Файл: Управление конфликтами в социально-экономических системах (ГЛАВА 1КОНФЛИКТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ И ПРОБЛЕМА УПРАВЛЕНИЯМИ)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ре.гулирова.ние конфликта е.ще не е.сть е.го ра.зре.ше.ние, поскольку сохра.няются основные структурные компоне.нты конфликта. Одна.ко все де.йствия по ре.гулирова.нию соста.вляют либо пре.дпосылки ра.зре.ше.ния конфликта, либо собстве.нно моме.нты этого проце.сса.

Ра.зре.ше.ние конфликта - за.ключите.льный е.го эта.п. Во все.х многообра.зных форма.х ре.а.лизуются ра.зличные виды за.ве.рше.ния конфликта: пре.кра.ще.ние конфликта путе.м уничтоже.ния одной из сторон или полного подчине.ния другой; пре.обра.зова.ние обе.их конфликтующих сторон в на.пра.вле.нии согла.сова.ния их инте.ре.сов и позиций на новой основе.; вза.имного примире.ния противоборствующих а.ге.нтов; вза.имного уничтоже.ния противоположносте.й. При осуще.ствле.нии пе.рвой и после.дне.й из ука.за.нных возможносте.й за.ве.рше.ние конфликта сопровожда.е.тся обостре.ние.м борьбы. При ре.а.лиза.ции других форм происходит посте.пе.нное за.туха.ние конфликта.

Ра.злича.ются полное и не.полное ра.зре.ше.ние конфликта. Е.сли име.е.т ме.сто пре.обра.зова.ние или устра.не.ние основы конфликта (причин, пре.дме.та.), то конфликт ра.зре.ша.е.тся полностью. Не.полное ра.зре.ше.ние име.е.т ме.сто тогда, когда устра.няются или пре.обра.зуются лишь не.которые структурные эле.ме.нты конфликта, в ча.стности, соде.ржа.ние противоборства, е.го поле, мотива.ционна.я ба.за конфликтного пове.де.ния уча.стников и т.п. Ситуа.ция не.полного ра.зре.ше.ния конфликта порожда.е.т е.го возобновле.ние на той же или на новой основе. Ра.зре.ше.ние конфликта сле.дуе.т отлича.ть от е.го пода.вле.ния, т.е. на.сильстве.нного устра.не.ния одной или обе.их сторон бе.з ликвида.ции причин и пре.дме.та противоборства. Не ве.де.т к ра.зре.ше.нию и та.к на.зыва.е.ма.я отме.на конфликта -- это попытка изба.виться от конфликта путе.м примире.ния или за.туше.выва.ния, а не пре.одоле.ния противоположносте.й, ле.жа.щих в е.го основе.


Эффе.ктивное ра.зре.ше.ние конфликта, т.е. ра.зре.ше.ние при на.име.ньших поте.рях ре.сурсов и сохра.не.нии жизне.нно ва.жных обще.стве.нных структур, возможно при на.личии не.которых не.обходимых условий и ре.а.лиза.ции отме.че.нных принципов упра.вле.ния конфликта.ми. К числу пе.рвых конфликтологи относят: на.личие орга.низа.ционно-пра.вового ме.ха.низма ра.зре.ше.ния конфликтов; доста.точно высокий урове.нь де.мокра.тиче.ской культуры в обще.стве.; ра.звита.я социа.льна.я а.ктивность гла.вных слое.в на.се.ле.ния; на.личие опыта конструктивного ре.ше.ния конфликтов; ра.звитие коммуника.тивных связе.й; на.личие ре.сурсов для осуще.ствле.ния систе.мы компе.нса.ций. Что ка.са.е.тся принципов, то ре.чь иде.т, пре.жде все.го, о конкре.тном подходе к ра.зре.ше.нию конкре.тных конфликтов. Конфликты, в которых противников ра.зде.ляют не.примиримые противоре.чия, и их ра.зре.ше.ние може.т быть достигнуто только побе.дой одной стороны на.д другой, суще.стве.нно отлича.ются от конфликтов типа «де.ба.тов», где возможе.н спор, возможны ма.не.вры, но в принципе, обе стороны могут достигнуть компромисса. Спе.цифичны конфликты типа «игр», где стороны де.йствуют в ра.мка.х одних и те.х же пра.вил, и ра.зре.ше.ние пробле.мы зде.сь не ве.де.т к ликвида.ции все.й структуры связыва.ющих их отноше.ний.

