Файл: Административные барьеры входа на российских рынках.pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 50
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ
1.1 Экономическое понятие и содержание административных барьеров
1.2 Институциональный анализ административных барьеров
2 РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПОЛИТИКА СНИЖЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ
2.1 Анализ развития малого предпринимательства в РФ
2.2 Опыт снижения административных барьеров в России
Важной особенностью теневой экономики в России является широкое распространение скрытой занятости. Более четверти трудоспособных россиян имеют вторую работу, официально не зарегистрированную, при этом около половины из них занимаются посреднической деятельностью, треть-розничной торговлей.
На мой взгляд, теневая занятость при определенных условиях также может служить институциональным барьером. Институт "отката" к госчиновникам по своему механизму во многом отличается от откровенной коррупции тем, что отбор чиновника конкретной поградеци-ка является конкурсным.
Неформальные институты тесно взаимосвязаны между собой так, что порой не существует четкой грани между ними. В совокупности данные институты образуют масштабную неформальную институциональную инфраструктуру с негативным воздействием на экономику России. Порождая друг друга, этот комплекс неформальных институтов образует «порочный круг», разрыв которого возможен на основе, с одной стороны, обеспечения эффективности функционирования формальных институтов государственного регулирования, а с другой - через постепенное расширение сфер дерегулирования экономики.
2 РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПОЛИТИКА СНИЖЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ
2.1 Анализ развития малого предпринимательства в РФ
Развитию малого бизнеса уделяется серьёзное внимание в подавляющем большинстве стран. В российской практике существование малого предпринимательства было разрешено в 1988 г. Таким образом, как самостоятельное общественно-политическое и социальноэкономическое явление малое предпринимательство в нашей стране существует уже более 25 лет. Оно способствует повышению занятости населения и объема выпуска продукции, росту инновационной активности экономики. Возможность функционирования малых форм предпринимательства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством.
Каковы преимущественные черты малого бизнеса?
В первую очередь, хотелось бы сказать, в каких именно сферах малый и средний бизнес наиболее эффективен.
- Фирмы традиционного типа (сельское хозяйство, розничная торговля, общественное питание, сфера услуг).
- Фирмы, оказывающие интеллектуальные услуги (бухгалтерский учёт, консалтинг).
- Венчурные фирмы (инициирующие инновационные проекты, доводят их до коммерческой стадии).
- Мини монополисты (удовлетворяющие большую часть существующих потребностей в конкретном товаре или конкретной услуге).
Сделаем вывод, каковы же преимущества малого бизнеса:
- Адресность производства (учёт потребностей).
- Гибкость (лёгкое приспособление под изменчивую конъектуру рынка).
- Восприимчивость к инновациям, склонность к риску.
- Низкие издержки управления.
- Простота организации.
- Непосредственный стимул к эффективному ведению дела.
Существуют и недостатки малого бизнеса, такие как:
- по сравнению с крупными предприятиями малые предприятия обладают более высоким уровнем риска, и, следовательно, высокой степенью неустойчивости на рынке;
- малые предприятия зависимы от крупных компаний;
- слабая компетентность руководителей и менее профессиональные работники;
- повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;
- малый бизнес связан с большими трудностями в привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов;
- малые предприятия не обладают рыночной властью и хорошей ресурсной базой;
- несмотря на повышенную гибкость, потенциальные способности малых предприятий к изменениям не велики;
- малый бизнес имеет малую склонность к инвестиционной деятельности из-за недостаточных размеров капитала и долгосрочности отдачи от вложений.
В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»[3], к субъектам малого предпринимательства относятся внесённые в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесённые в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
- для юридических лиц – суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складском) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;
- средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать также микропредприятия – до 15 человек;
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учёта налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации.
Отнесение к категории субъектов малого предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием и изменяется только в случае, если показатели выше или ниже предельных значений, в течение двух календарных лет, следующих один за другим.
Предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства установлены на следующем уровне[4]:
- для микропредприятий – 60 млн. рублей;
- для малых предприятий – 400 млн. рублей.
Для оценки текущей ситуации используются следующие показатели:
- прирост/сокращение количества зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. населения за период с 1 января 2017 г. по 1 января 2018 г.;
- увеличение/сокращение среднесписочной численности занятых на малых предприятиях в 2017 г. по сравнению с 2016 г.;
- рост/спад объема оборота малых предприятий в 2017 г. по сравнению с 2016 г.;
Рост/спад инвестиций в основной капитал на малых предприятиях в 2017 г. по сравнению с 2016 г.
Малое предпринимательство антимонопольно по самой своей сути в силу существующих жестко детерминированных ограничений критериев отнесения предприятий к малым. В этой особенности малого бизнеса реализуется его роль в поддержании конкурентной среды в условиях рыночной экономики.
