Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности (на примере конкретной организации) ( Понятие конкуренции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Создание эффективной экономики - важнейшая задача проводимых в России реформ. Однако их направленность не должна ограничиваться только активным распространением рыночных отношений в секторах экономики. Конкуренция является одной из главных особенностей рыночной экономики; В связи с этим возникает необходимость в адаптации предприятий всех отраслей народного хозяйства к условиям конкуренции. Именно поэтому дальнейшее развитие российских предприятий должно осуществляться с учетом активизации существующих, формирования и оценки новых конкурентных преимуществ.

Конкурентное преимущество является внешним, если оно основано на отличительных качествах продукта, которые формируют «ценность для покупателя» из-за снижения затрат или повышения эффективности. Внешнее конкурентное преимущество увеличивает рыночную власть компании, то есть способность фирмы заставить рынок принять цену продукта выше, чем у приоритетных (наиболее опасных) конкурентов, но не обеспечивает соответствующего отличительного качества. Внутреннее конкурентное преимущество основано на превосходстве компании с точки зрения издержек производства, управления компанией или продуктом, что создает «ценность для производителя» и более низкую стоимость, чем у конкурента. Это преимущество может быть создано за счет реализации стратегии доминирования затрат путем внедрения организационных и производственных инноваций компании.

Следовательно конкуренция - это конкуренция предприятий на рынке за потребительские предпочтения с целью максимизации прибыли или дохода. Конкуренция побуждает организации промышленного производства настраиваться для удовлетворения рыночного спроса (и через него к существующим потребностям), снижения затрат на производство и реализацию и максимального использования научно-технического прогресса.

Именно конкуренция и конкурентный рынок, на котором правила игры устанавливаются не производителями, а потребителями, вызывают два фактора, которые побуждают организации повышать качество и конкурентоспособность экономической деятельности. Это очень реальная возможность провала (банкротства) и такая же реальная возможность крупного коммерческого успеха, предоставляя конкурентные преимущества для организации.

Промышленное предприятие успешно работает в конкурентной среде, только если оно имеет четко определенные направления развития, ориентированные на существующий конкурентный статус. В связи с этим оценка текущей конкурентной позиции позволяет компании разумно планировать свое развитие и только тогда формировать конкурентные преимущества.
Целью курсовой работы является изучение методов анализа конкурентов и оценка конкурентной позиции предприятия в современных рыночных условиях .


Объектом исследования является компания, на основе которой проводится анализ конкурентной среды сеть магазинов «Пятерочка»

Предметом исследования является анализ конкурентной среды организации.

Для достижения цели курсовой работы были поставлены следующие задачи:

Изучить основные понятия анализа конкурентной среды;

Исследовать и анализировать существующие методологические подходы к проведению комплексной оценки хозяйственной деятельности.

Изучить методологические основы оценки конкурентов предприятия.


1. Понятие конкуренции


Конкуренция - это борьба предпринимателей на рынке, характерная для товарного производства, за более благоприятные условия для производства и реализации продукции, за получение максимальной прибыли.

Исследование конкурентоспособности предлагаемых товаров и услуг - это возможность выявить сильные и слабые стороны предлагаемых товаров и услуг.

Конкуренция - это конкурентоспособность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают способность каждого из них в одностороннем порядке влиять на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

С точки зрения экономики, конкуренция - это процесс взаимодействия, борьба на рынке предприятий в наиболее выгодных условиях производства. Их цель - предоставить лучшие условия для продажи продукции, одновременно удовлетворяя разнообразные потребности покупателей. Кроме того, конкуренция регулирует темпы и объемы производства, повышает производительность труда, внедряет научно-технические достижения, повышает производительность труда, модернизирует технологии, организует труд и т.д. Факт конкуренции является неотъемлемой частью любого бизнеса. Использование всех возможных методов, ресурсов и инструментов компании на рынке оправдано постоянной борьбой за конечного потребителя [5]. Компании должны конкурировать, потому что они могут потерять долю рынка.

Можем сделать вывод, что конкуренция - это набор определенных действий, направленных на поддержание и увеличение доли рынка компании. Это способ сохранить текущих клиентов и предотвратить возможность переключения на конкурентов, а в лучшем случае выбрать клиентов из основных конкурентов компании. Кроме того, можно сказать, что эффективное противодействие конкурентам основано на прохождении этапов конкурса, которые включают:


1. Выявление целевой аудитории и основных конкурентов на рынке;

2. Определение преимуществ конкурента и разработка стратегии их укрепления и развития;

3. Утверждение ранее выбранной конкурентной стратегии в отрасли;

4. Разработка тактики противодействия основным конкурентам.

В то же время необходимо учитывать основные правила конкуренции:

1. не наносить ущерба рынку;

2. не навредить себе;

3. работать в рамках закона.

Те действия, которые будут противодействовать конкурентам, должны привести к положительному эффекту, то есть доступ к рынку должен постоянно увеличиваться. Необходимо руководствоваться естественными средствами конкуренции и соблюдать правовое регулирование стран.

У каждого есть конкуренты. Это нормально, так работает экономика. Но то, что они забирают клиентов, доходы, прибыль - это ненормально, с этим нужно бороться. Речь идет о конкурентных методах, основным из которых является реклама и рекламная деятельность. Нельзя игнорировать другие методы, такие как повышение качества продукции, «ценовая война», создание услуг до и после продажи, а также создание модернизированных товаров и услуг.

