Файл: Выбор стиля руководства в организации (СТИЛИ УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ. ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

В связи с переходом России к рыночной экономике и открытием рынка для иностранных компаний актуальным стал вопрос построения своей системы управления организацией с учетом уникальных особенностей российской деловой культуры и общепринятых норм менеджмента в других странах. Новоявленные руководители зачастую действовали интуитивно, не имея соответствующего опыта и навыков, но с развитием экономики потребовалось и совершенствование в системе управления, в связи с чем, системы управления хорошо известные и работающие в развитых странах стали применять и адаптировать к российской действительности, ведь если каждый винтик на своем месте качественно выполняет свою функцию, то компания работает «как часы», и как следствие получает максимальную прибыль. Остается только понять схему и принципы грамотного руководства.

Целью проведенного исследования являлось обоснование роли стиля руководства как одного из основополагающих критериев эффективности деятельности организации. Объектом исследования стал ООО «Оренбург Водоканал», предметом исследования – взаимосвязь стиля руководства в ООО «Оренбург Водоканал» и эффективности деятельности организации.

Задачи исследования.

- дать определение понятию: стиль руководства;

- рассмотреть особенности и проблемы выбора стиля руководителя;

-охарактеризовать влияние стиля руководства на эффективность работы предприятия;

- на примере ООО «Оренбург Водоканал» провести анализ стиля руководства и дать рекомендации по совершенствованию управленческой культуры в компании.

Кроме того, выдвинуто предположение о том, что коллегиальный стиль руководства создает более благоприятный социально-психологический климат, высокую степень доверия и открытости, эмоциональных отношений, и, как следствие, более эффективные рабочие процессы, а в коллективе с директивным стилем руководства высокий уровень сплоченности, организованности, но при этом низкий уровень открытости.

Структура работы: введение, три главы, заключение, список использованной литературы.

Глава 1. СТИЛИ УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ. ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ


1.1 Стиль руководства, его классификация.

Современные экономические условия развития предприятий предполагают постоянную смену событий и явлений, требуя от эффективного руководства быстрой и своевременной адаптации. Возрастает роль руководителя в поиске оптимально-эффективных действий. При этом повышаются требования не только к сотрудникам, он и к самому руководителю, ведь эффективный управленец способен выявить слабые места в организации и настроить работу всех подразделений, что приведет к процветанию и росту компании на рынке.

Постоянно подвергаясь влиянию со стороны внешней и внутренней среды, современная организация должна всегда быть готова к приспособлению к новым рыночным условиям. Эта готовность во многом обеспечивается благодаря уровню профессионализма и содержания деятельности руководителя, которые во многом отражаются в его стиле управления.

Под стилем руководства принято понимать совокупность наиболее часто применяемых менеджером-руководителем принципов и методов управления. Это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, которая выражается в том, какими способами руководитель, выполняя свои функции, побуждает коллектив к инициативному и творческому выполнению возложенных на него задач и как контролирует деятельность подчиненных. [].

В разработке эффективного руководства накоплен огромный арсенал методов, принципов, инструментов, моделей. Но использование их на благо фирмы порождает дискуссии: руководитель – лидер или «маятник».

Одной из наиболее часто приводимых в учебниках по менеджменту классификаций стилей управления является классификация немецкого психолога начала XX века К.Левина, который выделяет три основных стиля руководства: авторитарный, демократичный и либеральный. Если коротко рассматривать каждый из стилей, то авторитарный лидер не советуется с коллективом, навязывает свою точку зрения и устанавливает жесткую дисциплину. Демократичный принимает решения, ориентируясь на мнение коллектива, а свои полномочия может делегировать кому-то из членов группы. Либеральный лидер не склонен к конфликтам, поэтому он легко соглашается на все предложения членов коллектива, как говорится – «идет на поводу». В итоге все служебные обязанности распределяются беспорядочно, коллектив разобщен и не организован.


