Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 45
Скачиваний: 0
В заключении хотелось бы отметить, что изучение теории государства и права необходимо совмещать с такими дисциплинами как История, Экономика, Философия, Социология, Культурология, Элитология. Именно тогда, в полной мере раскрываются теории и перед глазами возникают древние города-полисы вокруг которых начинают зарождаться государства, внутри которых уже полноводной рекой истории текут культура и философия отражающие их кроткий быт.
2. Публичная власть как сущностный признак государства
2.1 Территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах
Целью государства является осуществление власти в обществе. В свою очередь, власть – способность и возможность осуществить свою волю и влиять на поведение и деятельность других людей, а сущность государства – организация власти в обществе.
Необходимо различать понятия «государственная власть» и «государство», ведь достаточно часто эти понятия приравнивают, не видя в них никаких различий, однако, это разные явления.
Вопрос о взаимодействии государственной власти и государства относится к числу малоисследованных и не имеет однозначного решения. Одни ученные приравнивают государственную власть и государство, исходя из того, что государственная власть материализуется в органах государства и ими представлена. Другие считают, что власть является содержанием ,а государство формой. Третьи полагают, что государство – средство осуществления власти в целом. Четвертые рассматривают власть как признак государства. Пятые же проводят взаимодействие государства и власти с учетом того, что понимается под государством.
В данном случае, пятый подход является наиболее верным, потому что взаимодействие государства и власти действительно будет зависеть от того, что мы будем понимать под государством. Определение «государство» принято давать в узком и в широком смысле. В узком смысле государство – особая организация, которая управляет обществом, а в широком смысле понимается определенным образом государственно организованное общество. Анализируя государственную власть и государство в широком смысле, государственную власть следует рассматривать как неотъемлемую принадлежность государства, так как государство в широком смысле – это союз людей, управляемый государственной властью и находящийся под ее защитой.
В узком смысле взаимоотношение государства и власти будет выглядеть по-другому. Государство является особой политической организацией, функционирующей в обществе, а не в качестве определенного организованного общества. Данная политическая организация выражена в иерархической системе органов, которые отождествляют собой государственную власть. То есть, государство в узком смысле – это организованная публичная власть.
В первую очередь необходимо выделить общественную власть частичного и общего характера. Первая – публичная власть общества, которая действует в государственно организованном обществе. Публичная власть несет политический характер, поскольку связана с существованием несимметричного общества. Она может выражаться в политическом доминировании конкретной большой социальной группой населения в обществе. Публичная власть может быть рассредоточена из-за давления того или иного социального слоя. В данных условиях может произойти распределение политической власти между социальными группами и характер политической власти может изменяться, так как распределение может быть изменчивым.
Вторая - это власть частично публичная - корпоративная, не имеющая политического характера, которая присуща различным объединениям. Она действует как власть объединения членов его организации.
Следует брать во внимание, что данные изменения не касаются ее сущности, они могут влиять только на некоторые нюансы ее содержания.
В научной литературе государственную и политическую власть часто отождествляют, отмечая, что политическая власть – это и есть государственная власть. К данному приравниванию есть основания, поскольку политическая власть появляется как власть государственная и большой промежуток времени остается только в этой связи. Связано это с тем, что государство было исторически первой особой политической организацией, просуществовавшей длительное время. Со временем в обществе сформировались и другие политические организации, власть которых получила политический статус. Поэтому следует различать государственную и политическую власть, так как помимо государственной существуют и другие формы политической власти.
Государственная власть является особой разновидность публичной власти. Государственной власти принадлежат органы государства и его должностным лицам, поэтому органы следует рассматривать в качестве внешней формы, а власть государства в качестве содержания государства. Государство в узком смысле – единство государственной власти и органов, в которых выражена государственная власть.
Структуру государственной власти, ее строение и элементы из которых она состоит, следует рассматривать с разных точек зрения и позиций, чтобы получить более глубокие представления о самой государственной власти и ее внутреннем строении.
Во-первых, рассмотрим строение государственной власти с позиции структуры власти, но будем рассматривать власть лишь в статичном состоянии без ее функционирования. В данном подходе принято выделять два элемента власти: силу и волю. Сила дополняет волю и способствует ее претворению в жизнь. Без силы воля не сможет влиять на поведение других. Сила власти выражается в авторитете, в принуждении, в насилии, в воздействии. В свою очередь, сила более наглядно выражается в государственных органах, в органах принуждения – армии, полиции и др. Когда авторитета государственной власти недостаточно для утверждения государственной воли, то вход идет аппарат государственного принуждения.
Второй элемент власти – воля. Главный элемент власти. Любая власть всегда есть проявление чьей-то воли: воли отдельного человека, коллектива людей, класса, народа, воли государства и т.д. Государственная власть – это тоже воля, либо народа или воля социальных групп, а может и вовсе отдельного человека.
По-другому будет выглядеть строение государственной власти, если ее рассматривать уже не в статике, а в ее полном функционировании, в динамике. Тогда государственная власть расценивается уже как конкретное отношение, складывающееся между подвластными и властвующими.
