Файл: Современные технологии стресс-менеджмента в профессиональной деятельности ( Место и роль стресс -менеджмента в поведении руководителя ).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 110
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Место и роль стресс -менеджмента в поведении руководителя
1.3. Компетенция «стресс-менеджмент» и уровни ее проявления в поведении руководителя
1.2 Компетенция стресс-менеджмента
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Анализ системы управления персоналом и кадрового состава организации ООО «Зоомагазин ВАКА»
Глава 3. Рекомендации по формированию управленческой компетенции «стресс-менеджмент»
3.1. Рекомендации по устранению организационных факторов стресса
3.2. Рекомендации по формированию стрессоустойчивого поведения руководителей
Ваша жизнь — непрекращающаяся борьба. Вы честолюбивы и мечтаете о карьере. Вы довольно зависимы от чужих оценок, и это постоянно держит вас в состоянии стресса. Подобный образ жизни, может быть, приведет вас к успеху на личном фронте или в профессиональном отношении, но вряд ли это доставит вам радость. Все утечет, как вода сквозь пальцы. Избегайте ненужных споров, не допускайте гнева из-за мелочей, не пытайтесь всегда добиться максимума, время от времени отказывайтесь от того или иного плана.
Более 60 баллов
Испытываемый вами сильный стресс угрожает вашему здоровью и вашему будущему. Поменяйте жизненный уклад. Если перемена образа жизни представляется вам невозможной, постарайтесь хотя бы тем или иным образом отреагировать на предупреждение
Приложение 4
Опросник трудового стресса
(адаптирован А.Б. Леоновой и С.Б. Величковской).
Опросник представляет собой два перечня возможных источников стресса и "стрессовых ситуаций", которые могут возникать в профессиональной деятельности. Опросник позволяет подсчитать «вес» каждого стрессора (произведение силы и частоты), определить общий уровень стресса, выделить основные стрессоры (получившие максимальное значение по весу).
Опросник включает две части таблицы, каждая из которых включает 30 шкал. Шкалы представляют собой наиболее часто встречающиеся в профессиональной деятельности служащих источники стресса или стрессовые ситуации (стрессоры). В первой части таблицы опросника предлагается оценить стрессовые ситуации по их силе (т.е. насколько сильно источник стресса затрудняет работу), а во второй – по их частоте (т.е. насколько часто возникают подобные затруднения).
Для оценивания стрессоров используется 9-бальная шкала: 1-3 балла соответствуют низкому, 4-6 баллов – умеренному, 7-9 баллов – высокому уровню выраженности влияния ситуации на возникновение стресса.
Обработка результатов опросника включает несколько этапов:
1.Подсчет веса каждого стрессора, который равен произведению силы и частоты по каждому пункту методики;
2. Анализ «профиля» стресса и выделение 3-х основных стрессоров, получивших максимальное значение по весу.
Приложение 5
Определение 3 приоритетных стресс-факторов по каждому респонденту (по наибольшему весу)
№ респондента |
№ стресс-факторов имеющих наибольший вес |
1 |
28, 7, 30 |
2 |
15, 5, 28 |
3 |
19, 15, 30 |
4 |
28, 15, 24 |
5 |
8, 19, 30 |
6 |
3, 28, 30 |
7 |
13, 22, 19 |
8 |
5, 15, 24 |
9 |
19, 16, 22 |
10 |
17, 27, 25 |
11 |
30, 8, 5 |
12 |
15, 19, 30 |
13 |
28, 7, 5 |
14 |
15, 19, 22 |
15 |
30, 6, 4 |
16 |
15, 19, 25 |
17 |
24, 15, 8 |
18 |
30, 15, 4 |
19 |
15, 30, 13 |
20 |
2, 8, 19 |
21 |
28, 27, 30 |
22 |
19, 30, 28 |
23 |
8, 30, 19 |
24 |
25, 15, 3 |
25 |
30, 16, 13 |
26 |
17, 15, 8 |
27 |
8, 30, 19 |
28 |
3, 8, 15 |
29 |
28, 24, 29 |
30 |
22, 5, 30 |
31 |
15, 8, 28 |
32 |
2, 21, 30 |
33 |
17, 19, 28 |
34 |
25, 22, 28 |
35 |
30, 19, 17 |
Приложение 6
Экспресс -диагностика стрессогенных факторов
в деятельности руководителя (И. Ладанов, В. Уразаева)[11]
Инструкция: на каждый вопрос возможен один из пяти предложенных ответов: «никогда» — 1 балл; «редко» — 2 балла; «иногда» — 3 балла; «часто» — 4 балла; «всегда» — 5 баллов. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и против каждого вопроса поставьте соответствующий ответ. Затем суммируйте результат ответов.
Сферы рабочих стрессов:
Конфликтность коммуникаций — вопросы 1–3.
Стрессы рабочих перегрузок — вопросы 4–6.
Информационный стресс — вопросы 7–9.
Стрессы «вертикальных» коммуникаций — вопросы 10–12.
