Файл: Административные барьеры входа на российских рынках.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Проблема существования административных барьеров не нова и имеет глубокие исторические корни, однако изученность проблемы остаётся недостаточной для разработки целостной концепции, объясняющей формирование и функционирование административных барьеров, имеющих как формально-административную, так и неформальную теневую, которая может послужить теоретической основой формирования системы действенных мер государственной политики.

В России административные барьеры как способ регулирования хозяйственной деятельности возникли в ответ на товарную интервенцию начала 90-х гг. Массовое проникновение на рынок некачественных товаров, лавинообразное развитие рынка услуг привели к распространению лицензирования и сертификации для контроля большей части товаров и услуг. Таким образом, административные барьеры были закреплены как формальный институт. Из-за широкого поля применения этих процедур создать реальные механизмы контроля не удалось. И фактически административные барьеры потеряли свою регулятивную функцию, превратились в бизнес чиновников, обрели неформальный характер.

В направлении изучения и формирования административных структур, их взаимодействия работали такие ученые, как: Дж. Бейн, Р. Коуз, Дж. Стиглер, Ж. Тироль, О. Уильямсон и Р. Шмалензи. Среди российских ученых исследованием этой проблемы занимались С.Б. Авдашева, А.А. Аузан, Н.М. Розанова и др.

Объект исследования – административные барьеры в малом предпринимательстве.

Предметом исследования выступает совокупность отношений между хозяйствующими субъектами, государством и группами специальных интересов, определяющих направления возникновения и функционирования административных ограничений.

Целью курсовой работы является определение ключевых факторов и условий возникновения административных барьеров на уровне малого предпринимательства.

Для реализации цели необходимо выполнить следующие промежуточные задачи:

  1. сформулировать определение административных барьеров, опираясь на мнение различных авторов;
  2. рассмотреть институциональный анализ административных барьеров;
  3. провести анализ развития малого предпринимательства в РФ;
  4. рассмотреть опыт снижения административных барьеров в России;

Первая глава посвящена теоретическим и правовым аспектам административных барьеров. В ней даётся экономическое понятие и содержание административных барьеров.


Также рассматривается институциональный анализ административных барьеров.

Вторая глава посвящена развитию малого предпринимательства и политике снижения административных барьеров. В ней проводится анализ развития малого предпринимательства в РФ, в частности рассматривается зарубежный опыт стимулирования предпринимательства. В последнем параграфе представлен опыт снижения административных барьеров в России.

Теоретической основой для написания курсовой работы послужили разнообразные источники литературы по административным барьерам.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ

1.1 Экономическое понятие и содержание административных барьеров

Результаты различных социологических опросов предпринимателей свидетельствует, что одной из самых острых проблем в развитии предпринимательства являются административные барьеры.

В начале 1990-х гг. вслед за либерализацией экономики последовала отмена множества запретов, мешавших частной инициативе в сфере предпринимательства. Правительство, занятое глобальными реформами и уверовавшее во врожденную способность рынка к саморегуляции, по существу, выпустило из рук многие контрольно-надзорные функции. По мере расширения российской рыночной стихии всё сильнее стала ощущаться необходимость в создании надежного государственного регулирующего механизма.

В середине 1990-х гг. федеральное ведомство вместе с органами власти субъектов Федерации и местного управления всё же приняли на себя инициативу регулирования, однако начавшийся процесс регламентации зашёл слишком далеко. За короткое время в результате их нормотворческой деятельности, особенно усилившейся во второй половине десятилетия, было воздвигнуто огромное количество факторов воздействия на малое предпринимательство.

Рассмотрение экономических противоречий относится к числу актуальных проблем российской экономики, решение которой позволит конкретизировать государственную поддержку малых предприятий на федеральном и региональном уровне.


Административные барьеры есть суть такого важного противоречия малого бизнеса, как малого бизнеса – противоречие между независимостью собственности и государственным регулированием предпринимателя. Концепция экономических противоречий имеет важное методологическое значение для рыночной экономики России, которая постоянно сталкивается с противоречивой природой экономических явлений в процесс перехода от общественной собственности к частной.

В экономической литературе приводятся различные толкования сути административных барьеров, мнения разных авторов относительно данного вопроса представлены в приложении 1.

Следует отметить, что многие авторы рассматривают административные барьеры исключительно как препятствия, возникающие при организации и осуществлении предпринимательской деятельности у субъектов малого предпринимательства, забывая о том, что это хоть и основной, но далеко не единственный элемент данной категории.

Обобщив мнения различных авторов, сформулируем определение административных барьеров:

Административные барьеры – это многочисленные препятствия со стороны органов власти и управления, связанные с необходимостью выполнения обязательных правил и процедур, предусмотренных законодательными и нормативными актами, а также актами и действиями органов власти и их должностных лиц, которые необоснованно ограничивают свободу предпринимательской деятельности и затрудняют создание и развитие новых предпринимательских структур.

Классифицировать административные барьеры можно по разным признакам. С точки зрения присвоения ренты, то есть дохода, они бывают рентные и нерентные. Рентные административные барьеры – такие барьеры, от существования которых могут извлекать материальную выгоду определённые лица или группа лиц. «Барьерные» доходы могут поступать в частные компании, которые помогают за определённую плату преодолевать барьер предпринимателю.

Не все административные барьеры приводят к извлечению выгоды определённой группой лиц. Такие административные барьеры относятся к группе нерентных. Появление таких административных барьеров связано с ограничительной рациональностью законодателя и изменениями институциональной среды. Например, наличие и несовершенство противоречий в действующем законодательстве РФ затрудняют деятельность предпринимателей, но отсутствуют лица, извлекающие материальную выгоду от наличия этих противоречий.

