Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации ( РОЛЬ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ В ОРГАНИЗАЦИИ).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 48
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. РОЛЬ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ
1.2. МЕТОДОЛОГИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ АНАЛИЗА ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ
Факторы внешней среды должны регулярно диагностироваться и оцениваться. Это необходимо для своевременного выявления: макроэкономических изменений и их влияния на работу предприятия; сдвигов в рыночной конъюнктуре; возможностей, отрывающихся в результате внедрения достижений науки и практики; доступности ресурсов, необходимых для стабильной работы организации.
Таким образом, анализ окружающей среды должен осуществляться постоянно, поскольку на основе полученной информации оценивается занимаемое организацией положение на рынке. С его помощью руководители исследуют и по мере возможности контролируют влияние факторов по отношению к организации. Стратегический анализ внешней среды предоставляет важнейшую информацию для прогнозирования возможностей, выявления угроз, составления стратегического плана. [20]
Для того, чтобы удерживать собственные позиции в конкурентной среде и выбрать эффективную стратегию поведения на рынке, прогнозировать развитие событий необходимо владеть детальной, достоверной информацией об изменениях в микро- и макроокружении. Однако, существует множество различных факторов внешней среды, которые нельзя заранее спрогнозировать в силу недостатка информации и неопределенности.
Именно неопределенность ситуации затрудняет анализ среды и получение точных его результатов, что, в свою очередь, повышает риск упущения возможностей и несвоевременного выявления угроз. В связи с этим стратегический анализ внешней среды должен осуществляться систематически. Только в этом случае можно будет своевременно реагировать на быстроменяющиеся условия, оценить ситуацию, вовремя разработать мероприятия, позволяющие воспользоваться предоставляемыми окружающей средой возможностями и не допустить или минимизировать негативное воздействие отдельных факторов.
Внутренняя среда организации характеризуется факторами, находящимися в пределах организации, непосредственно влияющих на ее функционирование. Анализ внутренней среды предполагает исследование множества взаимосвязанных факторов, к которым относятся: ресурсы, маркетинг, производство, финансы, система управления и т.д. Следует отметить, что перечень составляющих внутренней среды для каждой организации может быть значительно расширен в силу специфики ее деятельности. [21]
Стратегический анализ внутренней среды предполагает оценку внутренних возможностей предприятия, определение его сильных и слабых сторон, выявление конкурентных преимуществ. Кроме того, исследование внутренней среды в рамках стратегического анализа направлено не только на изучение текущего положения дел, но и на оценку стратегического развития организации.
Следует отметить, что большое значение имеет установление взаимосвязей между внешними и внутренними факторами, воздействующими на хозяйствующий субъект, поскольку только в этом случае будет возможным грамотно выработать стратегию, учитывающую возникающие во внешней среде как возможности, так и угрозы, и в то же время позволяющую наиболее эффективно использовать потенциал.
Стратегический анализ помогает в процессе принятия стратегических решений оценить не только сильные стороны организации, но и ее внутренние проблемы, то есть слабые стороны для того, чтобы направить все силы на их решение. Для целей стратегического анализа необходимо исследовать все стратегически значимые направления деятельности, так как без комплексной картины развития предприятия невозможно строить долгосрочные планы и следовать стратегии. [22]
Кроме того, стратегический анализ способствует научному и экономическому обоснованию принимаемых управленческих решений, как в целом развития предприятия, так и его отдельно взятых элементов. С его помощью представляется возможным оценить эффективность использования производственных, финансовых ресурсов, реализацию управленческих решений и т.д.
Эффективное осуществление стратегического анализа внешней и внутренней среды организации невозможно без наличия отлаженной системы информации. Его результаты во многом зависят от качества, своевременности и рациональности используемой информации. В самом общем виде информационные источники разделяют на внешние и внутренние. К внешним источникам относятся законодательно-нормативные документы, статистические данные, периодические издания, экономическая литература, оценки независимых экспертов, сведения о рынках и др. Анализ законодательно-нормативных документов необходим для отслеживания их изменений и дополнений. [23]
Изучение статистических данных позволяет получить информацию о среднем уровне развития предприятий отрасли, осуществить сравнение показателей отдельно взятой организации с показателями конкурентов данного сегмента рынка. Исследование периодических изданий и экономической литературы способствует ознакомлению с достижениями научно-технического прогресса и иными современными новшествами. Особое значение среди внешней информации имеют результаты исследований и прогнозы независимых экспертов, специализирующихся в конкретной отрасли. [24]
Мониторинг конъюнктуры рынка позволяет организации определить собственные позиции и раскрыть новые перспективные направления сбыта продукции (работ, услуг). К внутренним источникам информации относятся данные бухгалтерского, управленческого учета и отчетности, учредительные документы, техническая документация, акты ревизий и иная внутренняя документация предприятия.
Внутренняя информация наиболее достоверная, надежная, поскольку формируется непосредственно в организации и служит основной для управления деятельностью. В процессе стратегического анализа внешней и внутренней среды организации необходимо использовать разные источники информации. К исследованию следует подходить комплексно с целью выявления явлений и факторов, существенно влияющих на работу предприятия и на реализацию стратегии. Большое значение приобретает хранение важной информации, что в последующем позволит сравнивать результаты анализа, также отслеживать основные тенденции.
