Файл: Современные технологии стресс-менеджмента в профессиональной деятельности ( Место и роль стресс -менеджмента в поведении руководителя ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 122

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Место и роль стресс -менеджмента в поведении руководителя

1.3. Компетенция «стресс-менеджмент» и уровни ее проявления в поведении руководителя

1.2 Компетенция стресс-менеджмента

Глава 2. Оценка компетенции «стресс-менеджмент» в поведении руководителей организации ООО «Зоомагазин ВАКА»

2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия

2.2. Анализ системы управления персоналом и кадрового состава организации ООО «Зоомагазин ВАКА»

2.3. Изучение организационных стресс-факторов и оценка эффективности поведения руководителей в стрессовых ситуациях

Глава 3. Рекомендации по формированию управленческой компетенции «стресс-менеджмент»

3.1. Рекомендации по устранению организационных факторов стресса

3.2. Рекомендации по формированию стрессоустойчивого поведения руководителей

Заключение

Список использованной литературы

По каждому из выделенных компонентов были разработаны управленческие компетенции, которые обеспечат для эффективное управление стрессами и конфликтами в коллективе (таблица 13).

Таблица 13

Основные компетенции менеджеров в области управления стрессами

Кластер

Уровни компетенции

Эмоционально - волевые компетенции

1. Эмоциональная стабильность и уравновешенность

2. Способность чувствовать эмоции окружающих.

3. Умение сдерживать негативные эмоции;

Когнитивные компетенции

1. Наличие знаний в области психологии управления и навыков их практического применения;

2. Способность сглаживать и урегулировать конфликты;

3. Наличие навыков ведения только конструктивных диалогов.

4. Воспитание эмоциональной компетентности в подчиненных;

5. Готовность оказать помощь и поддержку подчиненным.

Технические компетенции

Владение методиками профилактики стрессов и управления конфликтами.

Мотивационно – ценностные компетенции

1. Четкие личные цели, ценности и убеждения;

2. Четкое понимание организационных целей и ценностей;

3. Развитие корпоративной культуры

4. Воспитание уважения ценностей корпоративной культуры в подчиненных

Регулятивные компетенции

1. Четкое понимание ролей и функций, выполняемых в организации,

2. Четкое понимание своей роли в организации и значимости выполняемых задач

3. Формирование правил поведения в стрессовых ситуациях

Поведенческие компетенции

1. Активная жизненная позиция;

2. Стремление к саморазвитию

3. Использование стратегий совладания со стрессом

4. Применение тайм-менеджмента

5. Умение не только работать, но и отдыхать

Кроме того, для того, чтобы менеджеры могли применять данную модель компетенций, т.е. соответствовали требованиям данной модели требуется освоение теоретических основ стресс-менеджмента, как следствие рекомендуется повышение профессионализма и квалификации за счет прохождения специальных курсов.

Для устранения выявленных организационных стресс-факторов, следует предложить ряд следующий мероприятий:

- пересмотр плановых заданий с целью установления реальных планов продаж. Кроме того, в перспективе может быть рассмотрена возможность изменения оплаты труда с окладно-премиальной на оклад плюс процент с продаж. Таким образом, у продавцов появится личная заинтересованность в реализации большего объема товаров.


- особо следует отметить, что большинство работников выделило низкую подготовленность работников входящих в должность продавца зоомагазина, что выступает одним из сильных стресс-факторов. Типичная ситуация, когда клиент просит консультацию по поводу конкретного товара с учетом особенностей его питомца, а продавец не может ее дать в силу отсутствия знаний, опыта. Как следствие клиент испытывает раздражение и либо покидает магазин, либо требует менеджера или опытного продавца. В результате на опытных и знающих специалистов ложится дополнительная нагрузка, которая никак не компенсируется. Для устранения данного стресс-фактора рекомендуется разработка программы введения в должность и мероприятия процесса адаптации. В таблице 14 представлен предлагаемый план с учетом существующих возможностей предприятия.