Конкурентоспособность компании является относительным понятием: одна и та же компания, например, в рамках региональной отраслевой группы может быть признана конкурентоспособной, но не в пределах секторов глобального рынка или его сегментов. Оценка степени конкурентоспособности, то есть выявление характера конкурентного преимущества компании по сравнению с другими компаниями, заключается прежде всего в выборе базовых объектов для сравнения, иными словами, в выборе ведущей компании в отрасли страны. или за границей. Такая ведущая компания должна иметь следующие параметры:

- соизмеримость характеристик выпускаемой продукции по идентичности потребностей, удовлетворяемых ее помощью;

- соизмеримостью сегментов рынка, для которых выпущено выпускаемая продукция;

- соизмеримостью фазы жизненного цикла, в которой функционирует фирма.

Таким образом, конкурентное преимущество одной фирмы перед другой можно оценить, когда обе фирмы удовлетворяют одинаковые потребности клиентов, связанные с соответствующими сегментами рынка. Более того, фирмы находятся примерно в одинаковых фазах жизненного цикла. Если эти условия не будут выполнены, сравнение будет некорректным.

В настоящее время, чтобы компания была конкурентоспособной в борьбе с ведущими компаниями, требуются совершенно новые подходы к организации производства и управления, чем те, которые лидеры ориентировали в прошлом. И, прежде всего, необходимы новые подходы в инвестиционной политике, при технической реконструкции на предприятии, в процессе внедрения нового оборудования и технологий.


Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда факторов, которые можно считать составляющими (составляющими) конкурентоспособности. Их можно разделить на три группы факторов:

- технико-экономический;

- коммерческий;

- нормативные.

Коммерческие факторы определяют условия продажи товаров на определенном рынке. Они включают:

1. рыночные условия (жесткость конкуренции, соотношение между спросом и предложением данного товара, национальные и региональные особенности рынка, которые влияют на формирование платежеспособного спроса на данный товар или услугу);

2. предоставляемые услуги (наличие дилерских и дистрибьюторских точек производителя и станций технического обслуживания в регионе покупателя, качество обслуживания, ремонта и других предоставляемых услуг);

3. реклама (наличие и эффективность рекламы и других средств воздействия на потребителя с целью формирования спроса);

4. имидж компании (популярность бренда, репутация компании, компании, страны).

Зачастую вопросы определения позиции в соревновании рассматриваются только с точки зрения решения второго круга задач. Хотя, конечно, в первую очередь, необходимо в целом определить перспективы этого бизнеса, то есть рассмотреть первый круг проблем.




Рис.1 Положение конкуренции

На рис. 1. изображены пять конкурентных сил, определяющих привлекательность отрасли, и положение этой организации в конкуренции в этой отрасли, а именно:

1. появление новых конкурентов;

2. Угроза замены этого продукта новыми продуктами;

3. сила позиции покупателей;

4. Сила позиции поставщиков;

5. конкуренция среди производителей в самой отрасли.


1.1. Методы оценки конкурентоспособности предприятия


Оценка конкурентоспособности предприятия на конкретном рынке или его сегменте основывается на тщательном анализе технологических, производственных, финансовых и сбытовых возможностей предприятия, она призвана определить потенциальные возможности предприятия и мероприятия, которые предприятие должно предпринять для обеспечения конкурентных позиций на конкретном рынке.

Такая оценка должна содержать следующие показатели:

1. потребность в реальных инвестициях и на будущее, как в целом, так и для определенных видов продукции и конкретных рынков;


2. ассортимент конкурентоспособной продукции, ее объемы и стоимость;

3. набор рынков или их сегментов для каждого продукта;

4. потребность в средствах для формирования спроса и стимулирования сбыта;

5. перечень мер и методов, с помощью которых компания может получить преимущество на рынке;

6. создание благоприятного взгляда на предприятие среди клиентов, производство качественных и надежных продуктов, постоянное обновление продуктов и четкое выполнение обязательств по сделкам

Результаты исследования взяты за основу для разработки стратегии предприятия, его технической, ассортиментной и сбытовой политики.

В этом документе предлагается комплексный подход к оценке конкурентоспособности организаций (КСП) с различных точек зрения, что сводит к минимуму влияние субъективности. Подход реализуется через экспертную оценку на основе следующих концепций:

Анализ КСП на основе концепции хозяйственной деятельности предприятия[1]

· Анализ печатной платы на основе концепции «4P»

· Анализ КСП на основе концепции М. Портера (модель пяти сил конкуренции)

Для практического применения и простоты анализа КСП для каждой концепции используется качественная пяти- или десятибалльная шкала, в которой граничные условия задаются наилучшим и наихудшим положением в соответствии с критериями.

Окончательная оценка КСП определяется либо простым усреднением, либо определяется средневзвешенный результат. Выбор методологии определяется наличием количественной и качественной информации. Методы оценки КСП можно оценить по следующим критериям весового анализа: полнота информации, достоверность информации, уровень допущений, учет показателей КСП предприятия с учетом областей потенциальных конкурентных преимуществ, система отслеживания конкуренции, уровень исследования конкурентоспособности.

В результате оценки конкурентоспособности продукции могут быть приняты следующие решения:

1. изменение состава, структуры используемых материалов (сырья, полуфабрикатов), комплектующих или конструкции изделия;

2. изменение порядка оформления изделия;

3. изменение технологии изготовления, методов испытаний, систем контроля качества при изготовлении, хранении, упаковке, транспортировке, монтаже;

4. изменение цен на продукцию, цены на услуги, обслуживание и ремонт;

5. изменение порядка продаж на рынке;

6. изменение структуры и размера инвестиций в разработку, производство и маркетинг продукции;