Файл: Понятие социального обеспечения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В первой главе было раскрыто понятие социального обеспечения. Социальное обеспечение тесно связано с экономикой и политикой нашего государства. Оно является приоритетом в России, т.к. право на социальное обеспечение закреплено в высшем нормативном правовом акте Российской Федерации – Конституции РФ. Также в этой главе было дано определение понятию «Социальная защита». Проблему социальной защиты решают такие отрасли, как: трудовое, гражданское, семейное и экологическое право. Для отдельных категорий граждан принят ряд законов определяющий порядок их социальной защиты.

2. Функции, предмет, метод и система социального обеспечения

2.1 Функции социального обеспечения

Социальное обеспечение обладает своими функциями. Под ними обычно понимается внешнее проявление свойств какого-либо объекта. Наличие функций позволяет ответить на вопрос: какого значение и предназначение социального обеспечения в жизни общества и государства? [20]

Функции социального обеспечения:

  • Экономическая функция социального обеспечения заключается:

а) в замещении заработка или дохода, связанного с трудом (или содержания), тем лицам, которые его утратили в силу всевозможных жизненных обстоятельств – в связи с возрастом, инвалидностью, потерей кормильца, болезнью, безработицей и др.; [8, с. 19]

б) в частичном возмещении дополнительных расходов, вызванных различными объективными причинами – рождением и содержанием ребенка, уход за малолетними детьми и престарелыми гражданами, инвалидами и т.п.;

в) в оказании помощи и поддержки гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (бедность, сиротство, вынужденное переселение и пр.).[21]

  • Политическая функция направлена на сближение социального
    уровня различных слоев населения, создание условий, обеспечивающих
    достойную жизнь каждому человеку. Она призвана стабилизировать
    общественные отношения в сфере социальной защиты населения.[22]
  • Демографическая функция способствует стимулированию роста
    народонаселения страны, воспроизводству здорового поколения, росту
    продолжительности жизни граждан и т. д.[23]
  • Социальная (социально-реабилитационная) функция социального обеспечения способствует поддержанию социального статуса граждан при наступлении различных социальных рисков (болезни, инвалидности, старости, смерти кормильца, безработицы, бедности) путем предоставления имеющихся видов пенсий и пособий, социальных услуг, льгот с целью поддержания достойного уровня жизни и предупреждения обнищания.[24]
  • Защитная функция заключается, прежде всего в том, что именно
    эту задачу ставит перед собой общество, предоставляя социальное
    обеспечение своим гражданам, ибо защита их в трудной жизненной
    ситуации, помощь в решении различных проблем (материальных,
    физических, психологических, возрастных и т. д.) являются основным
    назначением социального обеспечения.[25]
  • Производственная функция. Она выражается в том, что право на многие виды социального обеспечения обусловлено трудовой деятельностью, а уровень обеспечения зачастую зависит от ее характера и размера вознаграждения за труд.[26]

Также выделяется духовно-идеологическая функция социального обеспечения. В ее состав входят идеологическая, моральная и социально-психологическая подфункции. [8, с. 20]

2.2 Предмет социального обеспечения

Право социального обеспечения – это отрасль российского права, которая регулирует общественные отношения, возникающие в процессе осуществления социального обеспечения и социальной защиты населения в Российской Федерации.[27]

Прежде чем говорить о понятии предмета права социального обеспечения, необходимо иметь ввиду, что оно неразрывно связано с сущностью самого понятия социального обеспечения и его содержанием. Как мы знаем, существуют отношения между одним субъектом – гражданином – получателем материального блага и другим субъектом – органом, представляющим ему такое благо (в виде пенсии, пособия, социальных услуг и пр.). Значит, гражданин – потребитель этого блага и его представляющий орган – неотъемлемые стороны этих отношений, которые обладают определенными правами и обязанностями. Иными словами, они имеют особое положение, т.е. правовой статус. Их статус раскрывает само содержание социально-обеспечительных отношений. Следовательно, правовое положение гражданина выступает своеобразным критерием, с помощью которого познается отраслевая специфика отношений, каких нет в других отраслях российской системы права.[28]

Предмет самостоятельной отрасли права составляют обособленные группы общественных отношений, характеризующиеся определенным внутренним единством, которые наряду со специальными методами регулирования позволяют ограничить данную отрасль права от других отраслей.[29]

Таким образом, предмет права социального обеспечения составляют на сегодняшний день несколько групп общественных отношений:

  1. отношения по социальному обеспечению граждан в денежной и натуральных формах, мы их называем материальные социально-обеспечительные отношения [8, с. 57] (пенсии, пособия, компенсационные выплаты);
  2. отношения по предоставлению различных социальных услуг
    (социальное обслуживание престарелых, инвалидов, детей, семей с
    детьми, беженцев и вынужденных переселенцев, медицинское
    обслуживание, льготы для отдельных категорий граждан);

3) процедурные и процессуальные отношения, связанные с
установлением юридических фактов, а также реализацией и защитой права
на тот или иной вид социального обеспечения.[30]

Материальные социально-обеспечительные отношения граждан (в денежной и натуральной формах) составляют главную суть – «ядро» предмета права социального обеспечения. Это можно объяснить тем, что между гражданином и органом, представляющим социальное обеспечение возникает конкретизированное отношение (связь) по поводу какого-либо определенного вида обеспечения, установленного законодательством. К таким видам социального обеспечения можно отнести:

а) трудовые пенсии по старости, трудовые пенсии по инвалидности, трудовые пенсии по потере кормильца;