Административные барьеры возникают, как правило, в следующих ситуациях:


  • при получении доступа к ресурсам и правам собственности на них, то есть при входе предпринимателя на рынок (регистрация, получение права на аренду помещения, доступ к кредитам, лизингу оборудования и т. п.);
  • при получении права на осуществление хозяйственной деятельности и допуск товаров на рынок (согласование проектной документации с государственными органами, лицензирование, получение доступа к кредитам, лизингу оборудования и т. п.);
  • в процессе текущей деятельности (контрольно-надзорная деятельность уполномоченных государственных органов, установление форм обязательной отчетности, санкции за нарушение установленных правил, согласование принимаемых решений с контролируемыми организациями, получение различных льгот, инспекционная деятельность).

Существующие административные барьеры в экономике могут быть классифицированы по различным критериям:

1) По ситуациям возникновения административных барьеров; 2) По способу воздействия на хозяйствующие субъекты.

Классификация барьеров по способу воздействия представляет собой выделение различных типов барьеров:

  1. Ограничения на создание новых хозяйствующих субъектов (например, необоснованный отказ в регистрации или установление прямых запретов на осуществление отдельных видов деятельности или производство отдельных видов товаров).
  2. Необоснованные препятствия осуществлению отдельных видов деятельности.

Например, неправомерное введение лицензирования видов деятельности, необоснованное требование дополнительных документов и заключений, необоснованный отказ в выдаче (продлении) лицензии, необоснованное ограничение срока действия, приостановления действия или аннулирования лицензии и др.

  1. Ограничения прав предприятий на продажу, покупку, обмен товаров.
  2. Нарушения конкурентных принципов при организации конкурсов и торгов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

Например, приоритетное заключение договоров без учёта установленных законодательными или иными нормативными актами приоритетов.

  1. Указания хозяйствующим субъектам о первоочередной поставке товаров (выполнении услуг) определённому кругу покупателей (заказчиков).

Как правило, такие указания не только ограничивают свободу предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов, но и создают благоприятные условия для тех субъектов предпринимательской деятельности, которым должны поставляться товары или с которыми должны заключаться договора. Это относится также и к той ситуации, когда субъект предпринимательской деятельности вынужден приобретать товары (работы, услуги) у определенного поставщика, не руководствуясь принципами рыночного отбора и создавая последнему гарантированный рынок сбыта.


  1. Необоснованное предоставление различных привилегий. В качестве последних могут рассматриваться разнообразные акты и действия органов исполнительной власти, которые не исчерпываются прямой государственной финансовой поддержкой, установлением налоговых льгот или предоставлением льготных кредитов.
  2. Совмещение функций органов исполнительной власти различного уровня с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного надзора.
  • В первом случае органы исполнительной власти имеют возможность ограничить самостоятельность хозяйствующих субъектов и воспрепятствовать осуществлению ими своей деятельности путем введения различных дополнительных платежей, обязательных для хозяйствующих субъектов и их уплаченных доходов от предпринимательской деятельности. При этом полученные средства используются органами исполнительной власти самостоятельно для собственных нужд, при этом эти органы должны содержаться за счет бюджетных средств.
  • Во втором случае существует реальная опасность того, что хозяйствующий субъект наделен функциями исполнительной власти, получает несомненные преимущества перед другими хозяйствующими субъектами, действующими на том же рынке. Выполнение контрольно - лицензионных функций одним хозяйствующим субъектом (особенно если этот субъект доминирует на данном рынке) позволяет ему получать дополнительную информацию о конкурентах, вытеснять их с товарного рынка в процессе предвзятого контроля, создавать барьеры для выхода потенциальных конкурентов на этот рынок при выполнении разрешительных процедур.
  • 8) соглашения (согласованные действия) органов власти, которые имеют либо могут привести к ограничению конкуренции и ущемлению интересов хозяйствующих субъектов или граждан.
  • Во многом актуальность и сложность выявления и пресечения антиконкурентных соглашений обусловлены явлениями отраслевого и регионального протекционизма и лоббизма, которые формируют основу для согласованных действий как органов исполнительной власти и местного самоуправления с другими органами управления, так и с хозяйствующими субъектами, что не всегда способствует развитию конкуренции на товарных рынках.
  • Также необходимо классифицировать административные барьеры с точки зрения возможных убытков для владельца малого предприятия:
  • - приводит к увеличению материальных затрат. Регистрация бизнеса, по оценкам владельцев малого бизнеса, хотя это не является непреодолимым административным барьером для входа на рынок, но уже на этом этапе можно говорить о больших организационных издержек предпринимателей. Эти расходы малый бизнес вынужден нести из-за навязанных посреднических услуг при осуществлении государственной регистрации. Чиновники настаивают, чтобы предварительно priimarily при прохождении государственной регистрации неформал требования посоветоваться определенной формы, которые за определенную плату будут представить необходимые документы. В противном случае любое заявление, даже самое тщательно подготовленное, определяется соответствующим должностным лицом как неправильно оформленное. Дело чи поставило предпринимателей в условия, при которых они должны сдаться, обязательно обратившись к посредникам. В процессе хозяйственной деятельности малых предприятий и индивидуальных предпринимателей есть проблемы, связанные с текущим контролем их деятельности.
  • приводит к увеличению временных затрат. Барьеры, которые приводят к значительным потерям времени со стороны малого бизнеса. Наиболее распространенные проблемы при прохождении процедур получения лицензии выстраиваются в очередь, с которыми сталкиваются предприниматели-довольно часто. Также чрезмерное количество проверок деятельности субъектов малого предпринимательства приводит к значительным временным потерям.[1]