Данные стили, введенные К. Левиным, в настоящее время часто оспариваются, но до сих пор широко используются на практике.

Основные трудности при взаимодействии с подчиненными: непонимание заданий, низкая исполнительность, неблагоприятный психологический климат в коллективе, дисциплинированность сотрудников.

Выделяют основные модели взаимодействия с персоналом: справедливость руководителя; выполнение обязанностей и чёткое распределение; ответственность подчиненного; организованное взаимодействие с персоналом; модель взаимодействия с подчиненными, работа в спокойной обстановке; самовыражение сотрудников; метод «кнута и пряника».

Согласно К. Левину стиль руководства, является динамичным социальным образованием. Изменяя внешнюю среду (корпоративную культуру, общество), самих людей можно гибко управлять не только производственными процессами, но и развитием самих людей, изменениями отношения к труду [].

Для понимания каждого из стилей руководства приведем ниже сравнительную таблицу.

Таблица 1

Сравнение стилей руководства

Параметры взаимодействия

Стили руководства

Авторитарный

Демократический

Либеральный

Методы принятия решений

Единолично решает все вопросы

Советуется с подчиненными, затем принимает решение

Ждет указаний о вышестоящих органов или коллегиального решения

Способы доведения решений до исполнителя

Приказвает, распоряжается. командует

Предлагает, аргументирует, воздействует

Просит, уговаривает

Распределение ответственности

Берет на себя или перекладывает на подчиненных

Распрделяет ответственность, делегирует полномочия

Старается снять с себя всю ответственность

Отношение к инициативе

Полностью подавляет

Поощряет, использует в интересах дела

Отдает в руки подчиненных

Отношение к недостаткам собственных знаний

Недостатков неи «и не может быть по определению»

Постоянно повышает свою квалификацию

Не придает большого значния

Отношение к квалифицированным кадрам

Старается задавить их

Стремится максимально эффективно использовать их

Отпускает их в «свободное плавание»

Стиль общения

Держит дистанцию,

Дружески настроен, общителен

Избегает общения

Характер отношений с подчиненными

Жесткий, диктуется настроением

Общение с коллегами как с равными

Мягкая манера общения

Отношение к дисциплине

Приверженец формальной дисциплины, строгого распорядка

Сторонник разумной дисциплины, дифференцированно подходит к людям

Формально-попустительское отношение

Отношение к моральному воздействию на подчиненных

Считает наказание основным методом стимулирования, редко поощряет избранных

Использует различные методы поощрения и наказания

Безразличное


Таблица составлена по материалам источника: 19. Попов, С.Г. Основы менеджмента: Учебное пособие / С.Г. Попов. – М.: Ось-89, 2013. – 176 c.

Авторитарным стилем обычно пользуются строгие люди. Они очень ответственны и любят делать все по правилам. Чаще всего эти люди по характеру очень жесткие, ибо если они такими не являются их просто никто не будет слушать и подчиняться. Они очень необщительны. Возможно это потому, что они или полностью погружены в работу или просто по своей психологической натуре скрытные люди. Поощрение от таких людей среди коллектива — огромная удача, но даже она не спасет бывшего лучшего работника от наказания в случае провинности. Демократическим стилем обычно пользуются общительные люди, но которые хотят все проконтролировать. Они используют подчиненных как советчиков, чтобы посмотреть на свое решение со стороны. Этим можно сказать, что они открыты к критике и готовы развиваться. Подбирая новый персонал, они стремятся улучшить команду и сделать ее сильнее. Сила у этих руководителей в их открытости в общении с подчиненными, но в то же время полный контроль власти. Либеральным стилем пользуются слабые руководители. Они не способны принять управленческое решение сами или просто потеряли контроль над группой. Им приходится соглашаться требованиям группы. Они не способны привести организацию к успеху. []

Руководители с авторитарным стилем управления осознанно тормозят развитие компании, а руководители пользующиеся либеральным стилем просто не способны вести к успеху группу. В связи с чем, большинство библиографических источников считают, что лучшим стилем управления для организации является демократический, но учитывая реальный опыт работы организаций разных уровней и масштабов следует отметить, что в чистом виде данные стили руководства встречаются все реже. А если переложить эти стили на реальную бизнес-сферу наших дней, то зачастую самым эффективным методом является, комбинирование данных стилей руководства в зависимости от сложившихся условий на рынке, с потенциальными инвесторами или при решении задач внутри коллектива.

