Файл: Понятие социального обеспечения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Тема данной курсовой работы – «Понятие социального обеспечения». Актуальность данной темы обусловлена тем, что социальное обеспечение является одной из важнейших составных частей политики российского государства.

Во всех странах мира государственная система социального обеспечения занимает центральное место в механизме социальной защиты населения.

Для каждого человека социальное обеспечение важно, потому что оно связано с фундаментальным правом человека – правом на жизнь. Для реализации права на жизнь необходима материальная база. Человек должен питаться, ему нужна одежда, жилище. Для всего этого нужен определенный уровень материальной обеспеченности. А это означает, что должен существовать источник материального благополучия человека. Основой его создания служит труд человека, позволяющий получать необходимые для жизни средства. Трудовой деятельностью человек может заниматься в определенный период жизни. Этот период называют периодом трудоспособности. В любом обществе всегда есть люди, которые в силу естественных, не зависящих от них причин и обстоятельств, не могут собственными усилиями приобретать источник средств своего существования. До и после периода трудоспособности человек считается нетрудоспособным (по возрастным критериям).

Возможна и такая ситуация, когда человек трудится и имеет определенный доход, но уровень этого дохода недостаточен для материального обеспечения работника и его семьи.

В течение всей жизни каждый человек подвергается различным опасностям, которые могут отразиться на состоянии его здоровья и трудоспособности (смерть, старость, инвалидность и др.), привести к утрате заработной платы, как основного источника средств существования. Во многих случаях человек не может преодолеть указанные обстоятельства самостоятельно, потому что они в значительной степени предопределяются объективными социально-экономическими условиями жизни, тесно связаны с производственной деятельностью или не зависят от его воли.

Право на социальное обеспечение является конституционным правом. Право на социальное обеспечение закреплено в ст. 39 Конституции РФ. В которой провозглашено: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом». Перечень, определенный конституцией не является исчерпывающим, т.к. законом могут устанавливаться и иные случаи, при которых приобретается право на социальное обеспечение. В данной сфере принимается множество нормативных актов, а норма права социального обеспечения служит индикатором социальной политики государства.


Целью данной курсовой работы является определение понятия социального обеспечения и исследование его составляющих.

Реализация вышеуказанной цели представляет собой выполнение ряда следующих задач:

  • изучить научные труды известных ученых-юристов в области исследования социального обеспечения;
  • раскрыть понятие социального обеспечения;
  • изучить функции, предмет, метод и систему права социального обеспечения;
  • определить принципы и источники права социального обеспечения.

Предметом исследования курсовой работы является понятие социального обеспечения.

Основу курсовой работы составили нормативно-правовые акты, включенные в структуру российского законодательства и авторские труды ученых-юристов.

При изучении данной темы были изучены такие нормативно-правовые акты как: Конституция РФ и Трудовой Кодекс РФ.

Источниками исследования для данной курсовой работы в области в области права социального обеспечения стали труды советских и российских ученых, среди которых можно выделить В.П. Галаганова, К.Н. Гусова, М.Л. Захарова, Э.Г. Тучкова, И.Б. Лагутина, Е.Е. Мачульской, Г.В. Сулеймановой, М.О. Буяновой, В.Ш. Шайхатдиновой, Г.Г. Пашковой, О.В. Бочаровой, Н.В. Чревко.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, раскрывающих задачи курсовой работы, заключения и списка использованных источников.

1. Понятие социального обеспечения

Социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых, определяющих мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием неработающих слоев населения.[1]

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.[2]

Таким образом, под социальным обеспечением в настоящее время следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленную на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.[3]


Поскольку качество и содержание жизни каждого человека в отдельности оказывают прямое воздействие на нормальное функционирование общества, постольку государство в определенной степени принимает на себя ответственность за наступление неблагоприятных обстоятельств для жизни и деятельности индивида, гарантируя ему те или иные меры социального обеспечения.[4]

Социальное обеспечение преследует две цели:

  1. Оказание нуждающимся социально-обеспечительной помощи (временно утрачен источник средств к существованию; средств недостаточно для удовлетворения алиментарных потребностей.) Эта помощь всегда ограничена размером или временными рамками.
  2. Предоставление нуждающимся социально-обеспечительного содержания (на постоянной основе) – пенсии, т.е. тем, кто еще (инвалиды с детства, дети-инвалиды, дети-сироты) либо уже (возраст, смерть кормильца) не в состоянии себя обеспечивать.[5]

Право на социальное обеспечение закреплено в Конституции РФ, которая провозгласила, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека(ст.7).[6]

Признавая право каждого гражданина на социальное обеспечение, Конституция РФ одновременно возлагает на государство обязанность создать все необходимые условия для осуществления этого права. Наличие соответствующих федеральных законов является необходимой гарантией для реализации гражданами своего конституционного права на социальное обеспечение.[7]

В современный период право социального обеспечения динамично развивается на основе новых концепций и принципов, охватывает области отношений, которые ранее находились за рамками правовой регламентации. Оно непосредственно затрагивает интересы всего населения (пенсионеры, безработные, семьи с детьми и т.д.). Реорганизация пенсионной реформы началась с 1 января 2002 г. приняты и вступили в действие следующие федеральные законы:

