Файл: Понятие социального обеспечения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Субъекты РФ за счет собственных источников и при наличии возможностей вправе устанавливать дополнительные меры социальной защиты: надбавки к пенсиям и пособиям, льготы для жителей данного субъекта РФ, дополнительные услуги по социальному обслуживанию отдельных категорий населения и т.д.[44]

Регулирование в области социального обеспечения возможно на муниципальном уровне, а также в рамках конкретной организации: оно выражается в том, что на основе нормативных актов, принимаемых собственником соответствующих финансовых источников, в нецентрализованном порядке предусматриваются дополнительные виды социального обеспечения с целью повышения социальной защищенности человека.[45]

2. Методу права социального обеспечения присущи специфические
способы определения содержания правоотношений.

Права и обязанности субъектов в этой отрасли могут устанавливаться не только нормативным, но и договорным путем. Так, например, договорное регулирование отношений в области социального обеспечения возможно в рамках конкретного предприятия. Во-первых, в коллективном договоре могут быть предусмотрены более льготные условия по сравнению с действующим законодательством (надбавки к пенсиям, досрочный уход на пенсию и т. п.), во-вторых, закрепление гарантий социальной защищенности возможно в индивидуальном трудовом договоре (контракте), стороны которого могут установить дополнительные виды, условия, повышенные размеры обеспечения по сравнению с предусмотренными нормами права (оказание материальной помощи в случае ухода в отпуск, бесплатное ежегодное санаторно-курортное лечение, бесплатное лекарственное обеспечение в случае болезни и т.д.).[46]

При зачислении гражданина в учреждение социального обслуживания с ним также заключается договор на обслуживание, в котором указывается перечень видов оказываемых услуг, права и обязанности сторон договора, порядок оплаты и др.[47]

Условия, достигнутые при договорном регулировании, не должны ухудшать положение работников по сравнению с законодательством, в противном случае они признаются недействительными. Если же речь идет о более льготном обеспечении, то здесь допускается полная свобода усмотрения. [48]

  1. В праве социального обеспечения отражена специфика юридических фактов, с которыми связано возникновение, изменение, прекращение правоотношений.

В данной отрасли почти все юридические факты - это не действия, а события, возникающие, как правило, объективно и не зависящие от воли людей, в результате которых утрачивается возможность самостоятельного обеспечения необходимыми жизненными средствами либо этих средств становится недостаточно (старость, инвалидность, безработица, потеря кормильца, бедность, рождение ребенка, смерть и т.д.).[49]

Правовые отношения по социальному обеспечению в основном возникают при наличии совокупности юридических фактов из сложных фактических составов, которые имеют: правовые основания обеспечения; волеизъявление лица, ими обладающего; решение компетентного органа о назначении вида обеспечения, на который претендует гражданин.[50]

  1. В праве социального обеспечения установлен абсолютный характер прав граждан как субъектов социального обеспечения.

Общее юридическое положение субъектов социально-обеспечительных правоотношений характеризуется прежде всего тем, что между ними нет ни отношений власти и подчинения, ни отношений равенства. Государство в лице его органов выступает обязанным субъектом. Имущественные права принадлежат гражданам, а соответствующие обязанности возлагаются на компетентные государственные и иные органы.[51]

Кроме того, законодатель исключает усмотренческий подход обязанной стороны в реализации прав граждан на тот или иной вид социального обеспечения, деятельность органов социального обеспечения урегулирована посредством категорических предписаний. Так, например, орган социальной защиты населения не может отказать в назначении гражданину пенсии в связи с отсутствием денег в Пенсионном фонде. Обязанная сторона должна совершить гарантированные действия для реализации права граждан на пенсионное обеспечение. Второй же стороне правоотношения - гражданину предоставлена свобода распоряжения правами.[52]

5. Для метода права социального обеспечения характерна специфика санкций, обеспечивающих исполнение обязанностей субъектов, и способа защиты нарушенного права.

