Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 46
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие социального обеспечения
2. Функции, предмет, метод и система социального обеспечения
2.1 Функции социального обеспечения
2.2 Предмет социального обеспечения
2.3 Метод социального обеспечения
2.4 Система права социального обеспечения
3. Принципы и источники права социального обеспечения
3.1 Принципы права социального обеспечения
3.1.1 Содержание принципов права социального обеспечения
3.2 Источники права социального обеспечения
Категория «источники права» в правовой науке толкуется по-разному. Об источниках права говорят прежде всего в смысле объективных факторов, «порождающих» право как социальное явление. Такими факторами выступают материальные условия жизни общества, политические, экономические и социальные потребности социальных групп населения.[103]
В российском праве, как и ранее в советском, единственным способом внешнего выражения правовых предписаний, придания им общеобязательного характера являются нормативные правовые акты соответствующих властных органов, что в полной мере относится и к источникам права социального обеспечения. Эти акты в совокупности образуют законодательство о социальном обеспечении (в широком понимании данного термина), которое регулирует весь комплекс общественных отношений, составляющих предмет этой отрасли российского права.[104]
Нормативный правовой акт содержит, как известно, общеобязательные правила, действие которых распространяется на неограниченный круг субъектов. Этот признак отличает его от индивидуального правового акта (правоприменительного акта, принятого исполнительным органом или должностным лицом исполнительной власти и местного самоуправления либо судом), который имеет своим адресатом конкретного субъекта (субъектов) и направлен на реализацию соответствующего субъективного права либо возложение юридической обязанности. Индивидуальный правовой акт, таким образом, сам не закрепляет никаких прав и обязанностей, а служит средством их осуществления, в связи с чем в качестве источника права не рассматривается.[105]
Источники права социального обеспечения - это различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права.[106]
В источниках права социального обеспечения непосредственно отражаются материальные условия жизни общества. С изменением условий меняются и источники права социального обеспечения. Это, в свою очередь, ведет к обновлению законодательства, которое должно отвечать потребностям формирующейся в стране рыночной экономики с учетом принципа социального государства, провозглашенного Конституцией РФ в 1993 г. Поэтому в настоящее время законодательство о социальном обеспечении постоянно обновляется.[107] Устаревшие нормативные акты права социального обеспечения отменяются или изменяются, дополняются либо принимаются новые, более прогрессивные, соответствующие рыночным отношениям.[108]
Особое место среди источников права социального обеспечения занимают акты, в которых содержатся общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры России. [6, с. 90]
В настоящее время система источников права социального обеспечения включает в себя три подсистемы: федеральную, региональную (субъекты РФ), местную (муниципальные образования).[109]
Классификация источников права социального обеспечения:
а) по юридической силе;
б) по органам, принявшим нормативный правовой акт;
в) по сфере их действия;[110]
г) по кругу лиц, на которых распространяется действие актов; [8, с. 90]
д) по форме акта;
е) в зависимости от финансовых источников.
Множество и разнообразие источников права социального обеспечения предопределяют возможность охарактеризовать только важнейшие, основополагающие акты, в которых закрепляются права граждан на те или иные виды социального обеспечения, отражаются требования и условия их предоставления, регламентируется организационно-правовой порядок осуществления указанных предписаний соответствующих нормативных актов.[111]
Юридическая сила указывает на место акта, его значение, его верховенство или подчиненность, зависит от положения органа, издавшего акт, от его полномочий и компетенции, которой он наделен по действующему законодательству.[112]
По данному критерию выделяются следующие нормативные правовые акты федерального уровня.
а) Международные договоры, ратифицированные либо заключенные Российской Федерацией (либо СССР). В силу ст. 15 Конституции
РФ они входят в правовую систему России и имеют приоритет перед
законами: если международным договором установлены иные правила, то применяются правила международного договора.[113]
б) Конституция РФ, которая имеет высшую юридическую силу, чем все другие акты в стране. Конституция возвышается над всеми иными законами и является юридическим фундаментом, определяющим содержание других законов России. За ее соблюдением надзирает особый орган — Конституционный Суд РФ. [5, с.117]
в) Федеральные конституционные и обыкновенные законы;
Федеральные конституционные законы — это акты, принимаемые Федеральным Собранием РФ по указанным в Конституции РФ наиболее важным вопросам в порядке особой (жестко усложненной) процедуры.[114]
Обыкновенные законы делятся на кодифицированные и текущие. К кодифицированным относятся Основы (Основные начала) законодательства РФ и кодексы. [8, с. 92]
Основы законодательства — это федеральный закон, который устанавливает принципы и определяет общие положения регулирования какой-либо определенной отрасли права или нескольких сфер общественной жизни.[115]
Кодекс — это закон кодифицированного характера, в котором объединены на основе единых принципов нормы, подробно регулирующие какую-либо определенную (конкретную) область общественных отношений. Как правило, кодекс относится к одной отрасли права, например Трудовой кодекс РФ.[116]
Текущие законы делятся на два вида: федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации. [8, с. 92]
Федеральный закон — это нормативный правовой акт, принятый либо Федеральным Собранием РФ (принимаемый Государственной Думой и одобряемый Советом Федерации), либо принятый только Государственной Думой РФ (если она преодолевает вето Совета Федерации) и подписанный Президентом РФ. Федеральные законы принимаются по предметам ведения Российской Федерации, а также по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, к которым относятся и вопросы социального обеспечения.[117]
