Файл: Понятия социального обслуживания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГЛАВА 3 Анализ социального обслуживания.

Анализ социальной потребности в социальных услугах на базе определенных показателей в отношении к пожилым людям показывает, что переход к рынку оказывается более сложной и длительной, социальная цена реформ неизмеримо высокая и несправедливая по отношению к пожилым гражданам РФ. Решить данный конфликт между необосноваными ожиданиями и реальной жизнью, которая также далека от благополучия, как и в начале перестройки, обеспечить нуждающимся социальную защиту должна была созданная в начале девяностых годов, а если быть более точным то в 1991 году система социальной защиты населения, которая включала в себя учреждения социального обслуживания населения.

Перед учреждениями социального обслуживания и в настоящее время стоят поставленные задачи по адресной социальной поддержке пожилых людей, при этом важно правильно определить категорию наиболее нуждающихся в социальной помощи слоев населения.

Среди пожилых людей в первую очередь необходимо выделить группы риска: это лица в возрасте от 70до 90 лет и старше, которые являются одинокими, бездетными, инвалидами и также страдающими хроническими заболеваниями. Помимо граждан приклоного возраста в группу риска также попадают инвалиды и люди с тяжелыми заболеваниями.

По данным Госкомстата России, на начало 2004 года категория пожилых людей в возрасте от 70 до 90 лет и старше составила 12 млн. 555 тысяч, или 8,7 процентов населения. Женщин среди них в 2,5 раза больше. В силу возрастных причин большинство пожилых людей вправе рассчитывать на социальную поддержку от государства. В последние десять лет быстрыми темпами растет категория инвалидов, при сохранении тенденции к 2005 году их численность достигнет 12 миллиона человек. По результатам ряда исследований, третья часть безработных пенсионеров имеют уровень жизни намного ниже прожиточного и нуждаются в социальной поддержке.

Начало роста числа нуждающихся в социальной поддержке населения начнется с 2005 года, когда на пенсию будет выходить многочисленное послевоенное поколение, в общей массе имеющее низкие доходы. Можно прогнозировать также, что количество работающих пенсионеров в этот период незначительно возрастет, учитывая неблагоприятную для трудоустройства ситуацию, если государством не будут задействованы дискриминационные факторы социального обслуживания.


В области социального обслуживания возможность реализации права на его получение часто зависит от решения компетентного органа, поскольку целый ряд социальных услуг, предоставляемых в данной сфере деятельности, всё ещё относится к числу дефицитных, не гарантированных абсолютно каждому пожилому и нетрудоспособному человеку к большому сожалению. Об этом, свидетельствует превышение числа нуждающихся в обслуживании с помещением в дома-интернаты по сравнению с общим числом мест в этих учреждениях.

Свой негативный вклад в углубление кризиса старшего поколения внесло и резкое падение экономического статуса граждан пожилого возраста: значительное уменьшение покупательской способности пенсий, единовременное обесценивание пенсионных вкладов, независимость размера пенсии от трудового вклада и так далее.

Социальная незащищённость этой группы населения связана в первую очередь с их физическим состоянием, формирующего контакт с остальными слоями населения. Поэтому пожилые граждане являются наименее защищённой и наиболее социально уязвимой частью общества в нашей стране.

Сложную социально-экономическую ситуацию к счастью смягчат стационарные и нестационарные учреждения , которые будут способствовать улучшению качества жизни пожилых граждан, также создаются условия для оптимизации их жизненного уклада и решения различных проблем, связанных с психологической помощью и поддержанием здоровья.

Проблемы социального обслуживания пожилых граждан в современном мире находятся в центре внимания многих социальных институтов, а также социальных и исследовательских программ, которые направленны на обеспечение приемлемого уровня жизни пожилых граждан, но зачастую не раскрывается.

Наличие общих законов и норм оказания помощи, считавшихся преимуществом государственных, институциональных систем социальной работы, в целом оказалось недостатком не придающей никакой пользы, придающим адресной помощи «безличный» характер, когда потребности конкретного клиента «не укладываются» в универсальный гарантированный перечень. Если необходимы дополнительные услуги, клиент должен платить или мириться с невозможностью их получения. При этом во многих случаях даже минимальная плата за определенную услугу воспринимается как моральная травма, оскорбление.

Весь комплекс социальных услуг получают граждане, проживающие в стационарных учреждениях, - от медицинской помощи до социально-трудовой реабилитации. С учетом возраста, состояния здоровья и некоторых других факторов создаются различные типы учреждений: интернаты для престарелых и инвалидов; детские дома и приюты и прочее.


В стационарные учреждения для престарелых и инвалидов принимаются граждане пенсионного возраста, а также инвалиды 1-й и 2-й групп старше 18 лет, не имеющие трудоспособных детей или родителей, обязанных по закону их содержать. В первоочередном порядке в дома-интернаты принимаются инвалиды и участники Великой Отечественной войны, члены семей погибших военнослужащих, а также умерших инвалидов и участников войны. При наличии свободных мест разрешается временное проживание указанных лиц сроком от 2 до 6 месяцев.

Одним из непременных условий приема является добровольность, поэтому оформление документов производится только при наличии письменного заявления гражданина, а лиц младше 14 лет и лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, - письменного заявления их законных представителей. В любое время гражданин может отказаться от стационарного обслуживания и покинуть его.

