Файл: Понятие и признаки правового государства (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНЦЕПЦИИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 41
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНЦЕПЦИИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
1.1. Эволюция идеи правового государства
1.2. Сущность и основные задачи правового государства. Правовое государство и гражданское общество
Глава 2. ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА И ЕГО РАЗВИТИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
2.1. Признаки правового государства
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Идеалом любого государства на пути своего становления и развития всегда выступало правовое государство. Еще в глубокой древности начинались поиски взаимосвязи и взаимодействия государства и права. Постепенно развивались идеи о разумности такой формы политического устройства, при которой право, благодаря признанию и поддержке власти, становится властной силой, то есть всеобъемлющим законом, а государство – справедливой властью, которая применяет насилие только лишь для реализации правовых норм. В настоящее время в юридической литературе, многочисленных трудах различных философов и мыслителей особое место уделяется процессу, а также связанным с ним проблемам построения идеального (правового) государства.
Изучение феномена правового государства - сложный процесс, которому сопутствует уяснение многих взаимосвязанных факторов, таких как гражданское общество, концепция разделения властей, структура и уровни правосознания, политические и правовые традиции и другое. Особенно значимым при этом является формирование идеологически независимого представления о сущности и назначении самого права, его роли как универсального социального регулятора.
Вопросы взаимодействия личности и власти поднимали в своих трудах такие мыслители как Сократ, Аристотель, Платон, Т.Гоббс, Н. Макиавелли, Дж. Локк и многие другие. Они рассматривались как зарубежными, так и отечественными правоведами, среди которых И.А. Ильин, Н.М. Коркунов, С.С. Алексеев, Н.С. Бондарь, Н.В. Витрук, В.Д. Зорькин, В. В. Лазарев, Н.И. Матузов и многие другие
Цель курсовой работы заключается в том, чтобы рассмотреть содержание концепции правового государства с точки зрения теории государства и права, выделить его характерные признаки и перспективы формирования в современной России.
Поставленная цель определила исследовательские задачи:
- рассмотреть эволюцию теорий правового государства;
- охарактеризовать соотношение правового государства и гражданского общества;
- раскрыть признаки правового государства;
- рассмотреть проблемы формирования правового государства в России.
Объект исследования составляют общественные отношения, формирующиеся в системе государство-общество-личность в условиях формирования правового государства.
Предмет исследования – понятие и признаки правового государства.
Теоретической основой курсовой работы являются труды зарубежных и отечественных философов, правоведов в которых исследованы вопросы сущности правового государства, его признаки.
При написании курсовой работы были использованы такие методы, как исторический, сравнительно-правовой, логический, структурно-функциональный методы научного познания.
Научная значимость курсовой работы заключается в том, что она представляет собой самостоятельное исследование в области одной из важнейших проблем науки теории государства и права, результаты которого могут быть использованы в в дальнейшем при подготовке к семинарским занятиям и написании последующих работ.
Структура работы включает введение, две главы, заключение и список использованных источников.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНЦЕПЦИИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
1.1. Эволюция идеи правового государства
Представления о государстве, основанные на господстве закона, стали активно складываться ещё на ранних этапах существования государства, в эпоху античности.
Конфуций (551- 479 гг. до н. э.) государство представлял как семью, в котором правитель выступает как отец, а поданные как его дети. Он считал, что идеальным является то государство, в котором правитель и его поданные имеют высокое нравственное воспитание, а отношения между ними регулируются с помощью морали, и исключается использование насильственных методов [7, c.59].
Определение правового государства через нравственное воспитание является не исчерпывающим, так как нравственное воспитание как основа «идеального государственного устройства» может присутствовать и в государстве, которое не имеет своего права, а опирается только на мораль [18] .
Политико-правовая философия Древней Греции основывалась на идеологии свободы, так как для них правовым являлось то государство, в котором обеспечивается свобода доступа к власти, законность власти и политическое устройство государства.
Символом единения власти и права выступал образ Богини Правосудия, которую изображали с весами правосудия, мечом и повязкой на глазах. Порядок, охраняемый Богиней, был обязателен для всех. Важно отметить, что данный символ и сейчас олицетворяет правовое государство, выражая идею справедливой государственности.
