Файл: Финансовая политика и ее реализация в Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основной принцип проведения социальной политики: « Человек сам должен стараться поддерживать и увеличивать свое благосостояние».

К задачам социальной политики можно отнести следующие:

1. Распределение материальных и социальных условий воспроизводства населения, доходов, товаров, услуг.

2. Ограничение масштабности абсолютной бедности и неравенства.

3. Обеспечение материальными источниками существования тем категориям, которые по независящим от них причинам ими не обладает.

4. Расширение сети и улучшение качества транспортных услуг.

5. Предоставление медицинских и образовательных услуг.

6. Оздоровление окружающей среды[7, с.311].

Основные направления социальной политики любого государства: 1) гарантирование минимальной заработной платы и регулирования доходов в целом; 2) обеспечение занятости населения и оказание помощи по безработице; 3) индексация фиксированных доходов и защиту денежных сбережений населения (вклады в банках, государственные облигации, страховые полисы); 4) оказание помощи беднейшим слоям населения; 5) создание условий для самореализации человека, a именно свободный выбор профессии, сферы и места работы, получения желаемого уровня общего и специального образования, материальная поддержка и переквалификация; 6) обеспечение охраны здоровья населения независимо от уровня доходов.

Данная политика охватывает следующие сферы: пенсионную, миграционную, образовательную, здравоохранения, а также др., установленные федеральными законами РФ.

Одним из важнейших факторов, обуславливающих стабильное развитие страны и её регионов, является инвестиционная политика. Инвестиционная политика направлена на привлечение финансовых и материальных ресурсов отечественных и зарубежных инвесторов, а также их рациональное использование в приоритетных отраслях экономики страны.

Инвестиционная политика РФ связана с созданием благоприятных условий для привлечений отечественных и иностранных капиталов в реальный сектор экономики и реализуется на разных уровнях госуправления финансами. Основной задачей данной политики является создание условий для благоприятных инвестиций и постоянного притока капитала в экономику РФ и не допущения утечки капитала [24, с.167].

Термин «Инвестиции» имеет иностранное происхождение. В переводе с английского языка, инвестиции означают долгосрочное вложение капитала в собственной стране или за рубежом с целью получения дохода и социального эффекта. Инвестиции могут быть вложены в проекты, социально-экономические программы, коммерческие предприятия.


Самым распространенным понятием инвестиций, которое встречается чаще всего, является следующее определение: это долгосрочное вложение какого-либо капитала в предприятия различных отраслей, социально-экономические программы, предпринимательские и инновационные проекты, за рубежом или в собственной стране, для достижения полезного эффекта или получения прибыли [24, с.168].

В Федеральном законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ инвестициям дается следующее определение: «Инвестиции – денежные средства, ценные бумаги, в том числе имущественные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта».

Учитывая состояние экономического потенциала и ограниченные внутренние инвестиционные возможности, Россия пытается создать благоприятные рамочные условия для развития инвестиционной сферы, при стабильно увеличивающемся дефиците бюджета Российской Федерации и ухудшающейся геополитической обстановке в мире, развитие региональной экономики России невозможно без привлечения иностранных инвестиций. Для нашей страны наиболее привлекательными являются прямые инвестиции, так как вместе с ними, в страну поступает не только капитал, но и многолетний опыт компаний, инвестирующих в Россию, на мировых рынках. Приток иностранных инвестиций так же позволяет России принимать участие в процессе международной интеграции и будет способствовать нахождению оптимальной ниши во всемирном разделении труда.

Отметим, В.А. Слепов, через выделение интегрального подхода к пониманию сути категории «финан­совая политика», выделяет что она включает только три основных элемента: денежно-кредитную политику, бюджетную политику и политику в сфере регулирования финансового рынка. И каждый из указанных элементов имеет собственную структуру [32, с. 24].

Каждый из видов финансовой политики является достаточно самостоятельным, и как следствие, имеет свои собственные задачи и инструменты реализации (табл. 1).

Таблица 1 – Задачи и инструменты финансовой политики

Вид финансовой политики

Задачи подвида финансовой политики

Инструменты

1. Налоговая политика

Достижение баланса централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов, обеспечение условий для использования финансовых ресурсов децентрализованного типа на реализацию целей социального и экономического развития страны.

