Файл: Понятие и признаки правового государства (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНЦЕПЦИИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Важной теоретической проблемой является соотношение правового государства и гражданского общества. Термин «гражданское общество» вошёл в юридическую науку в 18 веке. По своей сущности он является условным, так как очевидно, что любое общество состоит из граждан. Само гражданское общество в той или иной степени существовало всегда. Суть его понятия заключалась в определении идеи независимости общества от государства, недопустимости поглощения личности обществом и государством. Несмотря на подобное толкование гражданского общества, возникали некие проблемы при неоднократных попытках достоверного его определения [14]. Подобное происходило из-за наличия в гражданском обществе двух совершенно противоположных аспектов: политического и социального. Изначально, начиная со времён Аристотеля и продолжая Дж. Локком, две эти сферы изучались в неком единстве. Но шли столетия, и терминология претерпевала некоторые изменения. И уже в труде философа и историка Адама Фергюсона «Опыт истории гражданского общества» намечается разрыв между социальным и политическим аспектами гражданского общества [6]. Свое фундаментальное развитие идея гражданского общества получила в эпоху Возрождения и Просвещения. Понятие гражданского общества появилось в 17 веке, в трудах Т. Гоббса, Дж. Локка. Затем в 18 веке в работах Ж.-Ж. Руссо, Ш.-Л. Монтескье и других ученых. В этот период активно развивалась идея политической независимости личности, равных прав и свобод граждан. Ученые уже не отождествляли гражданское общество с государством или формами государственного правления [28]. Они считали, что гражданскому обществу соответствуют не все, а только лишь прогрессивные формы государственного устройства основанные на естественно-правовых, договорных началах.

У Локка гражданское общество тождественно государству, но вместе с тем он видит и их различия, ведь с развитием капитализма происходит резкое отдаление государства от гражданского общества. По его мнению, частная собственность является важным элементом перехода от естественного состояния к гражданскому обществу [25]. Представители теории общественного договора обращали внимание на противостояние между гражданским обществом, воплощающим частный интерес, и государством, воплощающим общественный интерес. Поэтому они стремились найти оптимальную вариант сочетания частных и всеобщих интересов. Представители данной теории отождествляли государство и гражданское общество, как взаимозаменяемые понятия, а уже выработанные на ее основе традиции начали различать и противопоставлять государство и гражданское общество. Сам термин «гражданское общество» вошел в научный обиход в XVIII веке, а научная концепция была разработана в трудах немецкого философа Гегеля. В его представлении гражданское общество это в первую очередь система многочисленных потребностей и интересов и специфических механизмов их реализации. По его представлениям гражданское общество находится где-то «между семьей и государством» [20].


Последующее развитие концепция гражданского общества получила в трудах марксистов. Маркс рассматривал его как исторический феномен, как результат исторического развития, а не как данное природой состояние. Основу гражданского общества составляет частная собственность. Государство представляет собой форму, организующую гражданское общество, служит интересам собственников и господствующего класса, господствующего, как правило, экономически. По Марксу гражданское общество относится к материальной сфере, а государство составляет надстройку[15]. Он упростил сложную гегелевскую модель гражданского общества, сводя его только к сфере труда, обмена и производства. То есть в целом гражданское общество в понимании Маркса сводилось к форме, в которой происходит экономическое развитие. В таком обществе личность, как правило, растворялась в коллективе. Гражданское общество как автономная сфера общественных отношений обусловлено многообразием человеческих потребностей и интересов, способно к реализации. Его невозможно смоделировать, оно естественным образом возникает на определённом этапе развития общества, добровольно исходит из потребностей и имеет в качестве необходимых предпосылок свободу и частную собственность. Несмотря на то, что в гражданском обществе частный интерес отличается от всеобщего интереса, они всё же взаимосвязаны и взаимообусловлены[10].

Для исчерпывающего определения понятия «гражданское общество» необходимо проанализировать его принципы. Прежде всего, наличие гражданского общества предполагает экономическую свободу и многообразие форм собственности, признание и защиту естественных прав человека, равенство всех перед законом и судом, а именно эффективные правовые механизмы защиты прав личности. Гражданское общество не может существовать по отдельности с правовым государством, предполагает политический и идеологический плюрализм, невмешательство государства в частную жизнь граждан [6]. Оно обладает высоким уровнем правовой культуры и воспитания; эффективной социальной политикой, которая, в свою очередь, способствует поддержанию достойного уровня жизни людей. Гражданское общество является открытым обществом в плане приверженности общегуманитарным ценностям и допуска к информации, самоорганизующимся обществом, в котором функционируют отношения эффективных механизмов саморегуляции, в которых право на участие имеет каждый человек. Абсолютно все люди в таком обществе осознают себя равными субъектами права, и, не только стремятся к реализации своих прав, но и осознанно исполняют юридические обязанности. В современном понимании гражданское общество отличают следующие аспекты: высокий уровень политической культуры, повышение активности общественных объединений в жизни социума, распространение политических знаний, информации, развитие свободных средств массовой информации [10].