Тре.бова.ния свое.вре.ме.нности, опе.ра.тивности и гла.сности не ме.не.е ва.жны для пра.ктики ра.зре.ше.ния конфликта. За.пуще.нный конфликт тре.буе.т для свое.го ра.зре.ше.ния больших ре.сурсов, ибо он обре.ме.не.н многими ра.зрушите.льными после.дствиями. Отсутствие должной опе.ра.тивности в возде.йствии на конфликтную ситуа.цию, кроме все.го проче.го, снижа.е.т эффе.ктивность приме.няе.мых ме.тодов ра.боты.


Вопрос об упра.вле.нии конфликта.ми в обра.зова.те.льном учре.жде.нии выте.ка.е.т из понима.ния конфликтов ка.к не.отъе.мле.мой стороны обще.стве.нных проце.ссов, ка.к их источника и движуще.й силы творче.ской де.яте.льности люде.й, но вме.сте с те.м и ка.к де.те.рмина.нты пробле.м и трудносте.й ра.звития. Упра.вле.ние конфликтом в обра.зова.те.льном учре.жде.нии е.сть це.ле.на.пра.вле.нное возде.йствие на проце.сс конфликта, обе.спе.чива.юще.е ре.ше.ние социа.льно зна.чимых за.да.ч. Оно включа.е.т в се.бя прогнозирова.ние конфликтов; пре.дупре.жде.ние одних и вме.сте с те.м стимулирова.ние других; пре.кра.ще.ние и пода.вле.ние конфликтов; ре.гулирова.ние и ра.зре.ше.ние.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Если бы конфликт понимался только как патологическое явление в обществе, ведущее к дезорганизации социальной системы, к нарушению ее нормального функционирования, то основная проблема отношения к конфликту сводилась бы к его ликвидации - отмене, подавлению, скорейшему разрешению. Признание же конфликта закономерным явлением в обществе, более того, движущей силой развития, расширяет и углубляет проблему обращения с ним. Управление конфликтом в образовательном учреждении есть целенаправленное воздействие на процесс конфликта, обеспечивающее решение социально значимых задач. Оно включает в себя прогнозирование конфликтов; предупреждение одних и вместе с тем стимулирование других; прекращение и подавление конфликтов; регулирование и разрешение.

Управление конфликтом предполагает умение поддерживать его ниже того уровня, на котором он становится угрожающим для организации, группы, межличностных отношений. Умелое управление конфликтом может привести к его разрешению, то есть к устранению проблемы, вызвавшей конфликт, и восстановлению взаимоотношений сторон в том объеме, который необходим для обеспечения деятельности.

В заключение отметим, что в образовательном учреждении весьма важно стремиться к быстрому и полному разрешению конфликтов, иначе они могут стать перманентными. Немаловажное значение при этом имеет создание благоприятной атмосферы труда, доброжелательных межличностных отношений членов коллектива в процессе трудовой деятельности, умение отличать причины от поводов, выбирать наиболее верные способы разрешения конфликтов. Это одна из первейших задач руководителя организации. Ведь эффективно управлять - это в том числе и умение создавать такую обстановку, в которой с минимальными издержками реализовывались бы поставленные перед в образовательным учреждением задачи.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анцупов, А. Я. Конфликтология [Текст]: учебник для ВУЗов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва: Эксмо, 2013.- 503 с.

2. Аржаков, М. В. Управление конфликтами [Текст] / М. В. Аржаков, Н. В. Аржакова, В. И. Новосельцев. - Воронеж: Кванта, 2015. - 179 с.