  • введение налогов;
  • установление ставок дифференцированного характера;
  • установление дополнительных льгот по налогам;
  • определение сроков уплаты налогов;
  • изменение сроков уплаты налогов.

2. Бюджетная политика

Создание рационального распределения и использования финансовых ресурсов централизованного типа.

  • рассмотрение направлений расходов средств бюджета;
  • выделение финансовой помощи в виде дотаций, субвенций, субсидий;
  • предоставление государственных гарантий;
  • привлечение бюджетных кредитов, кредитов от кредитных организаций;
  • реализация эмиссии ценных бумаг.

3. Инвестиционная политика

Обеспечение стимулирования и регулирования деятельности инвестиционного характера, создание предпосылок для повышения уровня активности инвесторов.

-предоставление налоговых льгот инвесторам;

  • реализация государственных гарантий;
  • осуществление капитальных расходов;
  • выделение субвенций.

4. Ценовая (тарифная) политика

Организация процесса регулирования тарифов посредством учета региональных специфических особенностей.

  • выделение субвенций;
  • установление льгот дополнительного характера;
  • регулирование тарифов.

Таким образом, значение компонентов финансовой политики довольно существенно. Основные составляющие проводимой в настоящее время в России финансовой политики – институты бюджетно-налогового направления. С помощью их можно обеспечить реализацию и контроль за функциями, которые выполняются государством в ходе проведения финансовой политики.

Финансовая политика, во многом для Российской Федерации носит решающий характер, поскольку в рамках ее мероприятий идет обеспечение формирования финансовой стабильности в стране, а так же эффективные условия для ведения бизнеса.

Глава 2 Реализация финансовой политики в Российской Федерации и направления ее совершенствования

2.1 Реализация финансовой политики России на современном этапе

Финансовая политика государства занимает значительное место в государственной деятельности и является основополагающим элементом в системе управления финансами.

Начиная с образования Российской Федерации, грамотно составленная финансовая политика позволяла минимизировать потери от дефолта и финансовых кризисов. То, что мы видим в последнее время финансовый кризис, а также санкции ЕС, продуктовое эмбарго, стремительное падение цен на нефть: всё это, несомненно, негативно сказывается на экономике Российской федерации. Негативными последствиями стало резкое падение курса рубля, быстрое увеличение инфляции, рост безработицы, уменьшилось ВВП, повысилась ключевая ставка на 7% годовых. Лишь грамотные мероприятия финансового регулирования способны минимизировать негативные последствия на экономику [14, c.8].

Для правильного функционирования экономики государства необходимо проведение сбалансированной финансовой политики в рамках экономики страны.

Реализация стратегических целей про­рывного научно-технологического и соци­ально-экономического развития страны, заявленные в Указе Президента Россий­ской Федерации от 07 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» требует поиска дополнительных финансовых ресурсов и перераспределения средств федерального бюджета на реализацию приоритетных на­циональных проектов. В данных обстоя­тельствах федеральный бюджет необхо­дим не только для аккумулирования фи­нансовых ресурсов государства и исполь­зования средств на выполнение основных функций органов государственной власти федерального уровня. Оценивая бюджет центрального правительства, необходимо помнить, что он является одним из основ­ных инструментов, обеспечивающих реа­лизацию принятой экономической полити­ки. Согласно Основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно­тарифной политики на 2019 год и на пла­новый период 2020 и 2021 годов, необхо­димым условием достижения целей эко­номической политики, а именно устойчи­вого экономического роста и роста инве­стиционной активности, является обеспе­чение макроэкономической стабильности путём создания и поддержания устойчивой и сбалансированной бюджетной системы [6]. В разработанных министерством финансов основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на пла­новый период 2020 и 2021 годов закладываются программа бюджетной консолидации, которая предполагает неповышение уровня налоговой нагрузки для добросовестных налогоплательщиков, обеление экономики, увеличение прибыли от использования государственных активов и повышение эффективности бюджетных расходов. Между тем в программном документе приводится ряд внешних и внутренних условий влияющих на развитие экономических процессов:


-снижение темпов роста мировой экономики;

-предполагаемая стабилизация цены на нефть на уровне 40-45 долларов США за баррель;

-ужесточение условий внешних заимствований;

-сложная демографическая ситуация, заключаемая в значительном снижении численности трудоспособного населения, и напротив увеличения численности граждан старше трудоспособного;

-недостаточный уровень инвестиций в российскую экономику;

-низкая эффективность деятельности государственных компаний.

