Файл: Предложения Если возможно, изменить (откорректировать) тему дипломной работы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 334

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


При отказе грузополучателей от выдачи аварийной подписки, капитан может, используя право удержания груза, не выдать его до получения данного документа. Если же оформление аварийной подписки задерживается, капитан может сдать груз на склад, дав указание агенту выдать его после получения аварийной подписки – обязательства оплатить расходы по доставке груза на склад и стоимость хранения.

Условие о залоговом праве или праве удержания включено почти во все формы коносаментов.
4.6. Акт об аварии.
О любых происшествиях с судном капитан как должностное лицо обязан информировать судовладельца и порт. Расследование аварий с морскими судами в российских водах производится капитанами морских портов. По результатам расследования составляется акт об аварии, в котором, со всеми подробностями описываются обстоятельства происшедшего, состояние судна перед выходом в рейс, квалификация экипажа, выполнения им правил судовождения и ухода механизмами, состояние навигационных знаков, степень вины за аварию отдельных лиц и т.д.

В особо сложных случаях к расследованию могут быть привлечены эксперты.

Своевременно и подробно составленный акт об аварии может значительно упростить распределение убытков по общей аварии, так как он является ценным документом для суждения о причинах и обстоятельствах аварии и мерах, предпринятых для её ликвидации.

Вместе с тем такой акт является только одним из видов доказательств, который оценивается диспашером при распределении убытков, наряду с другими доказательствами.

4.7. Акт осмотра.
Для установления размера аварии обычно требуются специальные акты, которые составляются отдельно, для установления размера повреждений судна и груза. Составление этих актов – трудоёмкий процесс, требующий специальных знаний, поэтому, для выполнения данной работы привлекаются эксперты. В портах РФ такими экспертами являются представители Регистра, а также сюрвейеры.

Перед экспертом ставиться задача не только определения характера повреждений, но и причин повреждения каждой отдельной части судна или груза. При определении причин повреждения судна эксперт не может ограничиться только осмотром повреждённых частей. Он должен знакомиться с судовым и машинным журналами и другими документами, которые могут помочь ему в определении истинных причин повреждения.

В акте осмотра по каждой партии груза или повреждённых частей судна необходимо указание размера убытка, то есть стоимости ремонта и процента испорченного и повреждённого груза. Оценка повреждений судна должна производиться по каждой детали или по каждому узлу, в связи с чем, составляется развёрнутая ремонтная ведомость.

Определение стоимости ремонта на основе детализированной ведомости необходимо, для того, чтобы:

  1. впоследствии можно было в соответствии со ст. 299 КТМ определить нормальную стоимость исправления с учётом поправок на замену во время ремонта старых материалов или деталей новыми;

  2. иметь возможность, исключить из стоимости аварийного ремонта стоимость текущего, среднего или капитального ремонта, который часто производится судовладельцем попутно с аварийными, и не относится, ни к общей, ни к частной аварии, а является обычным расходом судовладельца;


По застрахованным грузам представителем страховщика – аварийным комиссаром (сюрвейером) – составляется акт осмотра и экспертизы грузов (аварийный сертификат).

Каждый сертификат должен помимо испорченного или повреждённого груза, причины порчи, содержать ещё заключение о возможности продажи груза, а также ориентировочную продажную цену.

4.8. Диспаша.
Распределение общей аварии – дело трудоёмкое и сложное, требующее высокой квалификации диспашера. До 1946 года в СССР диспашеры состояли при судах портовых городов и назначались председателями этих судов. В 1946 году по распоряжению Совета Министров СССР при Всесоюзной торговой палате в Москве было организовано Бюро диспашеров. В настоящее время они объединены в Ассоциацию диспашеров, которая действует на основании Положения об Ассоциации диспашеров и порядка составления диспаш.



Диспашеры назначаются Президиумом торгово-промышленной палаты РФ из числа лиц, обладающих знаниями в области морского права, морского страхования, международного транспорта, валютного регулирования, а также международных обычаев торгового мореплавания.

При выполнении функций диспашер руководcтвуется КТМ, в частности главой ХVI, а также «Положением об Ассоциации диспашеров». В соответствии со ст. 285 КТМ в случае, если это предусмотрено соглашением сторон, он руководствуется соответствующей редакцией Йорк-Антверпенских правил об общей аварии, а при неполноте подлежащего применения закона – другими международными обычаями торгового мореплавания, даже если стороны не предусмотрели своим соглашением их применение.

К диспашному производству диспашер приступает на основании заявления заинтересованной стороны. К заявлению должны быть приложены необходимые документы, характеризующие сущность происшествия, сумму понесённых убытков и расходов, в том числе: копия морского протеста, выписки из судового, вахтенного и радиожурналов, аварийные подписки, счета на произведённые расходы, копии актов осмотра судна и груза, сведения о стоимости судна и груза в момент окончания рейса, копии коносаментов, чартеров и др.

После рассмотрения заявления и приложенных к нему документов, диспашер выносит постановление о роде аварии, то есть определяет, является авария общей или частной. В постановлении также указывается, какие дополнительные документы, необходимые для составления диспаши должны быть представлены, и устанавливается срок, для выполнения этих требований.

