Файл: Выбор стиля руководства в организации (Понятие стиль руководства и факторы формирования ).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 22
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы формирования стиля руководства в организации
1.1 Понятие стиль руководства и факторы формирования
1.2 Классификация стилей руководства
Глава 2. Анализ стиля управления, применяемого в МУ КЦСОН ЯМР "Золотая Осень"
2.1 Характеристика МУ КЦСОН ЯМР "Золотая Осень"
2.2 Стиль руководства в МУ КЦСОН ЯМР «Золотая Осень»
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию и повышению стиля руководства организации
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Данная тема очень актуальна в наше время. Стиль руководства, зачастую, определяет результаты деятельности организации. Существуют множество примеров того, как сильный руководитель, выбрав правильный стиль руководства, приводит отстающий коллектив к пробуждению своих способностей и тем самым улучшает ситуацию в организации.
Также можно поступить, наоборот, при выборе неудачного стиля руководства организации можно погубить эффективность коллектива.
Современное общество сегодня есть сложная, многоуровневая, целостная и динамическими темпами развивающаяся система. Главным ядром этой системы, какой бы она не была, есть управление. Оно предполагает сохранение, рост, контроль за структурой, взаимодействие с внешним миром этой системы. Параллельно с развитием общества, ученые-психологи разрабатывали различные подходы к управлению этой системой. Эти подходы называются стилями руководства персоналом или стили управления человеческими ресурсами. Если уйти глубже в психологию, то там различают два понятия — руководства и лидерства. Руководство — это когда вышестоящий по должности человек используя свое положение оказывает управленческое воздействие на подчиненных, тем самым достигая определенных целей.
Структура предприятия задает эту роль определенному человеку. Функции этого человека определены законами внутри организации, а если он стоит на самой верхушке бизнеса или является его владельцем, то его функции ограничиваются рамками законов. Лидерство — это когда человек, используя неформальную систему общения, воздействует на людей и использует их для достижения собственных целей. Лидерство не задано какой-либо структурой или чем-то еще, оно появляется неожиданно, когда кто-то из группы успешен и к нему благосклонна остальная часть группы.
В данной работе мы попытаемся рассмотреть структуру стиля управления организацией, разберем несколько типов, а именно авторитарный, демократический и либеральный, приведем плюсы и минусы, данных стилей. На примере взятой организации, МУ КЦСОН ЯМР «Золотая Осень», проанализировав её характеристики, определим стиль руководства и постараемся дать рекомендации по улучшению стиля и увеличению эффективности труда и отношений между начальником и подчиненным.
Объект исследования - МУ КЦСОН ЯМР «Золотая Осень».
Предмет исследования - стиль руководства, применяемый руководителями данного предприятия.
Цель работы - определить стиль руководства организации, помогающий эффективной работе организации.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
-изучить теоретические основы формирования стиля руководства в организации;
-провести Анализ стиля управления, применяемого в МУ КЦСОН ЯМР «Золотая Осень»;
-разработать рекомендации по совершенствованию и повышению стиля руководства организации.
Теоретические труды составили такие авторы как: Адизес И. К., Нарижняк М. О., Балдин К. В., Бережная Е. В., Белов И. И. и другие.
Структура работы. Она включает введение, две части, заключение и список использованных источников.
Глава 1. Теоретические основы формирования стиля руководства в организации
1.1 Понятие стиль руководства и факторы формирования
Стиль управления предопределяется особенностями организации и представляет собой систему методов влияния руководства на подчиненных, а также стабильно проявляющимися особенностями взаимодействия менеджера и коллектива, которые формируются под воздействием субъективных и объективных управленческих условий, а также личных индивидуально-психологических особенностей менеджера[1]. На стиль управления оказывают влияние деловые и человеческие качества руководителей, например, здравый смысл, энергичность, знания, привычки, способность к инновациям. Формирование управленческого стиля зависит от объективных и субъективных факторов.
Так, объективные факторы от руководителя не зависят и учитываются им в его деятельности. К ним отнесены стиль руководства вышестоящего руководителя и его здоровье, образовательные, возрастные, социально-психологические характеристики коллектива, специфика решаемых задач. К субъективным факторам могут быть отнесены факторы, которые зависят от личности менеджера[2]. Это его деловые и человеческие качества, навыки управленческой деятельности и знания, манера вести себя[3]. Стиль руководства представляет собой способ, посредством которого руководитель осуществляется управление подчиненными, достигает удовлетворенности работой.
Если сравнить методы управления персоналом и стили руководства, то можно заметить некую закономерность. Авторитарный стиль основан на мотивации персонала административными методами. Демократический стиль управления использует экономическое и социально-психологическое воздействие. Либеральный же использует сразу все три метода, но используются они не закономерно, а по ситуации.
Руководство - это процесс влияния и поддержки одним человеком действий других людей, направленных на достижение поставленных перед организацией целей и решения задач[4]. К основным элементам процесса руководства относятся: влияние; поддержка; обеспечение добровольного участия и достижения цели. Одним из важнейших условий успешной работы любого коллектива является эффективный стиль руководства у лица, возглавляющего коллектив.
Стиль руководства во многом определяет успех организации, динамику развития фирмы, от него зависят мотивация работников, их отношение к труду, взаимоотношения, психологический климат в коллективе и многое другое. Таким образом, стиль руководства имеет огромное значение в управлении.