Помещение в стационар без согласия допускается только на основании решения суда по представлению органа социальной защиты, а также в соответствии с Законом РФ №3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

Лица, которые проживают в стационарных учреждениях, имеют полное право на: условия проживания в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями; уход, первичную медико-санитарную и стоматологическую помощь; бесплатную специализированную медицинскую и протезно-ортопедическую помощь; добровольное участие в лечебно-трудовом процессе с учетом медицинских рекомендаций; свободное посещение нотариусом, адвокатом, родственниками и другими лицами; сохранение занимаемого по договору найма или аренды жилого помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилого фонда в течение 6 месяцев со дня поступления в стационар и другое.

Администрация стационара обязана: соблюдать права человека и гражданина; обеспечивать неприкосновенность личности и безопасность граждан; выделять супругам изолированное жилое помещение для совместного проживания; обеспечивать возможность беспрепятственного приема посетителей в любое время; обеспечивать сохранность вещей; предоставлять возможность пользоваться телефонной и почтовой связью в соответствии с установленными тарифами и прочее.

Финансирование стационарных учреждений социального обслуживания, находящихся в федеральной или муниципальной собственности, производится за счет бюджетов различных уровней.

Печальным и тревожным явлением современной действительности служит постоянное увеличение числа беспризорных детей и детей-сирот: ежегодный рост по России составляет около 40 тыс. детей. Для их социальной реабилитации создаются специализированные учреждения: центры для несовершеннолетних; социальные приюты для детей и подростков; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и др. Сегодня в стране уже действует свыше 400 таких учреждений, только в Московской области их 33. Правовые основы их организации закреплены в Примерном Положении, утвержденном постановлением Правительства России номер1092.Источником финансирования служат бюджеты субъектов Российской Федерации. Новым учреждением социального обслуживания являются кризисные центры помощи женщинам. Стационарные отделения центра создаются для пребывания в нем женщин на срок не более 2 месяцев. Женщинам, находящимся в кризисном и опасном для физического и душевного здоровья состоянии или подвергшимся психофизическому насилию, в любое время суток оказывается психологическая, юридическая, педагогическая, социальная и другая помощь. Центры находятся на бюджетном финансировании. Отдельные виды помощи могут предоставляться за плату.


Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание разносторонней социально-бытовой помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении.

Стационарное социальное обслуживание включает меры по созданию для граждан пожилого возраста и инвалидов наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию их отдыха и досуга.

Трудная жизненная ситуация -это ситуация, которая объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно. Причинами ее возникновения могут быть самые различные обстоятельства: инвалидность, преклонный возраст, болезнь, сиротство, жестокое обращение в семье, безработица, отсутствие определенного места жительства и пр.

Социальное обслуживание основывается на следующих принципах: Работа по выявлению и созданию банка данных таких лиц ведется местными органами социальной защиты населения по месту жительства инвалидов, престарелых, многодетных и одиноких семей. Информацией о детях сиротах, одиноких и многодетных семьях располагают также органы народного образования; о беженцах - миграционная служба, о лицах без определенного места жительства - органы внутренних дел и пр.

Доступность. Обеспечивается возможность бесплатного и частично платного получения социальных услуг, которые включены в федеральный и территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг. Их качество, объем, порядок и условия оказания должны соответствовать государственным стандартам, установленным Правительством РФ. Сокращение их объёма на территориальном уровне не допускается.

Добровольность. Социальное обслуживание осуществляется на основании добровольного обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления или общественного объединения. В любое время гражданин может отказаться от получения социальных услуг.

Гуманность. Граждане, проживающие в стационарных учреждениях, имеют право на свободу от наказаний. Не допускаются в целях наказания или создания ряда удобств для персонала использование лекарственных средств, средств физического сдерживания, а также изоляция. Лица, допустившие указанные нарушения, несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность.


Конфиденциальность, иначе говоря ведения личного характера, ставшая известным работникам учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг, составляют профессиональную тайну. Работники, которые виновные в ее разглашении, несут установленную законом ответственность за данное правонарушение.

Социальные службы - предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб в объемах, определенных государственными стандартами социального обслуживания, предоставляется:

1.Гражданам, которые неспособны к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, а также болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного для субъекта Российской Федерации, в котором они проживают;

2. Гражданам, которые находятся в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов;

3.Несовершеннолетним детям, которые находятся в трудной жизненной ситуации.

Социальное обслуживание на дому осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, которые нуждаются в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании.

Социальное обслуживание в стационарных учреждениях осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, которые частично или полностью утратили способность к самообслуживанию и которые нуждаются в постоянном постороннем уходе, и обеспечивают создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.

Временный приют в специализированном учреждении предоставляется в первую очередь: детям сиротам, детям которые остались без попечения родителей ,а также совершенно безнадзорным несовершеннолетним, детям которые оказались в тяжелой жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства и определенных занятий, суда также следует отнести граждан которые пострадали от физического или психологического насилия других стихийных бедствий которые привели к вооруженным и межэтническим конфликтам. Ну и другим клиентам социальной службы, которые нуждаются в предоставление временного приюта.