3. Бабосов, Е. М. Социология [Текст]: энциклопедический словарь / Е. М. Бабосов. - Москва: URSS: Либроком, 2008. - 473 с.

4. Бандурка, А. М. Психология управления [Текст] / А. М. Бандурка, С. П. Бочарова, Е. В. Землянская. - Харьков: Фортуна-пресс, 2014. - 464 с.

5. Богатырева, Н. Конфликтогены, или Как себя вести в конфликте [Текст] / Н. Богатырева // Секретарское дело. - 2013. - N 10. - С. 50-55.

6. Большая энциклопедия психологических тестов [Текст] / А. А. Карелин. - Москва: ЭКСМО, 2016. - 416 с.

7. Вердербер, Р. Психология общения [Текст] / Р. Вердербер, К. Вердербер; Пер. с англ. - 11-е изд. - Cанкт-Петербург: Нева, 2015. - 320 с.

8. Вишнякова, Н. Ф. Конфликтология [Текст]: учебное пособие / Н. Ф. Вишнякова. - 3-е изд. - Минск: Университетское, 2012. - 318 с.

9. Гришина, Н. В. Психология конфликта [Текст] / Н. В. Гришина. - 2-е изд. перераб. и доп. - Москва [и др.]: Питер, 2018. - 538 с.

10. Громова, О. Н. Конфликтология [Текст]: курс лекций / О. Н. Громова; Ассоц. авт. и изд. "ТАНДЕМ". - Москва: ЭКСМО, 2010. - 320 с.

11. Дмитриев, А. В. Конфликтология [Текст]: учебное пособие / А. В. Дмитриев. - 4-е изд. перераб. - Москва: Альфа-М, 2013.- 335 с.

12. Емельянов, С. М. Практикум по конфликтологии [Текст] / С. М. Емелья-нов.- Москва: Питер, 2009. - 384 с.

13. Запрудский, Ю. Г. Внутри конфликта [Текст] / Ю. Г. Запрудский // Социс. - 2003. - N 7. - С.51-52.

14. Здравомыслов, А.Г. Социология конфликта [Текст]: учебное пособие для вузов / А. Г. Здравомыслов. - Москва: Аспект Пресс, 1995. - 317 с.

15. Зеркин, Д. П. Основы конфликтологии [Текст]: курс лекций / Д. П. Зеркие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. - 480с.

16. Кибанов, А. Я. Управление конфликтами и стрессами [Текст]: учебно-практическое пособие: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям "Управление персоналом", "Менеджмент организации" / А. Я. Кибанов, В. Г. Коновалова, О. Л.Белова; под ред. А. Я. Кибанова. - Москва: Проспект, 2013. - 82 с.

17. Коузер, Л. Основы конфликтологии [Текст] / Л. Коузер.. - Cанкт-Петербург: Светлячок, 2005.

18. Познякова, Е. Возникновение трудовых конфликтов - следствие серьезных пробелов в системе управления персоналом [Текст] / Е. Позднякова // Секретарское дело. - 2013. - N3(32). - С.75-76.


19. Светлов, В. А. Управление конфликтом: новые технологии принятия решений в конфликтных ситуациях [Текст] / В. А. Светлов. - Cанкт-Петербург: [Б. и.], 2013. - 136 с.

20. Скотт Дж.Г. Способы разрешения конфликтов [Текст] / Дж. Г. Скотт. - Киев: Верзинин и к0, ЛПД, 2011.

21. Царский, В. Современный психологический справочник менеджера [Текст] / В. Царский. - Москва: Рипол Классик, 2012. - 448 с.

22. Шакуров, Р. Х. Социально - психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив [Текст] / Р. Х. Шакуров.- Москва, 2010.

23. Шаленко, В. Н. Социально-трудовые конфликты в России: анализ динамики и методы разрешения [Текст] / В. Н. Шалеко // Социальный конфликт. 2009. - №3. - С. 11.

24. Щербак, В.Е. Конфликтные ситуации на предприятии [Текст] / В. Е. Щербак // ЭКО. 2009, №11.