Файл: Понятие и признаки правового государства (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНЦЕПЦИИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Построение правового государства возможно только на основе развитого гражданского общества. Его концепция была подробно разработана Гегелем, который изначально вложил в нее в качестве основ свободу и частную собственность. В его представлении гражданское общество это в первую очередь система многочисленных потребностей и интересов и специфических механизмов их реализации. Экономическую основу гражданского общества составляет частная собственность, которая гарантирована законами и выступает в качестве экономической основы независимости личности. Основу экономики составляет широкий слой мелких собственников, при этом происходит ограничение деятельности монополии государством. К социальной основе гражданского общества относится сложившийся и осознавший свои интересы средний класс, выступающий в качестве фундамента общества. Демократические традиции, парламентаризм, свободная и независимая пресса, гарантированные права оппозиции, многопартийности и многое другое – составляют политическую основу гражданского общества. Свободный доступ к образованию и культуре у широких слоёв населения, формирование гуманистических традиций образования, возможность выбора образовательной траектории, уважение к традициям разных народов и вероисповеданий относятся к духовным основам гражданского общества. Таким образом, из проанализированных в совокупности принципов и основ гражданского общества логически вытекает обобщающее его определение. В современном мире под гражданским обществом понимают совокупность экономических, культурных, нравственных, духовный, семейных и религиозных отношений, неопосредованных публичной властью государства.

Можно утверждать, что это правовое, либерально-демократическое, плюралистическое, открытое общество, основным субъектом которого является свободный индивид, реализующий свои интересы в рамках единого для всех закона и общего правопорядка Формирование гражданского общества в России - сложный и длительный процесс. Большая часть граждан имеет слабое представление о гражданском обществе и его роли в социуме. Для формирующегося гражданского общества в России характерно следующее:

отсутствие целостной системы гражданских структур, существует большое количество фрагментированных образований, очень слабая правовая защита граждан и ассоциаций;

социум расколот на линии: бедные и богатые, чиновники и все остальные, элиты и народ, центр - периферия и др.;

слабая социальная основа гражданского общества.


Помимо неразвитого гражданского общества, формирование правового государства в России затрудняет и ряд других обстоятельств. Это нестабильность российской политической системы и нереализованность в полной мере принципа разделения властей. Это также и нерешенность многих правовых вопросов. Противоречивость законодательства, поспешность при издании нормативных правовых актов – все эти факторы затрудняют понимание права и формирование доверия к нему, а также формирование устойчивых правовых традиций в массовом сознании. Система разделения властей, составляющая основу правового государства, в России также весьма далека от идеала. В первую очередь, это обусловлено сильной президентской властью, которая претендует на некую общую компетенцию, касающуюся всей ветвей государственной власти. Следует заметить, что с точки зрения самой идеи разделения властей, ее назначения в механизме правового государства нет и не может быть власти президентской, стоящей над всеми остальными ветвями власти. Данные обстоятельства следовало бы учесть при последующих реформах на пути к становлению правовой государственности.

Функционирование законодательной власти невозможно в отрыве от других ветвей государственной власти, число которых в современном законодательстве растет. Основной вектор взаимоотношений законодательной власти в системе разделения властей задан взаимоотношениям исполнительной власти, полномочия которой установлены Конституцией российской Федерации и действующим законодательством. Исполнительная власть представляет собой способность и возможность государства в лице его наделённых соответствующими полномочиями органов повседневно выполнять в масштабе всей страны оперативные управленческие функции. В государственных органов.

