Файл: Финансовый механизм я его роль в реализации финансовой политики (основные моменты теории финансов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 89

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.3 Финансовая политика государства и применяемый финансовый механизм

Все перечисленные выше функции финансов непосредственно реализуются в финансовой политике и финансовом механизме.

Финансовая политика - это основанная на финансовом законодательстве целенаправленная деятельность государства, связанная с мобилизацией финансовых ресурсов, их распределением и использованием для выполнения государством своих функций. Главными задачами финансовой политики являются:

1) обеспечение финансовыми ресурсами программ, осуществляемых государством;

2) установление рационального, с точки зрения государства, распределения и использования финансовых ресурсов;

3) сосредоточение финансовых ресурсов на приоритетных направлениях государственной политики;

4) достижение финансовой устойчивости и финансовой независимости государства;

5) создание устойчивой материальной основы функционирования хозяйствующих субъектов;

6) формирование уровня доходов, обеспечивающих нормальное воспроизводство населения.

Финансовая политика - это сфера, независимая от деятельности государства. В то же время, однако, он тесно связан с любым другим видом государственной деятельности, будь то денежно-кредитная, социальная или внешнеэкономическая политика государства. Это связано с тем, что государство не может решить конкретную задачу, если у него нет соответствующих финансовых ресурсов.В то же время следует учитывать, что критерием оценки конкретной финансовой политики является степень, в которой эта финансовая политика способствует достижению приоритетных целей, определенных государством. Поэтому, чтобы оценить финансовую политику и дать рекомендации по ее корректировке, важно иметь четкое понимание целей и того, что в конечном итоге должно быть решено с помощью этих финансовых инструментов [5].

Роль финансовой политики в эпоху фундаментальных изменений в обществе, как это было в России в 1990-х годах, особенно важна. С одной стороны, с помощью финансовой политики вы можете быстро заблокировать существующий экономический механизм. С другой стороны, путем радикального перераспределения финансовых ресурсов формирование новой системы общественных отношений может быть ускорено.

Финансовая политика государства включает следующие элементы:

- бюджетная политика;

- налоговая политика;

- ценовая политика;

- кредитно-денежная политика;

- таможенная политика;


- политика внешних и внутренних заимствований;

- политика в области международных финансов.

Центральное место в финансовой политике любого государства занимает фискальная политика. Фискальная политика - это намеренная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета и управления государственным долгом.

В качестве критериев эффективности фискальной политики могут использоваться следующие показатели: уровень сбора доходов; уровень выполнения бюджетных обязательств; размер дефицита бюджета и темпы роста государственного долга; уровень монетизации дефицита бюджета; сумма валютных резервов, используемых для финансирования дефицита бюджета; динамика ВВП; степень исполнения законодательства и эквивалентных бюджетных законов.

Финансовая политика реализуется посредством финансового механизма, который представляет собой часть хозяйственного механизма. Он включает:

- совокупность организационных форм финансовых отношений;

- порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств;

- методы финансового планирования;

- формы управления финансами и финансовой системой;

- финансовое законодательство.

Использование финансового механизма осуществляется специальными организационными структурами, создаваемыми для управления финансами. К их числу в России относятся органы законодательной власти, а также органы исполнительной власти: Министерство финансов РФ; Министерство РФ по налогам и сборам; Федеральная служба налоговой полиции; Мингосимущество РФ; Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг; Центральный банк РФ. Контроль за использованием федеральных денежных средств осуществляет Счетная палата РФ.

В субъектах РФ и муниципальных образованиях финансовую политику осуществляют соответствующие финансовые учреждения[13].

3. Финансовый механизм и его роль в формировании финансовой политики в современных условиях


3.1 Финансовый механизм и его структура

Важным элементом финансовой политики является создание финансового механизма для осуществления деятельности правительства в финансовой сфере. Финансовый механизм - это система форм, видов и методов организации финансовых отношений, установленных государством.

Элементы финансового механизма включают формы финансовых ресурсов, методы их обучения, систему законодательных стандартов, используемых для определения государственных доходов и расходов, а также организацию и регулирование государственного сектора, финансирование предприятий и рынок ценных бумаг.Финансовый механизм является наиболее динамичной частью финансовой политики. Его изменения происходят при решении различных тактических задач. Таким образом, финансовый механизм чувствителен ко всем характеристикам социально-экономической ситуации в стране. Одни и те же финансовые отношения в стране могут быть организованы по-разному.

Один и тот же инструмент финансового регулирования может использоваться по-разному.Финансовый механизм - это действие финансовых рычагов, выражающееся в организации, планировании и стимулировании использования финансовых ресурсов. Структура финансового механизма включает в себя пять взаимосвязанных элементов: финансовые методы, рычаги, правовое, нормативное и информационное обеспечение [8].

Рассмотрим элементы финансового механизма.Финансовый метод можно определить как метод финансовых отношений на экономический процесс, который действует в обоих направлениях: направление управления движением финансовых ресурсов и направление рыночных коммерческих отношений, связанных со сравнением затрат и выгод, с материальными стимулами и подотчетностью за эффективное использование средств. Рыночное содержание финансовыми методами не случайно.

Это обусловлено тем, что функции финансов в сфере производства и обращения тесно связаны с коммерческим расчетом. Коммерческий расчет представляет собой соизмерение в денежной (стоимостной) форме затрат и результатов хозяйственной деятельности. Целью применения коммерческого расчета является получение максимальных доходов или прибыли при минимальных затратах капитала в условиях конкурентной борьбы. Реализация указанной цели требует соизмерения размеров вложенного (авансированного) в производственно-торговую деятельность капитала с финансовыми результатами этой деятельности.