Основные направления совершенствования в сфере финансовой политики на период 2019-2021 года были сформированы на основе прогнозов экономического и социального развития каждого региона и государства в целом.

Можно выделить такие цели финансовой политики:

  1. Все системы формирования регионов будут сбалансированы для эффективной работы.
  2. Обеспечение социальной поддержкой некоторых категорий граждан.
  3. Снижение расходов на отрасли промышленного хозяйства, которые не приносят ощутимых доходов.
  4. Полноценное финансирование больниц, учебных заведений и других государственных учреждений.
  5. Формирование новых видов управления бюджетом страны.
  6. Обеспечение открытого распределения доходов и прозрачной бюджетной системы страны.
  7. Создание единой информационной системы управления финансами государства.

Задачей государства выступает сокращение расходов на неэффективные отрасли хозяйства и более эффективное использование бюджетных средств.

Финансовая политика 2019-2021 годов подразумевает оценку эффективности работы всех органов местного самоуправления в регионах. Задачей работников таких органов является обеспечить сбалансированность положенного им бюджета.

Таким образом, нынешняя система политики бюджета страны требует четкого контроля и координации, создания действующей стратегии. Такие стратегии уже составляются всеми муниципальными органами регионов и городов. Для эффективного ведения такой политики, необходимо совершенствовать механизмы финансового обеспечения работы всех государственных организаций.

Ключевой проблемой финансов в правовом и экономическом плане является роль государства в денежно-кредитном регулировании и обеспеченность данного регулирования бюджетной системой. Функционирование бюджета и денежно-кредитная политика выражают особые сферы экономики, требующие государственного управления.

Предпосылкой для государственного кредита выступает тот факт, что государство как обладатель свободных денежных средств, готово их одолжить. Но государство представляет собой особый хозяйствующий субъект, его деятельность связана бюджетным методом ведения государственного хозяйства.


При этом государство скорее стремится к созданию благоприятных условий, для наличия возможности кредитования со стороны иных частных субъектов - банков. В связи с этим бремя осуществления денежно-кредитной политики от лица государства возлагается на Центральный банк Российской Федерации [18, с.3388].

В текущих основных направления денежно-кредитной политики особое внимание уделено:

-трансмиссионному механизму, связанному с воздействием на процентные ставки в банковской системе путем постепенного снижения ключевой ставки, позволяющего вовлекать больший объем денежных средств в экономику. Данному результату способствуют более привлекательные ставки по кредитам и менее выгодные ставки по вкладам, что в свою очередь должно побуждать к использованию имеющихся у граждан денежных средств а не к их накоплению и сохранению;

-таргетированию инфляции, заключающемся в установлении и удержании уровня инфляции в размере 4%. Указанный процент приводится как оптимальный для развивающейся экономики Российской Федерации, и после высоких инфляционных показателей и завышенных инфляционных ожиданий на первый план выходит именно сохранение указанного уровня и его стабилизации. Более низкий процент, по мнению экспертов, может только ухудшить ситуацию, ввиду значительного уровня инфляционных ожиданий населения, и приведет к дефляционным направлениям в экономике, что иногда даже страшнее для экономических процессов, чем высокий рост цен;

-снижению инфляционных ожиданий населения, которое предполагается осуществлять за счет повышения доверия населения к действиям Банка России, через полное и доступное отражение информации о проводимой денежно­кредитной политике, в том числе по снижению процентных ставок [6, с.109].

Также большое значение для развития экономического направления наравне с денежно-кредитной политикой, регулирующей существующий оборот денежных средств имеет налоговая политика, как один из основных инструментов пополнения бюджета.

Правительством при подготовке основных направлений налоговой политики установлено решение следующей задачи - увеличение роста собираемости налогов и одновременное снижение административной нагрузки на добросовестный бизнес, через налоговое администрирование. Данный термин в науке рассматривается в двух аспектах. Так в узком смысле налоговое администрирование представляет собой деятельность налоговых органов по осуществлению контроля за соблюдением налогового законодательства организациями и физическими лицами, в широком смысле - это обеспечение взаимодействия всех участников налоговых правоотношений, вследствие которого усиливается их интеграция и эффективность функционирования налогового механизма.