Файл: Понятия социального обслуживания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Консультативная помощь оказывается в учреждениях социального обслуживания по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально правовой защиты.

Реабилитационные услуги заключаются в оказании помощи в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Дневное пребывание в учреждениях социального обслуживания организуется в ряде учреждениях социального обслуживания в дневное время. Где предоставляют социально-бытовое, социально-медицинское и иное обслуживание сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации.

В целом анализируя развитие социального развития можно сделать такой вывод, что нашей стране предстоит проделать еще очень много работы по этому вопросу. Конечно по сравнению с девяностыми годами наша страна шагнула далеко вперед в этом вопросе, но до некоторых развитых стран нам все еще далеко. Но так или иначе наша страна не стоит на месте в данном вопросе.

3.1 Практика социального обслуживания

К государственной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, органы исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в компетенции которых находятся организации, которые осуществляют социальное обслуживание. Муниципальную социальную службу составляют учреждения и предприятия социального обслуживания, органы местного управления, в компетенцию которых входят организация и осуществление социального обслуживания. К негосударственной социальной службе относят учреждения и предприятия социального обслуживания, создаваемые благотворительными, общественными, религиозными и другими негосударственными организациями и частными лицами.

Согласно российскому законодательству лицо, находящееся в трудной жизненной ситуации, может получить социальную помощь в случае обращения в социальную службу, где человек, который обратился за помощью должен предоставить доказательство, документы того ,что он нуждается в той или иной услуге по социальному обслуживанию . Социальная помощь определяется принципами субсидарности и индивидуальности, согласно которым нуждающийся имеет право на получение соответствующей его потребностям помощи, способствующей его самопомощи. В каждом конкретном случае социальная помощь должна быть соразмерна конкретной бедственной ситуации.


В числе основных видов социального обслуживания - предоставление материальной помощи малоимущим гражданам (материальная помощь, предоставляемая в виде денежных средств, продуктов питания, медикаментов, средств санитарии и гигиены, а также предметов ухода за детьми, одежды, обуви, предметов первой необходимости, специальных транспортных и технических средств профилактики инвалидности и реабилитации для инвалидов и лиц, нуждающихся в постоянном уходе); - социальное обслуживание на дому граждан, которые утратили способность к самообслуживанию и не имеющих возможности находиться вне стационарных учреждений социального обслуживания (над гражданами и семьями, которые нуждаются в постоянном социальном обслуживании, осуществляется социальный патронаж; одиноко проживающим гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с возрастом, болезнью, инвалидностью предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых услуг, содействия в получении медицинской и иной помощи, семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, предоставляются услуги по уходу за детьми); социальное обслуживание в стационарных условиях граждан, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе (в соответствии с их возрастом и здоровьем предусматривается создание необходимых условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, обеспечение питанием, уходом, организация посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга); - предоставление временного приюта гражданам без определенного места жительства и занятий, безнадзорным детям и подросткам, нуждающимся в такой помощи лицам; - организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания (гражданам пожилого возраста и инвалидам, сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению, а также другим лицам, в том числе детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, предоставляется социально-бытовое, медицинское и другие обслуживания в дневное время в учреждениях социального обслуживания); - консультативная помощь гражданам и семьям в области социально-экономического и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, правовой защиты;

Реабилитационные услуги (социальные службы оказывают помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации гражданам, являющихся инвалидами, и осуществляют реабилитационную работу с несовершеннолетними и другими гражданами с общественно опасным поведением).


Сложившаяся в настоящее время система социального обслуживания в России носит территориально-ведомственный характер, т.е. максимально приближена к населению. В эту систему включены следующие учреждения: - территориальные центры социального обслуживания инвалидов; - центры помощи семье и детям; - центры психолого-педагогической помощи; - службы экстренной психологической помощи; - социально-реабилитационные центры и так далее. Конечно же не везде эти услуги приблеженые максимально к населению выполняются одинаково качественно и своевременно. Так как развитие услуг социального обслуживание развито хорошо не во всех регионах нашей страны, по этому могут возникать некоторые проблемы по предоставлению всех этих услуг.

Функции управления вопросами социального обслуживания населения осуществляют органы социальной защиты населения, которые взаимодействуют с органами здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта, правоохранительными органами, государственными службами по делам молодежи, службами занятости, а также общественными, религиозными организациями и фондами.

В современной России государственные социальные службы оказываются менее конкурентоспособными по отношению к другим формам социального обслуживания и качества предлагаемых услуг населению. Практика показывает, то что самодостаточные клиенты стремятся получить более качественные и квалифицированные платные услуги. Немаловажным фактором для них является и комфортность условий в социальных учреждениях. Клиенты, способные платить за услуги, рассчитывают незамедлительно получить психологическую, юридическую, бытовую помощь. Социальные учреждения, работающие с клиентами на высоком профессиональном уровне, в будущем смогут перейти к самостоятельной экономической деятельности. Коммерциализация социальных учреждений невозможна без качественного скачка в обслуживании, а также расширения перечня услуг, повышения культуры обслуживания и коммуникации. Для повышения качества социального обслуживания в ближайшей перспективе предполагается ввести оценку «помогающего процесса». Выделяются следующие аспекты удовлетворенности клиентов качеством социального обслуживания: - удовлетворенность перечнем оказываемых услуг; - удовлетворенность объемом получаемых услуг; - удовлетворенность процессом взаимодействия с социальным работником. Как показывает практика деятельности социальных учреждений, предлагаемые населению услуги чаще всего слабо учитывают особенности местных сообществ; не проводятся кампании по рекламе или продвижению товаров и услуг.


