Файл: Административные барьеры входа на российских рынках.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Отметим типы административных барьеров, на преодолении которых предприниматели несут трансакционные издержки:

  1. Недостатки процедуры с точки зрения её понятности и прозрачности для предпринимателей;
  2. Плохой административный процесс. Принуждение к повторению этапов получения услуги;
  3. Отсутствие закрытого перечня требований к услуге;
  4. Наличие усмотрений чиновника;
  5. Барьеры межведомственного взаимодействия (в том числе информационного);
  6. Неисполнение функций ведомством и перенесение издержек на получателя услуги;
  7. Избыточность требований в нормативно-правовой акт;
  8. Отсутствие доступной инфраструктуры (лаборатории, стенды);
  9. Отсутствие закрепленности результата деятельности органов исполнительной власти в совокупности с валовой отчётностью;
  10. Не передача контроля рынку или саморегулированию;
  11. Рентоориентированный чиновник;
  12. Создание искусственных барьеров. Бизнес и посредники, аффилированные с органами власти;
  13. Сложный и запутанный процесс согласования (подготовки) к услуги;
  14. Дублирующие функции из-за дисбаланса в полномочиях и компетенциях по отраслям и уровням;
  15. Избыточные функции регулятора;
  16. Недостатки места предоставления услуги. Невозможность получения услуги дистанционным способом.

Кроме законодательно установленных, существуют барьеры, которые создаются искусственно, вследствие дискреционного регулирования на уровне подзаконных актов министерств и ведомств, а также оппортунистического поведения отдельных чиновников. Так, для выхода хозяйствующего субъекта на рынок различными ведомствами завышаются требования, за нарушения которых устанавливаются штрафные санкции, часто направленные на содержание контролирующих органов. Даже общественные организации, в частности организации по защите прав потребителей, сегодня ставят вопрос о законодательном закреплении за ними являющихся прерогативой государства функций контроля и наказания.

Серьезной проблемой является также коррупция в государственных и муниципальных органах власти, выступающая источником возникновения неравных условий хозяйствования, т. е. создания конкурентных преимуществ для одних субъектов хозяйствования и институциональных барьеров осуществления предпринимательской деятельности для других. Расширение коррупции обусловлено тем, что в отличие от романтических ожиданий формирования в России рыночной экономики американского или европейского типа в ней сложилась меркантилистическая экономика, характерная для латиноамериканских стран, главными чертами которой выступают высокая дифференциация населения по доходам и высокий уровень коррупции.


Кроме того, в настоящее время государственные и муниципальные служащие практически не имеют социальной защиты и в то же время реально могут оказывать существенное влияние на изменение финансовых потоков и выдавать разрешения на занятие теми или иными видами хозяйственной деятельности, что является объективной основой их рентоориентированного поведения и присвоения административной ренты.

Таким образом, существование административных барьеров препятствует развитию конкуренции и порождает нездоровую предпринимательскую среду, где действуют законы не рыночной, а административной экономики.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что существует достаточно большое количество классификаций административных барьеров, каждый из которых обладает своими особенностями.

1.2 Институциональный анализ административных барьеров

Результатом либерализации действий экономических субъектов в процессе рыночных преобразований в российском обществе стала институционализация системы конкурентных отношений. Трансформация экономических институтов является результатом целенаправленных реформ, генерирующих потом институциональных инноваций, и первоначального накопления капитала, регулируемого присущими этому процессу закономерностями, приобретающими специфические формы проявления, порождённые высокой степенью теневизации экономики в настоящем, с тенденцией перемещения центра тяжести преобразований на микроуровень.

Современная экономическая деятельность России характеризуется рисковым характером, обусловленностью процессом вариации в новых исторических, геополитических, ментальных, научно-технологических условиях, а также неразвитостью институциональных образований. Для этой ситуации характерны более высокий уровень сложности и неопределённости, а также наличие высоких финансовых, временных, интеллектуальных затрат на осуществление процессов обмена, т. е. трансакционных издержек.

Существование монополии на предложение институтов проявляется в дифференциации доступа к возможностям экономической деятельности в зависимости от критериев, связанных с государственным устройством. Это отображает распределение доходов, создавая определённым группам преимущества для их получения, но в то же время блокируя их для остального окружения путем развития административных барьеров.


Государству выгодна своеобразная дискриминация на институциональном рынке, ограничивающая доступ к определённым правам и институционализированным формам экономической деятельности в зависимости от группой принадлежности. В свою очередь, это детерминирует как способы получения дохода – «административной ренты», так и их величину, в зависимости от уплаченной «цены» в виде преодоления барьеров, выраженных в высоких трансакционных издержек использования институтов.

Проблема административных барьеров является предметом изучения новой институциональной парадигмы в области трансакционных издержек, современного политико-экономического анализа как теория поиска ренты и теория антимонопольного регулирования. Развитие теории и практики институциональных отношений выдвигает на первый план проблему неполных контрактов, анализ оппортунистического поведения также остаётся сложной теоретико-методологической задачей.

Особую актуальность в связи с этим приобретает изучение механизмов институциональных преобразований, их влияние на уровень неопределённости в экономике, что важно в контексте проблемы стабильности и устойчивости развития предпринимательства. Поэтому остро встаёт необходимость выработки адекватных российским условиям эффективных мер уменьшения административных барьеров для выработки реальной и эффективной экономической политики.