В соответствии со статьёй 306 КТМ РФ сторона, требующая распределения общей аварии, обязана доказать, что заявленные убытки действительно должны быть признаны общей аварией. Лицо, интересы которого могут быть затронуты составлением диспаши, подаёт диспашеру заявление в письменной форме о потерях или расходах, возмещения которых оно требует, в течении двенадцати месяцев со дня окончания общего морского предприятия. В случае если такое заявление не подано или в течение двенадцати месяцев после запроса о таком заявлении лицо не представит доказательства в целях обоснования заявленного требования, либо данные о стоимости имущества, диспашер вправе составлять диспашу на основе имеющейся у него информации; при этом диспаша может оспариваться только на том основании, сто она является неправильной.


При возникновении, во время составления диспаши, вопросов, требующих специальных знаний (в области судовождения, судостроения, ремонта судов, оценки судов, грузов и других), диспашер вправе поручить подготовить соответствующее заключение назначенному им эксперту. Такое заключение оценивается диспашером наряду с другими доказательствами.

Материалы, на основании которых составляется диспаша, должны быть открыты для ознакомления, и диспашер по требованию заинтересованных лиц обязан за их счёт выдавать им заверенные копии данных материалов.

В начале диспаши проводится постановление диспашера, определяющее род аварии, и указывается дата, когда он приступил к составлению диспаши, затем приводиться перечень документов, положенных в основании диспаши. Далее следует определение диспашера о стоимости судна и груза в неповреждённом состоянии и размере фрахта, указывается, на чьём риске они находились.
Расчёт общей и частной аварии.
В этом разделе указываются:

1. суммы, признаваемые общей аварией;

2. суммы, признаваемые частной аварией;

3. пояснения и описание к статьям убытков и расходов, а также мотивировка отнесения убытка к общей и частным авариям;

4. определяется стоимость имущества, участвующего в покрытии общей аварии (контрибуционная стоимость).
Общая стоимость имущества (судна, фрахта и груза), соразмерно которой устанавливаются взносы на покрытие убытков, возмещаемых в порядке распределения общей аварии (контрибуционная стоимость), определяется в соответствии с правилами, установленными статьёй 304 КТМ РФ, на основе действительной чистой стоимости данного имущества по окончании рейса судна. К такой стоимости прибавляется сумма, возмещаемая в порядке распределения общей аварии за пожертвованное имущество, если только данная сумма в неё не включена.
При определении контрибуционной стоимости имущества, вычитаются все дополнительные расходы, произведённые в отношении данного имущества после акта общей аварии, за исключением таких расходов, которые признаются общей аварией или относятся на судно, на основании решения о выплате специальной компенсации в соответствии со ст. 343 КТМ РФ.

Контрибуционная стоимость определяется в момент выгрузки груза исходя из стоимости, устанавливаемой на основании торгового счёта, выставленного получателю, при отсутствии счёта – на основании стоимости груза в момент его отгрузки. Стоимость груза включает в себя расходы на страхование и фрахт, если только фрахт не находиться на риске грузовладельца. Из стоимости груза вычитаются суммы всех убытков от
гибели или повреждения груза до его выгрузки, либо во время его выгрузки.

Контрибуционная стоимость груза, проданного вблизи от места назначения, определяется исходя из суммы, чистой выручки от продажи груза с прибавлением к ней суммы, возмещаемой в порядке распределения общей аварии.

Контрибуционная стоимость судна определяется без учёта того обстоятельства, что судно в момент акта общей аварии зафрахтовано по бербоут-чартеру или по тайм-чартеру.

Багаж пассажиров, в том числе сопровождаемые ими автомашины и другие личные вещи пассажиров, не перевозившиеся на основании коносамента, не принимаются во внимание при определении контрибуционной стоимости имущества и взносов на покрытие убытков, возмещаемых в порядке распределения общей аварии.

Диспашер также устанавливает контрибуционный дивиденд и распределение убытков и расходов между судном, грузом и фрахтом.

Контрибуционный дивиденд устанавливается из отношения суммы общей аварии к контрибуционному капиталу и составляет баланс, в котором указывается, какую сумму и кому каждая из заинтересованных сторон должна уплатить.

Заканчивается диспаша подписью диспашера с указанием даты окончания ее составления.

За составление диспаши в соответствии со ст. 307 КТМ РФ взимается сбор, который включается в диспашу и распределяется между всеми заинтересованными лицами пропорционально долям их участия в общей аварии.

Ошибки в расчётах, обнаруженные в диспаше после её регистрации в реестре диспаш, могут быть исправлены диспашером по своей инициативе или по заявлению лиц, между которыми распределена общая авария, посредством составления дополнения к диспаше, являющегося её составной частью.

Лица, между которыми распределена общая авария, могут оспорить диспашу в суде в течение шести месяцев со дня получения диспаши с обязательным извещением об этом диспашера, посредством направления ему копии искового заявления.
Диспаша имеет силу доказательства.

Диспашер вправе или, если потребуется, обязан принять участие в рассмотрении спора о диспаше в суде и дать объяснения по существу дела.

Суд, рассматривающий спор о диспаше, может оставить диспашу в силе, внеся в неё изменения, или отменить её и поручить диспашеру составить новый документ в соответствии с решением суда. В соответствии со ст. 409 КТМ РФ к требованиям, вытекающим из общей аварии, применяется годичный срок исковой давности. Указанный срок исчисляется со дня составления диспаши.