Файл: Финансовое планирование производственной деятельности.pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 50
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы финансового планирования операционной деятельности предприятия
1.1 Сущность и цели финансового моделирования и прогнозирования, область применения моделей
ГЛАВА 2.Разработка финансовой модели операционной деятельности на предприятии АО «Maxam-Chirchiq»
2.1. Финансово-хозяйственная характеристика предприятия АО «Maxam-Chirchiq»
3.1 Финансовое планирование и финансовое прогнозирование
Так как данный метод основан на экспертной оценке применяемых индексов, то требуется разрабатывать несколько вариантов финансового плана.
Балансовый методоснован на построении балансов и увязки фактического наличия ресурсов с потребностями в них.
Основной формулой балансового метода является:
Сальдо на начало периода + Приход = Расход + Сальдо на конец периода
Положительной стороной балансового метода является его обоснованность и реалистичность, так как все статьи баланса увязываются между собой. Недостатком данного метода считается, что при расчетах не учитываются инфляционная составляющая, динамика рыночной стоимости капитала и конъюнктура рынка.
Метод оптимизации плановых решений заключается в разработке нескольких вариантов финансового плана, для выбора самого оптимального. Приоритетами для выбора того или иного плана могут выступать различные критерии: минимизация затрат и увеличение прибыли; выбор быстро окупаемого инвестирования при минимальном вложении капитала; максимизация доходов от капиталовложений, минимизация финансовых рисков и т.д.
Как видно данный метод представляет собой многовариантность. Руководству предоставляется возможность выбора оптимального для них финансового плана. Из нескольких смет выбирается наилучшая с точки зрения минимума затрат или максимума получаемого эффекта (результата).
Сущностью метода моделирования смет является факторный анализ функциональных связей между различными элементами процесса производства. Например, моделируется зависимость прибыли от уровня затрат и объемов реализации продукции (выручки). [14., с.148]
Достоинствами метода можно считать его всесторонний аналитический обзор внешней и внутренней среды предприятия. Разработка неординарных решений по эффективности финансовых вложений владельцев фирмы.
Недостатком является вероятность высокой концентрации внимания руководства лишь на один финансовый показатель, при полном игнорировании других, что может привести к односторонним решениям проблем.
Экономико-математическое моделирование находит количественную взаимосвязь между финансовыми показателями и факторами их определяющими (регрессные модели Кобба-Дугласа). С помощью экономико-математической модели описываются экономические процессы предприятия. Так как весь производственный цикл в деталях математически описывать трудоемко в математические формулы, таблицы и уравнения включаются только определяющие факторы, влияющие на изменения финансовых показателей. Построение модели может базироваться как на функциональной зависимости, (Y=f(x)), так и корреляционной связи.
Проблемой корреляционной связи является выбор начального анализируемого периода. Исследуемый период должен быть однородным, поэтому, слишком длительный временной период не может представлять интереса из-за непостоянности экономической ситуации как внутри, так и вне предприятия. Слишком короткий временной отрезок также не подходит, так как за короткий период времени нельзя выявить закономерности между событиями.
Достоинством данного метода является исследовательский подход к определению взаимосвязей между различными факторами производственной деятельности.
Для малого бизнеса используются простые модели, построенные на базе электронных таблиц EXCEL. Но для крупных предприятий с разнообразной номенклатурой выпускаемой продукции, где взаимоотношения между цехами и подразделениями усложнены, построение экономико-математической модели предпочтительно внедрять специализированные программные продукты.
Хорошая экономико-математическая модель должна отвечать следующим параметрам:
- гибкостью при изменении ситуаций;
- возможностью модернизации модели;
- достоверность результатов;
- учитывает взаимосвязи между событиями;
- доступность и понятность результатов для пользователей.
Но необходимо отметить построение экономико-математической модели может представлять только в укрупненном виде, без детализации производственных процессов, что в свою очередь существенно снижает точность прогноза.
Сущность экономико-статистического метода заключается в определении закономерностей изменений показателей и их последующая динамика в прогнозируемом периоде.
Сетевой метод представляет собой систему графиков и моделей, на которых отражается технологическая последовательность выполнения операций и их взаимосвязь. Наглядность данного метода позволяет выявлять слабые стороны процессов и концентрировать внимание на основных операциях, сбалансировать финансовые ресурсы с источниками их образования.
Положительной стороной сетевого метода является возможность охвата всех организационных и технологических процессов в комплексе. Возможность на каждой стадии корректировать планы.
Сложность данного метода не привлекает к себе пользователей.
Программно-целевой методоснован на привлечении всех известных приемов управления, планирования и регулирования хозяйственной деятельности предприятия. С помощью программно-целевого метода оптимизируют инвестиционную и производственную деятельность компании.
Достоинством метода считается возможность целевого планирования по ключевым направлениям развития компании.
Все методы и модели финансового прогнозирования, отличаясь по сложности, основаны на общих элементах таких как:
- прогноз сбыта;
- планирование активов;
- планирование источников финансирования;
- анализ внешней среды;
- регулирующий элемент (финансовая «пробка» или «процента от объема продаж»);
- прогнозные отчеты.[21., с.87]
Прогноз сбыта основывается на маркетинговых исследованиях, определение объема продаж по уже заключенным договорам, определение ассортимента продукции и анализе точки безубыточности, определение потенциала предприятия на увеличение объема продаж и ассортимента, утверждении ценовой политики компании.
Для расчета точки безубыточности - все затраты на производство продукции делят на переменные (условно переменные) и постоянные (условно постоянные). Так как многие затраты включают в себя как переменные, так и постоянные составляющие, для их выявления предлагается использовать метод наименьших квадратов.
