Файл: Современные технологии стресс-менеджмента в профессиональной деятельности ( Место и роль стресс -менеджмента в поведении руководителя ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 110

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Место и роль стресс -менеджмента в поведении руководителя

1.3. Компетенция «стресс-менеджмент» и уровни ее проявления в поведении руководителя

1.2 Компетенция стресс-менеджмента

Глава 2. Оценка компетенции «стресс-менеджмент» в поведении руководителей организации ООО «Зоомагазин ВАКА»

2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия

2.2. Анализ системы управления персоналом и кадрового состава организации ООО «Зоомагазин ВАКА»

2.3. Изучение организационных стресс-факторов и оценка эффективности поведения руководителей в стрессовых ситуациях

Глава 3. Рекомендации по формированию управленческой компетенции «стресс-менеджмент»

3.1. Рекомендации по устранению организационных факторов стресса

3.2. Рекомендации по формированию стрессоустойчивого поведения руководителей

Заключение

Список использованной литературы

Ваша жизнь — непрекращающаяся борьба. Вы честолюбивы и мечтаете о карьере. Вы довольно зависимы от чужих оценок, и это постоянно держит вас в состоянии стресса. Подобный образ жизни, может быть, приведет вас к успеху на личном фронте или в профессиональном отношении, но вряд ли это доставит вам радость. Все утечет, как вода сквозь пальцы. Избегайте ненужных споров, не допускайте гнева из-за мелочей, не пытайтесь всегда добиться максимума, время от времени отказывайтесь от того или иного плана.

Более 60 баллов

Испытываемый вами сильный стресс угрожает вашему здоровью и вашему будущему. Поменяйте жизненный уклад. Если перемена образа жизни представляется вам невозможной, постарайтесь хотя бы тем или иным образом отреагировать на предупреждение

Приложение 4

Опросник трудового стресса

(адаптирован А.Б. Леоновой и С.Б. Величковской).

Опросник представляет собой два перечня возможных источников стресса и "стрессовых ситуаций", которые могут возникать в профессиональной деятельности. Опросник позволяет подсчитать «вес» каждого стрессора (произведение силы и частоты), определить общий уровень стресса, выделить основные стрессоры (получившие максимальное значение по весу).

Опросник включает две части таблицы, каждая из которых включает 30 шкал. Шкалы представляют собой наиболее часто встречающиеся в профессиональной деятельности служащих источники стресса или стрессовые ситуации (стрессоры). В первой части таблицы опросника предлагается оценить стрессовые ситуации по их силе (т.е. насколько сильно источник стресса затрудняет работу), а во второй – по их частоте (т.е. насколько часто возникают подобные затруднения).

Для оценивания стрессоров используется 9-бальная шкала: 1-3 балла соответствуют низкому, 4-6 баллов – умеренному, 7-9 баллов – высокому уровню выраженности влияния ситуации на возникновение стресса.

Обработка результатов опросника включает несколько этапов:

1.Подсчет веса каждого стрессора, который равен произведению силы и частоты по каждому пункту методики;

2. Анализ «профиля» стресса и выделение 3-х основных стрессоров, получивших максимальное значение по весу.

Приложение 5

Определение 3 приоритетных стресс-факторов по каждому респонденту (по наибольшему весу)

№ респондента

№ стресс-факторов имеющих наибольший вес

1

28, 7, 30

2

15, 5, 28

3

19, 15, 30

4

28, 15, 24

5

8, 19, 30

6

3, 28, 30

7

13, 22, 19

8

5, 15, 24

9

19, 16, 22

10

17, 27, 25

11

30, 8, 5

12

15, 19, 30

13

28, 7, 5

14

15, 19, 22

15

30, 6, 4

16

15, 19, 25

17

24, 15, 8

18

30, 15, 4

19

15, 30, 13

20

2, 8, 19

21

28, 27, 30

22

19, 30, 28

23

8, 30, 19

24

25, 15, 3

25

30, 16, 13

26

17, 15, 8

27

8, 30, 19

28

3, 8, 15

29

28, 24, 29

30

22, 5, 30

31

15, 8, 28

32

2, 21, 30

33

17, 19, 28

34

25, 22, 28

35

30, 19, 17


Приложение 6

Экспресс -диагностика стрессогенных факторов

в деятельности руководителя (И. Ладанов, В. Уразаева)[11]

Инструкция: на каждый вопрос возможен один из пяти предложенных ответов: «никогда» — 1 балл; «редко» — 2 балла; «иногда» — 3 балла; «часто» — 4 балла; «всегда» — 5 баллов. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и против каждого вопроса поставьте соответствующий ответ. Затем суммируйте результат ответов.

