Файл: Административные барьеры входа на российских рынках.pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 52
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ
1.1 Экономическое понятие и содержание административных барьеров
1.2 Институциональный анализ административных барьеров
2 РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПОЛИТИКА СНИЖЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ
2.1 Анализ развития малого предпринимательства в РФ
2.2 Опыт снижения административных барьеров в России
Целесообразно стоит отметить проект Федерального закона № 4144515 «О лицензировании отдельных видов деятельности» , предлагающий отменить лицензирование следующих видов деятельности с одновременным введением уведомительного порядка начала предпринимательской деятельности: по изготовлению протезноортопедических изделий по заказам граждан, по производству и реализации специального игрового оборудования, по обеспечению авиационной безопасности, по изготовлению и ремонту средств измерений, по экспонированию и коллекционированию оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию, деятельность по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), медицинской и фармацевтической деятельности.
Наименования многих видов деятельности, лицензирование которых сохраняется, предлагается скорректировать с целью объединения ряда ранее самостоятельно лицензируемых видов деятельности в один, более общий вид экономической деятельности. Кроме того, законопроектом предлагается введение бессрочного действия лицензий, перевод государственных услуг по лицензированию в электронную форму.
Отмена лицензирования отдельных видов деятельности предполагает использование более мягких и эффективных механизмов регулирования того или иного вида деятельности.
В этих целях применяется институт аккредитации.
2) Совершенствование системы аккредитации
Введение такого административноправового режима, как аккредитация, вызвано тем, что отдельные государственные функции с целью «разгрузки» органов исполнительной власти могут быть переданы учреждениям, способным выполнять некоторые государственные полномочия.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2010 г. № 1760р утверждена Концепция формирования единой национальной системы аккредитации в Российской Федерации (далее – Концепция по аккредитации). Принят Указ Президента Российской Федерации от 24 января 2011 г. № 86 «О единой национальной системе аккредитации»[9]. Следует отметить, что вплоть до настоящего времени единая система аккредитации, основывающаяся на четких и прозрачных правилах, фактически отсутствовала.
В целях реализации Концепции единой национальной системы аккредитации необходимо обеспечить скорейшую реализацию нормативных и организационных мер, направленных на создание национального органа по аккредитации, а также на передачу ему полномочий иных федеральных органов исполнительной власти по аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия.
В целях снижения бремени избыточного административного регулирования также представляется необходимым обеспечить внедрение и реализацию законодательного запрета на осуществление полномочий по аккредитации граждан и организаций органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по видам деятельности, государственное регулирование которых осуществляется на федеральном уровне.
Необходимо дальнейшее совершенствование механизмов лицензирования и аккредитации, внедрения саморегулирования и расширения использования уведомительного порядка начала предпринимательской деятельности. Особый акцент при этом должен быть сделан на конкретных механизмах преодоления административных барьеров, которые подтвердили свою эффективность в практике зарубежных государств.
3) Повышение доступности государственных и муниципальных услуг
Согласно разделу II Концепции административной реформы основной целью проведения административной реформы является повышение качества и доступности государственных услуг. В целях решения поставленной задачи предусмотрено создание многофункциональных центров (МФЦ).
Деформация документооборота создает сложные административные барьеры для граждан и юридических лиц. Это выражается в произвольном требовании представить документы, не предусмотренные соответствующим актом, в затягивании сроков действий по ним, в неправомерном отказе использовать легальные документы, в искажении их содержания, в создании ложных документов. Чаще всего это связано с коррупционными действиями служащих, вынуждающими граждан и юридических лиц к взяткам для совершения легальных служебных действий.
Создание МФЦ является существенным шагом на пути устранения административных барьеров и, как следствие, коррупционных проявлений.
Предоставление государственной или муниципальной услуги по принципу «одного окна» предполагает однократное обращение заявителя с соответствующим запросом в МФЦ, а последующее представление интересов заявителей при взаимодействии с органами, предоставляющими государственные услуги, и органами, предоставляющими муниципальные услуги, а также с иными организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг, а также представление интересов органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, при взаимодействии с заявителями осуществляется МФЦ.
Результаты работы МФЦ демонстрируют сокращение сроков получения государственных услуг, снижение межведомственной волокиты, достигается существенный антикоррупционный эффект за счет отсутствия непосредственного взаимодействия с предоставляющими услуги государственными и муниципальными служащими, исчезновение спроса на деятельность включенных в коррупционные схемы посредников. Кроме того, МФЦ позволяет минимизировать расходы на обеспечение условий качественного, доступного и комфортного получения государственных и муниципальных услуг в соответствии с утвержденными административными регламентами и заключенными между органами власти соглашениями.
Принцип «одного окна» должен реализовываться МФЦ путем организации взаимодействия с органами, предоставляющими государственные услуги, или органами, предоставляющими муниципальные услуги, без участия заявителя в соответствии с нормативными правовыми актами и соглашением о взаимодействии. В этой связи необходима существенная оптимизация государственных и муниципальных услуг, обеспечение межведомственного взаимодействия. Должно быть обеспечено выполнение единых стандартов качества предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ на всей территории Российской Федерации. Кроме того, перечни государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в МФЦ, должны быть утверждены для государственных и муниципальных услуг соответственно на федеральном, региональном и местном уровнях[10].
Важным при предоставлении государственных (муниципальных) услуг является упорядочивание взимания платы с заявителей с учетом необходимости выявления взимания платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами.
