Файл: Выбор стиля руководства в организации (Понятие стиль руководства и факторы формирования ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

· запреты без снисхождения с угрозой;

· неприветливый тон, четкий язык;

· порицания и похвала являются субъективными;

· эмоции не учитываются;

· показ приемов – не система;

· лидерская позиция – вне группы;

· дела в группе заранее планируются (в полном объеме)[18];

· определяются только непосредственные цели, дальние являются неизвестными;

· голос руководителя является решающим.

Коллегиальный или демократический стиль[19]:

· инструкции в виде предложений;

· товарищеский тон, а не сухая речь;

· порицание и похвала – с советами;

· запреты и распоряжения – с дискуссиями;

лидерская позиция – внутри группы;

· мероприятия планируются в группе, а не заранее;

· все отвечают за реализацию предложений;

· все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются.

Попустительский или либеральный стиль[20]:

· конвенциональный тон;

· отсутствие порицаний, похвалы;

· сотрудничество отсутствует;

· позиция лидера – незаметная, в стороне от группы;

· дела в группе идут сами собой;

· лидером не даются указания;

· разделы работы определяются отдельными интересами или новым лидером.

Автократический или авторитарный стиль принятия решений может быть охарактеризован единоличным выбором способа или варианта действий, который направлен на достижение управленческой цели для него характерно доведение решений до исполнителей в форме команды или приказа.

Демократический стиль является противоположным авторитарному и отличен коллегиальностью выбора действий, которые направлены на достижение управленческой цели (для него характерно определение исполнителей решений вместе с членами команды). Демократический стиль руководства может обеспечивать эффективность при таких условиях: когда задачи и цели деятельности понятны, когда сам руководитель является авторитетным как управленец и специалист, и когда подчиненные обладают опытом работы и достаточной квалификацией[21].

Попустительский или либеральный стиль принятия решений находит выражение в поведении руководителя, связанном с предоставлением подчиненным полной свободы действий и стремлением систематически уклоняться от ответственности за решения, которые принимаются.

Довольно редкий стиль принятия решений – это делегирующий. Когда принятие решения поручено высокоорганизованной команде, способной к самостоятельному определению исполнителей и способа достижения цели управления, подразумевается делегирующий стиль.


В принятии решений делегирование полномочий является процедурой, осуществляемой на базе таких критериев: количество решений, которые принимаются на более низких уровнях управления или подчиненными исполнителями, степень важности решений, которые были делегированы, количество функций, которые затрагиваются решениями, делегированными на более низкий управленческий уровень, степень контроля осуществляемого в отношении делегированных решений, максимум делегирования подразумевает то, что контроль отсутствует[22].

Стили принятия решений отличаются значительным многообразием в методах и средствах их реализации и разработки. Это можно объяснить тем, что главный объект управления – это человек как личность с гибким мышлением, а также диапазоном нюансов реакций на однотипные и одинаковые ситуации. Профессионализм руководителя или специалиста, который разрабатывает и реализует решение, зависит от его способности создать для его выполнения стимулирующую среду.

Решение управленческого характера может быть представлено набором более мелких решений. Каждым из них должен быть внесен собственный вклад в решение общей проблемы. Управленческим решением затрагиваются правовые, организационные, экономические, социальные интересы организации и работников. По этой причине в состав критериев для выбора лучшего решения управленческого характера должны включаться и те, в которых отражается разный набор интересов организации и работников.

Можно выделить четыре базовые функции руководителя в ходе принятия решения[23]:

1) управленческая – управляет процессом выработки решения;

2) генерации идей – выдвигает задачу для решения, принимает участие в ее конкретизации и выборе критериев оценочного характера;

3) выработки альтернативных решений – выполняет сложную работу, связанную с самим принятием решения;

4) организаторская – организует выполнение решения.

Обобщенно могут быть выделены два типа руководителей, которые принимают участие в процессе принятия и подготовки решения: аналитики и организаторы процесса принятия и разработки решений. Данные процессы конечно могут изменяться и восприниматься под разными видами, но в целом их симптоматика деятельности должна оставаться на уровне сущности понятия в целом.

Процессы принятия решений управленческого характера, в сравнении с прочими видами психических процессов человека, имеют более высокую сложность и весьма сильные индивидуальные различия. Все люди по-разному принимают решения[24]. Нельзя встретить двух людей, мыслящих и ведущих себя абсолютно одинаково даже в случае решения одной и той же задачи[25]. Данные различия можно объяснить многообразием индивидуальных свойств психики, или качеств, составляющих важнейшую группу среди факторов личности, которые влияют на процесс принятия решений управленческого характера.


Именно влияние личностных факторов выступает в качестве основной причины самого фундаментального явления, которое наблюдается в процессах принятия решений управленческого характера. Оно состоит в том, что реальные процессы, показывающие то, как люди в действительности принимают решения, имеют сильные отличия от нормативных процессов, которые предписывают им, как требуется принимать решения.

Итак, процессы принятия решений управленческого характера в сравнении с прочими видами психических процессов человека имеют более высокую сложность и очень сильные индивидуальные различия[26]. Они безусловно определяются на уровне психологии, но также и в процессе осознания личности как индивида способного к самореализации.

Все решения всегда должны приниматься в полном осознании, то есть принимать дееспособный вид. Данные различия можно объяснить значительным многообразием индивидуальных свойств психики, или качеств, составляющих важную группу среди факторов личности, оказывающих влияние на процесс принятия решений управленческого характера.

