Файл: Отчётность как завершающий этап учётного процесса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 83

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Формирование резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете отражают следующей записью: Дебет 91 Кредит 63 «Резервы по сомнительным долгам».

После истечения срока исковой давности дебиторская задолженность, а также другие долги, нереальные ко взысканию, должны списываться по решению руководителя организации за счет средств этого резерва. Списание оформляют корреспонденцией:

Дебет 63 Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.

Если до конца года, следующего за годом создания резерва по сомнительным долгам, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы нужно присоединить к прибыли соответствующего года: Дебет 63 Кредит 91 «Прочие доходы и расходы».

Важным этапом подготовительной работы составления отчетности является закрытие в конце отчетного периода всех операционных счетов: калькуляционных, собирательно - распределительных, сопоставляющих, финансово - результативных. До начала этой работы должны быть осуществлены все бухгалтерские записи на синтетических и аналитических счетах, проверена правильность этих записей.

Приступая к закрытию счетов, следует иметь в виду, что современные организации являются сложными объектами учета и калькулирования себестоимость продукции. Их продукция используется по различным направлениям. Взаимные услуги оказывают друг другу и основному производству вспомогательные производства. При взаимном использовании продукции и услуг невозможно во всех случаях отнести на все объекты калькуляции фактические затраты. Какую - то часть затрат по некоторым объектам калькуляции организации вынуждены отражать в плановой оценке. В этих условиях важное значение имеет обоснование последовательности счетов.

Обобщение накопленного опыта в этом деле позволило выработать следующие рекомендации: закрытие счетов начинают со счетов учета затрат на производство, имеющих максимальное количество потребителей и минимальные встречные затраты, и заканчивают счетами с минимальным количество потребителей и максимальным количеством встречных затрат. В соответствии с данным подходом закрытие счетов осуществляют в такой последовательности.

В первую очередь исчисляют себестоимость услуг вспомогательных производств и закрывают счет 23 «Вспомогательные производства». Во вторую очередь распределяются расходы будущих периодов, общепроизводственные и общехозяйственные расходы и закрываются следующие счета: 97 «Расходы будущих периодов», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы». Затем калькулируют себестоимость продукцию основных отраслей производства и списывают затраты со счета 20 «Основное производство». После этого осуществляют списание затрат со счета 29 «Обслуживающие производства и хозяйства». В порядке последующей очередности производятся записи на счетах по учету капитальных вложений, определяется финансовый результат от деятельности организации, и закрываются счета 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы», распределяется прибыль и закрывается счет 99 «Прибыли и убытки». Под реформацией баланса понимают списание прибыли, полученной за отчетный год. Реформацию проводят 31 декабря после отражения в учете последней хозяйственной операции.


Реформацию баланса осуществляют в два этапа:

  • вначале закрывают счета, на которых в течении года учитывались доходы, расходы и финансовые результаты деятельности организации (счета 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы»);
  • на втором этапе финансовый результат за отчетный год включают в состав нераспределенной прибыли или непокрытого убытка. Для этого сальдо по счетам 90-1 и 91-1 переносят на счет 99 «Прибыли и убытки». Последней записью отчетного года счет 99 закрывается на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

В соответствии с ПБУ 7/98 событием после отчетной даты признается факт хозяйственной деятельности, который оказал или может оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности организации и который произошел в период между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской отчетности за отчетный год.

Другими словами к событиям после отчетной даты относят возникшие после оформления бухгалтерской отчетности обстоятельства, влияющие на финансовое состояние организации.

При этом датой подписания бухгалтерской отчетности считается дата, указанная в бухгалтерской отчетности при ее подписании. События после отчетной даты отражаются в бухгалтерской отчетности в том случае, если они признаются организацией существенными, то есть без знания о них пользователь информации не может достоверно оценить финансовое состояние организации, движения денежных средств и результатов деятельности организации. Отражаются они в бухгалтерской отчетности либо путем уточнения данных о существующих активах, обязательствах, капитале, доходах и расходах организации, либо путем раскрытия соответствующей информации. При этом последствия событий после отчетной даты подлежат оценке в денежном выражении путем составления соответствующего расчета.

В синтетическом и аналитическом учете, события после отчетной даты отражаются заключительными оборотами отчетного периода до утверждения годовой бухгалтерской отчетности в установленном порядке.

При наступления события после отчетной даты в бухгалтерском учете периода, следующего за отчетным, производится сторнировочная запись на сумму, отраженную в бухгалтерском учете отчетного года. Одновременно в бухгалтерском учете периода, следующим за отчетным, осуществляется обычная запись, отражающая это событие.

События после отчетной даты, свидетельствующие о возникших после отчетной даты хозяйственных условиях, раскрываются в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. При этом никакие записи на счетах бухгалтерского учета не производятся.


При наступлении события после отчетной даты в бухгалтерском учете периода, следующего за отчетным, осуществляется обычная запись по отражению этого события.

Если отчетность еще не была представлена заинтересованным лицам, то события после отчетной даты должны быть в ней отражены. При этом события, подтверждающие факты, возникающие на отчетную дату (банкротства крупного должника организации, снижение стоимости ее активов и т.п.), отражают в учете дважды: на 31 декабря отчетного года и на дату, когда они фактически произошли. События, возникшие после отчетной даты (стихийное бедствие, резкое изменение курсов валют и т.п.), в бухгалтерском учете не отражаются. Сведения о них сообщаются в пояснительной записке к годовому отчету.

Информация, раскрываемая в пояснениях к бухгалтерскому балансу и бухгалтерской отчетности, должна включат краткое описание характера события после отчетной даты и оценку его последствий в денежном выражении.