ключ
№ вопроса |
Балл |
№ вопроса |
балл |
№ вопроса |
Балл |
№ вопроса |
балл |
1 |
4 |
7 |
10 |
||||
2 |
5 |
8 |
11 |
||||
3 |
6 |
9 |
12 |
||||
Итого |
Итого |
Итого |
итого |
Обработка и интерпретация результатов
1. Суммировать баллы, проставленные за ответы на вопросы с 1-го по 3-й включительно. Результат выше 12 баллов свидетельствует о повышенной конфликтности делового общения — высокой стрессогенности организационных коммуникаций. Стресс-менеджмент должен быть направлен на выявление «слабых звеньев» коммуникаций в организации, обучение эффективному деловому общению управленческого персонала, развитию организационной культуры.
2. Суммировать баллы, проставленные за ответы на вопросы с 4-го по 6-й включительно. Результат выше 12 баллов свидетельствует о наличии психологических перегрузок у руководителя. Рекомендуется обучение тайм
менеджменту, оптимизации рабочих нагрузок и технологиям психической саморегуляции.
3. Суммировать баллы, проставленные за ответы на вопросы с 7-го по 9-й включительно. Результат выше 12 баллов говорит о том, что причиной рабочих стрессов является низкая компетентность, неконструктивная организация работы. Срочно требуется повышение профессиональной квалификации и компетенции. Имеющиеся управленческие проблемы могут быть частично решены с помощью сплоченной команды или рациональных инновационных преобразований.
4. Суммировать баллы, проставленные за ответы на вопросы с 10-го по 12- й включительно. Результат выше 12 баллов свидетельствует о психологической напряженности в отношениях с вышестоящим руководством. В целях снижения стрессогенности в корпоративных отношениях необходима углубленная психодиагностика вертикальных коммуникаций, стилей управления и подчинения, поведенческих моделей и специализированные психологические тренинги, направленные на развитие организационной культур и коммуникаций.
Приложение 7
№ вопроса |
Балл |
№ вопроса |
балл |
№ вопроса |
Балл |
№ вопроса |
Балл |
1-й менеджер |
|||||||
1 |
4 |
4 |
2 |
7 |
4 |
10 |
2 |
2 |
4 |
5 |
2 |
8 |
5 |
11 |
3 |
3 |
5 |
6 |
3 |
9 |
3 |
12 |
4 |
Итого |
13 |
Итого |
7 |
Итого |
12 |
итого |
9 |
2-й менеджер |
|||||||
1 |
3 |
4 |
3 |
7 |
3 |
10 |
4 |
2 |
3 |
5 |
1 |
8 |
2 |
11 |
5 |
3 |
2 |
6 |
4 |
9 |
2 |
12 |
5 |
Итого |
8 |
Итого |
8 |
Итого |
7 |
итого |
14 |
3-й менеджер |
|||||||
1 |
5 |
4 |
3 |
7 |
3 |
10 |
4 |
2 |
4 |
5 |
4 |
8 |
2 |
11 |
2 |
3 |
5 |
6 |
4 |
9 |
3 |
12 |
1 |
Итого |
14 |
Итого |
11 |
Итого |
8 |
итого |
7 |
4-й менеджер |
|||||||
1 |
3 |
4 |
4 |
7 |
3 |
10 |
4 |
2 |
4 |
5 |
5 |
8 |
2 |
11 |
2 |
3 |
1 |
6 |
4 |
9 |
5 |
12 |
2 |
Итого |
8 |
Итого |
13 |
Итого |
10 |
итого |
8 |
5-й менеджер |
|||||||
1 |
3 |
4 |
4 |
7 |
3 |
10 |
4 |
2 |
4 |
5 |
3 |
8 |
2 |
11 |
2 |
3 |
5 |
6 |
4 |
9 |
1 |
12 |
2 |
Итого |
12 |
Итого |
11 |
Итого |
6 |
итого |
8 |
6-й менеджер |
|||||||
1 |
3 |
4 |
4 |
7 |
3 |
10 |
4 |
2 |
2 |
5 |
3 |
8 |
2 |
11 |
3 |
3 |
4 |
6 |
4 |
9 |
3 |
12 |
2 |
Итого |
9 |
Итого |
11 |
Итого |
8 |
итого |
9 |
7-й менеджер |
|||||||
1 |
5 |
4 |
1 |
7 |
2 |
10 |
2 |
2 |
3 |
5 |
3 |
8 |
2 |
11 |
1 |
3 |
5 |
6 |
2 |
9 |
3 |
12 |
2 |
Итого |
13 |
Итого |
6 |
Итого |
7 |
итого |
5 |
8-й менеджер |
|||||||
1 |
1 |
4 |
3 |
7 |
5 |
10 |
2 |
2 |
2 |
5 |
2 |
8 |
5 |
11 |
5 |
3 |
5 |
6 |
5 |
9 |
4 |
12 |
1 |
Итого |
8 |
Итого |
10 |
Итого |
14 |
итого |
8 |
Приложение 8
Опросник «Копинг-стратегии» (Р. Лазаруса)[12]
Испытуемому предлагаются 50 утверждений касающихся поведения в трудной ситуации. Испытуемый должен оценить, как часто данные варианты поведения проявляются у него.