Специфика санкций в сфере социального обеспечения заключается, во-первых, в том, что имущественное взыскание может быть обращено только на граждан, которые виновно переполучили суммы полагающихся выплат. К другому субъекту правоотношения (государственному или иному органу) имущественные санкции не применяются. В случае неполучения гражданами денежных сумм восстановление прав последних производится путем выплаты причитающихся им средств. Такую принудительную выплату нельзя считать санкцией, потому что орган социальной защиты населения не несет материального ущерба, а лишь выполняет свои обязанности.[53]


Вторая отличительная черта санкций состоит в том, что они носят правовосстановительный, а не штрафной характер: граждане возвращают переполученную сумму в полном объеме и дополнительных лишений при этом не испытывают. Кроме того, при предоставлении отдельных видов обеспечения применяются и специфические санкции. Так, например, к лицам, систематически нарушающим правила внутреннего распорядка в доме-интернате, может быть применена такая мера, как выписка из этого учреждения.[54]

Одним из элементов отраслевого метода правового регулирования является порядок разрешения споров. Что касается способов защиты субъективных прав в социальном обеспечении, то законодательством предусматривается как административный, так и судебный порядок разрешения споров. Какая либо особая процедура отсутствует.[55] Например, ст. 31 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» закреплен порядок рассмотрения и разрешения споров по вопросам обязательного пенсионного страхования.[56]

Письменное заявление страхователя или застрахованного лица по спорным вопросам, возникающим в сфере обязательного пенсионного страхования, рассматривается органом страховщика в течение одного месяца со дня получения указанного заявления. О принятом решении орган страховщика сообщает заявителю в письменной форме в течение пяти рабочих дней после рассмотрения такого заявления. [7, с. 26]

В случае несогласия страхователя или застрахованного лица с принятым органом страховщика решением спор подлежит разрешению в вышестоящем органе страховщика или в суде в порядке, установленном законодательством РФ. [57]

2.4 Система права социального обеспечения

Право социального обеспечения, как любая другая отрасль права, – это совокупность правовых норм, регулирующих определенную группу общественных отношений. Эти правовые нормы определенным образом между собой взаимосвязаны и объединяются в различные институты и подинституты. Поэтому можно сказать, что система права социального обеспечения, как отрасль права – это совокупность объективно взаимосвязанных правовых институтов и норм, расположенных в определенной научно обоснованной последовательности в соответствии со спецификой регулируемых общественных отношений. Элементами данной системы являются правовая норма, подинститут, институт, комплексный институт, подотрасль.[58]


Право социального обеспечения, как и любая правовая отрасль, делится на общую и особенную части. В общую часть входят институты, которые содержат положения, «обслуживающие» практически все институты особенной части. Именно поэтому в общую часть входят нормы права, действие которых распространяется на все отношения, входящие в предмет права социального обеспечения.[59]

Специфика Общей части права социального обеспечения заключается в том, что она не закончила свое формирование. Об оформлении Общей части можно говорить в случаи принятия кодификационного акта отрасли, в котором нашли бы закрепление определение предмета отрасли, ее задачи, принципы правового регулирования данной отрасли, право субъекта на социальное обеспечение и некоторые другие общие положения, которые являются фундаментальными для отрасли.[60]

Общая часть права социального обеспечения состоит из норм, закрепляющих специфику права социального обеспечения, а именно:

а) определяют правовой статус граждан в сфере социального обеспечения, указывая на потенциальных субъектов социально-обеспечительных правоотношений;

б) устанавливают принципиальные положения, являющиеся основой для формулирования отраслевых принципов;

в) содержат указания на правовые источники права социального обеспечения;

г) указывают на основания возникновения, изменения, прекращения социально-обеспечительных правоотношений;

д) закрепляют формы социального обеспечения как способы его организации;

е) устанавливают виды обеспечения.[61]

