Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 84
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы бухгалтерской отчётности предприятия
1.1 Понятие, цели, задачи бухгалтерской (финансовой) отчётности
1.2 Требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности
Глава 2. Нормативное регулирование бухгалтерской (финансовой) отчётности в Российской Федерации
Глава 3. Этапы учётной обработки информации
3.2 Завершение года в бухгалтерском учёте
3.3 Особенности заключительного этапа при составлении сводной
Восьмой и девятый этапы связаны с завершающей проверкой годовой бухгалтерской отчетности и ее утверждением уполномоченным органом управления организацией.
3.2 Завершение года в бухгалтерском учёте
Для того чтобы бухгалтерская отчетность соответствовала предъявляемым к ней требованиям, при составлении бухгалтерских отчетов должно быть обеспечено соблюдение следующих условий: полное отражение за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации всех производственных ресурсов, готовой продукции и расчетов; полное совпадение данных синтетического и аналитического учета, а также показателей отчетов и балансов с данными синтетического и аналитического учета; осуществление записи хозяйственных операций в бухгалтерском учете только на основании надлежаще оформленных оправдательных документов или приравненных к ним технических носителей информации; правильная оценка статей баланса.
Перед составление бухгалтерской отчетности необходимо:
- провести инвентаризацию имущества и обязательств организации;
- внести исправления в учет, если в нем были допущены ошибки;
- осуществить закрытие счетов;
- провести реформацию баланса;
- отразить операции, которые были произведены после 31 декабря отчетного года (события после отчетной даты).
Одной из основных задач бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении. Проведение инвентаризации имущества и обязательств способствует формированию достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации.
Инвентаризация (от лат. inventazium - «хозяйственные предметы») - периодическая проверка наличия числящихся на балансе предприятия, объединения, учреждения ценностей, их сохранности и правильности хранения. Инвентаризацией имущества и финансовых обязательств называют проверку и документальное подтверждение фактического наличия имущества и финансовых обязательств, выявление отклонений от учетных данных и принятие решений по внесению изменений в данные бухгалтерского учета. Под имуществом организации понимают основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы, а под финансовыми обязательствами - кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы.
Основными целями инвентаризации являются; выявление фактического наличия имущества; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств.
Инвентаризацию проводит специально созданная комиссия. В состав комиссии, как правило, включают представителей администрации организации, работников бухгалтерской службы, других специалистов (инженеров, экономистов, техников и т.д.), кроме того, в состав комиссии можно ввести работников службы внутреннего контроля организации, представителей независимых аудиторских организаций. Ее персональный состав утверждается руководителем организации в Приказе (постановлении, распоряжении) об инвентаризации (форма № ИНВ-22). В приказе конкретизируется состав имущества, подлежащего инвентаризации, причины инвентаризации (контрольная проверка, смена материально ответственного лица, переоценка либо иные действия), определяются порядок и сроки проведения инвентаризации, и назначается председатель инвентаризационной комиссии. Приказ о проведении инвентаризации готовится, как правило, не менее чем за 10 дней до наступления срока проведения инвентаризации.
После осуществления всех необходимых подготовительных мероприятий членами комиссии и материально-ответственным лицом производится пересчет (взвешивание, обмер) и опись имущества и обязательств. При инвентаризации используются два вида проверок: натуральная (вещественная) и документальная. Натуральная проверка связана непосредственно с наблюдением объектов инвентаризации, определением их количества путем подсчета, взвешивания, обмера. Ее используют при инвентаризации основных средств, материально-производственных запасов, наличных денежных средств, бланков строгой отчетности и т. д. При документальной проверке наличие объекта учета подтверждается непосредственно документами. Ее применяют при инвентаризации расходов будущих периодов, оценочных резервов, финансовых обязательств, начисленной величины амортизации, и т. д. Если при проведении инвентаризации отсутствует хотя бы один член комиссии, то результаты инвентаризации могут быть признаны недействительными.
В инвентаризационные описи или акты члены комиссии заносят сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств.
На основании этих документов инвентаризационная комиссия устанавливает, насколько содержание учетных данных и первичных документов соответствует фактическому количеству и стоимости имущества.
Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей следующим образом: неправильные записи зачеркиваются и над зачеркнутыми, проставляются правильные записи. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.
Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.
Если в ходе инвентаризации были выявлены объекты, которые не отражены в учете, а также объекты, по которым отсутствуют данные, ответственные лица комиссии должны включить сведения о таких объектах и их технические показатели в инвентаризационную опись.
Следующим этапом в ходе инвентаризации является сравнение результатов, выявленных при проверке, с данными, отраженными на счетах бухгалтерского учета. При этом для отражения результатов инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, готовой продукции и прочих материальных ценностей составляются сличительные ведомости.
Сличительные ведомости составляют только по имуществу, при инвентаризации которого выявлены отклонения от учетных данных. В сличительных ведомостях отражают расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей.