Сферы рабочих стрессов:

Конфликтность коммуникаций — вопросы 1–3.

Стрессы рабочих перегрузок — вопросы 4–6.

Информационный стресс — вопросы 7–9.

Стрессы «вертикальных» коммуникаций — вопросы 10–12.

ключ

№ вопроса

Балл

№ вопроса

балл

№ вопроса

Балл

№ вопроса

балл

1

4

7

10

2

5

8

11

3

6

9

12

Итого

Итого

Итого

итого

Обработка и интерпретация результатов

1. Суммировать баллы, проставленные за ответы на вопросы с 1-го по 3-й включительно. Результат выше 12 баллов свидетельствует о повышенной конфликтности делового общения — высокой стрессогенности организационных коммуникаций. Стресс-менеджмент должен быть направлен на выявление «слабых звеньев» коммуникаций в организации, обучение эффективному деловому общению управленческого персонала, развитию организационной культуры.

2. Суммировать баллы, проставленные за ответы на вопросы с 4-го по 6-й включительно. Результат выше 12 баллов свидетельствует о наличии психологических перегрузок у руководителя. Рекомендуется обучение тайм

менеджменту, оптимизации рабочих нагрузок и технологиям психической саморегуляции.

3. Суммировать баллы, проставленные за ответы на вопросы с 7-го по 9-й включительно. Результат выше 12 баллов говорит о том, что причиной рабочих стрессов является низкая компетентность, неконструктивная организация работы. Срочно требуется повышение профессиональной квалификации и компетенции. Имеющиеся управленческие проблемы могут быть частично решены с помощью сплоченной команды или рациональных инновационных преобразований.


4. Суммировать баллы, проставленные за ответы на вопросы с 10-го по 12- й включительно. Результат выше 12 баллов свидетельствует о психологической напряженности в отношениях с вышестоящим руководством. В целях снижения стрессогенности в корпоративных отношениях необходима углубленная психодиагностика вертикальных коммуникаций, стилей управления и подчинения, поведенческих моделей и специализированные психологические тренинги, направленные на развитие организационной культур и коммуникаций.

Приложение 7

№ вопроса

Балл

№ вопроса

балл

№ вопроса

Балл

№ вопроса

Балл

1-й менеджер

1

4

4

2

7

4

10

2

2

4

5

2

8

5

11

3

3

5

6

3

9

3

12

4

Итого

13

Итого

7

Итого

12

итого

9

2-й менеджер

1

3

4

3

7

3

10

4

2

3

5

1

8

2

11

5

3

2

6

4

9

2

12

5

Итого

8

Итого

8

Итого

7

итого

14

3-й менеджер

1

5

4

3

7

3

10

4

2

4

5

4

8

2

11

2

3

5

6

4

9

3

12

1

Итого

14

Итого

11

Итого

8

итого

7

4-й менеджер

1

3

4

4

7

3

10

4

2

4

5

5

8

2

11

2

3

1

6

4

9

5

12

2

Итого

8

Итого

13

Итого

10

итого

8

5-й менеджер

1

3

4

4

7

3

10

4

2

4

5

3

8

2

11

2

3

5

6

4

9

1

12

2

Итого

12

Итого

11

Итого

6

итого

8

6-й менеджер

1

3

4

4

7

3

10

4

2

2

5

3

8

2

11

3

3

4

6

4

9

3

12

2

Итого

9

Итого

11

Итого

8

итого

9

7-й менеджер

1

5

4

1

7

2

10

2

2

3

5

3

8

2

11

1

3

5

6

2

9

3

12

2

Итого

13

Итого

6

Итого

7

итого

5

8-й менеджер

1

1

4

3

7

5

10

2

2

2

5

2

8

5

11

5

3

5

6

5

9

4

12

1

Итого

8

Итого

10

Итого

14

итого

8


Приложение 8

Опросник «Копинг-стратегии» (Р. Лазаруса)[12]

Испытуемому предлагаются 50 утверждений касающихся поведения в трудной ситуации. Испытуемый должен оценить, как часто данные варианты поведения проявляются у него.

Обработка результатов

1. подсчитываем баллы, суммируя по каждой субшкале:

  • никогда – 0 баллов;
  • редко – 1 балл;
  • иногда – 2 балла;
  • часто – 3 балла

2. вычисляем по формуле: X = сумма балов / max балл*100

Максимальный балл по субшкале 18.