При этом необходимо рассчитать и сопоставить различные варианты вложения капитала по заранее принятому критерию выбора (максимум дохода или максимум прибыли на рубль капитала, минимум денежных расходов и финансовых потерь и др.). В зарубежной хозяйственной практике требования соизмерения размеров вложенного в производство капитала с результатами хозяйственной деятельности обозначают термином инпут-аутпут (INPUT-OUTPUT). Действие финансовых методов проявляется в образовании и использовании денежных фондов.


Финансовый рычаг представляет собой прием действия финансового метода. К финансовым рычагам относятся: прибыль, доходы, амортизационные отчисления, экономические фонды целевого назначения, финансовые санкции, арендная плата, процентные ставки по ссудам, депозитам, облигациям, паевые взносы, вклады в уставный капитал, портфельные инвестиции, дивиденды, дисконт, котировка валютного курса рубля и т. п.

В финансовом менеджменте финансовый рычаг представляет собой коэффициент, показывающий отношение цены сделки к средствам, которыми должен обладать участник рынка для её заключения. Финансовый леверидж - это увеличение доходности собственного капитала, полученной в результате использования кредита, несмотря на выплату последнего.Правовое обеспечение функционирования финансового механизма включает законодательные акты, указы, распоряжения, циркулярные письма и другие правовые документы руководящих органов.

Нормативно-правовое обеспечение работы финансового механизма включает инструкции, положения, стандарты, тарифы, руководящие указания и пояснения и т. д.

Информационная поддержка функционирования финансового механизма включает различные виды и виды экономической, коммерческой, финансовой и другой информации.Финансовая информация включает в себя:Уведомление о финансовой устойчивости и платежеспособности своих партнеров и конкурентов, ценах, ставках, дивидендах, процентах на товарных рынках, акциях и валютах и т.д.

Отчет о состоянии фондового рынка, внебиржевых рынках, финансовой и коммерческой деятельности любого значимого экономического субъекта;Различная другая информация.Тот, кто владеет информацией, владеет и финансовым рынком. Информация (например, информация о поставщиках, клиентах и т. д.) Может быть одним из видов интеллектуальной собственности (ноу-хау) и может представлять собой вклад в уставный капитал акционерного общества или товарищества

3.2 Основные функции финансового механизма в реализации антикризисных мер в России

Как уже было сказано выше, в настоящее время Россия переживает мировой финансовый и экономический кризис. Ограниченность ресурсов и резервов правительства в условиях, когда быстрый выход из кризиса становится все менее вероятным, выступает предпосылкой сдвига в экономической политике от «оперативно-тактических» мер, направленных на смягчение кризиса, к мерам, ориентированным на его преодоление. В период острой фазы кризиса сокращение горизонта экономической политики было неизбежным, но систематический мониторинг принятых мер и структурированная предварительная оценка новых мер позволят его удлинить и увязать текущие действия правительства с ранее заявленными стратегическими приоритетами[8].


К настоящему времени правительство РФ сформировало и реализует широкий набор антикризисных мер, уникальный по количеству форм и направлений воздействия государства на экономику, по объемам используемых ресурсов. С начала проведения антикризисной политики в качестве приоритетов были заявлены:

поддержка (обеспечение стабильности) финансового сектора;

социальная поддержка населения, сохранение и создание новых

рабочих мест;

поддержка отдельных, наиболее чувствительных к кризису отраслей реального сектора экономики на основе стимулирования внутреннего спроса и импортозамещения;

транспортной работы составило 68318,6 тыс. место км. за 1 квартал 2013 года- 76347 тыс. место км, то есть произошло снижение этого показателя. На показатель «транспортная работа» влияют такие факторы, как пробег и средняя вместимость подвижного состава. Пробег снизился на 11,3%, средняя вместимость осталась на прежнем уровне, поэтому транспортная работа снизилась на 11,5%, что пропорционально снижению пробега.

4. Возвраты подвижного состав Среднесписочная численность за 1 квартал 2014 год составила 309 чел., что ниже этого же показателя за 2013 год на 14,4%.

Среднесписочная численность ИТР уменьшилась с 38 до 22 чел., в связи с исключением из штатного расписания некоторых должностей инженерно- технического персонала, а также переводом в штат рабочих.

Среднесписочная численность кондукторов снизилась на 28 чел., что связано с запуском троллейбусов по 4 маршруту без кондуктора.

Средняя заработная плата возросла в среднем на 1,2% при сокращении фонда заработной платы на 14,3%. Экономия по фонду заработной платы составила 3242 тыс. руб.

1.С 01.04.2014 устанавливается план для водителей и кондукторов по реализации электронных карт на 15,30 поездок с индивидуальной и коллективной ответственностью, а также ответственностью начальников служб.

2. С 01.05.2014г. проводится Акция «Давайте меняться!», направленная на стимулирование пассажиров троллейбусов приобретать электронные карты на 30 поездок: при предъявлении кондуктору или водителю 4-го м-та 5-ти карт на 30 поездок с «0» балансом, пассажир получает в подарок карту на 15 поездок

3.Организована остановка троллейбуса №1 в центре

4.Случай прогона троллейбусов с конечной остановки в депо (по окончании смены, на обед) без пассажиров взяты на особый контроль. Водители наказываются. Регулярно проводится комиссия по разбору возвратов и простоев. Каждый случай простоя или возврата троллейбуса рассматривается индивидуально и относится на виновных, в том числе на водителей. По результатам комиссии премия виновным снижается.