Таблица 14

План введения в должность «продавца-консультанта» и меры процесса адаптации на рабочем месте

Мероприятия

Ответственный за проведение

Сроки выполнения

  1. Прием заявления и согласование найма с руководителем (управляющим магазином)

Отдел кадров

В течение недели

  1. Ознакомление специалиста с Должностной инструкцией

Отдел кадров

В течение дня

  1. Подписание договора об испытательном сроке

Отдел кадров

В течение дня

  1. Разъяснение общего режима работы и требований к работе

Отдел кадров

В течение дня

  1. Ознакомление специалиста со специфическими особенностями работы, традициями, существующей корпоративной культурой

Управляющий магазина

В течение 1 дня

  1. Инструктаж по технике безопасности

Управляющий магазина

В течение дня

  1. Закрепление наставника за новым сотрудником

Управляющий магазина

в первый день испытательного срока

  1. Изучение ассортимента товаров предприятия с последующим тестированием знаний

Наставник

Испытательный срок

  1. Освоение правил организации торговли на рабочем месте и особенностей обслуживания клиентов

Наставник

Испытательный срок

  1. Самостоятельное обслуживание покупателей, под присмотром наставника

Наставник

Испытательный срок

  1. Анализ уровня освоения умений и знаний необходимых для работы на конкретной должности

Отдел кадров, Управляющий магазина, Наставник

За неделю до окончания испытательного срока

  1. Принятие решения о приеме в штат сотрудников

Отдел кадров, Управляющий магазина, Наставник

За три дня до конца испытательного срока


Данный план позволит несмотря на затраты времени подготовить специалиста и оценить возможности претендента качественно выполнять должностную инструкцию. Со стороны претендента есть возможность понять за время испытательного срока насколько подходит ему данная работа и сможет ли он комфортно себя чувствовать на рабочем месте.

Здесь следует подчеркнуть, что для качественной подготовки важно дополнительно стимулировать работника, который будет выступать в роли Наставника. Стимулирование может быть как материальным (доплата к заработной плате), либо дополнительными днями отдыха.

Еще один стресс-фактор, требующий устранения – это отсутствие одобрения со стороны руководства деятельности подчиненных. Для этого, в предложенной модели компетенций руководителя предусмотрен навык внимательного отношения и поддержки подчиненных. Для того, чтобы работники чувствовали свою нужность организации им зачастую требуется моральное поощрение в виде похвалы, одобрения инициатив и умения руководителя слушать и слышать. Поэтому, здесь повышение компетенции руководителей может осуществляться в рамках повышения общего профессионального уровня. При этом, поддержка от руководителя будет обеспечивать повышение стрессоусточивости работников, так как социальная поддержка является одним из важнейших методов профилактики стрессов.

Для устранения фактора «работа за других» выше было предложено более качественная подготовка новых сотрудников, а кроме того, руководство должно четко регламентировать должностные обязанности работников и письменно зафиксировать возможности передачи части работ другому специалисту.

Одним из наиболее серьезных стресс-факторов на наш взгляд является наличие явных и скрытых конфликтов, которые могут быть обусловлены как личностными характеристиками работников, так и неблагоприятный психологический климат в коллективе. Для устранения данного стресс-фактора необходимо использование компетенции «стресс-менеджмента» в рамках которой руководитель будет иметь навык не только управления стрессами и конфликтами, но и осуществление профилактики стрессов и конфликтов. Кроме того, можно предложить использовать при возникновении конфликта (открытого) составление карты конфликта При этом, в данном процессе рекомендуется задействовать стороны конфликта, в ходе разработки данной карты будет осуществляться проработка причин приведших к конфликту и осуществляться поиск решений по его разрешению.


3.2. Рекомендации по формированию стрессоустойчивого поведения руководителей

Предложение о формировании модели компетенций руководителя ООО «Зоомагазин ВАКА» и встраивания в нее компетенции «стресс-менеджмента» предполагает разработку мероприятий как по освоению теоретических азов управления стрессами и конфликтами, так и формированию стрессоустойчивого поведения руководителей.