Платон (427-347 гг. до н. э.) в своей работе «Государство» изложил ту модель государства, главной чертой которой была бы справедливость [8,c. 98]. В его понимании, идеальное государство есть воплощение замысла абсолютной идеи, а во главе такого государства должны стоять правители–философы, которые, по его мнению, посвящены в космические тайны и наделены возможностью воплощать идеальное в земное бытие. Основным принципом идеального государства Платон считал справедливость, руководствуясь которой возникает возможность решать наиболее важные задачи, начиная с защиты людей, и, заканчивая различными материальными благами, обеспечивающими условия духовного развития и творческой деятельности. Согласно представлениям Платона, всеобщее должно осуществлять власть над индивидуальным, то есть не государство должно существовать ради человека, а человек призван жить ради государства [2]. Идея Платона о наличии справедливости в правовом государстве, безусловно, верна, но наличие одной справедливости недостаточно для создания системы государственных органов, деятельность которых выражается в преследовании идей достижения равенства всех перед властью и правосудием [18].
Таким образом, мы видим, что идеи о построении такой формы жизни и деятельности людей как правовое государство, начало своё формирование ещё в глубокой древности. Данную точку зрения разделяет и академик Российской Академии наук, доктор юридических наук, профессор и известный специалист в области истории политико-правовых идей и современной философии права В.С. Нерсесянц, который в своих трудах подчёркивал факт появления идеи правового государства уже в Средневековой Европе и Античности. Проблемы политической власти и её формально равной организации начали активно затрагиваться в период перехода от феодализма к капитализму. Именно тогда теории касательно правовой государственности изложили великие мыслители, такие как Н. Макиавелли и Ж. Боден. Первый видел цель государства в возможности абсолютно свободного пользования имуществом, а также обеспечения личной безопасности [20]. Согласно же Бодену, государство – управление на основе права всеми семействами и тем, что им принадлежит. А задачей в свою очередь является неотъемлемое обеспечение правами и свободами. Если говорить об эпохе, связанной с ранними буржуазными революциями, то можно назвать следующие имена мыслителей и философов, активно занимавшихся разработкой концепции правового государства: Г. Гроций, Ш. Монтескье, Т. Гоббс, Д. Дидро и многие другие [21]. Именно Г. Гроций был первым теоретиком школы естественного права, он выдвинул идею о требовании нового права, который бы отвечал законам разума, ведь правовые институты феодализма он считал противоречащими человеческой природе. Охрану частной собственности Гроций считал главной целью государства. Общественный договор, по его мнению, считался источником любой формы государства, при создании которого народ мог избирать любую форму повиновения, но, в свою очередь, должен был ей неуклонно следовать. Похожей точки зрения, тесно связанной с теорией общественного договора, придерживался и Д. Дидро [25,c.118]. Он считал, что подобная концепция придает обществу организованную политическую формую. Так же как и у Гроция, у Дидро государственная власть возникает как продукт общественного договора, который придает обществу организованную политическую форму. Люди выступают сувереном и лишь частично передают государству свою естественную независимость. Лишь нация есть истинный суверен; истинным законодателем может быть лишь народ, лишь воля народа является источником политической власти. Таким образом, по Д. Дидро, главной целью построения и развития государства является обеспечение неотъемлемых прав и свобод человека и гражданина. Последователем Д. Дидро являлся И. Кант и его теория правового государства. По его мнению, государство является своего рода союзом множества людей под покровительством права. Придавая особое значение Конституции, философ полагал, что то государство, основой которого является конституционное право, по истине своей «правомерно», в условиях чего недопустимо патерналистское вмешательство власти государства в дела личности [21, c.23]. Основной идеей И.Канта считалось следующее: возможность, которой обладает властвующий по отношению к гражданину, должна равняться возможности гражданина принуждать властвующих к исполнению закона. Родоначальник немецкой классической философии таким образом обосновывал либеральную теорию правового государства, устройство которого должно было соответствовать основным правовым принципам. Именно Иммануил Кант ввёл в науку концепцию правового государства, что в свою очередь явилось определяющим на последующие столетия [21,c.25]. Лучшее, что может быть в государстве, считал философ, - согласованность государственного устройства и правовых принципов в высшей степени. Кроме главенства права и закона, основополагающими принципами правового государства И. Кант считал разделение властей, свободу, равенство и индивидуальную самостоятельность абсолютно всех членов общества. А сам смысл правового государства он видел не просто в верховенстве закона, а, главным образом, в обеспечении господства права.