У древних греков стиль - это наименование остроконечной палочки для письма по воску (гр. stylos), т.е. средства для написания слов, выражения своих мыслей. Потом это слово расширило свое значение и стало означать почерк, манеру письма, отражающую своеобразие, индивидуальность пишущего[5].
В менеджменте используется понятие «стиль руководства», которое имеет разные определения.
Аникин Б.А. считает, что стиль руководства - это устойчивое сочетание теоретических знаний, практических навыков и умений, характерных черт и отношений, проявляющихся в поведении руководителя.
Кричевский Р.Л., Маржине А.В. полагают, что стиль руководства - определенным образом упорядоченное применение методов (приемов управления), опосредованное личными качествами руководителя[6].
Митин А.Н. рассматривает стиль руководства как качественную характеристику деятельности руководителя коллектива, почерк его управленческой деятельности, манеру взаимоотношения с подчиненными[7].
Следует разделять понятия «стиль руководства» и «стиль управления». Стиль управления - более широкий термин. Он отражает отношения руководства и отношения подчинения. Под стилем управления понимают «систему развивающихся методов, приемов и форм действия (персонала) управленческих работников, направленную на выполнение функций и реализацию принципов управления для достижения поставленной цели». В свою очередь стиль руководства - это «относительно устойчивая система развивающихся методов взаимодействия руководителей с коллективом, формирующаяся под влиянием объективных и субъективных условий и особенностей управления для достижения поставленных целей».
Существует два основных подхода к содержательной трактовке понятия «стиль руководства»[8].
Согласно первому, стиль руководства - это проявление индивидуально-психологических, личностных свойств руководителя в его деятельности и общении с исполнителями.
При втором подходе стиль руководства рассматривается как интегральная характеристика взаимодействия руководителя с коллективом и отдельными исполнителями, сущность которой определяется не индивидуальной, а совместной деятельностью руководителя и членов коллектива, причем личность руководителя является важным, но не определяющим фактором, т.к. большое значение для выработки стиля руководства имеют также характеристики самого коллектива, его взаимодействие с внешними институтами, конкретная ситуация и другие факторы[9].
На выбор стиля руководства влияет две группы факторов (рис.1).
Рис. 1. Факторы определяющие стиль руководства[10]
Стоит отметить, что вопреки распространенным стереотипам преобладающий стиль руководства практически не зависит от пола. (Бытует ошибочное мнение, что женщины-руководители более мягки и ориентированы в первую очередь на поддерживание хороших отношений с деловыми партнерами, в то время как мужчины-руководители более агрессивны и ориентированы на конечный результат)[11].
Причинами разделения стилей руководства скорее могут быть личностные особенности и темперамент, а не половые характеристики. Успешные топ-менеджеры — и мужчины, и женщины — не являются приверженцами только одного стиля[12]. Как правило, они интуитивно или вполне осознанно комбинируют различные стратегии руководства.
Таким образом, мы раскрыли понятие стиль руководства и факторы формирования.
1.2 Классификация стилей руководства
При карьерном росте человека происходят последовательные изменения в его манере принимать решения. По этой причине если менеджером среднего звена решения принимаются так же, как и руководителем высокого уровня, он может попасть в тупик. Не менее опасна ситуация, когда топ-менеджер себя ведет как мелкий начальник. К счастью, руководство имеет возможность с легкостью исправить собственные ошибки.
Одной из обязанностей начальников всех рангов является принятие решений. И это им приходится делать на постоянной основе, однако в ходе карьерного роста у наиболее талантливых менеджеров меняется подход к принятию решений. Задача руководителя низшего звена заключается в продаже товара клиенту или оказании услуги[13]. Здесь необходимо действие. На более высоких уровнях требуется решать, какие конкретно услуги или продукты предлагать и каким образом продвигать их.
Для повышения по служебной лестнице руководителям требуется не только освоение новых навыков, но и приобретение новых привычек - учиться по-другому, использовать данные, предлагать варианты действий и давать им оценку. Если амбициозным менеджером среднего звена решения принимаются так же, как и полноправным руководителем высокого уровня, он может попасть в тупик[14]. Не менее опасна ситуация, когда попав наверх, человек себя ведет как самый мелкий начальник. При восхождении человека по иерархической лестнице происходит последовательное изменение его манеры принимать решения.
Стиль руководства наиболее талантливых изменяется достаточно предсказуемо. К счастью, руководители имеют возможность с легкостью исправить собственные ошибки, если они поймут, что напрасно своевременно не отказались от прошлых привычек или вошли в образ начальника слишком быстро[15].
В качестве стиля принятия решений понимаются индивидуальные методы принятия решения.
Если брать данное понятие и раскрывать его более детально, то получается, что стиль принятия решений представляет собой тесную взаимосвязь стереотипов и приемов поведения руководства во время принятия и выработки решений управленческого характера, которые гарантируют особенности такой функции управления.
Стиль принятия решения выступает самой главной психологической характеристикой личности менеджера и сочетается с такими явлениями, как тон, которым отдается распоряжение, как в это время руководитель ведет себя, учитывается ли им мнение подчиненного, его ресурсные возможности, профессиональный потенциал и т.д[16].
Как правило, выделяются демократический, авторитарный, делегирующий и либеральный стили принятия решений.
Стили принятия решений управленческого характера
Автократический или авторитарный стиль[17]:
· краткие деловые распоряжения;