Таким образом, стоит сказать, что стиль руководства достаточно сложный механизм в управленческой деятельности любой организации. Любой вид стиля должен всегда быть сопоставим с его внешней структурой и быть полным прототипом для благоприятной атмосферы в коллективе. Без всех этих качеств организация не может быть продуктивной и существовать долго.

Глава 2. Анализ стиля управления, применяемого в МУ КЦСОН ЯМР "Золотая Осень"

2.1 Характеристика МУ КЦСОН ЯМР "Золотая Осень"

МУ КЦСОН ЯМР "Золотая Осень" действует с 15 июля 1998 г., ОГРН присвоен 19 декабря 2002 г. регистратором Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 7 по Ярославской области. Руководитель организации: директор Николаева Ольга Васильевна. Юридический адрес МУ КЦСОН ЯМР «Золотая Осень» - 150522, Ярославская область, Ярославский район, рабочий поселок Красные Ткачи, Первомайская улица, дом 14 а.[27]

Основным видом деятельности является «Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания престарелым и инвалидам», зарегистрирован 1 дополнительный вид деятельности.


МУ КЦСОН ЯМР «Золотая Осень» присвоены ИНН 7627013107, ОГРН 1027601604502, ОКПО 47145728.

МУ КЦСОН ЯМР «Золотая осень» - победитель конкурса, Лауреат премии «За лучшую работу в области обеспечения качества» 2016 года.

Материально-техническую базу учреждения составляют два объекта, которые находятся в оперативном управлении:

Административное здание расположено по адресу ЯО, ЯМР, р.п. Красные Ткачи, ул. Первомайская, д.14 А, одноэтажное нежилое общей площадью 439,2 м2, 1953 года постройки, прилегающей территории нет, дата последнего капитального ремонта 2013 год.

Отделение временного проживания расположено по адресу ЯО, ЯМР, Курбское с/п, с. Васильевское, д.2, одноэтажное общей площадью 259,0 м2, 1934 года постройки, площадь прилегающей территории 3000м2, дата последнего капитального ремонта 2013 год.

В административном здании находятся: общее руководство, бухгалтерия, отделения социального обслуживания на дому, отделения специализированного социально-медицинского обслуживания на дому, отделение срочного социального обслуживания, отделение торгового обслуживания, складские помещения, помещения для оказания продуктовой и вещевой помощи.

В отделении временного проживания оборудованы: жилые комнаты, санитарно-гигиенические помещения, процедурный кабинет, комната раздачи пищи, комната отдыха, складские и вспомогательные помещения.

Все объекты оборудованы системами водоснабжения, теплоснабжения, энергоснабжения и канализации, оснащены телефонной связью и выходом в информационно-коммуникационную сеть Интернет.

Учреждение адаптировано в соответствии с программой «Доступная среда». В том числе все входные группы оборудованы пандусами, поручнями, установлена беспроводная система вызова помощника, приобретены портативные информационные системы для взаимодействия со слабослышащими гражданами (индукционная петля), установлена информационная бегущая строка, санитарные комнаты оснащены необходимыми для инвалидов приспособлениями, на входе имеется вывеска на языке Брайля, на объектах присутствуют знаки доступности.

В коридорахобъектов учреждения расположены информационные стенды, содержащие информацию о структуре организации, режиме работы специалистов, порядке и условиях оказания социальных услуг; перечень оказываемых социальных услуг; тарифы на социальные услуги; Положение о размере и порядке взимания платы за предоставление социальных услуг; образцы заявлений, а также нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность учреждения[28].


На информационных столах и стойках размещены буклеты, памятки и другой печатный материал, содержащий контактную информацию и отражающий технологии социального обслуживания населения, используемые в учреждении.

Для удобства посетителей на дверях кабинетов имеются порядковые номера и информационные вывески.

Рабочие места специалистов отделений учреждения оборудованы необходимыми средствами для эффективного выполнения поставленных задач:

Оргтехника (компьютеры, принтеры, факсы, копировальная техника оборудование для прошивки документов и т.д.)

Офисная мебель (рабочие столы, стулья, тумбы, шкафы, полки, стеллажи и т.д.)

Приспособления для хранения документации (архивные металлические шкафы, сейфы, архиваторы, картотеки)

Канцелярские принадлежности (ручки, бумага, файлы, органайзеры, папки и т.д.)

Светильники для общего и местного освещения

Имеется выход в Интернет, электронная почта, официальный сайт

Имеется мультимедийное оборудование (экран, проектор) используемое для демонстрации фото-, видеоматериалов и презентаций для семинаров, обучающих занятий и информирования граждан.

В целях безопасного пребывания получателей социальных услуг на объектах установлена охранные системы, системы автоматической пожарной сигнализации, системы видеонаблюдения, кнопки тревожной сигнализации. В отделении временного проживания дополнительно оборудована система радиоканальной передачи извещений о пожарах (РСПИ «Стрелец-Мониторинг») на пульт единой диспетчерской службы (ЕДС). На каждом объекте размещены план-схемы эвакуации при пожаре. Пути эвакуации оснащены знаками пожарной безопасности в соответствии с требованиями законодательства РФ.

Для работы учреждения используется служебный автотранспорт:

Организационная структура управления - совокупность отделов и служб, занимающихся построением и координацией функционирования системы управления, разработкой и реализацией управленческих решений. В МУ КЦСОН ЯМР «Золотая осень» используется линейно-функциональная организационная структура управления, которая характеризуется разделением деятельности функциональных и линейных звеньев при усилении координации их функционирования в процессе управления, представленная на рисунке 1.

Взаимодействие в системе управления происходит в основном по вертикали, т.е. между начальником и подчиненным.

Генеральный директор

Заместитель директора (вопросы административной и хозяйственной деятельности)