  1. ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской
    Федерации" от 15 декабря 2001г. N 167-ФЗ;
  2. ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской
    Федерации" от 15 декабря 2001г. N 166-ФЗ;
  3. ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря
    2001г. N 173-ФЗ и др.[8]

Право на социальное обеспечение является одним из основных социально-экономических прав человека. Оно включает в себя право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, утраты кормильца, наступления старости или иного случая утраты средств существования по независящим от человека обстоятельствам. Материнство и детство дают право на особое попечение и помощь со стороны общества. Таким образом, забота о праве на социальное обеспечение признается одной из общечеловеческих ценностей в цивилизованном обществе и находит свое правовое закрепление в таких актах, как Всеобщая декларация прав человека и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина.[9]


Итак, содержание международных актов о правах человека, Конституции РФ и отраслевого законодательства дает возможность сформулировать определение права на социальное обеспечение.[10]

Право на социальное обеспечение – это признанная международным сообществом и гарантированная государством возможность человека удовлетворять физиологические, социальные, и духовные потребности в объеме, необходимом для достойной жизни в тех случая, когда в результате наступления социального риска или других социально значимых обстоятельств он утратил доход от трудовой деятельности или внутрисемейное содержание.[11]

1.1 Социальная защита

Помимо социального обеспечения, в Российской Федерации населению гарантируется социальная защита.[12]

Социальная защита населения представляет собой систему общественных отношений по обеспечению условий для нормальной жизнедеятельности населения. Социальная защита населения является практической деятельностью по реализации основных направлений социальной политики. Она осуществляется на базе соответствующих нормативных правовых актов, денежных и материальных ресурсов и включает непосредственную организаторскую работу органов, учреждений и организаций. С помощью мер социальной защиты населения производится охрана окружающей природной среды, материнства, детства, оказание помощи семье, охрана здоровья граждан, профессиональная подготовка и получение дополнительного профессионального образования, обеспечение занятости населения, охрана труда, регулирование заработной платы и доходов населения, обеспечение жильем, регулирование права собственности граждан, материальное обеспечение и обслуживание нетрудоспособных и других нуждающихся в социальной защите граждан.[13]

Социальная защита – это система гарантированных государством экономических правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих равные условия для отдельных категорий граждан с целью создания равных возможностей для участия в жизни общества.[14]

В случае достижения целей социальной защиты есть основание говорить, что в обществе проводится активная социальная политика, обеспечена социальная защищенность человека.[15]


Социальная защищенность – это результат реализации социально-экономических прав человека, выраженный в устойчивом благополучии человека, в высоком уровне его благосостояния.[16]

Проблему социальной защищенности в России решает не только отрасль права социального обеспечения, но и такие отрасли как:

Трудовое право – это проблема безработицы, занятости и трудоустройства различных слоев населения, стабильности трудовых отношений, повышения социальных гарантий в области оплаты труда (определенный уровень заработной платы, включая установление минимального размера оплаты труда, гарантии соблюдения установленных в законе принципов вознаграждения за труд, выплаты районных коэффициентов, оплаты труда при выполнении работы, отклоненной от тарифа и т.д.); проблемы воспроизводства рабочей силы, в том числе вопросы продолжительности рабочего времени и отдыха, охраны труда, гарантий для лиц, совмещающих работу с обучением, гарантий работникам при рассмотрении трудовых споров (индивидуальных и коллективных).

Гражданское право – государственная поддержка, охрана и защита частной собственности, поддержка индивидуального частного предпринимательства и т.д.

Жилищное право – вопросы, связанные с обеспечением жильем, улучшением жилищных условий.

Семейное право – это вопросы государственной поддержи института брака и семьи, установление в законодательном порядке прав и обязанностей родителей, детей и супругов и т.д.

Экологическое право – это проблемы, связанные с созданием благоприятной экологической среды для нормальной жизнедеятельности членов общества и т.д.[17]

Поэтому, говоря о соотношении понятий «социальная защита» и «социальное обеспечение», можно сделать вывод о том, что первое из названных понятий, несомненно, более широкое и объемное, а второе входит в него как одна из составных частей.[18]

В России принят ряд законов, определяющих порядок социальной защиты для отдельных категорий граждан в Российской Федерации, а именно: ФЗ от 8 июня 2015 г. №-139-ФЗ «О гарантиях социальной защиты отдельных категорий граждан»; ФЗ от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ (в ред. от 29.06.2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; Закон от 15 мая 1991 г. №1244-1 ( в ред. от 29.06.2015) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; ФЗ от 26 ноября 1998 г. № 175-ФЗ (в ред. от 22.12.2014 с изм. от 06.04.2015) «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»; ФЗ от 22 декабря 2014 г. №421-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»; ФЗ от 7 ноября 2000 г. №136-ФЗ (в ред. от 14.10.2014) «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием»; ФЗ от 20 июня 1996 г. №81-ФЗ (в ред. от 14.10.2014) «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности».[19]