Файл: Финансовая политика и ее реализация в Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 75

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Приоритетами налоговой политики являются:

  1. Создание новых производств.
  2. Стимулирование инвестиций в налоговую сферу.
  3. Проведение антикризисных налоговых мер.
  4. Поддержка объектов малого и среднего бизнеса.

Налоговая политика, которая затрагивает доходы этой сферы, направлена на увеличение поступления средств в бюджет от физических и юридических лиц.

Налоговая политика также направлена на такие действия:

  • Оформление льгот по налогам некоторым категориям населения.
  • Улучшение системы администрирования налогов бюджета.
  • Налогообложение имущества физических лиц возможно только после выявления кадастровой стоимости.
  • Обеспечение роста общего объема заработной платы в регионах.
  • Легализация любой незарегистрированной предпринимательской деятельности.
  • Борьба с населением, которое осознанно уклоняется от уплаты налогов» [32, с. 28].

В условиях постоянного бюджетного дефицита решающее значение имеет проводимая в рамках бюджетной деятельности долговая политика государства. Рассматривая вопрос о правовом регулировании государственного долга, следует отметить наличие двух основных подходов к его сущности. Так в соответствии с первой «негативной» теорией наличие долга сковывает и ухудшает проводимую бюджетную политику, усиливается имеющееся национальное бремя. Вторая, «позитивная» теория говорит о том, что финансирование расходов при помощи кредита, напротив рекомендуется, позволяет достигнуть распределения инвестиционной нагрузки и избежать повышения налогов.

Государственный долг органически связан с финансовой системой практически всех государств. В связи с чем, особое значение приобретает приоритеты долговой политики.

Учитывая наличия долговых обязательств, Министерство финансов периодически разрабатывает долговую политику. В настоящий момент основные направления долговой политики разработаны на период 2017-2019 годы. Особенностью текущей политики является то, что Российское государство разместило два транша среднесрочных еврооблигаций со сроком погашения в 2026 году, ориентирована на американских и европейских инвесторов. Кроме того перспективным является размещение на Московской бирже облигаций федерального займа, ориентированных как на российских так и на зарубежных инвесторов. При этом основными держателями облигаций федерального займа на текущий момент являются российские кредитные организации (более 58%).

Таким образом, правовое регулирование данных активов на текущем этапе заключается в обеспечении финансовых интересов Российской Федерации как заёмщика на международном финансовом рынке. Очевидно, что государство может иметь долг на разумных условиях, позволяющих сохранять суверенитет и авторитет со стороны кредиторов. При этом долговременная ориентация долговой политики позволяет избежать ее подчиненность решениям текущих бюджетных проблем.


2.2 Основные направления развития и совершенствования финансовой политики России

Финансовая политика Российской Федерации в настоящее время отталкивается от текущей экономической ситуации. Изменения внешних и внутренних факторов, включая динамику цен на нефть и другие товары российского экспорта, сохраняющееся геополитическое напряжение, продолжение действия экономических санкций в отношении России, отток капитала, все это свидетельствует о необходимости учета данных факторов при разработке и реализации финансовой политики.

В условиях не простой экономической ситуации, наиболее отчётливо проявилась необходимость формирования эффективной, устойчивой, вполне независимой национальной экономики. Чтобы экономика России стала таковой недостаточно накапливать национальные страховые резервы. Резервы способны лишь временно приостановить падение.

Для совершенствования финансовой политики, необходимо использовать различные экономические рычаги, действие которых должно быть направлено на:

  • рост отечественного производства;
  • снижение зависимости от цен на нефть;
  • стабилизацию спроса и предложения;
  • снижение ставок на пользование кредитами;
  • расширение системы прямых расчетов между государствами, минуя доллар;
  • развитие банковского сектора и собственных платежных систем;
  • совершенствование механизма налогообложения добывающих отраслей;
  • совершенствование правового механизма пользования недрами.

Для решения проблемы недостаточного спроса предлагается следующее решение.

Искусственное стимулирование спроса может быть уместно при перепроизводстве в национальных масштабах. При низкой конкурентоспособности отечественных товаров стимулирование спроса способствует увеличению закупок преимущественно импортных товаров, росту цен на товары без улучшения их качества, а значит без инновационного развития, а также гарантирует сбыт монопольным производителям, нежелающим видеть новых конкурентов на рынке импортозамещения. Стимулирование спроса без создания новых производителей ещё больше развращает монополистов, позволяет им повышать цены вне конкуренции, что приводит к росту инфляции и обнищанию населения, задержке инновационного развития. Такая финансовая политика усиливает дисбаланс между спросом и предложением, углубляет проблему [17, с. 16].


Без создания новых производств не представляется возможным решение проблемы импортозамещения. В соответствии с известными законами рынка спрос и предложение должны быть уравновешены.

В этих условиях нужно стимулировать предложение, восстанавливать и расширять конкурентоспособное производство, что ведёт к появлению новых производителей, конкурирующих между собой в достижении наивысшего качества и в инновационных достижениях, так как из множества конкурирующих производителей, наибольший сбыт будет обеспечен передовым производствам с высоким качеством и невысокими ценами. В свою очередь, появление новых производителей создаёт новые рабочие места, на которых работники получают новые зарплаты, что само по себе усиливает спрос и потребление на внутреннем рынке. Кроме того снижение цен также увеличивает спрос. Таким образом, решается проблема спроса и предложения естественным путём на основе рыночных законов через снижение цен, а не повышение инфляции [17, с. 18].

И так, в условиях недостаточно развитого стимулирование предложения или спроса приводят к последствиям, представленным в таблице 2.