Особенная часть отрасли представляет собой комплекс институтов, взаимосвязанных как с институтами Общей части, так и между собой и имеющих относительно самостоятельный объект регулирования. В зависимости от норм, регулирующих условия предоставления, размеры и порядок предоставления видов социального обеспечения, обычно выделяют следующие предметные правовые институты:[62]

  1. институт трудового стажа, нормы которого закрепляют понятие стажа; виды трудовой, иной общественно полезной деятельности, других периодов, включаемых в страховой и трудовой стаж; правила исчисления и подтверждения всех видов стажа;[63]
  2. институт пенсионного обеспечения, который является комплексным институтом, состоит из подинститутов по видам пенсий (пенсия по старости, пенсия по инвалидности, пенсия по случаю потери кормильца, пенсия за выслугу лет), а также объединенных в самостоятельный институт норм, определяющих правила назначения и выплаты пенсий, порядок перерасчета ее размеров; [9, с. 34]
  3. институт пособий и иных денежных выплат, который является комплексным институтом, состоит из подинститутов по видам пособий (пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, пособие по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет, пособие по безработице); в этот же институт включаются нормы в виде подинститутов, регулирующие отношения по поводу компенсационных выплат, субсидий и т.п.;[64]
  4. институт возмещения вреда от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – простой институт (в его структуре нет подинститутов); он включает нормы, которые устанавливают: круг лиц, подлежащих данному виду обязательного социального страхования, виды страхового обеспечения, размер страховых выплат, порядок назначения и выплаты страхового обеспечения; [13, с. 35]
  5. институт медицинской помощи – комплексный институт, в котором подинституты объединяют нормы в зависимости от вида обеспечения, предоставляемого бесплатно или с частичной оплатой: оказание медицинской помощи, лекарственное обеспечение, санитарно-курортное лечение;[65]
  6. институт социального обслуживания, который считается сложным комплексным институтом ввиду того, что его нормы регулируют отношения по предоставлению в натуральной форме разнообразных видов обеспечения. Данный институт состоит из множества подинститутов, подразделяемых по видам социальных услуг: полного и полустационарного социального обслуживания; социальной помощи на дому; срочной социальной и консультативной помощи; профессионального обучения и трудоустройства инвалидов; обеспечение инвалидов средствами передвижения и транспортными средствами; протезно-ортопедической помощи; содержания детей в детских учреждениях; льгот по системе социального обеспечения.[66]

Каждый из указанных институтов имеет свой обособленный комплекс юридических норм, обеспечивающий цельное регулирование данной разновидности общественных отношений.[67]

Во второй главе были рассмотрены функции, предмет, метод и систему права социального обеспечения.

Функции социального обеспечения ставят перед собой задачу предоставить социальное обеспечение гражданам для их защиты и решения проблем в трудных жизненных ситуациях.

Предметом права социального обеспечения являются группы общественных отношений.

Система права социального обеспечения подразделяется на Общую и Особенную части. В настоящее время Общая часть находится на стадии формирования, т.к. не имеет кодифицированного акта отрасли права.

3. Принципы и источники права социального обеспечения

3.1 Принципы права социального обеспечения

Показателем самостоятельности отрасли права является наличие не только собственного предмета и метода правового регулирования общественных отношений, но и специфических отраслевых принципов, объединяющих нормы в систему отрасли, выражающих сущность норм данной отрасли, определяющих положение субъектов права, их права и обязанности.[68]

В обобщенном виде под принципами права социального обеспечения можно понимать закрепленные в действующем законодательстве основополагающие начала (идеи), выражающие сущность норм права социального обеспечения и главные направления социальной политики государства в области правового регулирования отношений, связанных с материальным обеспечением «еще», «временно», «уже» нетрудоспособных и иных категорий граждан, определяемых в нормативном порядке.[69]

В зависимости от охвата и воздействия принципов на право в целом или на его отдельные части можно провести следующую их группировку. По сфере действия принципы классифицируются на следующие виды:[70]

  1. общеправовые, в соответствии и на основании которых осуществляется строение всей правовой системы государства (гуманизм, справедливость, законность);[71]