Файл: Понятие и признаки правового государства (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНЦЕПЦИИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для более полного понимания феномена правового государства необходимо выделить его основные принципы. Во-первых, это наиболее полное обеспечение прав и свобод личности. Во-вторых, ограничение правом государственной власти. Исходя из первого принципа, правовое государство, должно признавать за личностью определенную сферу свободы, в пределы которой государство не должно и не имеет права вмешиваться. Для воплощения второго принципа необходимы некоторые средства и условия. Как уже высказывалось ранее, государственную власть ограничивают непосредственно сами права и свободы человека и гражданина, которые призваны не допустить вторжение государства в частную жизнь граждан [15]. Сами же права и свободы человека и гражданина положены в основу системы сдержек и противовесов. При ограничении правом государственной власти – одно из важнейших мест занимает концепция разделения властей, которая призвана обеспечить законность и устранить злоупотребление властью. Поэтому вся власть должна быть разделена на законодательную, исполнительную и судебную. При этом, законодательная власть должна быть избрана народом и осуществлять практику издания законов согласованности с требованиями общества. Исполнительная власть назначается представительным органом власти и занимается реализацией этих законов. Судебная власть призвана обеспечить справедливое, законное правосудие. При том, что ветви власти являются независимыми, однако они должны взаимоограничивать друг друга посредством системы сдержек и противовесов. Так, например, установлена жёсткая регламентация законодательного процесса, строго очерчиваются его основные стадии. Здесь важную роль играет глава государства, который вправе применить отлагательное вето. Конституционный суд вправе приостанавливать действие законов, которые противоречат Конституции РФ [22]. К исполнительной власти также регламентированы некоторые ограничения, способствующие системе сдержек и противовесов: импичмент, вотум недоверия правительству и др. Судебные правоограничения заключаются в основных гарантиях и принципах: строгое подчинение суда закону, равенство граждан перед судом, гласность и состязательность процесса, осуществление судебных полномочий только судом и другие. Следующим способом ограничения правом государства, служит верховенство закона. Законы должны быть обусловлены объективными потребностями общества и регулировать наиболее важные отношения. Основополагающие принципы правового государства способствуют более полному пониманию сущности последнего. В частности, они указывают на конкретные условия, механизмы реализации его на практике.


2.2 Формирование правового государства в современной России

Для того, чтобы ответить на вопрос, является ли современная Россия правовым государством, необходимо проанализировать как законодательно закрепленный, так и фактически действующий порядок управления в нашей стране, формы взаимодействия государства с населением, правовые возможности граждан непосредственно участвовать в жизни страны. Основой построения правового государства является закрепление и реализация принципа обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Этот принцип нашел свое закрепление в статье 2 Конституции Российской Федерации, где сказано: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства» [1]. Кроме того, следует учитывать предназначение Конституции РФ – гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности. Это говорит о системе социальных действий, при которой права человека и гражданина являются первичными, то есть естественными. А вторичной производной является отправление функций государственной власти. Одним из ключевых условий существования правового государства является разделения властей. Для обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную [22]. Это закреплено в Конституции Российской Федерации в статье 10. Причем все ветви власти не зависят друг от друга. Федерализм в Российской Федерации вносит свой вклад в дело ограничения государственной власти. Федерация дополняет горизонтальное разделение власти еще и разделением ее по вертикали и, тем самым, окончательно формируется система сдержек и противовесов. Это создает безопасность для прав человека и гражданина РФ. Верховенство закона в Российской Федерации также выступает как способ ограничения политической власти. Так, например, в статье 15 Конституции РФ говорится: «1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. 2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы» [1]. Государство, становясь правовым, превращается из аппарата властвования прежде всего в социальную службу для человека и общества, выражающего их волю и действующую под их контролем. Так характеризуется государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение прав и свобод человека. Для создания правового государства недостаточно одного его провозглашения, оно должно фактически сложиться как система гарантий от беспредельного административного вмешательства в саморегулирующееся гражданское общество, от попыток кого бы то ни было прибегнуть к неконституционным методам осуществления власти [3].


Говоря о характеристике России как правового государства, следует обратить внимание на особенность ее суверенитета. Являясь обязательным признаком любого государства как социального явления, суверенитет России отли- чается тем, что он народный. Так, статья 3 Конституции Российской Федерации содержит следующие положения: «1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. 2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. 3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы» [1].

Следует особо подчеркнуть, что формирование и существование правового государства в нашей стране предполагает установление не только формального, но и реального господства закона во всех сферах жизни общества, расширение сферы его прямого, непосредственного воздействия на общественные отношения. Необходимо отметить, что сложившиеся сегодня общественные отношения настолько сложны и многогранны, что для своего упорядочения они объективно требуют не один, даже самый авторитетный, фундаментальный, каким является конституционный акт, а систему взаимосвязанных с ним и развивающих содержащиеся в нем требования и предписания актов. Именно эта совокупность в нашей стране действующих законов и подзаконных актов дает возможность для построения реального образа правового государства (а не мифического) [5].

Правовое государство – государство, способное обеспечить правовые отношения в обществе, правовое равенство, защитить права граждан. Но для характеристики нашего государства это определение будет не достаточно полным. Нельзя сегодня сказать, что наше современное государство может на 100% гарантировать защиту прав каждого человека. Наряду с существенными 67 достоинствами конституционная модель РФ имеет и ряд недостатков, так как процесс формирования правового государства в нашей стране сталкивается со значительными трудностями, идет весьма медленно и достаточно противоречиво. В России пока не удалось реализовать в полной мере ни одного из основных принципов правового государства. Конституция РФ сделала шаг назад по сравнению с Программой Коммунистической партии Советского Союза в части развития и укрепления принципа народовластия, демократии. Законодательный процесс вновь стал недоступен для граждан, поскольку прекратилась телевизионная трансляция не только заседаний Государственной Думы, но и развернутых отчетов о ее деятельности. Население лишилось права отзывать депутатов Государственной Думы, представительных органов субъектов РФ, не оправдавших их доверия, Президента РФ и глав исполнительных органов субъектов РФ. Деятельность исполнительной власти оказалась выведенной из-под общественного контроля.