б) пенсии по старости, пенсии по инвалидности, пенсии по случаю потери кормильца, пенсии за выслугу лет и социальные пенсии (по государственному пенсионному обеспечению);

в) выплаты, заменяющие пенсии или дополняющие их уровень, например: пожизненное содержание судей, дополнительное пожизненное материальное обеспечение Героям России[31], Советского Союза, полным кавалерам ордена Славы, лицам, подвергшимся воздействию радиации, жертвам политических репрессий, бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами;[32]

г) страховые пособия, возмещающие утрату заработка или дохода, связанного с трудом, – пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, пособия по безработице;

д) социальные пособия, частично компенсирующие повышенные расходы гражданина, – единовременные пособия по случаю рождения ребенка, ежемесячные пособия по уходу за ребенком до полутора лет, ежемесячные пособия на детей до 18 лет, единовременное пособие на погребение и т.п.;

е) компенсационные выплаты, схожие с пособиями по своему предназначению, например, лицам, осуществляющим уход за лицом, достигшим 80-летнего возраста, инвалидом I группы, нуждающимся по заключению медицинского учреждения в постоянном постороннем уходе, и пр.;[33]

ж) социальное обслуживание и предоставляемые социальные услуги для престарелых и инвалидов, к примеру, стационарное и полустационарное, срочное социальное обслуживание, обслуживание на дому, социально-консультативная помощь, социальные и реабилитационные услуги для инвалидов, семей, имеющих детей, включая содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов в детских учреждениях общего и специального типов – в детских домах, домах-интернатах, детских приютах и др.;


з) социальные льготы и преимущества некоторым категориям граждан, указанным в законодательстве;[34]

и) социальная реабилитация инвалидов, включающая бесплатное или со скидкой предоставление социальных услуг по профессиональному обучению, переобучению инвалидов в различных образовательных учебных заведениях и их последующей занятости; обеспечение инвалидов средствами передвижения и транспортом и оказание им протезно-ортопедической помощи и др.;

к) относительно самостоятельные виды социального обеспечения – медицинская помощь и лечение, включая профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь (бесплатно или со скидкой), а также меры социального характера по уходу за больными; санаторно-курортное лечение и социальное обслуживание – бесплатное и на льготных условиях; лекарственная помощь (бесплатно либо со скидкой для отдельных категорий граждан);

л) государственная социальная помощь, оказываемая малоимущим одиноко проживающим гражданам и малоимущим семьям, среднедушевой доход который ниже прожиточного минимума в регионе.[35]

Процедурные отношения бывают двух видов:

  1. Отношения, связанные с обращением нуждающихся за предоставлением отдельных видов обеспечения, его рассмотрением органом социального обеспечения и принятием решения по конкретному случаю. Эти отношения носят обслуживающий характер и самостоятельного значения вне связи с материальными отношениями не имеют.
  2. Отношения, связанные с установлением юридических фактов, имеющих значение для определения или подтверждения права на отдельные виды социального обеспечения (подсчет и подтверждение стажа, установление (подтверждение) группы инвалидности и др.).[36]

Процессуальные отношения возникают в связи с защитой гражданином своего права на тот или иной вид социального обеспечения (например, в случае отказа в назначении пенсии, пособия, социальной услуги).[37]

Таким образом, материальным – социально-обеспечительным отношениям предшествуют процедурные. Иногда процедурные и процессуальные отношения сопровождают материальные отношения.[38]

2.3 Метод социального обеспечения


Метод правового регулирования общественных отношений является важнейшим дифференцирующим критерием разграничения отраслей права. Право социального обеспечения как самостоятельная отрасль в общей системе права сформировалось недавно. Вопрос о сущности и содержании ее метода является одним из сложных в силу неоднозначности взглядов ученых на эту проблему и находится на стадии научных дискуссий.[39]

Метод права социального обеспечения – совокупность специфических приемов и способов, используемых при регламентации отношений, включаемых в предмет права социального обеспечения.[40]

Метод права социального обеспечения, как и всякий отраслевой метод правового регулирования, представляет собой целый комплекс средств и способов воздействия на общественные отношения, регулируемые нормами данной отрасли права. Метод является динамичной (развивающейся) правовой категорией, так как с изменением общественных отношений меняется и содержание метода.[41]

Рассмотрим особенности метода права социального обеспечения:

1. Сочетание централизованного и локального способов установления прав и обязанностей субъектов.

В ст. 72 Конституции РФ закреплено - «вопросы социального обеспечения находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов». В соответствии с этим регулирование отношений в сфере социального обеспечения осуществляется как в централизованном порядке посредством принятия федеральных законов, а также направленных на их реализацию иных правовых актов центральных органов государственной власти, так и на региональном (локальном) уровне путем издания соответствующих нормативных актов субъектов Федерации. При этом на федеральном уровне в настоящее время закрепляется определенный минимальный социальный стандарт по социальному обеспечению, который не может быть понижен ни при каких условиях субъектами Федерации, ибо предоставление такого стандарта гарантируется средствами федеральных финансовых источников.[42]

Так, регулирование пенсионного обеспечения в централизованном порядке осуществляется федеральными законами: от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях»; от 28.12.2013г. №424-ФЗ «О накопительной пенсии»; от 15.12.2001 г. (в ред. 21.07.2014) №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»; а также законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993 г. (в ред. 04.11.2014г.). Другими федеральными законами закреплено право на предоставление пособий, компенсационных выплат и различных видов социальных услуг.[43]