Одной из ключевых и актуальных проблем разделение ветвей власти в современной России является «несбалансированность» их институтов, что напрямую влияет на процесс связей и взаимодействия между ними и не редко ведет к конфронтации и дестабилизирующему соперничеству. Весьма негативный процесс «перетягивания одела» между ветвями власти, как горизонтального, так порой и вертикального уровня, приводит к снижению эффективности принимаемых решений, проектов органами власти в период острого противостояния. Еще более усложняет правовую ситуацию разграничения полномочий власти отсутствие четких границ и объема полномочий, что размывает конституционный принцип разделения властей в области организации структур и механизмов функционирования государства в общем. Очевидно, что в периоды кризиса и застоя развития ветви власти должны объединиться с целью поиска методов решения общих проблем. Но в действительности в России каждая из ветвей власти старается стать максимально автономной, закрытой и независимой, что может привести к неуправляемости страной и расколу единства властной системы.


Еще одной причиной дисбаланса управленческой системы является нарушение равновесия между ветвями власти в России, которое возникает также в силу того, что авторитет исполнительной власти недостаточно высок.

Проблема разделения властей проявляется и в том, что конституционная формула о трех ветвях государственной власти, нарушена уже в самой Конституции РФ. Кроме, официально признанных в настоящее время, существует президентская власть, прокурорская власть, избирательная власть и банковско-финансовая власть как разновидности государственной власти в России. В Российской Федерации почти весь набор государственно-властных полномочий сосредоточен у Президента РФ и Правительства России. Законодательная и судебная ветви власти находятся в подчиненном состоянии по отношению к исполнительной власти, что нарушает конституционный принцип разделения властей.

Принцип разделения властей имеет огромное социальное значение. В своем идеале он должен означать, что решения, играют важную роль в жизни российского народа, и не могут быть приняты до тех пор, пока по этому вопросу не достигнуто соглашение со стороны всех ветвей власти. В противном случае, сосредоточенная в одних руках власть, будет принимать только выгодные для себя законы, будет использовать политические привилегии в своих интересах, в ущерб интересам народа. Разделение властей – конституционный принцип организации управления государственной жизнью.

Для введения на практике принципа разделений властей в России предлагается:

– минимизировать участие исполнительной власти в подготовке законопроектов. Правительство и подчиненные ему органы государственной власти должны заниматься только исполнением законов и быть подконтрольными парламенту, особенно в части расходования бюджетных средств; Власть, теория, законодательство, президент, теория.

– необходимо между законодательными и исполнительными органами власти создать баланс полномочий, исключающий перенесение центра властных решений на одного из них, а тем более всей полноты власти;

– нужно внести в Конституцию России дополнительное положение (статью), содержащую особые правовые способы сдерживания каждой из ветвей власти, то есть содержала бы взаимные противовесы для всех властей.

Таким образом, правовое государство представляет собой сложный феномен, становление которого в практической государственности сопряжено с целым комплексом политически значимых обстоятельств. Россия сравнительно недавно вступила на путь развития правового государства и, безусловно, с его формированием сейчас возникают значительные сложности. Однако это естественный процесс выработки правовых традиций и формирования нового - политически свободного - правосознания как на профессиональном, так и на обыденном уровне, который происходит поступательно и имеет весьма положительные перспективы при условии стремления к поддержанию демократической формы режима.


Список использованных источников

Правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года с изменениями от 05.02.2014 № 2-ФКЗ// Российская газета. 25 декабря 1993; Собрание законодательства РФ.2014. № 9. Ст. 851.