2.2. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ И НУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ
С каждым годом компаниям приходится сталкиваться с большим числом вызовов внешней и внутренней среды, что требует поиска новых и изощренных инструментов управления для поддержания их конкурентоспособности и обеспечения эффективности деятельности. В этой связи в статье поставлена следующая задача: рассмотреть организационную культуру как инструмент управления компанией, который можно использовать в разных условиях функционирования.
Как отмечают исследователи организационной культуры, интерес к изучению культуры как понятия теории организаций со стороны специалистов как в академических кругах, так и в промышленности вызван двумя главными причинами: во-первых, верой в наличие взаимосвязи между культурой и показателями деятельности и, во-вторых, верой в то, что культурой можно манипулировать в соответствии с намерениями руководства. [25]
Существуют разные трактовки понятия «организационная культура». Шейн пишет, что «культура – это и динамическое явление, которое всегда окружает нас, постоянно формируется и создается нашим взаимодействием с другими, а также формируемым поведением руководства, и одновременно совокупность структур, процедур, правил и норм, которые направляют и сдерживают наши поступки» . [26]
Он рассматривает культуру и как руководящий принцип, и как сдерживающий фактор поведения, чем объясняется ее привлекательность для стратегов, пытающихся реализовать изменение. Предлагается выделить ряд факторов внешней и внутренней среды, определяющих значимость организационной культуры для управления компанией.
1. Конкуренция – каждый год создается множество новых компаний, на рынок приходят зарубежные компании-конкуренты. Организационная культура благодаря определенному набору элементов (ценности, этика, уровень развития корпоративной социальной ответственности, истории, легенды, символы, основатель компании) создает индивидуальность компании, позволяет отличить ее от конкурентов и формировать свою базу потребителей.
2. Процессы глобализации – открытие новых внешних рынков для отечественных компаний, обратный процесс разрыва отношений с западными партнерами в связи с введение санкций приводят к изменениям состава странпартнеров, с которыми отечественный бизнес может взаимодействовать. При этом национальная культура влияет на особенности ведения бизнеса. Организационная культура компаний разных стран отличается по ряду характеристик. [27]
Если же сравнить товарную структуру России с зарубежными странами в 2005 г. и 2014 г., то можно отметить, что в число 10 основных партнеров России в 2014 г. входят Турция, Япония, Южная Корея, которые не считались крупнейшими в 2005г., при этом имеют свои особенности ведения бизнеса. Изменения во внешней среде и процессы глобализации влияют на состав участников, с которыми приходится взаимодействовать отечественным компаниям. Соответственно для эффективно ведения бизнеса менеджерам следует учитывать культурные особенности стран-партнеров по бизнесу.
3. Управление изменениями. Оргкультура позволяет помочь определить, на какие рычаги необходимо влиять, чтобы провести изменения в организации. В данном аспекте следует определить для себя: «Культура – это то, что есть у организации, или она является тем, что организация собой представляет?». Предлагался широкий диапазон ответов на этот вопрос. [28]
На одном конце располагается предложенная Дилом и Кеннеди, а также Питерсом и Уотерманом точка зрения, согласно которой у каждой организации есть рычаг (или, скорее, набор рычагов) под названием «культура», которым менеджеры могут воспользоваться, чтобы что-нибудь изменить (в связи с санкциями у отечественных производителей появилась возможность стать ближе к потребителям, соответственно нужно развивать гибкость и адаптивность организации). На другом конце – те воззрения, согласно которым культура создается и воссоздается самими сотрудниками организации.
Она «просто есть» и представляет собой то, что создается отдельными людьми и что остальные могут разделять или не разделять (быть может для того чтобы организация стала гибкой и адаптивной следует привлечь новых сотрудников и создать новую команду). Возможные ответы на обозначенный выше вопрос имеют несколько следствий в свете того, как можно управлять изменением.
4. Стадия жизненного цикла компании. Для правильного развития молодой организации, правильного и своевременного перехода на новые стадии развития, и для предотвращения упадка организации на поздних стадиях своего развития необходимо, чтобы на каждом этапе организация имела соответствующую культуру. «При реализации решений важнейшее значение всегда имеет человеческий фактор».
Поведение людей на работе определяется структурой, культурой и механизмами управления, возникая в процессах, которые могут быть преднамеренными или стихийными. Культура формирует поведение и отношение людей в организации, то есть культура отличается интенсивностью («глубиной») и интеграцией («широтой охвата»). Интенсивность (сила) культуры – это «степень, в какой члены организации принимают ассоциирующиеся с ней нормы, ценности или другое культурное содержание. Она показывает глубину проникновения культуры». Культурная интеграция – это степень, демонстрирующая, все ли участники группы разделяют общую культуру. [29]
5. Организационная культура как инструмент формирования стратегии компании. Английский ученый Джерри Джонсон при исследовании значения культуры для стратегического развития компании предлагает понятие парадигмы. На принимаемые в настоящее время решения неизбежно влияет то, что было сделано раньше, и, следовательно, со временем менеджеры организации создают логическую и разделяемую всеми совокупность коренных убеждений, формирующую их взгляды на внутренние и внешние условия, в которых они оказываются.
Однако всегда имеется некая центральная совокупность убеждений, которая влияет на организацию в целом, и эта совокупность разделяемых убеждений представляет собой то, что Джонсон называет «парадигмой», которую он определяет как: совокупность убеждений и допущений, разделяемых и принимаемых как само собой разумеющееся в организации, проявляется в высказываниях и трактовках менеджеров и играет главную роль в истолковании сигналов от окружающей среды и конфигурации значимых для организации стратегических реакций.