Файл: Финансовый механизм я его роль в реализации финансовой политики (основные моменты теории финансов).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 81
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Необходимость и сущность финансов
1.1 Финансы как экономическая категория
1.2 Субъекты и виды финансовых отношений
1.3 Особенности финансового механизма
2. Финансовая система и финансовая политика государства
2.1 Понятие финансовой системы, ее задачи
2.2 Финансовая политика государства
2.3 Финансовая политика государства и применяемый финансовый механизм
3. Финансовый механизм и его роль в формировании финансовой политики в современных условиях
3.1 Финансовый механизм и его структура
3.2 Основные функции финансового механизма в реализации антикризисных мер в России
Комбинация элементов финансового механизма - форм, типов и методов организации финансовых отношений - составляет конструкцию финансового механизма, который приводится в действие путем установки количественных параметров для каждого из его элементов, а именно: ставки и ставки снятия средств, объем средств, уровень расходов и т. д.
Количественные параметры и различные методы определения составляют наиболее мобильную часть финансового механизма. Они чаще подвергаются корректировкам, они чувствительны к изменениям условий производства и задач общества [7].
Как финансовый механизм, государство стремится к тому, чтобы оно как можно более полно соответствовало требованиям финансовой политики.Финансовая политика тесно связана с особенностями современного этапа экономического и социального развития, с интересами правящих партий и социальных групп, а также с теоретическими концепциями, которые влияют на экономический и политический курс государства. Анализ финансовой политики, используемой различными государствами, позволяет выделить три основных типа: классическая политика, регулирование и планирование. До конца 1920-х гг. основным видом финансовой политики в большинстве стран была классическая версия.
Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политической экономии А. Смита и Д. Рикардо и их последователей. Основными направлениями являются невмешательство государства в экономику, поддержание свободной конкуренции, использование рыночного механизма в качестве основного регулятора коммерческих процессов. Результатом стало ограничение государственных расходов и налогов, создание условий для обучения и исполнения сбалансированного (сбалансированного) бюджета[10].
Этим целям финансовой политики соответствовал и финансовый механизм:
• сокращались расходы государственного бюджета, за исключением военных расходов и расходов по обслуживанию государственного долга;
• система налогообложения основывалась на косвенных и имущественных налогах;
• управление финансами сосредоточивалось в одном органе — министерстве финансов (казначействе).
Однако в девятнадцатом веке. Бурное развитие производительных сил поставило перед государством вопрос об изменении подходов к финансовой политике. Эта проблема была особенно острой в конце 1920-х годов, когда все экономические и социальные проблемы большинства государств стали острыми. В этот период в западных странах произошел переход к регулирующей финансовой политике.
Он опирался на экономическую теорию английского экономиста Дж. М. Кейнса и его сторонников, которые считали, что государству необходимо вмешиваться и регулировать циклическое развитие экономики.
В дополнение к своим традиционным задачам финансовая политика начала преследовать цель использования финансового механизма для регулирования экономики и социальных отношений, чтобы гарантировать полную занятость населения.
Произошли изменения в механизме:
• государственные расходы становятся основным инструментом регулирования экономики, генерируя дополнительный спрос;
• налоговая система резко развивается, в основном в отношении подоходного налога, который гарантирует вывод доходов с хозяйствующих субъектов;
• активно используется государственный кредит, развивается система долгосрочных и среднесрочных государственных займов;
• меняется система финансового управления, появляются несколько независимых специализированных органов[5].
В целом, кейнсианская регулирующая финансовая политика показала сравнительную эффективность в западных странах.
Она предоставлена в 1930-1960 годах. стабильный экономический рост, высокий уровень занятости и эффективная система финансирования социальных потребностей в большинстве этих стран. В 1970-е годы финансовая политика основывалась на неконсервативной стратегии, связанной с неоклассической ориентацией экономической теории. Этот тип финансовой политики не сделал регулирование целью, а ограничил вмешательство государства в экономику и социальную сферу[11].
Регулирование экономики становится универсальным. Помимо экономического роста и занятости государство регулирует денежное обращение, обменный курс, социальные факторы экономики и ее реструктуризацию. Финансовый механизм в этих условиях характеризуется следующими характеристиками:• объем перераспределения национального дохода через финансовую систему уменьшается;• сокращение дефицита бюджета;• стимулирует рост сбережений как источника продуктивных инвестиций.Запланированная фискальная политика реализуется в странах, которые используют систему экономического управления под административным контролем. Целью финансовой политики в этих условиях является обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов государства (прежде всего центральных органов власти и администрации) с целью их последующего перераспределения в соответствии с общими руководящими принципами состояние.Адекватно нет финансовой политики СССР строился и финансовый механизм:
• государство полностью регулировало финансы государственных предприятий через систему двухканального изъятия чистого дохода (сначала чистый доход изымался в бюджет при помощи налогов, а затем предприятия вносили в бюджет свободный остаток прибыли);
• средства населения изымались при помощи подоходного налога, а также путем размещения принудительных государственных займов;
• расходы бюджетов осуществлялись исходя из приоритетов, установленных государственным планом без их увязки с возможным эффектом. В связи с этим значительные ресурсы использовались непроизводительно на финансирование оборонных отраслей, "долгостроя", военных расходов и т.п.;
• управление финансами осуществлялось из единого центра — министерства финансов[4].