Обработка результатов
1. подсчитываем баллы, суммируя по каждой субшкале:
- никогда – 0 баллов;
- редко – 1 балл;
- иногда – 2 балла;
- часто – 3 балла
2. вычисляем по формуле: X = сумма балов / max балл*100
Максимальный балл по субшкале 18.
Ключ
- Конфронтационный копинг – пункты: 2, 3, 13, 21, 26, 37.
- Дистанцирование – пункты: 8, 9, 11, 16, 32, 35.
- Самоконтроль – пункты: 6, 10, 27, 34, 44, 49, 50.
- Поиск социальной поддержки – пункты: 4, 14, 17, 24, 33, 36.
- Принятие ответственности – пункты: 5, 19, 22, 42.
- Бегство-избегание – пункты: 7, 12, 25, 31, 38, 41, 46, 47.
- Планирование решения проблемы – пункты: 1, 20, 30, 39, 40, 43.
- Положительная переоценка – пункты: 15, 18, 23, 28, 29, 45, 48.
Интерпретация результатов
Описание субшкал
- Конфронтация. Разрешение проблемы за счет не всегда целенаправленной поведенческой активности, осуществления конкретных действий. Часто стратегия конфронтации рассматривается как неадаптивная, однако при умеренном использовании она обеспечивает способность личности к сопротивлению трудностям, энергичность и предприимчивость при разрешении проблемных ситуаций, умение отстаивать собственные интересы;
- Дистанцирование. Преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет субъективного снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в нее. Характерно использование интеллектуальных приемов рационализации, переключения внимания, отстранения, юмора, обесценивания и т.п.;
- Самоконтроль. Преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет целенаправленного подавления и сдерживания эмоций, минимизации их влияния на восприятие ситуации и выбор стратегии поведения, высокий контроль поведения, стремление к самообладанию;
- Поиск социальной поддержки. Разрешение проблемы за счет привлечения внешних (социальных) ресурсов, поиска информационной, эмоциональной и действенной поддержки. Характерны ориентированность на взаимодействие с др. людьми, ожидание поддержки, внимания, совета, сочувствия, конкретной действенной помощи;
- Принятие ответственности. Признание субъектом своей роли в возникновении проблемы и ответственности за ее решение, в ряде случаев с отчетливым компонентом самокритики и самообвинения. Выраженность данной стратегии в поведении может приводить к неоправданной самокритике и самобичеванию, переживанию чувства вины и хронической неудовлетворенности собой;
- Бегство-избегание. Преодоление личностью негативных переживаний в связи с трудностями за счет реагирования по типу уклонения: отрицания проблемы, фантазирования, неоправданных ожиданий, отвлечения и т.п. При отчетливом предпочтении стратегии избегания могут наблюдаться инфантильные формы поведения в стрессовых ситуациях;
- Планирование решения проблемы. Преодоление проблемы за счет целенаправленного анализа ситуации и возможных вариантов поведения, выработки стратегии разрешения проблемы, планирования собственных действий с учетом объективных условий, прошлого опыта и имеющихся ресурсов;
- Положительная переоценка. Преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет ее положительного переосмысления, рассмотрения ее как стимула для личностного роста. Характерна ориентированность на надличностное, философское осмысление проблемной ситуации, включение ее в более широкий контекст работы личности над саморазвитием.
Бланк опросника
-
Кузнецова Е.В., Петровская В.Г. и Рязанцева С.А. Психология стресса и эмоционального выгорания: Учебное пособие для студ. факультета психологии. - Куйбышев, 2012. - с. 12 ↑
-
Самоукина Н.В. Управление без стресса: Учебное пособие. – М.: Негосударственное образовательное учреждение высшего образования Московский технологический институт, 2015. с. 19 ↑
-
Куликов Л.В., Михайлова O.A. Виды трудового стресса / под ред. Прохорова А.О. М.: ПЕР СЭ, 2011. – с. 11 ↑
-
Гринберг Дж. Управление стрессом.; Пер с англ. Мамонтова Е.В.. - СПб.: Изд-во «Питер», 2012. - с.145 ↑
-
Мельник Ю. Управление стрессами. – М.: Профессиональный стресс, 2014. – с. 29 ↑
-
Самоукина Н.В. Управление без стресса: Учебное пособие. – М.: Негосударственное образовательное учреждение высшего образования Московский технологический институт, 2015. – с. 24 ↑
-
Трофимов С. Организационный стресс в эпоху перемен: бороться или управлять? // Коммерческий директор. – 2011. - № 5. С. 24 ↑
-
Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. – СПб.: Питер, 2012. – с. 43 ↑
-
Нестерова О.В. Управление стрессами: Учебное пособие. – М.: МФПУ «Университет», 2012. – с. 87 ↑
-
Белова, О. Стресс-менеджмент // Кадровик. Кадровый менеджмент. — 2009. — № 2. Система ГАРАНТ. — [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://base.garant.ru/5693324/#ixzz3JnaoGtg3 (дата обращения 6.12.2017) ↑
-
Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. – СПб.: Питер, 2012. с.68 ↑
-
Водопьянова ↑