В современном мире под гражданским обществом понимают совокупность экономических, культурных, нравственных, духовный, семейных и религиозных отношений, неопосредованных публичной властью государства. Становление и развитие гражданского общества является особым периодом в истории человечества, государства и права. «Гражданское общество возникает в процессе и в результате отделения государства от социальных структур, обособления его как относительной сферы общественной жизни и одновременно разгосударствления ряда общественных отношений»[17,c.348].

Нельзя определиться и выбрать одну теорию гражданского общества: «Она была бы слишком многомерной, ибо каждая из существующих концепций гражданского общества охватывает сложный комплекс проблем, включает открытия крупнейших политических мыслителей, задачи, не решенные и по сей день» [23]. Общим элементом во всех предлагаемых концепциях и моделях выступает собственность и отказ государства от претензий на роль единственного «организатора и координатора». Обычно гражданским обществом называют наивысшую форму общности, состоящую из частных лиц, классов. групп и институтов, которые прямо не зависят от политического государства. Также гражданское общество можно рассматривать как общество, в котором существуют развитые экономические и культурные, правовые и политические отношения между составляющими его индивидами, эти связи как правило не опосредованы государством. В такой ситуации активно проявляют себя массовые движения, партии, группировки по интересам, убеждениям, а так же иным признакам (передача власти органам самоуправления, безопасность личности от насилия и злоупотреблений государственной власти; люди - субъекты права, их защищает гражданское общество, которое озабочено общим благом, а государство малозаметно)[6] .

В статике гражданское общество - совокупность институтов, организаций и групп, а в динамике - социальное пространство, в котором люди взаимодействуют между собой в качестве независимых как друг от друга, так и от государства индивидов. За понятием «гражданское» стоит обширное содержание. Очевиден большой разброс как в понимании авторами данного понятия, так и в подходах к его анализу. Так Н.И. Матузов и А.В. Малько определяют гражданское общество «как систему негосударственных организаций, объединений, учреждений, институтов, политических партий, профессиональных и иных союзов, других неправительственных структур, взаимодействующих с официальной властью на равноправной основе» [16, c.104]. Т.Н. Радько под гражданским обществом понимает «правовое, либерально-демократическое, плюралистическое, открытое общество, основным субъектом которого является свободный индивид, реализующий свои интересы в рамках единого для всех закона и общего правопорядка» [24, c.247]. То есть каждый источник трактует понятие гражданского общества по разному, но основная идея у них одна. В связи с этим следует отдать предпочтение следующему определению гражданского общества - это совокупность экономических, культурных, нравственных, духовных, семейных религиозных отношений, не опосредованных публичной властью государства. Сущность гражданского общества заключается в том, что оно объединяет и выражает интересы граждан, их свободу, потребности, а не волю правящих элит, государства и власти. Государство должно быть слугой общества. Причем никакого антагонизма между ними не должно быть. Можно выделить общие принципы, которые лежат в основе гражданского общества. К ним относятся: 1) экономическая свобода, рыночные отношения, многообразие форм собственности; 2) безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина; 3) демократический и легитимный характер власти; 4) равенство всех перед законом и правосудием, надежная юридическая защищенность личности; 5) идеологический и политический плюрализм, наличие легальной оппозиции и многопартийности; 6) свобода мнений, слова и печати, независимость средств массовой информации; 7) невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность; 8) правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей; 9) классовый мир, партнерство и национальное согласие; 10) эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей. Признание естественных прав и свобод человека, свободы личности, многообразие форм собственности, политического плюрализма, идей правового государства - основные и существенные шаги на пути к гражданскому обществу, но при этом необходимо различать гражданское общество как концепцию, идею и как реальность, которой пока, к сожалению, нет в России.


Правовое государство и гражданское общество немыслимы друг без друга. Гражданское общество по своей сути первично, так как выступает основной социально – экономической предпосылкой формирования идеального правового государства. Известно, что для нормального функционирования правового государства должны иметь место быть развитые институты гражданского общества. К ним можно отнести профсоюзы, средства массовой информации, церковь, школу, семью, политические партии, неправительственные организации и так далее [21]. Именно благодаря этим институтам у граждан появляется возможность без прямого государственного участия решать возникающие вопросы, связанные с их жизнедеятельностью. Существует несколько моментов, с помощью которых можно проследить соотношение гражданского общества и государства. Государство и гражданское общество существуют в противоречивом единстве, наблюдается некая самостоятельность и противостоящая сила последнего. Гражданское общество посредством как своего становления, так и развития, напрямую связано с формированием буржуазных общественных отношений и закреплением принципа формального равенства. Правовое государство выступает способом организации гражданского общества, ведь при подобном взаимодействии всё больше укрепляется и без того довольно тесная связь между обществом и государством [14]. Именно взаимное сосуществование правового государства и гражданского общества в совокупности целеустремленно к созданию демократического социально – правового государства. Несмотря на ключевую идею автономии гражданского общества, его противопоставление государству недопустимо, но в самой идее государства заложен огромный властный потенциал и стремление к расширению сферы своего влияния на общество.