Демократическое и авторитарное руководство имеют своим результатом, как правило, примерно равные показатели продуктивности.
При нормальной, размеренной работе коллектива удовлетворенность трудом, преимущественно - за демократическим стилем руководства, а в ситуациях, близких к экстремальным, наибольшая удовлетворенность наблюдалась в группах с авторитарным руководством. Кроме того, для членов коллектива, при авторитарном стиле руководства, удовлетворенность групповым членством зависит от личностных характеристик, от уровня культуры и менталитета. Руководитель, использующий авторитарный стиль управления, может расцениваться как позитивный, если, принимая решение, он учтет интересы служащих, объяснит им свой выбор, сделает свои действия понятными и обоснованными, иными словами, станет больше внимания уделять установлению прочной и тесной связи с подчиненными. [, стр. 143].


Искусство управления предполагает гибкое применение того или иного стиля руководства, а взятие руководителем на вооружение одного из них должно быть связанно с групповой эффективностью применения конкретного стиля.

Для дальнейшего проведения исследования необходимо ввести определение понятий «лидера» и «руководителя».

В широком значении, лидер - это признанный авторитет в определенной группе людей (коллективе, стране, организации и проч.), обладающий влиянием, которое проявляется как побуждение к конкретным действиям. Кроме того лидеры бывают формальными и неформальными. Формальный лидер это человек, которому подчиняются не только  в силу его личностных качеств, но и в силу некого «одобрения сверху». Неформальными лидерами являются те, кому доверяет коллектив, но в силу каких-то причин этот лидер не одобрен власть имущими. Другими словами в одном случае влияние на коллектив оказывается с позиций занимаемой должности, а в другом через личные способности, умения и другие ресурсы.

Руководителем же является лицо, на ĸᴏᴛᴏᴩᴏе официально возложены управленческие и организационные функции в коллективе.

Подводя итог, можно сделать вывод, что зачастую понятия лидер и руководитель это не одно и то же, а в некоторых случаях это противоположные понятия, но в классической картине построения структуры управления руководитель должен обладать лидерскими качествами для осуществления наиболее эффективного  менеджмента.

  1. Задачи и функции менеджера

Для эффективной работы современного бизнеса необходимо понимать, какие цели, задачи и функции стоят перед его руководителем. В зависимости от масштабов и направленности организации обязанности руководителей различаются, но есть обязанности в целом общие для всех менеджеров. Среди них ответственность за работу возглавляемой организации (материальная, финансовая, эффективность производства и проч.), грамотное распределение зон ответственности между подразделениями, найм квалифицированных кадров, принятие решений о поощрении/наказании сотрудников и др.. При отсутствии у руководителя необходимых лидерских качеств в коллективе может появиться неформальный лидер, что не всегда способствует поддержанию нормальной рабочей обстановки [] .

По словам В. Моженкова одного из ведущих российских бизнес-практиков у топ-менеджера две основных функции. Первая – добиваться поставленных целей. Вторая – научить коллег добиваться поставленных целей [, стр.35].Компетенция руководителя ценится сегодня, как никогда. Она проявляется в нестандартном подходе к решению задач, склонности к декомпозиции, прогнозированию. Руководитель способен быстро ориентироваться и приспосабливаться к изменяющейся ситуации, внедрять новые методики, подходы, генерировать интересные, новаторские идеи.