Файл: Предложения Если возможно, изменить (откорректировать) тему дипломной работы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 338

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Для того чтобы сторона, заинтересованная в компенсации понесённых убытков, могла потребовать от других участников морского предприятия участия в распределении убытков по общей аварии, таковая должна быть подтверждена документально.

Оформление аварии длительный и сложный протест. Доказать фактически понесённые убытки стороны могут только при помощи соответствующих документов. Распределением общей аварии занимаются специальные лица – диспашеры, обладающие знаниями и опытом в области морского права. Диспашер только на основании документов может установить действительные обстоятельства происшествия.

Значение отдельных документов, при определении общей аварии неоднозначно. При отсутствии одних диспашер вообще не может, например, признать факт наличия или отсутствия общей аварии или определить, какие убытки были фактически понесены сторонами. Другие документы служат лишь для объяснения и уточнения отдельных вопросов, и необходимость их предоставления зависят от конкретных обстоятельств.

Основными, наиболее важными документами, требующимися при оформлении аварии, а также документами для составления и обжалования диспаши являются:

судовой, машинный и радиожурналы, акт об аварии, а также акты, устанавливающие размеры аварии отдельно по судну и грузу.
4.1. Морской протест.
Во всех случаях, когда во время плавания или стоянки судна произошли какие то события, вследствие которых к судовладельцу могут быть предъявлены имущественные требования, капитан обязан сделать заявление о морском протесте (ст. 394 КТМ РФ).

Такое заявление делается в целях защиты прав и законных интересов судовладельца с тем, чтобы доказать, что действительное или предполагаемое повреждение судна или груза произошло в результате непреодолимой силы, либо таких опасностей или случайностей, за последствия которых перевозчик не отвечает. Если морской протест не будет совершён, то капитану и судовладельцу придётся доказывать в обычном порядке ряд обстоятельств, которые могли бы найти в нём полное отражение. К тому же в будущем судебном или арбитражном процессе представить доказательства относительно обстоятельств происшествия окажется затруднительным, в некоторых случаях даже невозможным.


Морской протест, в правовом отношении:

1. - является важнейшим способом обеспечения доказательств, для подтверждения юридических фактов при разрешении судебных и арбитражных дел, связанных с мореплаванием.

Среди различных форм и методов защиты прав и законных интересов судовладельца, применяемых в практике морского транспорта, морской протест, в силу его правового значения, порядка оформления и последствий применения занимает особое место.

2. - процессуальное оформление морского протеста осуществляется различными органами, имеющими право совершать нотариальные действия: нотариальными конторами, консульствами, а в отдельных странах – специальными чиновниками.

3. - право заявления морского протеста предоставлено лишь капитанам морских судов, шкиперам несамоходных морских судов, если им предоставлено право подписывать коносаменты, а также капитанам речных судов, при плавании между морскими и речными портами.

4. - необходимость заявления морского протеста в установленной законом (КТМ РФ) срок, отличающийся от сроков, предусмотренных для других юридических актов защиты интересов должников.

В соответствии со ст.396 КТМ РФ заявление о морском протесте делается:

-в порту, в течение 24 часов с момента происшествия;

- во время плавания судна в течение 24 часов с момента прибытия судна или капитана судна в первый порт после происшествия. Согласно ст. 397 КТМ РФ « в случае, если происшествие произошло во время плавания, заявление о морском протесте, может быть сделано в момент прибытия судна или капитана судна в порт, не являющимся первым портом после происшествия, с тем, чтобы избежать значительных потерь времени и расходов, связанных с заходом в первый порт после происшествия».

- в случае, если окажется невозможным заявить морской протест в сроки, установленные ст. 396 КТМ РФ, причины этого должны указываться в заявлении о морском протесте.

5. Морской протест применим только на морском транспорте;

6. Морской протест характеризуется специфической ролью в деле защиты интересов судовладельца, в обязанностях и правах сторон, в случае подачи заявления о морском протесте.

Оформление капитаном судна протеста переносит бремя доказывания на потерпевшую сторону, то есть не перевозчик должен доказывать свою невиновность в повреждении груза, а грузовладелец – вину перевозчика.



Согласно статье 394 КТМ РФ «морской протест имеет целью обеспечить, насколько это возможно, полную информацию относительно обстоятельств происшествия вызвавших его, в том числе информацию об ущербе и о принятых по предотвращению или уменьшению ущерба мерах»
В морском протесте должно содержаться следующее:

  1. точное описание обстоятельств, при которых произошло происшествие;

  2. данные повреждения машин и судна;

  3. данные о повреждении, порче или гибели груза;

  4. данные о перегрузке и перемещении груза;

  5. сведения о произведённых на судне исправлениях, если к моменту заявления морского протеста, такие исправления были произведены.


В качестве обязательных реквизитов, морской протест должен содержать также:

  1. дату и время подачи заявления;

  2. место подачи заявления;

  3. кому адресовано заявление;

  4. фамилию, имя, отчество лица, представляющего заявление;

  5. название судна;

  6. флаг судна;

  7. полное наименование судовладельца;

  8. порт приписки;

  9. регистрационный номер;

  10. откуда и куда следует судно;

  11. указание о мореходном состоянии судна в начале рейса;

  12. описание принятых экипажем мер, для предотвращения вреда;

  13. выражение протеста против возможных претензий;

  14. перечень свидетелей происшествия и принятых мер;

  15. перечень прилагаемых документов;

  16. подпись лица, предоставляющего заявление, заверенную судовой печатью.