Научная литература

  1. Атжанова Ж.С. Формирование теории правового государства и основные признаки современной конституционной модели правовой государственности / Ж.С. Атжанова // Социально-экономические явления и процессы. 2017. Т. 12. № 4. С. 77-84.
  2. Бабаджанян К.А. Ответственность государства перед личностью как принцип правового государства / К.А. Бабаджанян //Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2012.№3. С.36-39
  3. Власенко В. Н. Правовое государство и правосудие: проблемы теории и практики / Отв. ред. В.М. Сырых, В.Н. Власенко. - М.: РАП, 2014. - 660 с.
  4. Гордиенко Н.Л. Принцип разделения властей и его реализация в настоящее время /Н.Л. Гордиенко //В сборнике: Государство и право в условиях гражданского общества сборник статей Международной науч-но-практической конференции: в 2 частях. 2017. С. 95-97.
  5. Демидов А.В. Гражданское общество как признак правового государства /А.В. Демидов //Инновационная наука. 2016. № 2-3. С. 177-179.
  6. История политических и правовых учений/ Под ред. А.П. Альбова, С.В. Николюкина. – М.: Юстиция, 2017. – 387с.
  7. История политических и правовых учений/ Под ред. О.Э. Лейста– М.: Зерцало, 2014. – 658с.
  8. Коваленко А.И. Конституционное право России.-М.:Юрайт, 2017.- 260с.
  9. Котляров С.Б. Современные признаки правового государства и гражданского общества: проблемы реализации на практике государственного аппарата власти / С.Б. Котляров, О.В. Кукушкин // Вопросы российского и международного права. 2017. Т. 7. № 11A. С. 5-13.
  10. Кулапов В.Н. Теория государства и права. – М.:КноРус. 2014.- 547с.
  11. Лукашева Е.А. Права человека и правовое социальное государство в России / Н.А. Воронина, А.С. Запесоцкий, В.А. Карташкин; Отв. ред. Е.А. Лукашева. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2018. - 400 с.
  12. Макеев В.В. Правовая личность: ретроспективный и современный подходы исследования // Философия права. 2015.– № 2.– С. 35.
  13. Макеев В.В., Шепелев В.И. Гражданское общество и его потребности в социально-нормативном регулировании // Философия права. 2015. № 4. – С.64-66.
  14. Макуев Р.Х. Теоретический анализ признаков правового государства и перспектив его построения в Российской Федерации/ Р.Х. Макуев //Современное общество и право. 2016. № 3 (24). С. 7-13.
  15. Малько А.В., Матузов Н.И. Теория государства и права.-М.:Дело, 2014.- 493с.
  16. Марченко А.Н. Общая теория государства и права: Академический курс. – М.: Инфра-М, 2014. – 537с.
  17. Миронов Д.Н. Правовое государство: происхождение идеи и признаки правового государства // Вестник Бурятского государственного университета. 2015. № 2. С. 149-153.
  18. Мухаев, Р. Т. Теория государства и права : учебник для бакалавров / Р. Т. Мухаев. .М. : Издательство Юрайт, 2018. - 585 с
  19. Неpсесянц В.С. История политических и правовых учений / В.С. Нерсесянц. – М.:Норма, 2015- 709с.
  20. Павликов С. Г. Власть в правовом государстве: Монография / Павликов С. Г. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 192 с.
  21. Полякова, Э.И. Проблемы взаимодействия ветвей власти в российской модели государственного управления /Э.И. Полякова// Плехановский барометр. 2016. № 5. С. 24-27.
  22. Правовое государство и ответственность личности / Под ред. Дудник С.И., Осипов И.Д. – СПб: Спарк, 2011. С. 12
  23. Радько Т.Н. Теория государства и права.-М.:Проспект, 2013.- 489с.
  24. Рассолов, М.М. История политических и правовых учений/ Рассолов М.М. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 271 c
  25. Теория государства и права : учебник / Кулапов В.Л. М.: КноРус, 2017. -390с.
  26. Теория государства и права. / Под под ред. А.В. Малько, Д.А. Липинского.- М.: Проспект, 2014. -487с.
  27. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова,А.А. Воротникова. – М.:Инфра-М, 2017. -565с.
  28. Теория государства и права: Учебник / Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Зерцало, 2012.-560с.
  29. Хабибулин А.Г. Теория государства и права: Учебник/Под ред. ХабибулинаА. Г., Лазарева В. В. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 512 с
  30. Шамаров В.М. К вопросу о понятии и принципах правового государства /В.М. Шамаров //Вестник Академии права и управления. 2018. № 1 (50). С. 40-46.