Ключ

  • Конфронтационный копинг – пункты: 2, 3, 13, 21, 26, 37.
  • Дистанцирование – пункты: 8, 9, 11, 16, 32, 35.
  • Самоконтроль – пункты: 6, 10, 27, 34, 44, 49, 50.
  • Поиск социальной поддержки – пункты: 4, 14, 17, 24, 33, 36.
  • Принятие ответственности – пункты: 5, 19, 22, 42.
  • Бегство-избегание – пункты: 7, 12, 25, 31, 38, 41, 46, 47.
  • Планирование решения проблемы – пункты: 1, 20, 30, 39, 40, 43.
  • Положительная переоценка – пункты: 15, 18, 23, 28, 29, 45, 48.

Интерпретация результатов

Описание субшкал

  1. Конфронтация. Разрешение проблемы за счет не всегда целенаправленной поведенческой активности, осуществления конкретных действий. Часто стратегия конфронтации рассматривается как неадаптивная, однако при умеренном использовании она обеспечивает способность личности к сопротивлению трудностям, энергичность и предприимчивость при разрешении проблемных ситуаций, умение отстаивать собственные интересы;
  2. Дистанцирование. Преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет субъективного снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в нее. Характерно использование интеллектуальных приемов рационализации, переключения внимания, отстранения, юмора, обесценивания и т.п.;
  3. Самоконтроль. Преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет целенаправленного подавления и сдерживания эмоций, минимизации их влияния на восприятие ситуации и выбор стратегии поведения, высокий контроль поведения, стремление к самообладанию;
  4. Поиск социальной поддержки. Разрешение проблемы за счет привлечения внешних (социальных) ресурсов, поиска информационной, эмоциональной и действенной поддержки. Характерны ориентированность на взаимодействие с др. людьми, ожидание поддержки, внимания, совета, сочувствия, конкретной действенной помощи;
  5. Принятие ответственности. Признание субъектом своей роли в возникновении проблемы и ответственности за ее решение, в ряде случаев с отчетливым компонентом самокритики и самообвинения. Выраженность данной стратегии в поведении может приводить к неоправданной самокритике и самобичеванию, переживанию чувства вины и хронической неудовлетворенности собой;
  6. Бегство-избегание. Преодоление личностью негативных переживаний в связи с трудностями за счет реагирования по типу уклонения: отрицания проблемы, фантазирования, неоправданных ожиданий, отвлечения и т.п. При отчетливом предпочтении стратегии избегания могут наблюдаться инфантильные формы поведения в стрессовых ситуациях;
  7. Планирование решения проблемы. Преодоление проблемы за счет целенаправленного анализа ситуации и возможных вариантов поведения, выработки стратегии разрешения проблемы, планирования собственных действий с учетом объективных условий, прошлого опыта и имеющихся ресурсов;
  8. Положительная переоценка. Преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет ее положительного переосмысления, рассмотрения ее как стимула для личностного роста. Характерна ориентированность на надличностное, философское осмысление проблемной ситуации, включение ее в более широкий контекст работы личности над саморазвитием.

Бланк опросника

  1. Кузнецова Е.В., Петровская В.Г. и Рязанцева С.А. Психология стресса и эмоционального выгорания: Учебное пособие для студ. факультета психологии. - Куйбышев, 2012. - с. 12

  2. Самоукина Н.В. Управление без стресса: Учебное пособие. – М.: Негосударственное образовательное учреждение высшего образования Московский технологический институт, 2015. с. 19

  3. Куликов Л.В., Михайлова O.A. Виды трудового стресса / под ред. Прохорова А.О. М.: ПЕР СЭ, 2011. – с. 11

  4. Гринберг Дж. Управление стрессом.; Пер с англ. Мамонтова Е.В.. - СПб.: Изд-во «Питер», 2012. - с.145

  5. Мельник Ю. Управление стрессами. – М.: Профессиональный стресс, 2014. – с. 29

  6. Самоукина Н.В. Управление без стресса: Учебное пособие. – М.: Негосударственное образовательное учреждение высшего образования Московский технологический институт, 2015. – с. 24

  7. Трофимов С. Организационный стресс в эпоху перемен: бороться или управлять? // Коммерческий директор. – 2011. - № 5. С. 24

  8. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. – СПб.: Питер, 2012. – с. 43

  9. Нестерова О.В. Управление стрессами: Учебное пособие. – М.: МФПУ «Университет», 2012. – с. 87

  10. Белова, О. Стресс-менеджмент // Кадровик. Кадровый менеджмент. — 2009. — № 2. Система ГАРАНТ. — [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://base.garant.ru/5693324/#ixzz3JnaoGtg3 (дата обращения 6.12.2017)

  11. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. – СПб.: Питер, 2012. с.68

  12. Водопьянова