Для оформления результатов инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств, расходов будущих периодов, наличия денежных средств, ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности могут использоваться единые регистры, в которых объединены показатели инвентаризационных описей (актов) и сличительных ведомостей. По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности ее проведения. Результаты таких проверок оформляются «Актом о контрольной проверке правильности проведения инвентаризации ценностей» (форма № ИНВ-24) и регистрируются в «Журнале учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризации» (форма № ИНВ-25).
На последнем этапе результаты инвентаризации рассматриваются на заседании инвентаризационной комиссии. Выявляются причины недостач и излишков. Заседание комиссии оформляется протоколом, в котором фиксируются выводы, решения и предложения по результатам инвентаризации. Результаты инвентаризаций, проведенных в отчетном году, обобщаются в «Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией» (форма № ИНВ-26).
На основании утвержденных протоколов бухгалтерия производит записи по счетам, проводя тем самым в соответствие данные инвентаризации и текущего учета. Результаты инвентаризации отражаются в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчете.
Материалы работы инвентаризационной комиссии по завершению инвентаризации передаются в бухгалтерию организации, они подлежат хранению не менее пяти лет. До составления бухгалтерской (финансовой) отчетности за отчетный год должны быть определены окончательные остатки по счетам на 31 декабря и проверена обоснованность создания резервов.
В Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденном Приказом Минфина России от 31.10.2000 г. № 94н (далее - План счетов), предусмотрен синтетический счет 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей». Его создают в том случае, если текущая рыночная стоимость материалов ниже их фактической стоимости на конец года. При таких условиях материалы показывают в балансе по текущей рыночной стоимости, а в Отчете о прибылях и убытках признают убыток от снижения стоимости запасов. Тем самым, руководствуясь принципом осмотрительности, организация, с одной стороны, не допускает завышения стоимости активов, с другой - страхуется от необходимости признания в будущем убытков на случай вынужденной продажи материалов.
На сумму созданного резерва в учете делают запись по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 14.
В балансе такие материальные ценности приводят в оценке «нетто». Однако в пассиве данный резерв отдельно не фиксируется.
При составлении годового баланса суммы по счетам 10 «Материалы», 20 «Основное производство», 43 «Готовая продукция», 41 «Товары» и 14 распределяются расчетным путем.
В начале следующего года сумма резерва восстанавливается: Дебет 14 Кредит 91.
При закрытии счета 14 исходят из предположения, что все переходящие остатки соответствующих ценностей в течение следующего года будут полностью израсходованы.
Для участников фондовых рынков, функционирующих на рынке ценных бумаг, имеющих рыночную котировку, важно верно сформировать резерв на возможное снижение стоимости ценных бумаг. Действует правило переоценки на последний день отчетного года по средней рыночной цене. Резервы служат для формирования балансовой стоимости вложений в ценные бумаги на основе их учетной стоимости независимо от конъюнктуры рынка. В то же время они обеспечивают возмещение возможного убытка от негативного развития ситуации в следующем году.
Резерв формируют по каждой разновидности ценных бумаг, каждому их типу или категории, а также по каждому эмитенту независимо от положительного результата в целом для организации. Сумма резерва определяется как отрицательная разница, то есть когда рыночная стоимость оказалась ниже учетной. На сумму этой разницы по состоянию на 31 декабря отчетного года создают резерв следующей бухгалтерской записью: Дебет 91 Кредит 59 «Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги».
В активе баланса рыночная стоимость ценных бумаг исчисляется как разность между покупной стоимостью и суммой резерва. В пассиве баланса величина образованного резерва под такие активы не отражается.
Если рыночная стоимость ценных бумаг, под которые ранее были созданы резервы, в следующем году повысилась, составляют обратную запись: Дебет 59 Кредит 91.
Аналогичная запись формируется и при продаже ценных бумаг, по которым ранее был создан резерв. Превышение рыночной стоимости финансовых инструментов над их учетной оценкой фиксируется лишь в аналитическом учете без записей на синтетических счетах. В результате ценные бумаги отражают в бухгалтерском балансе по наименьшей стоимости, что соответствует принципам международных стандартов.
Необходимо обоснованно создать резервы по сомнительным долгам в порядке, регламентируемом ст. 266 НК РФ. Законодательством предусмотрено, что сомнительной признается любая задолженность перед налогоплательщиком в случае, когда она не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.
Безнадежными считаются долги перед поставщиком, по которым истек срок исковой давности, а также долги, по которым государственным органом обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения или ликвидации предприятия. Суммы отчислений на формирование резервов по сомнительным долгам, образовавшимся в связи с невыплатой процентов (за исключением банков), рассчитывают перед началом того периода, на который они должны быть созданы.
Данный резерв можно использовать лишь по прямому назначению, т. е. на возмещение убытков от безнадежных долгов.
Не исключено, что безнадежные долги превысят сумму резерва. В этом случае разницу включают в состав внереализационных расходов.
Неиспользованные резервы переходят на следующий отчетный период. Остаток старого резерва может быть как больше, так и меньше вновь создаваемого. В первом случае разность между ними увеличивает внереализационные доходы, а во втором случае - внереализационные расходы. Сумму нового резерва, равную остатку старого, относить на внереализационные расходы нельзя.