Планово-директивная финансовая политика проводилась практически во всех бывших социалистических странах. Она показала свою достаточно высокую эффективность в годы Второй мировой войны, восстановления народного хозяйства и т.п. В то же время использование такой финансовой системы в условиях нормального функционирования экономики привело к отрицательным последствиям: снижению эффективности производства, замедлению развития социальной сферы, резкому ухудшению финансового положения государства.
2. Финансовая система и финансовая политика государства
2.1 Понятие финансовой системы, ее задачи
Все финансовые отношения внутри национальной экономики являются финансовой системой. Это включает в себя государственные финансы, корпоративные финансы и гражданские финансы [8].
Каждая ссылка в финансовой системе выполняет определенные задачи:Задача государственных финансов состоит в том, чтобы сконцентрировать финансовые ресурсы на средства органов власти государства или территорий и направить их на финансирование потребностей общества.Финансы хозяйствующего субъекта несут ответственность за создание собственных денежных средств и их использование на основе эффективного управления денежными потоками.В задачу финансов граждан входит получение и использование доходов.В структуре государственных финансов главным элементом выступают бюджеты трех уровней (в соответствии с бюджетным кодексом РФ):
Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
Бюджеты субъектов Федерации (бюджеты республик, края, области);
Местные бюджеты – городские, районные сельские.
Возможны разные принципы построения взаимоотношений между бюджетами разных уровней[12].
В настоящее время в России взаимоотношения бюджетов разных уровней строятся на принципе фискального федерализма: бюджеты нижестоящих уровней функционируют автономно, т.е. не включают свои доходы и расходы в бюджеты вышестоящих уровней.
2.2 Финансовая политика государства
Государственная финансовая политика представляет собой комплекс мер по использованию финансовых отношений для выполнения государственных функций и является неотъемлемой частью экономической политики государства. Уточняются основные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования социально-экономических процессов финансовыми методами.
В то же время финансовая политика является сферой деятельности, относительно независимой от государства. Он имеет свое конкретное содержание, а также свои цели, задачи, объекты, формы и методы регулирования[13].
Целями финансовой политики могут быть: политические цели, то есть достижение целей в области внешней и внутренней политики; экономические цели, достижение экономических целей на разных уровнях; социальные цели, достижение целей социальных отношений (социальные классы и слои населения, социальные пособия, распределение социальных благ).Финансовая политика как совокупность целевых действий с использованием финансовых инструментов, рычагов и стимулов может быть реализована на разных уровнях:
мировом;
региональном;
национальном;
на уровне отдельных регионов внутри страны;
на уровне предприятия, организации (хозяйствующего субъекта) ;
отдельного предпринимателя;
на уровне отдельного домохозяйства[11].
В качестве важнейших составляющих финансовой политики на уровне государства выступают:
бюджетная политика;
налоговая политика;
таможенная политика;
кредитно-денежная политика;
инвестиционная политика;
институциональные преобразования;
социальная политика.
Финансовый менеджмент включает в себя целевую государственную деятельность, связанную с практическим использованием финансового механизма. Эта деятельность осуществляется специальными организационными структурами. Управление включает в себя ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование и контроль.
Все эти элементы позволяют реализовывать меры финансовой политики в стратегической и текущей деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан.Задачи и содержание финансовой политики определяют ее основные задачи: обеспечить условия, позволяющие сформировать максимум финансовых ресурсов; рациональное распределение и использование финансовых ресурсов; организация регулирования и финансовых стимулов для экономических и социальных процессов в стране; разработка финансового механизма и разработка в соответствии с меняющимися социально-экономическими целями.Оценка результатов финансовой политики государства основана на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также полученным результатам, вытекающим из поставленных целей и задач.
Эффективность финансовой политики во многом зависит от качественной разработки механизма координации и реализации интересов различных слоев общества и объективных возможностей государства использовать комплексные факторы. влияние на ход реализации финансовой политики.
Управление финансами в Российской Федерации, прежде всего, осуществляют высшие законодательные органы власти - это Федеральное собрание и две его палаты: Государственная Дума и Совет Федерации. Ими рассматриваются и утверждаются федеральный бюджет и отчет о его исполнении. Федеральное собрание рассматривает также законы о налогах, сборах и обязательных платежах. Кроме того, оно устанавливает предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга[8].
Из вышесказанного следует, государственная финансовая политика это элемент макроэкономической политики.
В настоящее время государственная финансовая политика России направлена на преодоление последствий финансово-экономического кризиса, стабилизацию социально-экономической ситуации в стране.