Методы по социальному обслуживанию активно практикуется в нашей стране. Об этом в частности говорит и статистика, которая показывает приличные темпы роста социального обслуживания по всей стране. Люди нуждающиеся в помощи такие как пожилые люди, инвалиды, дети сироты, а также множество других. Они все получают качественное и своевременное медицинское обслуживание, им также предоставляется временное жилье если в это есть нужда, также им предоставляют рабочее место в том случае если человек длительное время был без работный, ну и услуги на дому также активно распространяются, особенно для людей с серьезными ограничениями по здоровью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В итоге следует сказать, что в современном мире социальное обслуживание населения является одной из самых важных сфер деятельности государства ну и также частных лиц. Ведь в современном мире никто не застрахован от жизненных проблем, и в некоторых случаях людям просто напрасно не к кому обратиться за помощью. Поэтому сегодня так важно обращать свое внимание на данную сферу деятельности ,а также улучшать способы и методы социального обслуживания, делиться своим опытом с иностранными государствами и учиться у них. Следует, во-первых, усилие в области становления сети учреждения социального обслуживания, нередко поверхностные, сделать более конкретными, ведущими к становлению действительно эффективной и необходимой для населения системы социального обслуживания; во-вторых, профессионализм и высокую нравственность поступков работников социальных служб сделать постоянным качеством системы социального обслуживания населения; в-третьих, деятельность администраций регионов направить на координацию усилий различных ведомственных служб (социальной защиты населения, образования, здравоохранения, занятости, миграционных, молодежных и др.) для удовлетворения нужд и потребностей населения в целом, отдельных социальных групп, различных типов семей и отдельной личности, в какой бы трудной жизненной ситуации они ни находились.

Простая констатация состояния сети ведомственных учреждений социального обслуживания, существующей в Российской Федерации, еще не содержит указания на границе изменений в этой сети служб. При этом можно предполагать, что комплекс учреждений одного ведомства, который постепенно превращается в подсистему социального блока, может называться таковым тогда, когда четко разработаны структура, программы, принципы управления, социальные технологии и есть способность к самоограничению. В этом случае ограничение с экономической точки зрения может быть оптимальным, а с социологической - контингентным. В современных условиях не обязательно должна возникать система. Однако если сеть ведомственных и территориальных, государственных и не государственных служб находится в стадии становления системы, то, безусловно, это совокупность учреждений должна быть способна к самоограничению и автономному существованию; при помощи этого механизма она имеет возможность выжить и развиваться, приспосабливаясь к окружающей среде и не утрачивая различий своей функциональной предназначенности.


Примерно четверть субъектов Федерации имеют всего по 3-5 учреждений социального обслуживания семьи и детей, причем в основном они созданы в краевых центрах. Если говорить о видах учреждений, то преимущественное, ускоренное развитие получили только социальные приюты, Что как по мне является крайне недостаточно, и нужно дальше развиваться и расширять все виды социального обслуживания во всех регионах нашей страны.

Не смотря на то что развитие центров социального обслуживание желает лучшего, как никак развитие все таки колосальное если сравнивать его с девяностыми годами прошлого столетия. Так что в современном мире психологические службы стали более распространеными.

В условиях жесточайшего дефицита финансовых средств во многих субъектах России пытаются решить сложнейшие проблемы семьи и детства, открывая не многопрофильные центры социальной помощи семьи и детям, а отделения (нередко маломощные, однообразные по видам поддержки) помощи семье и детям. В ряде регионов типичным явлением становится процесс объединения различных видов учреждения социального обслуживания. Весьма распространены и такие учреждения, которые в силу крайне ограниченного числа специалистов по социальной работе и дефицита современных технологий не могут практически повлиять на изменение ситуации в регионе.

К сожалению, в отдельных регионах не продумано создание упорядоченной сети учреждений для детей и подростков. Создаваемые социальные учреждения должны предоставлять необходимую помощь всем детям вне зависимости от их пола, возраста, места прописки. Поэтому создание специализированных учреждений, например для девочек, создает трудности в оказании помощи другим подросткам.

Несогласованность действий учреждений просматривается также там, где они подчинены разным ведомствам, которые не могут предоставить необходимый объем социальной помощи, а отсутствие лицензирования вызывает трудности в выработке единых требований к кадрам социальных работников и анализу эффективности их деятельности.

Для наиболее интенсивного и комплексного развития социальных служб во всех регионах, на всех уровнях (в том числе в небольших городах, в районах, в поселках, в сельской местности) в соответствии с потребностями семьи и детей органам местного самоуправления предстоит принять меры по целевому финансированию муниципальных программ, предусматривающие открытие и развитие учреждений социального обслуживания семьи и детей, материально-техническое, научно-методическое и кадровое обеспечение их деятельности. Видимо, целесообразно внести в местном бюджете такую строку, которая бы предусматривала гарантированную защищенность деятельности органов местного самоуправления по развитию системы социальных услуг. Необходимо упорядочить рассмотрение вопросов, которые связанны с передачей освобождающихся зданий под учреждение социального обслуживания населения. Имеется острая потребность в обеспечении в первоочередном порядке учреждений социального обслуживания помещениями, оборудованием, транспортными средствами, материально-техническими ресурсами. При формировании соответствующих бюджетов следует предусматривать выделение средств для целевого финансирования социальных служб, предоставлять им в пределах компетенции налоговые льготы.