Файл: Роль классного руководителя в работе с родителями младших школьников (История возникновения классного руководителя).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 70
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. История возникновения классного руководителя
1.1 Понятие классного руководителя в педагогической теории.
1.2 Функции и деятельность классного руководителя
2. Значимость учителя в работе с родителями
2.1 Связь классного руководителя с семьей
2.2 Формы и методы работы с родителями.
22-да, 4-нет.
1-слабохарактерный, 9-не умеет дружить, 7-стеснительный,
9-не понимают понятия - «дружба».
Знаете ли вы друзей вашего ребенка?
15-да, 8-нет, 3-не всех.
Как вы встречаете друзей вашего ребенка:
всегда доброжелательно-15;
в зависимости от настроения-8;
с недовольным видом, сухо-3;
Нравится ли вам друг вашего ребенка? Если да, то чем? Если нет, то почему?
12-да, 14-нет;
15-доброжелательные, воспитанные, увлеченные;
15-некультурные, ничем не интересуются.
Кого бы вы хотели видеть другом своего ребенка:
только отличника-3;
хорошего ученика, спокойного, уступающего во всем вашему ребенку-17;
вам все равно, как он учится, какая у него семья; вас больше интересует, дорог ли он вашему ребенку-6.
Знаете ли вы родителей друга вашего ребенка?
15-да, 8-нет, 3-не обоих родителей.
Дружите ли вы семьями?
9-да, 11-нет, 6-периодически встречаемся.
Замечали ли вы, что у вашего ребенка появляются какие-то обязательства по отношению к другу?
13-да, 13-нет.
Как вы считаете, ваш ребенок хороший друг? Почему?
12-да, 14-нет;
15-умеет уступать, прислушивается к мнению друга;
13-у них нет ничего общего, каждый стоит на своем.
Как вы поступите, если между детьми возникнет конфликт?
17-стараюсь разобраться в сложившейся ситуации, 10-пытаюсь помирить, не важно кто виноват, 4-пусть сами разбираются.
VI. Мини-концерт, подготовленный учащимися, для родителей.
В мини-концерт вошли стихи и мини-сценки о дружбе.
А как продукт (конечный результат совместной деятельности) - памятка для учащихся «Законы Дружбы».
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ «ЗАКОНЫ ДРУЖБЫ»
1. Тебе не безразлично, каков твой друг? Дружба - это нравственное обогащение человека. Обретая надежного друга, ты умножаешь свои силы, становишься морально чище, богаче, красивее.
2. Не оставляй друга в беде. Быть верным в дружбе - значит, делить с другом не только радости, но и горе. У друга могут быть ошибки, трудности, испытания. Если ты видишь, что у друга беда, иди к нему на помощь. Отвернуться от друга в тяжелую для него минуту - значит, нравственно готовить себя к предательству.
З. Дружба - это, прежде всего вера в человека, требовательность к нему. Чем глубже твоя вера в друга, тем выше должна быть требовательность.
4. Дружба и эгоизм - несовместимы, непримиримы. Дружба учит человека отдавать другу духовные силы, проявлять о нем заботу.
5. Дружба испытывается в беде и опасности. Смертельной бедой и смертельной опасностью является война. Ты должен быть духовно готовым к этому великому испытанию.
6. Умей жить так, чтобы тебя с другом объединяло единство духа, идеалов. Подлинная дружба предохраняет от эгоизма, учит презирать корыстолюбие.
7. Быть требовательным к дружбе - значит, иметь мужество разорвать ее, если друг предает то, во имя чего построена дружба. Беспринципность опустошает дружбу.
Самоанализ коллективно-творческой работы.
При подготовке и проведении коллективно - творческой работы была создана атмосфера доверия и благожелательности, что позволило включить родителей в обсуждение проблемы, превращая их в субъекты собственной деятельности, побуждая к поиску решения данной проблемы в сотворчестве с детьми.
Классный руководитель в свою очередь через наблюдение в ходе работы получает возможность оценить ситуацию в семьях, тип и методы семейного воспитания, взаимоотношения в семье, что очень полезно для дальнейшего планирования своей работы. Анализ анкет показал, что большая половина детей уже имеют друзей, остальные стремятся к этому. Более 50% родителей информированы о личной жизни своего ребенка и его взаимоотношениях со сверстниками. Также анализ анкетирования показал, в каком направлении необходимо работать классному руководителю в классе и с родителями детей.
Кроме того, собрание в такой форме носит творческий характер, дети показывают родителям свои творческие способности и достижения, в непринужденной обстановке дети могут выразить свои чувства, что может стать открытием и для самих родителей и подсказкой для классного руководителя.
Таким образом, показателем успешности проведенного собрания и достижения поставленных целей служит принятие конкретного решения. Информационный блок способствует повышению педагогической культуры родителей, активизирует их роль в жизни детей и что также немаловажно повышает ответственность за воспитание своих детей. Главным образом анализ данной формы взаимодействия классного руководителя, родителей и учащихся позволяет сформулировать педагогический эффект - выстраивание партнерских отношений между участниками.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Важность и необходимость сотрудничества школы и семьи никогда не ставилось под сомнение. Родители являются основными и первыми учителями ребенка до его зачисления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем.
Классный руководитель – основное лицо воспитательного процесса. Родители судят о школе по мастерству классного руководителя, выражая удовлетворение либо неудовлетворение в первую очередь его профессионализмом. Родители чувствуют самое главное – кто и как вводит ребенка в жизнь. Совместная работа классного руководителя с родителями является важной частью его работы в школе. С первых же дней важно наладить с родителями детей партнерские, дружеские отношения. Ведь основы воспитанности ребенка закладываются в семье, и в школу он приходит уже так или иначе воспитанным.