Правовое государство и гражданское общество никогда не являлись равнозначными понятиями. Их взаимодействие можно проследить на основе закона о соотношении формы и содержания. Уже в понятии правового государству можно уловить основное требование гражданского общества к правовому государству, а именно: обеспечение социальной справедливости и защищённость каждого гражданина [14]. Существование гражданского общества возможно только в таком государстве, где и граждане в отдельности, и всё государство в целом находятся в абсолютно одинаковом законном положении.

Таким образом, можно выделить следующие аспекты соотношение правового государства и гражданского общества:

1) гражданское общество как одно из важнейших условий, необходимых для формирования правового государства;


2) правовое государство как государство, максимально обеспечивающее реализацию потребностей гражданского общества;

3) гражданское общество как регулятор связи правового государства и личности на основе взаимных прав и обязанностей;

4) наличие гражданского общества как способ устранения противоречий правового государства, которое, в свою очередь, с помощью справедливости своих законов призвано регулировать столкновения между членами гражданского общества;

5) гражданское общество как инициатор создания государства, призванного охранять личные права и свободы граждан, которое, в данной ситуации, имеет место называться правовым.

Подводя итог всему вышесказанному, можно утверждать, что гражданское общество и правовое государства являются неотделимыми друг от друга понятиями. Они находятся в достаточно тесной взаимосвязи между собой и напрямую зависят друг от друга.

Глава 2. ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА И ЕГО РАЗВИТИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

2.1. Признаки правового государства

Термин «правовое государство», утвердившись еще в первой трети XIX века, не получил должного своего развития. И только на рубеже перестройки правовыми стали называть лишь некоторые государства того времени. Важно отметить, что Россия в их число не входила. Ведь только Конституцией Российской Федерации 1993 года этот термин нашел своё официальное письменное законодательное закрепление [31]. Определяя понятие «правовое государство», прежде всего, целесообразно обратиться к основополагающему учредительно – правовому акту Российской Федерации – Конституции Российской Федерации 1993 года. В главе 1 «Основы Конституционного строя» ст. 1 говорится о том, что «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». [1]

