, отношения и коммуникации
По содержанию и функциональному назначению коммуникации и взаимоотношения, составляющие структуру организации, делятся на три группы[19,с.42].:
1. Соединения прямого взаимодействия, обеспечивающие формирование у системы новых системных свойств, отсутствующих у отдельных компонентов ее элементов.
2. Отношения подчиненности, установления иерархических отношений в организации и определения «этажей» ее структуры.
3. Отношения, устанавливающие пропорциональность структуры организации и обеспечивающие взаимное соответствие количественных и качественных параметров отдельных компонентов системы.
По ориентации делятся на горизонтальные и вертикальные
1.2 Виды организационных структур управления и пути их возможной трансформации в процессе организационного развития
Виды организационных структур управления и пути их возможной трансформации в процессе организационного развития представлены на рис. 1. [18,с.44-45].
Рисунок 1 - Основные виды организационных структур управления и пути их возможных трансформаций в процессе организационного развития[18,с.46].
Линейная структура в настоящее время встречается только на небольших предприятиях, производящих однородные продукты с использованием простой технологии при отсутствии обширных кооперативных связей, но как элемент сложных структур на уровне линейных единиц она используется повсеместно.
Наличие четких линий подчинения и относительно коротких каналов связи обеспечивают эффективность линейной структуры, но неизбежная перегрузка информацией при расширении сферы деятельности ограничивает сферу ее применения [6, с. 31].
Разделение управленческой работы также на функциональной основе воплощено в линейно-функциональной структуре управления.
Линейно-функциональные управляющие структуры наиболее эффективны в условиях массового или крупносерийного производства с незначительно меняющимся ассортиментом продукции и технологией производства, что позволяет аппарату управления выполнять редко меняющиеся задачи и функции[18,с.44].
Отсутствие четких горизонтальных связей между функциональными службами создает проблему межфункциональной координации. Самый большой недостаток линейно-функциональной структуры - слабая инновационная и предпринимательская активность.
Для его эффективного функционирования необходимо: четкое регулирование ответственности и полномочий руководителей разных уровней и подразделений, соблюдение стандартов управления [12, с. 74].
Организационная структура линейного персонала является развитием линии и предназначена для устранения ее наиболее важного недостатка, связанного с отсутствием связей стратегического планирования.
Линейно–штабная структура персонала включает в себя специализированные подразделения (штабы), которые не имеют права принимать решения и руководить какими-либо подчиненными подразделениями, но помогают только соответствующему руководителю в выполнении определенных функций, в первую очередь функций стратегического планирования и анализа. В остальном эта структура соответствует линейной [17, с. 47].
Преимущества линейно–штабной структуры[12,с.143]:
- более глубокое, чем линейное, изучение стратегических вопросов;
- некоторая разгрузка старших руководителей;
- возможность привлечения внешних консультантов и экспертов;
- при назначении прав на функциональное руководство подразделениям штаб-квартиры такая структура является хорошим первым шагом на пути к более эффективным органическим структурам управления.
Недостатки данной структуры[12,с.145]:
- недостаточно четкое распределение ответственности, поскольку лица, готовящие решение, не участвуют в его исполнении;
- тенденции к чрезмерной централизации управления.
Как справедливо отмечает профессор Герасимов Б.И., если круг вопросов, решаемых коллегиальным органом, требует серьезного исследования, необходимо создать на его основе проблемно-целевую или программно-целевую группу, но как только службы персонала наделены Функциональные полномочия и могут принимать решения по вопросам, связанным с конкретными функциями организации, структура становится линейно-функциональной [17, с. 22].
Появление дивизиональных структур связано с появившейся в 1950-х годах тенденцией к диверсификации производства. Отступление от использования линейно-функциональной структуры управления в пользу дивизионно организованных ведомств можно проследить по мере увеличения размера предприятий, сложности технологических процессов в динамично меняющейся среде [12, с. 23].
Структурирование по подразделениям обычно выполняется в соответствии с одним из критериев:
-продукты (товары или услуги) - товарная специализация;
- по ориентации на определенные группы потребителей-потребительскую специализацию;
- на обслуживаемых территориях - региональная специализация.
В нашей стране, как отметил А. С. Большаков в своей работе, подобные структуры управления получили широкое распространение с 60-х годов в виде создания производственных объединений [6, с. 31].
Преимущества дивизиональной структуры[2,с.45]:
- обеспечивает управление многопрофильными предприятиями с общей численностью сотрудников около сотен тысяч и географически удаленными подразделениями;
- обеспечивает большую гибкость и более быструю реакцию на изменения в корпоративной среде по сравнению с линейным и линейным персоналом;
- при расширении границ независимости ведомств они становятся «центрами прибыли», активно работая над повышением эффективности и качества продукции;