В конце заявления о морском протесте обычно содержится такая формула:

«... поэтому протестую против всех возможных претензий …».

Именно благодаря этой формуле, заявление капитана судна о происшествии и получило название «морской протест», поскольку капитан судна претендовал против возможных претензий определённых лиц к нему и к судовладельцу, на основании того, что им были предприняты все необходимые меры, для предотвращения причинения вреда, однако не зависящие от экипажа обстоятельства оказались непреодолимы.

К заявлению о морском протесте составляется акт о морском протесте по определённой форме, которая была принята в 1949 году в Амстердаме, Международным морским комитетом. Эта форма должна соблюдаться в тех случаях, когда об этом сделана специальная оговорка сторон, чартере или коносаменте. Составление нотариальными конторами акта о морском протесте в России регулируется ст. 99-101 Основ законодательства РФ о нотариате. В соответствии со ст. 101 Основ « нотариус на основании заявления капитана,
данных судового журнала, а также опроса самого капитана, по возможности не менее двух свидетеля из числа командного состава судна и двух свидетелей из судовой команды, составляет акт о морском протесте и заверяет его своей подписью и гербовой печатью. Экземпляр акта о морском протесте выдаётся капитану или уполномоченному лицу»

Несмотря на важность морского протеста в вопросах обеспечения доказательств, он всё же не является бесспорным доказательством, и содержание его может быть опровергнуто другими документами и доказательствами.
4.2. Судовой журнал.
Судовой журнал – является единственным официальным документом, в котором отражается деятельность судна во всех её проявлениях, а также объективные условия и обстоятельства, сопровождающие эту деятельность.

Все случаи происшествий с судном должны быть записаны в журнале возможно более подробно, с указанием всех обстоятельств, при которых они произошли. Также должны быть описаны повреждения, причинённые корпусу, снаряжению, машине судна и характер исправления этих повреждений. Записи должны вестись в сжатой, но ясной форме, не допускающих никаких сомнений или различных толкований. Время возникновения каждого обстоятельства, относящегося к данному случаю, должно записываться с точностью до пяти минут, а в случаях особой важности – до одной минуты.

В судовой журнал записывается в хронологической последовательности все, что имеет значение для судна, груза, судового экипажа и судовождения: погрузка, отход, состояние моря, погода, сила и направлении ветра, курс, скорость движения судна, происшествия, меры, принимаемые во избежание опасности, и т.п..

Судовой журнал имеет большое доказательное значение, поскольку записи в нём делаются очевидцами и непосредственно за тем или иным происшествием, за теми или иными мерами, принятыми во избежание опасности для судна, груза или для судна и груза.

Судовой журнал ведётся вахтенными помощниками капитана, под контролем капитана.

Своевременное получение выписки из судового журнала в порту назначения, при вручении капитану аварийной подписки, имеет для грузополучателя исключительно важное значение, так как этим самым он препятствует возможной фальсификации судовых журналов судовладельцем.


Выписку, подписанную капитаном, грузополучатель высылает диспашеру, и если последний получит от судовладельца выписку из судового журнала другого содержания, то будет отдано предпочтение той, которая была подписана капитаном в порту назначения.
4.3. Машинный журнал.
При расчётах по общей аварии машинный журнал иногда бывает не менее важен, чем судовой. Ценность его, как и судового журнала, заключается в том, что записи в нём делаются в хронологическом порядке и непосредственно в момент получения и исполнения команд. Путём сопоставления записей в машинном и судовом журналах, иногда удаётся установить такие детали происшествия, которые могут иметь решающее значение, при отнесении тех или иных убытков к общей аварии.
4.4. Вахтенный журнал радиостанции.
Вахтенный журнал радиостанции ведётся радиооператором. На тех судах, на которых вахты несут радиотехники, его ведение возлагается на них. Однако не реже одного раза в сутки, журнал должен просматриваться и подписывать капитан судна.

В этот журнал заносятся все получаемые и отправляемые судном во время рейса радиотелеграммы.

Необходимо следить за соответствием записей судового и радиожурнала; при несоответствии этих записей может возникнуть повод для специального расследования по проверке действительных обстоятельств происшествия.
4.5. Аварийная подписка.
О любом событии, которое может повлечь общую аварию, капитану судна в силу его должностных обязанностей следует немедленно известить судовладельца и морского агента в порту назначения. В извещении морским агентам обязательно должна содержаться просьба, обеспечить получение аварийной подписки. Форма аварийной подписки была разработана Бюро диспашеров при Торгово–промышленной палате РФ.

По приходе в порт назначения капитан обязан до выдачи груза получить у всех грузополучателей аварийные подписки.

Аварийная подписка-это письменное обязательство грузополучателя объявить стоимость груза и уплатить долю по общей аварии, которая будет причитаться согласно диспаше.

Поэтому отсутствие подписки может в дальнейшем чрезвычайно затруднить или вообще затруднить или вообще сделать невозможным возмещение убытков, причитающихся с грузополучателей. В иностранных портах практикуется выдача грузовладельцами аварийных бондов по форме Ллойда. Однако в них отсутствуют обязательство грузовладельца сообщить стоимость груза, поэтому от него следует дополнительно требовать ещё заявление о стоимости груза.