Правовое государство по существу - это государство законности в правовом смысле этого слова. В первую очередь, это означает соблюдение всеми без исключения требований закона. Но обычных законов тут недостаточно. Они должны быть правовыми, то есть обязательно соответствовать требованиям права в его понимании как всеобщей необходимой формы и равной меры свободы индивидов [4]. Говоря о правовом государстве, не стоит останавливаться только на подобном соблюдении законов и господстве права, что представляет собой нормативно-правовой аспект, но и следует помнить о правовой организации самой правовой системы государственной власти, означающей учреждение специализированных государственных органов, четкое определение их компетенции и характера взаимоотношений между собой – что является организационным аспектом. Не следует забывать и о том, что построение правового государства возможно только при демократии. Поддержание принципа приоритета и уважения прав человека возможно только при непосредственном участии народа в осуществлении государственной власти, при наличии у граждан правовых и политических рычагов деятельности [3]. В последнее время всё чаще говорят о том, что правовое государство должно быть и социальным, обеспечивая тем самым своим гражданам достойный уровень жизни. Но многие исследователи проявление социальности в правовом государстве считают спорным, так как это противоречит идее свободы как сущности правового государства [12]. Ведь чем больше человек получает от государства социальных дотаций, тем больше он зависит от него. Чтобы по возможности окончательно разобраться в сущности правового государства, необходимо конкретизировать признаки, присущие ему. Начать стоит с основополагающего признака - верховенство права и закона. Законы должны максимально соответствовать представлениям общества о справедливости и быть приняты установленной процедурой. Все государственные органы, должностные лица, граждане и общественные объединения в своей деятельности обязаны подчиняться требованиям закона. Законы и иные нормативно-правовые акты не должны противоречить ни Конституции, ни друг другу, издаваясь, тем самым, соответствуя определённой иерархии [10]. Следующим немало важным признаком является признание, соблюдение и охрана прав и свобод человека и гражданина, социально – правовая защищённость этих прав. Правовое государство признаёт за индивидом определённую сферу прав и свобод, за пределы которой оно не имеет право вмешиваться. Государство стремится расширить сферу своего воздействия на человека, поэтому и появляется необходимость законодательного закрепления наиболее важных прав, таких как, например, свобода совести, печати, собраний, передвижений, избирательное право и т.д. С соблюдением прав и свобод человека и гражданина тесно связан следующие признаки правового государства - взаимная ответственность личности и государства и гарантии от злоупотреблений власти. За любое нарушение закона должна последовать определённая мера ответственности, не обращая при этом на личность правонарушителя [3]. Что и является еще одним немало важным признаком правового государства – взаимная ответственность государства и граждан, гарантированная независимым характером суда. Ведь каждое государство стремится к закреплению скорее своих прав по отношению к гражданину и обязанностей гражданина перед государством. Обязанности государства в таком случае, как правило, носят неопределённый характер. Если гражданин не выполняет своих обязанностей, включается механизм принуждения. А вот принудить государство к выполнению своих обязанностей значительно труднее. Поэтому и решающую роль играет судебная власть. И именно независимый суд в такой ситуации выступает гарантией ответственности. Впервые институт ответственности появился в Англии, где была законодательно закреплена ответственность Кабинета Министров перед Парламентом [23]. В настоящее время существует институт импичмента - специально предусмотренный механизм привлечения к ответственности высших должностных лиц государства.. Презумпция невиновности как один из признаков правового государства находит своё правовое закрепление в ст. 49 Конституции Российской Федерации 1993 года. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном Федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Не стоит забывать и о таком признаке как разделение властей – между законодательными, исполнительными и судебными органами государства. Это означает, что ни одному из государственных органов не принадлежит власть в полном объёме. Каждая властная ветвь реализует себя только в рамках своих полномочий и не имеет права подменять деятельность другой ветви власти [15]. Для этого существует система «сдержек и противовесов», взаимоограничение и взаимный контроль всех ветвей власти. Невозможно говорить о правовом государстве, если отсутствует суверенитет народа и конституционно – правовая регламентация государственного суверенитета. Суверенитет – естественное и необходимое условие существования государства, характеризующееся верховенством – полнотой власти государства при решении всех вопросов государственной жизни; единством власти государства на всей его территории и независимостью от власти других государств. В ст. 13 Конституции Российской Федерации 1993 года говорится и о необходимости политического плюрализма [1]. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. По закону признаётся идеологическое многообразие, а также политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений, взглядов. Российская Федерация согласно ст. 14 Конституции Российской Федерации является светским государством, где церковь отделена от него. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Все религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Из этого и складывается такой признак правового государства как отделение церкви от государства. Таким образом, резюмируя всё вышесказанное, можно сделать вывод о том, что правовое государство – это демократическое государство, провозглашающее и активно реализующее принципы уважения прав и свобод личности и наиболее полно связывающее себя нормами права [31]. В современном обществе господствует такая точка зрения, согласно которой, правовое государство рассматривается как государство, основанное на праве, им сдерживается и через него реализуется [13]. Но такого представления недостаточно для полного понимания правового государства, которое представляет собой трудную, многоступенчатую систему. При рассмотрении правового государства можно выделить две тенденции: во- первых, это свобода человека, полное обеспечение его прав, во-вторых, сдерживание правом власти государства. Правовое государство должно создавать простор для юридической свободы гражданина. Человек вправе делать всё то, что не запрещено законодательством [23]. Следует отметить, что не всякое государство может называться правовым. Да, в государстве осуществляется процесс издания законов, но далеко не демократических, а наоборот, деспотических. Даже тоталитарные и авторитарные государства могу провозгласить права и свободы. Но будут ли они реализовываться на деле? Следовательно, во взаимоотношениях между личностью и правовым государством должно быть преимущество прав человека, закреплённых конституционно и ни в коем случае нельзя допускать их нарушения. Безусловно, права личности и правовое государство могут эффективно реализовываться, находясь лишь во взаимодействии друг с другом [10]. Если рассмотреть оба понятия, то можно заметить, что в их основе лежат «права». Таким образом, это говорит о том, что права являются по своей сути своеобразным соединением между человеком и государством, тогда отношения между личностью и государством будут правовыми. Государство, очерченное надежными правовыми рамками, призвано обеспечить законность, стабильность, не допущение произвола, злоупотребления властью. В целом правовое государство является государством законности. То есть все граждане, проживающие на территории государства, обязаны соблюдать законы на равных началах, но и сами законы должны соответствовать реалиям времени и быть истинно правовыми [4]. Также для правового государства характерна особая правовая организация государственной власти, с чётким распределение компетенций властей, а также механизмов их взаимовлияния и взаимодействия. Правое государство может существовать лишь в условиях демократии, в котором право занимает главенствующее место.