Школа обязана помочь родителям, став для них центром психолого-педагогического консультирования и просвещения – организуя при школе родительские лектории, университеты, семинары, конференции, объединения родителей. Семья и школа – от согласованности их действий зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Взаимоотношения семьи и школы важны на всех этапах школьной жизни ученика.
Педагог должен вести постоянную просветительскую работу с родителями, быть с ними откровенным, с уважением относится к родительским чувствам, всегда быть верным другом и советчиком. Ибо роль семьи в развитии и воспитании школьных успехов незаменима и огромна.
Там, где родители и учителя действуют согласованно, обычно лучше осуществляется учебно-воспитательная работа в школе и более правильно ведется воспитание детей в семье. Советы, рекомендации учителя должны обязательно выполняться.
В свою очередь, учителя должны осознать, что их работа в классе не принесет высоких результатов без активного участия родителей.
Партнерство школы и семьи должно действовать в интересах ребенка, разделяя ответственность за его развитие и образование.
Список использованной литературы
- Азбука форм воспитательной работы: Справочник /З.В. Артеменко, Ж.Е. Завадская - Мн.: Новое знание, 2001. - 315 с.
- Акутина С.П. Воспитание - семья и школа. // Классный руководитель.М.:2006. №7. – с. 26–43.
- Байбородова Л. Как развивать взаимодействие педагогов и родителей // Воспитательная работа в школе - 2004 №1 с. 85 - 86.
- Болдырев, Н.И. Классный руководитель / Н.И. Болдырев. - М.: Просвещение, 1971. - 264с .
- Веденеева, Ольга Анатольевна, Савва, Любовь Ивановна Сайгушев, Николай Яковлевич Теория и практика работы классного руководителя. Учебное пособие- М.:Мир науки, 2016 - 140 с.
- Воронов В.В. Разнообразия форм воспитательной работы / В.В. Воронов. - Воспитание школьников. - Москва, 2001. - №6. - С. 21.
- Гордиенко Е. А., Юсупова Г. С. Совместная работа школы, семьяМ,Просвещение, 1995. – 55 с.
- Гребенников И.В. Школа и семья. - М.: Просвещение, 1985. - 150 с. Гребенников И.В. Школа и семья. - М.: Просвещение, 1985. - 150 с.
- Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя 1-4 кл. + новые собрания / Н.И. Дереклеева - М.: ВАКО, 2011. - 254 с.
- Леликова Г.А. Система работы с родителями // Г.А. Леликова, Г.П. Попова. - Волгоград, Учитель, 2010.
- Макаренко А.С.Школа жизни, труда, воспитания. Учебная книга по истории, теории и практике воспитания. Часть 1 Деловые и личные письма, статьи 1921 – 1928 гг./Сост. А.А.Фролов, Е.Ю. Илалтдинова. - Новгород: 2007, с. 536.
- Метенова Н.М. Работа с родителями на современном этапе развития образования / Н.М. Метенова // Начальная школа. - 2001. - №8.
- Сергеева В. П. Классное руководство – с. 378
- Информация взята с сайта биржи Автор24: https://spravochnick.ru/pedagogika/teoriya_vospitaniya/funkcii_klassnogo_rukovoditelya/
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Анкета родителям
1. Какие положительные качества Вы желаете воспитать у своего ребенка?
2. За что наказываете, за что хвалите?
3. Как наказываете? Как поощряете?
4. Какие качества в характере Вашего ребенка Вам не нравятся?
5. Чем увлекается в свободное время Ваш ребенок, его любимое занятие?
Анкета детям:
1. Какие качества твоего характера родителям нравятся?
2. За что тебя ругают и наказывают, за что хвалят?
3. Как тебя наказывают, за что? Как поощряют и за что?
4. Какие качества твоего характера родителям не нравятся?
5. Что ты любишь делать в своё свободное время, твое любимое занятие?
Приложение 2
Примерная тематика родительских лекториев на учебный год.
Январь |
«Семья и школа – партнёры в воспитании ребёнка» |
Февраль |
«Роль семьи в осуществлении единых требований к школьникам и в организации познавательных интересов детей». |
Март |
«Некоторые пути развития детей». |
Апрель |
«Особенности поведения учеников младших классов». |
Май |
«Отдых - необходимое условие борьбы с утомлением. Как лучше провести лето». |
Сентябрь |
«Трудовая деятельность - основа воспитания детей. Воспитание у детей потребности трудиться». |
Октябрь |
«Проблема воспитания нравственной и правовой культуры у обучающихся». |
Ноябрь |
«Внимание школьников. Пути повышения уровня внимания». |
Декабрь |
«Совместная работа семьи и школы в преодолении ребенком трудностей, испытываемых при изучении материала». |
Приложение 3
Примерная тематика консультаций для родителей.
I четверть - |
«Психологические особенности возрастного периода детей» |
II четверть - |
«Курение и статистика» (социальный педагог) |
III четверть - |
«Роль семьи в формировании нравственной и правовой культуры поведения детей» |
IV четверть - |
«Трудный ребенок. Какой он?» (представитель из детской комнаты милиции) |
Приложение 4
Январь - |
Спортивный праздник «Мама, папа, я – дружная семья» |
Февраль - |
Праздник «День Защитника Отечества» |
Март - |
Праздник «Для милых мам» |
Апрель - |
Концерт «Весенние трели» |
Май - |
Праздник «Они защищали Родину» |
Сентябрь - |
Линейка «Здравствуй школа» |
Октябрь - |
Праздник урожая «Золотая осень» |
Ноябрь - |
Мероприятия, посвященные неделе инвалидов |
Декабрь - |
Новогодний праздник «В гостях у Деда Мороза» |