Таблица 2 – Последствия регулирования спроса и предложения в условиях не вполне конкурентоспособного производства Российской Федерации

Меры финансовой политики

Возможные последствия

Искусственное стимулирование спроса

Рост продажи импорта при вытеснении отечественных производителей, усиление монополизации экономики, рост инфляции, девальвация и обнищание граждан

Стимулирование предложения

Создание рабочих мест с соответствующей заработной платой (что формирует спрос), рост изобилия, снижение цен (что также повышает спрос), сокращение инфляции, улучшение качества и повышение конкурентоспособности производств

Рассмотрим подробнее возможности решения проблем, подъёма отечественного производства. Необходимым условием такого подъёма является повышение инвестиционной привлекательности российской экономики на основе формирования конкурентных преимуществ. Для этого необходимо, чтобы цены на топливно-энергетические ресурсы (ТЭР) в стране стали на столько низкими, чтобы с гарантированным запасом покрывать затраты, связанные с суровыми климатическими условиями РФ. Имеется несколько способов снижения цен на ТЭР внутри страны (рис.3).

Рисунок 3 – Повышение инвестиционной привлекательности экономики России посредством создания конкурентных преимуществ


Например, экспортные пошлины на нефть, газ должны стать выше на столько, чтобы добывающим компаниям выгоднее было продавать ТЭР на внутреннем рынке, чем экспортировать. Приток ТЭР на внутренний рынок приведёт к снижению цен на них для российских производителей. Размер пошлины должен повыситься до такой величины, чтобы цены на ТЭР на территории России снизились до уровня, компенсирующего отрицательные климатические факторы для инвесторов.

Второй способ – ввести государственные квоты на обязательную продажу добывающими компаниями нефти и газа на российском рынке по ценам, установленным государством. Размер их снижения также должен с запасом компенсировать отрицательные климатические факторы для инвесторов на территории России.

Третий способ – полная национализация добывающих отраслей и установление внутренних цен государством на столь же низком уровне.

Это позволит создать конкурентные преимущества в российской экономике и повысить инвестиционную привлекательность экономики, что необходимо для импортозамещения, и особенно для реального подъёма отечественного производства сельскохозяйственной и промышленной продукции [24, с. 169]. Такая политика вернёт населению России национальные богатства добывающих отраслей, когда эти богатства в первую очередь будут служить благосостоянию Российской федерации, а не импортёрам российских ресурсов. Не стоит удовлетворяться расточительностью, опустошением недр от увеличения продаж отечественного сырья за рубеж. Важно сохранять природные ресурсы посредством экономии экспортных поставок в большей степени, чем во внутреннем потреблении.

С этой целью важнейшим показателем эффективности использования отечественного сырья следует считать достижение наилучших результатов в виде роста ВВП при наименьшем расходовании топливно-сырьевых ресурсов (особенно на экспорт).

Для решения второй проблемы и обеспечения импортозамещения и подъёма российских производств до мирового уровня необходимо максимальное снижение процентных ставок за кредит для производителей с помощью государства. Необходимо создать льготы для производителей промышленной и сельскохозяйственной продукции, особенно для вновь открывающихся производств. Чем ближе ставка кредитования к нулю, тем благоприятнее финансирование развития производств. Известно, что в Японии ставки кредитования приближены к нулю.

Новые производства не могут появляться и без снижения процентов за пользование кредитами. Кроме этого замена доллара США и евро валюты драгоценными металлами в золотовалютных резервах страны, а в денежном обращении – рублём, золотом, согласованными полноценными валютами, необходимы для освобождения России от давления американской и европейской валют, которые не могут считаться устойчивыми и свободно конвертируемыми из-за их необеспеченности соответствующими активами при наличии чрезмерной внутренней задолженности [17, с.29].


Без указанных мер не представляется возможным действительное решение проблемы импортозамещения и реализация эффективной финансовой политики России в будущем.

Выделим, основные пути решения выделенных проблем (табл. 3).

Таблица 3 – Повышение инвестиционной привлекательности экономики России посредством создания конкурентных преимуществ

Проблема

Пути решения

Результат

Недостаток спроса в настоящее время вызван приостановкой ряда производств со снижением их платежеспособности из-за «санкций» от США и ЕС.

Наша экономика испытывает именно недостаток конкурентоспособных отечественных производств, а не спроса как такового.

Высокие процентные ставки за пользование банковским кредитом делают невозможным развитие бизнеса, открытие новых производств.

Необходимым условием увеличения спроса является повышение инвестиционной привлекательности российской экономики на основе формирования конкурентных преимуществ.

Снижение ставок по кредитам для малого и среднего бизнеса, а также и для населения

Развитие предпринимательства, а также стимулирование производства, что найдет отражения в росте ВВП

Таким образом, выявленные проблемы могут быть решены путем увеличения спроса, через повышение инвестиционной привлекательности российской экономики на основе формирования конкурентных преимуществ. В частности, снижением ставок по кредитам не только для малого и среднего бизнеса, а также и для населения страны.

Отметим, государственная финансовая политика должна быстрее учитывать новые вызовы и формировать упреждающие решения и мероприятия. Это будет решающим и эффек­тивным механизмом государственной политики в финансовой системе страны. При этом должны модернизироваться государственные подходы по финансовому регулированию и стимулированию проведения современных социально-экономических преобразований в стра­не. Такая модернизация финансового механиз­ма обеспечит макроэкономическую стабильность и устойчивость, будет способствовать экономиче­скому развитию страны, применению позитивного потенциала крупного, среднего и малого бизнеса, расширению частной предпринимательской ини­циативы и сохранению социальных гарантий для малообеспеченных слоев общества, а также должна обеспечить экологическую безопасность как новых внедряемых производств и технологий, так и тех, которые действуют в настоящее время.