Роль малого предпринимательства в мировой экономике резко возросла в 80-90-е годы. По данным ООН, в целом на малых и средних предприятиях в мире занято почти 50% трудового населения и производится 33-60% национального продукта.
Рисунок 1. Доля малого бизнеса в ВВП стран за 2018 год.5
По тому какова доля малого бизнеса в валовом внутреннем продукте страны можно судить, насколько население страны вовлечено в предпринимательскую деятельность. Также по рисунку 1 видно, что страны, где эта доля велика, имеют сильную экономику.
Рассмотрим количество зарегистрированных малых предприятий (табл. 1).
Таблица 1
Количество зарегистрированных малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации на 1 января 2018 г. 6
Федеральные округа |
Количество зарегистрированных МП на 1 января 2018 г. в расчёте на 100 тыс. чел. населения |
||
единиц |
прирос/сокращение за период 01.01.2017- 01.01.2018 |
в % от среднего по РФ |
|
РФ |
1 464,3 |
25,6 |
100,0 |
Центральный ФО |
1 479,0 |
0,3 |
101,0 |
Северо-Западный ФО |
2 410,0 |
0,8 |
164,6 |
Южный ФО |
1 152,4 |
33,0 |
78,7 |
Северо-Кавказский ФО |
558,1 |
10,6 |
38,1 |
Приволжский ФО |
1 240,2 |
-17,0 |
84,7 |
Уральский ФО |
1 634,5 |
63,2 |
111,6 |
Сибирский ФО |
1 565,5 |
60,7 |
106,9 |
Дальневосточный ФО |
1 502,6 |
-33,6 |
102,6 |
По состоянию на 1 января 2018 года в России было зарегистрировано 2 103,8 тыс. малых предприятий (в том числе 1 868,2 тыс. микропредприятий), что на 2,0 % больше, чем по состоянию на 1 января 2017 года. Количество малых предприятий в расчёте на 100 тыс. жителей за прошедший год увеличилось на 25,6 ед. и составидо 1 464,4 ед.
Можно сказать, что по итогам 2017 года по сравнению с 2016 годом в целом по стране наблюдался рост основных показателей развития малого предпринимательства: количества малых предприятий, среднесписочной численности занятых на малых предприятиях, объёмы оборота малых предприятий и инвестиций в основной капитал в абсолютных значениях также выросли.
Малое предпринимательство является социальной основой, существующей политической и экономической системы, устойчивость рыночной системы хозяйствования предопределяется наличием громадной массы мелких собственников. Этот вывод объясняется тем, что, с одной стороны, малое предпринимательство осуществляет постоянную политику крупного и среднего бизнеса, как бы обновляя его «кровь», не даёт возможности остановиться на достигнутом, тем самым является революционизирующим началом.
Малое и среднее предпринимательство продолжает оставаться главным хранителем и распространителем предпринимательского духа в общественной системе, а в современной России, на стадии переходного состояния, источником его формирования.
Малое и среднее предпринимательство в современной России отягощено спектром негативных тенденций, имеющих немалый опыт, и дополняются новыми, которые появились в самые последние годы, это:
- Бегство мелкого капитала из производства в сферу преимущественно посреднических операций;
- Исключительная недолговечность большинства мелких и средних предприятий, обусловленная не только конкуренцией, нестабильностью экономической ситуации, но отсутствием стимулов к долгосрочным инвестициям в экономику России;
- Вытеснение большинства предприятий на периферию научно-технического прогресса, отражающее их неспособность переломить, за счёт прорыва на экспортные рынки, негативные последствия примитивизации внутреннего спроса;
- Отсутствие стабильных структур, осуществляющих функции поддержки предпринимательства и др.
Сложившийся характер развития малого предпринимательства в России обусловлен воздействия комплекса субъективных и объективных факторов, экономического и неэкономического содержания. Анализ данных факторов в последнее время получил широкое отражение в научной литературе. В контексте проблем малых предприятий России большинство авторов, как правило, достаточно глубоко и всесторонне показывают, что такие факторы, как неэффективная налоговая система, несовершенное законодательство, многочисленные административные барьеры, фактическое отсутствие финансовой поддержки, слабость материально-технической базы многих предприятий, высокая криминализация общества и т.д., вызывают нестабильность в работе малых предприятий.
2.2 Опыт снижения административных барьеров в России
Значительные потери общества от расширения институциональных ограничений на рынках, как явные в виде неполученных налогов, так и неявные в форме снижения объемов производства и благосостояния населения, страдающего от административных барьеров, требуют разработки мер по дерегулированию российской экономики. В первую очередь это выражается в институциональной инженерии формальных, правовых норм, направленных на деблокирование бизнеса.
Наиболее серьезной положительной тенденцией в преодолении барьерного характера экономики можно считать законодательные инициативы Правительства РФ, выработанные по результатам переговоров с бизнесом в федеральных округах и учитывающие пожелания действующих хозяйствующих субъектов.