∑y = Na+b∑x
∑xY = a∑+b∑x² (1)
Где:
а – общие постоянные затраты;
b – Средние переменные затраты на единицу вида деятельности;
х – объем вида деятельности или фактора издержек за отчетный период;
y – общие затраты при активности х;
N – число наблюдений.
Для корректного использования данной формулы необходимо удовлетворить несколько требований:
- скорректировать смещение данных, чтобы соотнести расходы за период t к выходу продукции t1;
- следует иметь достаточное количество наблюдений;
- используемые данные должны анализироваться, чтобы гарантировать, что применяемые учетные данные не приведут к искажению функции затрат;
- корректировать предыдущие данные, в зависимости от того, в какой степени будущее связано с прошлым;
- использовать приемлемый диапазон объемов производства и нелинейные функции затрат.
В связи с тем, что некоторые расходы отстают по времени вычисления от связанного с ними вида деятельности, например выплачиваемая заработная плата в одном периоде, может определяться на основании выхода продукции за предыдущий период, корректировка по времени обязательна.
Выбранный период для использования наблюдений должен быть не слишком продолжительный, но достаточный для финансового анализа. Где это, возможно, следует получать большее число наблюдений, относящихся к короткому промежутку времени.
При корректировке предыдущих данных исключают нетипичные ситуации, повторение которых не ожидается в будущем. И наоборот, возможные изменения в производственном процессе корректируются на обстоятельства, которые будут иметь место в будущем.
Использование уровней оценок для оценивания общих затрат для всего диапазона уровней активности, в том числе и тех, которые выходят за диапазон наблюдений, используемый для определения функции затрат, может привести к ошибочным выводам.
Для подтверждения сделанных выводов о факторах издержек для прогнозирования общих затрат, проводят тесты на достоверность, такие например, как:
- коэффициент смешанной корреляции, который указывает на то, насколько хорошо прогнозируемое значение зависимой переменной (y) полученное на основании выбранного фактора издержек (X), соответствует фактическим наблюдениям по расходам (Y).
(2);
- среднеквадратическая ошибка ожидаемого значения(Se), определяет абсолютное значение возможного отклонения от линии регрессии.
(3);
- среднеквадратическая ошибка коэффициента регрессии b (переменных издержек)
(4).
Разделив затраты на постоянные и переменные определяется точка безубыточности по каждому продукту и по предприятию в целом.
- точка безубыточности в единицах (5) где:
FC – постоянные затраты,
MU – маржинальный доход на единицу продукции.
- точка безубыточности в денежном выражении (6)
где:
М – маржинальный доход,
S– объем реализации в денежном выражении.
Анализ безубыточности позволяет определить минимальный объем реализации, покрывающий все затраты предприятия.
С помощью точки безубыточности определяется: ассортимент продукции при ограниченных ресурсах, маржа безопасности, операционный рычаг. В свою очередь операционный рычаг, как индикатор, показывает, на сколько, предприятие может варьировать объемом продаж и получать прибыль, следует ли ему менять структуру затрат, увеличивая или уменьшая постоянные затраты.
Хотя данный анализ и ограничен следующими допущениями: что постоянные затраты будут оставаться на одном уровне; анализ проводиться только применительно к приемлемому диапазону объемов производства; анализ проводится только в краткосрочном плане, он дает возможность грамотного планирования хозяйственной деятельности компании.
Финансовый рычаг, как и операционный взаимосвязаны между собой, и указывают на уязвимые места предприятия. Высокий процент заемных средств по отношению к собственному капиталу, напрямую влияет на силу воздействия операционного рычага, увеличивая постоянные затраты фирмы. Поэтому при планировании необходим анализ структуры доходов и расходов, обязательств и собственного капитала предприятия, для правильного, сбалансированного принятия решений дальнейшего развития компании.
Но не всегда возможно точно определить объемы продаж на будущий год, поэтому финансисты применяют метод «процента от объема продаж», где берется коэффициент предполагаемого роста реализации продукции (услуг).
Данный метод основан на следующих допущениях, что:
- предприятие работает на полную мощность, и увеличение объема сбыта требует инвестиционных затрат;
- предприятие работает стабильно и все процессы оптимизированы.
- изменение большинства статей актива и некоторых статей пассива пропорционально изменению объема реализации.
Используя метод процента от продаж, следует определить:
- Потребность во внешнем финансировании ∆КЗК, которая рассчитывается по формуле:
∆КЗК = ∆АКТ - ∆КТО - ∆ПНР(7)
где: ∆АКТ – требуемое увеличение активов
∆КТО–увеличение текущих обязательств
∆ПНР–возможное увеличение нераспределенной прибыли.
или
(8)
где:
EFN – потребность в дополнительном внешнем финансировании;
As – активы баланса, которые меняются в зависимости от объема продаж;
Ls – пассивы баланса, которые меняются в зависимости от объема продаж;
S1 – прогнозируемый объем продаж;
S0– фактический объем продаж;
EBIT – прибыль до выплаты процентов и налогов;
Int – сумма процентов к уплате;
t – ставка налога на прибыль;
PR – коэффициент дивидендных выплат.
- Источники финансирования.
- Определить, на сколько процентов задействованы производственные мощности и чему равен объем продаж при полной загрузке. В расчетах отдельно учитываются производственные и непроизводственные (административные) основные фонды.
- Рассчитать финансовые коэффициенты за предыдущий период и определить желаемые коэффициенты на прогнозируемый период.
Затем выявляют статьи баланса изменяемые пропорционально объему продаж. К таким статьям относятся выручка от продаж, прямые затраты зависящие от объема продаж (расходы по реализации), торговая дебиторская задолженность. Их умножают на коэффициент роста и записывают в прогнозный баланс.