Закон субъекта РФ — это нормативный правовой акт, который принимается законодательным органом субъекта Федерации по вопросам регулирования, отнесенным Конституцией РФ к сфере совместного ведения Федерации и ее субъекта. Такие законы занимают подчиненное положение по отношению к федеральному закону. [8, с. 93]
г) Иные нормативные правовые акты. Это Указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, соответствующие акты федеральных органов исполнительной власти — Минтруда РФ (в прошлом) и Минсоцзащиты, Пенсионного фонда, Фонда государственного социального страхования РФ и др.[118]
Наибольшее значение имеют такие источники права социального обеспечения, как указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, поскольку в них часто содержатся первичные правовые нормы. [5, с.117]
В соответствии с Конституцией РФ Президент вносит в Государственную Думу законопроекты, издает указы и распоряжения. Указы и распоряжения обязательны для исполнения всеми, вместе с тем они не должны противоречить Конституции РФ и законам.[119]
Правительство РФ издает постановления и распоряжения лишь во исполнение Конституции, федеральных законов и нормативных указов Президента (ст. 115 Конституции РФ). Практически компетенция Правительства по изданию соответствующих нормативных правовых актов в сфере социального обеспечения определяется отраслевыми законами. Однако в ряде случаев Правительство выходит за рамки правотворческой компетенции, которая очерчена в законах и указах. [5, с.118]
Согласно Конституции РФ, постановления и распоряжения Правительства обязательны к исполнению в Российской Федерации. В случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента они могут быть отменены Президентом РФ.[120]
Классификация источников права социального обеспечения в зависимости от органов, принявших правовые акты, делится на два вида:
а) акты, принимаемые органами государственной власти либо органами местного самоуправления;
б) акты, принимаемые субъектами социально-партнерских соглашений.[121]
Социально-партнерские соглашения заключаются на различных уровнях — федеральном, региональном, территориальном. [8, с. 94]
На федеральном уровне заключается Генеральное соглашение между представителями общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей и федеральных органов государственной власти. [8, с. 94]
Особым видом социально-партнерских отношений являются коллективные договоры.[122] Это локальные акты, принимаемые на уровне организаций и содержащие нормативные условия по вопросам социальной защиты их работников.[123]
По сфере действия источники права социального обеспечения делятся на:
а) федеральные;
б) акты субъектов РФ;
в) отраслевые;
г) муниципальные;
д) локальные акты.
Последние принимаются непосредственно в организациях. В них конкретизируются положения актов вышестоящего уровня, решаются вопросы предоставления дополнительного обеспечения и льгот работникам организации.[124]
Наибольшее значение в системе источников права социального обеспечения имеют федеральные нормативные правовые акты. Они определяют социальную политику, и их реализация требует громадных финансовых ресурсов. В то же время разграничение предметов ведения, и, главное, собственности (на федеральную, субъектов федерации и муниципальную) приводит к тому, что все больше возрастает значение актов регионального и местного самоуправления, в соответствии с которыми устанавливаются различные доплаты к федеральным пенсиям и социальным пособиям. Это позволяет повышать уровень социального обеспечения, закрепленный федеральными нормативными актами.[125]
Классификация источников права социального обеспечения по кругу лиц показывает, на кого распространяется действие соответствующих нормативных актов. Выделяются акты, регулирующие отношения по социальному обеспечению: пожилых граждан; инвалидов; семей с детьми; военнослужащих, судей, прокурорско-следственных работников; граждан, занимающих государственные должности и должности государственных служащих на федеральном и региональном уровнях и др.[126]
По форме акта источники права социального обеспечения делятся на законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, постановления, разъяснения Минтруда РФ, Миграционной службы и др.[127]
В зависимости от финансовых источников, за счет средств которых осуществляется социальное обеспечение, различают нормативные
правовые акты, регулирующие обеспечение за счет средств обязательного социального страхования и за счет бюджетных ассигнований. Этот
критерий на данном этапе имеет чрезвычайно актуальное значение,
поскольку потребности рынка труда как одного из основных элементов рыночной экономики объективно обусловливают необходимость
усиления страховых начал в социальном обеспечении тех, кто трудится
или трудился в прошлом. Федеральным законом от 16 июля 1999 г. «Об
основах обязательного социального страхования» предусмотрено принятие законов по каждому отдельному виду страхового обеспечения.[128]
В третьей главе были изучены принципы и источники права социального обеспечения. Принципы права принято делить на четыре большие группы, а именно: общеправовые, межотраслевые, отраслевые и внутриотраслевые принципы. Отраслевые принципы, в свою очередь, имеют свои подразделы. Источниками права социального обеспечения являются нормативно-правовые акты. Они имеют свою классификацию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе была раскрыта тема право социального обеспечения.
В процессе написания курсовой работы были изучены труды известных ученых-юристов в области социального обеспечения.
В первой главе было раскрыто понятие социального обеспечения, которое на сегодняшний день, законодательно не закреплено и до настоящего времени не имеет кодифицированного акта о социальном обеспечении. Не смотря на это социальное обеспечение занимает одно из главных мест в жизни государства и общества и является одним из основных социально-экономических прав человека. Право на социальное обеспечение закреплено в международных актах о правах человека, Конституции РФ и отраслевых законодательных актах.