3.3 Особенности заключительного этапа при составлении сводной

Порядок подготовки сводной бухгалтерской отчетности регламентирован Методическими рекомендациями по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, утвержденными Приказом Минфина России от 30 декабря 1996 г. № 112.

Данные отчетности головной организации и дочерних обществ суммируют с соблюдением ряда правил. Прежде всего, следует определить дату, на которую составляют сводную бухгалтерскую отчетность. Объединяют отчетность головной организации и дочерних обществ, составленную за один и тот же период и на одну и ту же отчетную дату. Если бухгалтерская отчетность какого-либо дочернего общества, находящегося за пределами Российской Федерации, составлена на иную дату, то это общество формирует промежуточную отчетность на дату сводной бухгалтерской отчетности. Если нельзя сформировать промежуточную отчетность дочернего общества, в сводную отчетность организации включают показатели на конкретную отчетную дату «дочери», но при условии, что расхождение между датами не превышает трех месяцев.

Понятно, что, прежде чем составить сводную бухгалтерскую отчетность, надлежит выверить и урегулировать все взаимные расчеты головной организации и дочерних обществ, а также расчеты между дочерними обществами.


При наличии у головной организации, кроме дочерних, других зависимых обществ, свод достигается путем объединения показателей отчетности головной организации и дочерних обществ, а также включения в него данных об участии головной организации в формировании акционерного или уставного капитала зависимых обществ.

Показатели отчетности дочернего общества включают в свод с 1-го числа месяца, следующего за месяцем приобретения головной организацией соответствующего количества акций (долей) либо появления иной возможности влиять на решения дочернего общества. Аналогично включают в сводную бухгалтерскую отчетность данные о зависимых обществах. Показатели отчетности дочернего общества в иностранной валюте для включения в сводную бухгалтерскую отчетность пересчитывают следующим образом:

  • по курсу Банка России, последнему по времени котировки в отчетном периоде;
  • доходы и расходы пересчитывают с использованием курсов на даты совершения операций или средней величины курсов;
  • разницу от пересчета активов и пассивов, величин доходов и расходов в сводном балансе отражают в составе добавочного капитала и раскрывают в пояснениях к сводному бухгалтерскому балансу и сводному отчету о прибылях и убытках.

Сводную годовую бухгалтерскую отчетность федеральных министерств и других федеральных органов исполнительной власти представляют Минфину России, Минэкономики и Госкомстату России:

    • по унитарным предприятиям - не позднее 25 апреля следующего за отчетным года;
    • по акционерным обществам (товариществам), часть акций, долей или вкладов которых закреплена в федеральной собственности,- не позднее 1 августа следующего за отчетным года.

Эти сроки предусмотрены п. 93 Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Сводную годовую бухгалтерскую отчетность объединения юридических лиц, созданного ими на добровольных началах, представляют в порядке и сроки, предусмотренные в учредительных документах объединения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (п. 94 названного положения).

Сводную бухгалтерскую отчетность составляют в миллионах или миллиардах рублей с одним десятичным знаком. Обычную сводную бухгалтерскую отчетность представляют учредителям (участникам) головной организации. Иным заинтересованным пользователям эту отчетность направляют в случаях, специально установленных законом, или по решению головной организации.


Сводную отчетность подписывают руководитель и главный бухгалтер головной организации. В случае, когда учет ведет централизованная бухгалтерия, специализированная организация (аудиторская фирма) или бухгалтер-специалист на договорных началах, оформляется одна подпись - руководителя централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтера-специалиста. По решению участников группы сводная бухгалтерская отчетность может быть включена в состав публикуемой отчетности головной организации. Открытые акционерные общества подлежат обязательной аудиторской проверке. В обществах с ограниченной ответственностью решение о приглашении, аудиторов и утверждение аудиторской организации принимается общим собранием участников. В акционерных обществах это решение может принять руководитель акционерного общества. Следует отметить, что ответственность за состояние учета, проверенного аудиторами, несут руководитель организации, и ее главный бухгалтер. Аудиторские организации несут ответственность лишь за ущерб, являющийся прямым следствием действия аудиторов (например, при ошибочных письменных рекомендациях).

Изменения в бухгалтерской отчетности, относящиеся как к текущему, так и к прошлому году (после ее утверждения), производятся в отчетности, составляемой за отчетный период, в котором были обнаружены искажения ее данных. Прибыль или убыток, выявленные в отчетном году, но относящиеся к операциям прошлых лет, включаются в финансовые результаты отчетного года.

Исправления ошибок в бухгалтерской отчетности подтверждаются подписью лиц, ее подписавших, с указанием даты исправления. Исправление отчетных данных как текущего, так и прошлого года (после их утверждения) производится в бухгалтерской отчетности, составленной за отчетный период, в котором были обнаружены искажения ее данных, причем исправления вносятся в данные за отчетный период (квартал, с начала года). Если не установлен период совершения искажения, исправление отчетных данных производится в аналогичном порядке. Указанный порядок исправления отчетных данных применяется при выявлении искажений отчетных данных в ходе проверок и инвентаризаций, проводимых самой организацией и контролирующими органами.

В случаях установления в ходе проверки годового бухгалтерского отчета занижения доходов или финансовых результатов при отнесении на издержки производства не связанных с ним затрат исправление в бухгалтерский учет и отчетность за прошлый год не вносится, а отражается в текущем году как прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном периоде, в корреспонденции со счетами, по которым допущены искажения. Исправления неправильного исчисления затрат на производство, допущенного в результате того, что распределение отклонений фактической себестоимости сырья и материалов от их учетной (плановой) себестоимости (транспортно-заготовительных расходов) было искажено, а также допущено излишнее отражение затрат, относящихся к прошлому отчетному году, производятся записями по дебету счетов учета ценностей в корреспонденции со счетом «Прибыли и убытки».