Французский писатель, правовед и философ Ш.-Л. Монтескьё в своих трудах активно затрагивал тему разделения властей, ставшей впоследствии одной из наиболее значимых для правового государства. В каждом государстве он различал три рода власти, подробно останавливаясь именно на взаимодействии их между собой. Отмечал, что, для предотвращения властных злоупотреблений, необходимо создать такой порядок вещей, который бы помогал властям сдерживать друг друга. Это, по мнению Монтескьё, и должно было являться главным условием, обеспечивающим политическую свободу относительно государственного устройства [2]. Именно идеи Ш.Монтескьё и Дж. Локка оказали существенное влияние не только на последующие теоретические концепции относительно правового государства, но и на государственную практику и конституционное раннебуржуазное законодательство. К концепции правового государства обращался в своей работе «Философия права» и немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель.
Государство, по его мнению, это конкретное право, так как оно включает в себя признание совокупности всех прав личности. Возводя государство в абсолют, стоящий над личностью и обществом, Гегель доказывает, что такое государство предшествует развитию гражданского общества. В целом, вся концепция Гегеля касательно правового государства направлена против произвола, против неправильного применения властных полномочий [18].
Поддержали и развили идею Гегеля немецкие философы Карл Генрих Маркс и Фридрих Энгельс. В своих концепциях они разграничивали гражданское общество и государство. К. Маркс рассматривал государство и право во взаимосвязи с концепцией общественного развития, выражая тесную связь государства и права с классами. К. Маркс считал, что при исчезновении классов с помощью диктатуры пролетариата, высока вероятность прекращения своего существования государства и права в целом. Таким образом, проанализировав многочисленные концепции развития идеи зарождения правового государства, мы видим, что каждый из великих мыслителей последовательно привносил в понятие идеального государства собственное видение, в результате чего стало возможным развитие концепции правового государства [2].
Таким образом, проблема определения сущности правового государства остается не разрешенной, тем самым невозможно сформировать конкретную теорию правового государства. Исходя из вышесказанного, можно отметить, что в правовом государстве институты государства должны быть подконтрольны и подотчетны гражданскому обществу, т.е. народу, а сущность правового государства выражается в его основных признаках.
1.2. Сущность и основные задачи правового государства. Правовое государство и гражданское общество
Идея правового государства прошла в нашей стране сложный эволюционный путь от полного и безусловного (начиная с 1917 г.) отрицания до частичной, а затем и окончательной рецепции, выразившейся в конституционном провозглашении России правовым государством (ст. 1 Конституции Российской Федерации) [1]. Что же собой представляет правовое государство. Существующая ли это реальность или всего лишь благое пожелание, идеал, к которому нужно стремиться. Надо отметить, что именно в этом последнем значении чаще всего и понимается правовое государство в современной юридической науке.
В последние годы в стране появилась обширная литература, посвященная проблемам правового государства. Авторы научных монографий, книг, статей, диссертационных исследований пытаются осмыслить идею правового государства, дать ему определение, обозначить наиболее существенные признаки. Так, например, А. И. Коваленко считает, что правовое государство основано на верховенстве закона; предполагает неуклонное исполнение и соблюдение всеми гражданами, должностными лицами, органами государства и организациями законов государства; предусматривает ответственность гражданина и государства в рамках действующего законодательства; базируется на политическом, идеологическом и экономическом плюрализме, что закрепляется и гарантируется нормативно-правовыми актами государства, обеспечением прав и свобод граждан, необходимых для функционирования гражданского общества [9,c.260].
По мнению В.Н. Кулапова, правовое государство ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами; в нем обеспечивается не просто соблюдение законов, но и сами законы выражают справедливость, в соответствии с которой высшая ценность - человеческая личность; в правовом государстве должны быть гарантии прав и свобод граждан и независимый суд [11,c.247]. Некоторые авторы считают правовое государство инструментом для достижения права в государстве. А.В. Малько и Н.И. Матузов отмечают, что «правовое государство служит инструментом сохранения общества при помощи прав» [16].