В качестве одного из методов, позволяющих снизить избыточную активность органов государственного и муниципального контроля (надзора) в правоприменительной практике применяется институт страхования гражданской ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Однако, для того, чтобы такой институт стал полноценной заменой государственного контроля (надзора), необходимо развивать рынок страховых услуг. Вместе с тем страховые услуги не должны быть трудноосуществимыми для субъектов предпринимательской деятельности. Зависимость стоимости страховых выплат от состояния страхователя, от того, насколько конкретно он будет следовать страховым требованиям и обязательством, способно было бы стать действенным экономическим стимулом к соблюдению обязательных требований самим хозяйствующим субъектом.[11]
4) Совершенствование системы уведомительного порядка осуществления предпринимательской и профессиональной деятельности
В целях сокращения неконтролируемого роста количества разрешений, согласований, заключений, экспертиз и регистраций, требуемых органами государственной власти, органами местного самоуправления или их подведомственными организациями при появлении на рынке определенных видов предпринимательской и профессиональной деятельности, в том числе за счет перехода к уведомительному порядку получения права осуществления предпринимательской деятельности, необходимо проведение полной инвентаризации и обоснованной ликвидации разрешений, согласований, заключений, экспертиз и регистраций при появлении на рынке таких видов предпринимательской деятельности, осуществление которых не представляет угрозы третьим лицам, безопасность которых уже обеспечивается или может обеспечиваться иными государственными методами регулирования, опасность по которым связана не с процессом осуществления деятельности, а с ее результатами, и безопасность которых можно обеспечить иными государственными методами регулирования.
Отмена разрешений, согласований, заключений, экспертиз и регистраций, ранее требуемых органами государственной власти, органами местного самоуправления или их подведомственными организациями по определенным видам предпринимательской деятельности, не должна приводить к возникновению нового разрешительного режима (метода государственного регулирования), в том числе предполагающего предварительный контроль и оценку соответствия установленным требованиям до начала осуществления предпринимательской деятельности.
На замену различного рода разрешений (при условии сохранения или появления конкретных и исчерпывающих требований к предпринимательской деятельности и отсутствии иных государственных методов регулирования) необходимо обеспечивать поэтапный переход к уведомительному порядку получения права занятия отдельными видами предпринимательской деятельности, включающему направление уведомления в уполномоченный орган власти и исключающему проведение предварительного контроля (выезд) и оценку соответствия установленным требованиям до начала осуществления предпринимательской деятельности.
Для создания механизмов, позволяющих принимать наиболее обоснованные государственные решения и применять государственные властные полномочия только в отношении тех видов деятельности, в которых последствия наступления вреда жизни, здоровью людей и окружающей среде несоизмеримо выше, чем издержки, связанные с государственным регулированием, необходима организация межведомственной и внутриведомственной системы учета случаев причинения вреда предпринимательской и профессиональной деятельностью. Для этого необходимо обеспечить нормативное закрепление порядка создания межведомственных и внутриведомственных статистических информационных ресурсов и основных требований к ним, порядка финансирования, наполнения и использования результатов ведомственных и межведомственных статистических баз, а также разработку перечня статистических показателей, необходимых для учета по отдельным ведомствам.[12]
Таким образом, подведёт итоги вышесказанному.
Для уменьшения числа административных барьеров предлагается:
- Обязать каждую государственную службу подготовить методические рекомендации по прохождению всех этапов согласования во всех направлениях, необходимых потребителю, с указанием взаимосвязей между собой всех согласований и наилучшего порядка действий, адресов учреждений, схемы проезда к ним, контактных должностей, часов приёма и номеров телефонов. Эти рекомендации должны находиться в свободном доступе в Интернете и быть представлены в месте начала сбора документов на стендах. В каждой из них должен присутствовать рассказ одного из постоянных потребителей этой услуги, делящегося своим опытом решения этой проблемы. Ещё потребителям должна быть дана возможность комментировать процесс всех согласований (как в Интернете, так и в процессе журналах жалоб и предложений, предоставляемых им после окончания взаимодействия с госаппаратом по решаемому вопросу) с указанием самых сложных или ненужных этапов согласования.
- Организовать работу по принципу «одного окна» путем сбора всех необходимых чиновников в одном месте. Однако каждый рабочий день недели должен собираться состав госслужащих для решения разных вопросов. В результате получится серьёзно упростить, как минимум 5 процедур, занимающих наибольшее время на их согласование с органами власти (возможно и больше, так как некоторая часть взаимодействий с чиновниками по другим вопросам уже будет входить в состав этих пяти процедур). При этом любой вопрос должен решаться сразу на месте. В некоторых учреждениях, присутствие представителей которых требуется практически каждый день, возникает необходимость создания новой должности, специально для участия в работе этого комитета. Сэкономить на этом можно путем размещения этого комитета в здании, где находится главный офис чиновников, участие которых постоянно требуется для эффективной работы комитета. Тем не менее главной проблемой здесь является переход с работы в установленные нормативными периоды времени (обычно от одной до шести недель с момента подачи заявки) на мгновенное решение проблем по запросу.
- Создать разноскоростные и разнооплачиваемые периоды движения любых документов. Это изменение формальных правил будет успешным, так как оно всего лишь закрепит имеющиеся неформальные правила. Например, есть множество фирм, предлагающих очень быстро зарегистрировать или ликвидировать бизнес. Если немного дешевле этой цены будут работать органы власти, то это принесёт государству дополнительные доходы, сократит стоимость этого административного барьера, ускорит официальный документооборот. На уровне государства в ряде областей это уже делается. Так, есть практика выдачи виз разной стоимости в зависимости от скорости их оформления.