На практике разделение власти в России далеко от идеала. Как известно, исполнительная власть призвана обеспечивать исполнение законов. В Российской же Федерации обстоятельства обстоят иначе. Как известно, законы принимаются Федеральным собранием Российской Федерации. Но если разобраться, то в состав Федерального Собрания входят представители исполнительной власти субъектов и представительные органы субъектов, находящиеся под их непосредственным влиянием [5]. Таким образом, в самой законодательной ветви наблюдается ее смешение с исполнительной. Кроме того, в руках Президента сконцентрировано слишком много полномочий. К примеру, он не раз издавал указы, которые вовсе не относятся к его компетенции, а к компетенции Правительства. Это может привести к несоответствию изданных актов, их противоречивости. Президент имеет огромное влияние на законодательную и исполнительную власть. Право вето Президент может наложить, даже не обосновывая своё решение. Судьи Верховного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента, следовательно, это создаёт возможность для прямого влияния Президента на Верховный суд. Кандидатура премьер-министра и ее продвижение напрямую зависит от Президента, поскольку Государственная Дума связана (по толкованию Конституционного Суда РФ) необходимостью, в том числе, три раза подряд рассматривать одну и ту же кандидатуру на данную должность. Это лишает данную процедуру всякого политического и юридического смысла, и тем не менее является фактом российской действительности [22]. Таким образом, система разделения властей в России весьма далека от идеала. В первую очередь, это обусловленно сильной президентской властью, которая пертендует на некую общукю компетенцию, каксающуюся всей ветвей государственной власти. Следует заметить, что с точки зрения самой идеи разделения властей, ее назначения в механизме правового государства нет и не может быть власти президентской, стоящей над всеми остальными ветвями власти. Данные обстоятельства следовало бы учесть при последующих реформах на пути к становлению правовой государственности.

Правовое государство РФ оказывается неспособным не только развивать и приумножать права и свободы своих граждан в сфере образования, науки, искусства, социального обеспечения, но и даже удерживать уровень, достигнутый авторитарным, «неправовым» советским государством. Кризис во многом осложняется непродуманной экономической политикой, активизацией организованной преступности и распространенностью коррупции среди работников государственной службы, в том числе и должностных лиц». В качестве одной из важнейших задач, связанной с формированием правового государства, следует рассматривать развитие и совершенствование законодательства.


Непременным условием реального становления правового государства является правовое состояние самой личности, членов общества в целом. Человек и гражданин, каждое должностное лицо призваны обладать зрелыми правовыми знаниями, обладать достаточно высоким уровнем позитивного правосознания и правовой культуры, иметь устойчивую склонность к мотивации и совершению исключительно правомерного поведения. В условиях нарушения принципов законности, неустойчивого правопорядка, широкого распространения противоправных деяний и факторов правового нигилизма, пренебрежения правами и свободами других членов общества правовое государство состояться не может. Ценности правового государства адресованы личности, поэтому и члены общества должны вносить адекватную лепту в процессы формирования и функционирования правового государства. Правовое государство ассоциируется с началами гуманизма, правового закона и законности, добра и справедливости, что адекватно интересам гражданского общества и его членов

Надо иметь в виду, что на Западе становление правовой государственности заняло не менее двухсот лет. Формирование правовой государственности - это сложный и длительный процесс, который разворачивается по мере проведения в жизнь политической, экономической и правовой реформ, возрождения нравственных устоев, построения современного гражданского общества. В нашем государстве только начата работа по претворению в жизнь идей правового государства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Идея правового государства, как и тесно взаимосвязанная с ней идея гражданского общества, развивались в течение длительного мнения, часто - в трудах одних и тех же мыслителей. В Античности это Платон и Аристотель, в Средневековье - Марсилий Падуанский, и в Новое время - Локк, Монтескье, Руссо. Наиболее развернуто идея правового государства воплощается в концепции И. Канта, который впервые устанавливает четкое требование относительно содержания законов и необходимости самоограничения имим со стороны государственной власти. Правовое государство по существу - это государство законности в правовом смысле этого слова. В первую очередь, это означает соблюдение всеми без исключения требований закона. Но обычных законов тут недостаточно. Они должны быть правовыми, то есть обязательно соответствовать требованиям права в его понимании как всеобщей необходимой формы и равной меры свободы индивидов. Говоря о правовом государстве, не стоит останавливаться только на подобном соблюдении законов и господстве права, что представляет собой нормативно-правовой аспект, но и следует помнить о правовой организации самой системы государственной власти, означающей учреждение специализированных государственных органов, четкое определение их компетенции и характера взаимоотношений между собой – что является организационным аспектом. Построение правового государства возможно только при демократии. Поддержание принципа приоритета и уважения прав человека возможно только при непосредственном участии народа в осуществлении государственной власти, при наличии у граждан правовых и политических рычагов деятельности. В последнее время всё чаще говорят о том, что правовое государство должно быть и социальным, обеспечивая тем самым своим гражданам достойный уровень жизни. Однако данный признак является спорным, поскольку высокий уровень социального обеспечения формирует пассивную политическую позицию. граждан, делает их настрой по отношению к государству заведомо некритичным и тем самым не функционирует важный принцип ответственности власти перед населением.