Вопрос определения государственной власти не имеет конкретного решения, поэтому существуют разные определения государственной власти. Одни в государственной власти видят волевое отношение, другие – определенную функцию, третьи – организованную силу, четвертые – возможность властвующих навязывать свою волю, пятые – управление и т.д.
2.2 Публичная (государственная) власть
Как известно, социальная власть проявляет себя в двух основных разновидностях: общественной власти и власти государственной. С исторической точки зрения общественная власть является первой, проявляя себя еще первобытно-родовым строем. Далее, по мере развития человеческой цивилизации возникла и развилась другая разновидность – государственная власть.
Среди отечественных специалистов долгое время доминировала позиция, согласно которой «публичная (политическая) власть» и «государственная власть» являются синонимичными категориями. Так, М.И. Байтин указывает, что политическая власть в собственном смысле – власть, которая исходит от государства или реализуется не иначе как при его прямом или косвенном участии [1, с. 83]. Иные авторы, например, Ф.М. Бурлацкий и Н.М. Кейзеров, разделяли эти понятия. При этом понятие «политическая власть» используется в более широком смысле, поскольку она включает все элементы и звенья политической структуры общества, а не только одно (хотя и значимое) ее звено – государство [2, с. 145].
В настоящее время в правовой и политической науке доминирует другой подход понимания публичной власти. Считается, что публичная власть подразумевает разные организационные формы, которые не сводятся к государственной власти. Отраженная в современных конституциях развитых государств, в том числе, Конституции Российской Федерации, вертикальная децентрализация государственной власти, подразумевающая выделение местного самоуправления в качестве самостоятельного элемента публичной власти, не относящегося к государственной власти, предполагает обоснованную дифференциацию категорий «публичная власть» и «государственная власть», несмотря на их отождествление ранее [3, с. 167].
Понятие «публичная власть» намного шире понятия «государственная власть». Выше обозначенное понимание характера публичной власти в Российской федерации подразумевает наличие не менее двух уровней ее реализации: государственной власти и местного самоуправления. Местная власть функционирует на территории муниципальных образований: в городских и сельских поселениях, муниципальных районах и т.д. В свою очередь государственная власть как верховная и суверенная разновидность публичной власти, в Российской Федерации реализуется на федеральном (общегосударственном) и региональном уровнях. Она занимает центральное место среди иных выражений публичной власти, что связано с особенностями механизма ее реализации, а также особенностями отношений, возникающих на ее основе.
В систему органов публичной власти включены как органы государственной власти, так и органы местного самоуправления. При этом органы, осуществляющие публичную власть, одновременно образуют систему механизма государства. Государственная и муниципальная власть являются двумя подсистемами единой системы публичной власти.
Государственную власть можно охарактеризовать следующими признаками:
- официальным характером, регламентируемым Конституцией Российской Федерации и ее законодательством;
- структурированностью аппарата власти, которая подразумевает существование специально сформированных и действующих институтов публичной власти;
- общеобязательностью характера решений органов государственной власти;
- существованием правомочий на легальное и легитимное применение насилия (принуждения), включая использование армии и специальных служб;
- возможностью отменять акты и решения негосударственных структур и организаций, что не исключает государственно-частное партнерство [4];
- наличием ряда исключительных правомочий, например, на законное изъятие части доходов граждан и организаций в виде налогов [5, с. 79 - 80].
Согласно статье 11 Конституции Российской Федерации государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации, а в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти [6].
Государственную власть олицетворяет Российская Федерация, то есть государство. Она представлена системой органов государственной власти, разделенных «вертикально» (федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации) и «горизонтально» (на ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную).
Одной из характеристик государственной власти является ее легитимность, то есть признание этой власти большинством населения государства. Ведь государственная власть считается разновидностью социальной (общественной) власти, и, соответственно, население (общество) должно признавать ее в таком качестве, таковой, полагает ее «своей» властью и подчиняться [7, с. 68].
Государственной власти присущи свои отличительные особенности:
1) публичность государственной власти, то есть открытость власти, которая действует от имени всего общества и представляет его интересы. При этом государственная власть реализуется специальным профессиональным аппаратом, отделена от общества и не совпадает с ним;
2) суверенитет государственной власти, то есть ее верховенство внутри страны, а также самостоятельность и независимость в международных отношениях (власть самостоятельно принимает решение об участии в каких-либо наднациональных союзах и объединениях, заключении каких-либо договоров и соглашений). В данном случае, под верховенством государственной власти понимается, прежде всего, то, что выше этой власти в стране не действует больше никакой другой власти и все в обязательном порядке подчиняются власти государства. Однако в условиях демократии государственный суверенитет опирается на суверенитет народа, который первичен по отношению к государственному;
3) наличие аппарата принуждения (органов государственной власти), действующего на всей территории страны и в отношении всего ее населения;
4) легитимность государственной власти, то есть ее признание, подтверждение обоснованности властвования, обладания необходимым авторитетом;