Злоупотребление государством своей монопольной властью при определении условий функционирования института предпринимательства ведёт к созданию и развитию административных барьеров, влияющих на увеличение трансакицонных издержек и, следовательно, снижающих эффективность рынков. Административные барьеры ограждают от конкуренции аффилированные с властными структурами фирмы, чьи трансакционные издержки снижаются за счёт «льготного» преодоления, созданных государством институциональных барьеров. Если такие фирмы ориентированы на рынки, где велика доля закупок для государственных и муниципальных нужд, то их трансакционные издержки стремятся к нулю. Фирма, находящаяся в таких условиях, утрачивает стимулы к снижению издержек, в результате административное регулирование становится не эффективным.

Практика преодоления административных барьеров в зарубежных странах следует из модели смешанного регулирования, предполагающего совместную ответственность бизнеса и государства за регулирование отрасли, страны, деловой единицы. Деблокирование барьеров государства происходит институциональными методами путем создания на законодательном и исполнительном уровнях контролирующих организаций, выполняющих координирующую функцию институтов.


Административные барьеры в российской экономике, сопровождающие договорные отношения, значительны как на макроуровне, так и на уровне контрактов фирм. "Провалы государства" влекут за собой экономические последствия, состоящее из двух компонентов, во-первых, это "условно-постоянные" расходы, понесенные бизнес-структур в процессе их управления в области Государственной, во-вторых, это потери общества от Под-производства товаров и услуг, под-производства стоимости (и валового внутреннего продукта) из-за неэффективного использования ресурсов, вызванного провалом структуры рынков и слабостью стимулов к развитию производства из-за низкого уровня конкуренции.

Формирование новой институциональной структуры российского рынка привело к появлению в трансформационной экономике сложного комплекса способов координации и поддержания соразмерности, поскольку из этой институциональной структуры вытекает синергетический эффект государственных бюрократических, корпоративно-монополистических и неформальных институтов. В то же время малые и средние предприятия как наиболее динамичная и гибкая форма деловой жизни являются основой рыночной экономики. Эффективность института предпринимательства как главного катализатора экономики зависит от ряда факторов, важнейшими из которых являются заинтересованность хозяйствующих субъектов в применении барьерного регулирования и его соответствие другим направлениям государственной политики.

Развитие отечественного предпринимательства зависит от уровня административных барьеров, что обусловливает необходимость поиска методов их наиболее точного и полного измерения. Особое значение данная проблема имеет для уровня хозяйственной деятельности предприятий, т. к. существующие методы измерения административных барьеров либо относятся к макроуровню, либо имеет характер внешних экспертных оценок. Эффективным алгоритмом оценки административных барьеров предпринимательства может стать анализ и оценка общих для предпринимательства проблем отсутствия необходимой инфраструктуры, чёткого разграничения сфер и функций контролирующих организаций различных уровней власти, непрозрачности законодательства, а также рентоориентированного поведения чиновников на различных уровнях: федеральном, региональном, местном. Реализация соответствующих механизмов устранения административных барьеров становится первоочередной задачей, способствующей развитию малого и среднего бизнеса в России.[2]


Крупные блоковые институциональные барьеры - это неформальные институты, которые в основном представляют собой неформальные экономические отношения. Неформальные институты также формируют ограничения в виде барьеров на товарных рынках, их влияние выражается, прежде всего, в увеличении трансакционных издержек хозяйствующих субъектов. Традиционно институциональные барьеры неформального характера включают коррупцию.

Мы сталкиваемся с теневой экономикой практически каждый день, и не обязательно ее самым очевидным проявлением - черным рынком, где прибыль извлекается из деятельности, нарушающей уголовное законодательство. Гораздо чаще на поверхность всплывает так называемая серая экономика, т. е. вся хозяйственная деятельность, которая не попадает в статистическую отчетность (или отражается в этой отчетности с претензиями) и не отражается в хозяйственных договорах.

По мнению В. Н. Мельникова и А. Г. Мовсеяна, следует включить в "скрытую теневую экономику" :

1). Преступления в сфере экономической деятельности;

2). Экономика уклонения от уплаты налогов; 3). Коррупционная экономика.

Давайте подробнее рассмотрим составляющие теневой экономики и их взаимосвязь с административными барьерами.

Преступления в сфере экономической деятельности - это не что иное, как желание защитить собственный бизнес от огромного количества регистрационных и разрешительных процедур, навязанных при входе на рынок со стороны государства. Конечно, нельзя сказать, что эти государственные меры излишни. Нельзя также утверждать, что современные требования, предъявляемые к участникам рынка были упрощены и стали более функциональными, чем в 90-е годы.

Особое место в российской экономике занимает практика уклонения от уплаты налогов. До вступления в силу Налогового кодекса Российской Федерации в 1998 году законодательство поощряло налогоплательщиков и налоговых инспекторов (предпринимателей и администраторов) к "переговорам".

Ситуация перехода от легальной экономики к теневой является наглядным примером эффективности административных барьеров. Способность административных структур решать, в какой степени и какие требования предъявлять к тому или иному хозяйствующему субъекту, является источником того, что принято называть коррупцией.

В значительной степени, существование теневой экономики обусловлено высокими институциональными барьерами включения в легальный бизнес, который полностью отрезан "от участия в легальном бизнесе людей с невысокими доходами, но зато дает широкий простор для адресной раздачи привилегий и коррупции."Таким образом, основной причиной расширения теневой экономики следует считать высокие административные барьеры, в результате существования которых" процветание компании зависит не столько от того, насколько хорошо она работает, сколько от издержек, налагаемых на нее законом. Предприниматель, который лучше манипулирует этими издержками или связан с чиновниками, оказывается более успешным, чем тот, кто озабочен лишь производством."