Анализ рынка консалтинговых услуг в сфере «стресс-менеджмента» показал, что у предприятия достаточно большой выбор предложений курсов и обучающих тренингов направленных на повышение стрессоустойчивости поведения руководителей. Наиболее рациональной формой обучения представляются корпоративные тренинги (коучинг), которые позволяют не только получить теоретические знания, но и закрепить практические навыки в изучаемой области. Так в качестве коуч-тренера была выбрана компания ООО «Триумф Центр», которая осуществления обучение, тренинги с выездом в офис заказчика. В нашем случае рекомендуется приобретение комплексной программы обучения, которая будет направлена на развитие компетенции «стресс-менеджмента» у управленческого состава предприятия.

В рамках программы необходимо проведение социально-психологических тренингов по следующим двум направлениям:

- Формирование навыков управления индивидуальными стрессами;

- Формирование навыков управления и профилактики организационных стрессов.

Результатом такого обучения должно стать снижение степени напряженности и повышение стрессоустойчивости у руководителей организации. Также в результате обучения необходимо сформировать у руководителей навыки эффективного управления и профилактики стрессов в организации, что позволит осуществлять планирование программ управления стрессами, организацию и контроль за их исполнением.

Предприятие насчитывает в настоящее время около 236 менеджеров, однако для определения числа менеджеров, которые должны пройти курсы повышения квалификации необходимо провести аттестацию на предмет наличия базовых знаний стресс-менеджмента. По итогам проведенного исследования курсы повышения необходимы 8 менеджерам. Стоимость обучения одного менеджера в рамках корпоративной программы составляет 11500 рублей . Срок обучения составляет 16 академических часа.


Программа включает следующие блоки:

Блок 1. Вводная часть.

1.1. Понятие «Управление стрессом»;

1.2. Понятие «стресс» и «дистресс»: в чем разница?;

1.3. Виды стресса;

1.4. Типичные источники и проявления стрессового напряжения;

1.5. Причины и симптомы стресса;

Блок 2. Типология реакций на стресс.

2.1. Основы типологии: что нужно знать о себе и окружающих, чтобы успешно работать со стрессом;

2.2. Кейс: «Социальные рамки для стресса;

2.3. Кейс: «Лев, кролик, божья коровка»;

Блок 3. Работа со стрессом: ключевые инструменты.

3.1. Способы самомониторинга и грамотного регулирования отрицательных эмоций;

3.2. Конфликт как причина запуска стрессового механизма: стратегии поведения в конфликтной ситуации:

- Кейс: «Труба конфликта».

3.3. Манипуляция как разновидность конфликтного поведения:

- Упражнение: «Техники противостояния манипуляции».

3.4. Неэффективное межличностное взаимодействие как источник стресса.

3.5. Основы эффективной коммуникации. Игра: «Иностранка».

Блок 4. Значение конструктивной обратной связи в минимизации последствий стресса.

4.1. Принципы конструктивной обратной связи;

4.2. Цивилизованная конфронтация;

4.3. Ошибки обратной связи:

- Кейс: «Обратная связь в стрессовой ситуации»;

Блок 5. Направления работы со стрессом: профилактика и «что-нибудь приятное».

5.1. Что такое позитивный настрой?;

5.2. Профилактика: избегание заведомо стрессогенных ситуаций:

- Кейс «Мой кактус»;

5.3. «Что-нибудь приятное».

- Упражнение «Выбор удовольствия»;

Блок 6. «Скорая помощь» при стрессе.

6.1. Экспресс-методики при работе с нейтрализацией стрессового воздействия:

- Упражнение «Антистрессовая программа для коллеги»;

- Упражнение «Сопровождение в приятном воспоминании»;

- Упражнение «Сопровождение в опыте научения».

В процессе проведения обучения используются такие формы и методы как:

- ситуационные задачи;

- ролевые игры;

- работа в группах;

- обсуждение конкретных проблем участников тренинга;

- управляемые дискуссии, обратная связь.

Общая стоимость данной программы составит:

8*11500 = 92000 рублей.

Следует также подчеркнуть, что помимо обучения для развития компетенции «стресс-менеджмента» руководителям ООО «Зоомагазин ВАКА» необходимо освоить индивидуальные меры по повышению стрессоусточивости, которые включают совокупность следующих мер:

- физические упражнения для сброса напряжения, сформированного стресс-факторами;